4 Ответа
Что Вы подразумеваете под термином "обидчивость"? Если это конкретные обиды на конкретных людей, которые причинили их в детстве, то это одно дело. Если Вы постоянно обижаетесь на разных людей по разным причинам, то это другое дело. Хотя эти два варианта могут быть зависимы друг от друга. Детские обиды могут трансформироваться в комплексы, которые дают о себе знать во взрослом возрасте. Разобраться в этом, действительно, может помочь психолог. Но важно обратиться к хорошему психологу, православному. И, конечно же, необходимо приступать к церковным Таинствам - исповеди и причастию. Обида в большинстве случаев - это уязвленная гордыня, соответственно, и бороться с этим надо через покаяние.
Попробуйте начать борьбу не с давних обид, а с теми которые случаются в повседневной жизни. Не позволяйте чувству обиды разрастись в вашем сознании, отсекайте его в самом начале проявления. Постарайтесь не «вспыхивать», а подумать, есть ли на самом деле повод на ответную реакцию. Разум должен преобладать над эмоциями, тогда вам не придется нагружать на себя очередной груз. Можете также проанализировать, что чаще всего вас обижает, и поработать над этим – изменить ситуацию или свое отношение к ней.
Обязательно воцерковляйтесь, потому как без помощи Божией человеку не победить свои греховные привычки.
Обида (злопамятность) – признак гордости и духовной слабости - печаль и горечь в сердце от нанесенного зла или несбывшихся надежд. Обида происходит не от злобы обижающих, но от слабости духа обижаемого. Противоположной обиде добродетелью является кротость; лекарствами – молитва за обидчиков и воспоминание о том, когда сам обижал других.
Для того чтобы справиться с обидой, в первую очередь нужно понять суть этого чувства. Обида, по словам святых отцов, это затаённый гнев, желание мести. Иначе ее называют злопамятством или памятозлобием. Если обида становится привычной, тем более порабощает сознание человека, то налицо тайное действие страсти гнева.
Как и при борьбе с любой страстью, нужно не просто одолевать в себе греховные стремления (останавливать гневные порывы или пытаться не обижаться), но понимать – а зачем это всё лично Вам?
Для этого в уме нужно держать добродетель, противоположную страсти, и стремиться к ней. В случае гнева это кротость.
«Те, которые веруют, не бывают гневливы и вздорны, но хранят кротость, подражая Господу» (прп. Симеон Новый Богослов).
Зачем нужно быть кроткими? Потому что «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матф.5:5). Если помнить, что кротким необходимо быть для спасения своей души (почитайте о кротости свт.Иоанна Златоуста), и при этом Спасение является Вашей жизненной целью, то отказываться от обиды - то есть от желания обвинять и наказать обидчика будет гораздо легче. Наличие личной и очень желаемой цели – хороший помощник.
Обидчивость и нежелание прощать – это детища гордыни, несмирения. Когда чужие грехи против нас кажутся гигантскими, а свои грехи забываются. И тогда оскудевает любовь к ближнему.
«Каким же образом мы можем стяжать... кротость? Если будем постоянно размышлять о своих грехах, если будем скорбеть и плакать. Душа, погруженная в такое сетование, не может ни раздражаться, ни гневаться» (свт. Иоанн Златоуст).
«Истинно кроткий только преступления заповедей Божиих не может сносить ни в каком человеке; но и при этом он плачет о преступающих сии заповеди и грешащих, и так же искренно, как бы сам грешил» (прп. Симеон Новый Богослов)