-
Наместник, при котором были продолжены труды по восстановлению монастыря в послевоенные годы. С 1942 по 1945 годы он находился в действующей армии, имел ряд наград. После войны был принят в союз московских художников.
Архим. Алипий (Воронов) – достойный последователь преподобного Корнилия, был также строителем, иконописцем, энергичной, деятельной, разносторонней личностью. Он сумел восстановить практически из руин стены, ограждающие обитель, произвел многие другие восстановительные и реставрационные работы, уделял внимание поддержанию иконописной традиции обители, сам писал иконы.
Отец Алипий отличался особой решимостью и силой духа. В одном из Псково Печерских листков говорилось о подготовке к закрытию во времена хрущевских гонений на Церковь Псково Печерского монастыря. Противостал этому при предложении подписать указ наместник монастыря архим. Алипий (Воронов). На глазах у представителя богоборческой власти он, взяв указ в руки, бросил его в пылающий камин. Когда он сжег бумагу о закрытии Псково Печерского монастыря на глазах посланцев, повернулся к ним и сказал: «Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою». И монастырь не был закрыт!
Источник фото: официальный сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
-
Основатель Псково-Печерской обители. Был прозван Шестником, т. е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер.
Общепризнанной исторической датой основания Псково Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона — непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева Ливонского (ныне г. Тарту).Фото: прп. Иона. Фрагмент иконы Псково-Печерских преподобных из Благовещенского храма.
Источник: официальный сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
-
В память о каком событии благодарные печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой «Умиление» во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).
Летом 1581 года стотысячная польско литовская армия двинулась на Псков. 29 октября польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.
5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенского храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.
Чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.
Источник фото: официальный сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
-
Настоящий расцвет обители связан с именем этого игумена.
Наибольшего расцвета Псково-Печерская обитель достигла при прмч. Корнилии, возведенным в сан игумена и избранном настоятелем монастыря в 1529 году. Игумен Корнилий строго осуществлял монашеское общежитие. Число братии при прмч. Корнилии увеличилось от 15 до 200 человек. С начала игуменства прмч. Корнилия усиливается проповедь христианства среди жившей вокруг монастыря чуди, эстов и сету. С 1558 года поле деятельности прмч. Корнилия расширилось в связи с тем, что Иван Грозный начал войну с ливонскими немцами. В качестве миссионера прмч. Корнилий шел в завоеванные города, проповедовал там христианство силою слова и примера, строил храмы.
Прмч. Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую (а также столярную, кузнечную, керамическую и другие хозяйственные мастерские), задачей которой являлось распространение икон среди новообращенных.
Игумен Корнилий воздвиг вокруг всего монастыря массивную каменную стену (из плит). В результате возведения каменной ограды обитель превратилась в грандиозное оборонительное сооружение.Фото: икона прмч. Корнилия из Благовещенского храма. Источник: официальный сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
-
Первой постриженицей обители стала преподобная Васса. Кем она приходилась основателю обители преподобному Ионе?
В XV веке православный люд подвергался жестоким гонениям со стороны немцев латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн (в будущем – прп. Иона) вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове. Здесь он впервые услышал о «Богом зданной пещере». Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженицей обители.
Источник фото: православный портал «Азбука веры».
-
В этом храме находится рака со святыми мощами прп. Симеона Псково Печерского. А справа от раки с мощами прп. Симеона — почитаемая икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
Сретенская церковь была устроена во второй четверти XIX века, в бывшей трапезной. Храм одноглавый, двухъярусный. Из почитаемых икон в Сретенской церкви находится еще одна чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».
Источник фото: официальный сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
-
Главный и древнейший соборный храм монастыря.
Главный и древнейший соборный храм монастыря освящен в честь великого праздника Успения Божией Матери. Первоначально на этом месте прп. Ионой была ископана небольшая церковь, освящение которой состоялось 15(28) августа 1473 года, в день Успения Пресвятой Богородицы. Так в 1473 году было положено основание Псково Печерского монастыря. С этого года исчисляют историю обители.
Источник фото: официальный сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
-
В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры, написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. О каком царе идет речь?
Обагренная кровью прмч. Корнилия дорожка, по которой царь Иван IV Грозный нес безжизненное тело к церкви Успения Божией Матери, в память этого события названа «Кровавым путем». Свидетельством раскаяния царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины прмч. Корнилия и, как утверждают, именно в память этого мученика.
В монастырской повести о причинах мученической кончины прмч. Корнилия ничего не сообщается. В народе распространено предание о том, что это произошло за самовольное построение вокруг монастыря каменной ограды. Но вряд ли игумен Корнилий строил ее без ведома царя. Вероятно, что Грозный велел ему соорудить небольшую стену, а увидев надежную каменную крепость, разгневался и заподозрил измену.Фото: встреча игуменом Корнилием царя Иоанна Грозного.
Источник: официальный сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
-
Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в послевоенные годы, впоследствии ставший Патриархом Московским и всея Руси.
Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1953 гг., а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси.
Церковный писатель Р. Днепров так рисует картину монастырской жизни этого периода на страницах Журнала Московской Патриархии: «Архимандрит Пимен, наместник монастыря — достойнейший преемник епископа Владимира, которому досталось в трудный удел восстанавливать монастырь, значительно пострадавший от фашистских бомбардировок. За три последних года, при новом наместнике, обитель еще больше благоустроилась. Сам отец Пимен по монастырскому счету «очень молод», — ему всего сорок два года. Родился он в интеллигентной семье, сын инженера, окончил светскую школу — литературовед, а вместе с тем и знаток живописи, и сам любитель-художник, изограф.
Авторитет его среди братии очень высок. Рачительный хозяин, он неутомим, его видишь, кажется, одновременно во многих местах обширного монастырского хозяйства, где в каждую малую подробность вникает он со всей тщательностью. Служения его отличаются исключительной торжественностью, строгостью и многолюдством. В личном общении он покоряет приветливостью, доброжелательностью, сердечностью».
Источник фото: официальный сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
-
Наместник монастыря, управляющий монастырем в трудные годы гитлеровской оккупации.
В первый год Великой Отечественной войны настоятелем монастыря был назначен отец Павел (Горшков). В военный период игумен Павел не только совершал Богослужения и проповедовал, трудился по хозяйству монастыря, но самое главное — помогал военнопленным и престарелым. Игумен Павел (Горшков) посетил сто деревень и сто школ и произносил там проповеди. Он вспоминал: «Мне было до слез больно, я боялся и считал, что детей без Бога оставить нельзя».
Есть свидетельства и о том, что в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики. Один из них (Сергей Яковлевич Новиков) при посещении обители в 1984 году лично подтвердил этот факт.
Благодаря избранной им тонкой и умной линии поведения с оккупационным режимом, сохранилась обитель со всеми ее ценностями и святынями, сохранилась братия.
23 октября 1944 года 77-летний игумен Павел был арестован НКВД по обвинению в шпионаже и сотрудничестве с гитлеровцами. Осужден на 15 лет концлагерей, скончался 6 июля 1950 года в лагерной больнице Сиблага (Баинское отделение). Игумен Павел был реабилитирован 14 марта 1997 года.
Источник фото: официальный сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
-
К концу 20 х годов ХVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: учрежден чин церковной службы по преданию древних монастырей, богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. По образцу какого монастыря был составлен общежительный устав обители?
Общежительный устав обители был составлен по образцу Киево-Печерской лавры. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.
Фото: Псково-Печерская обитель — дом Пресвятой Богородицы. Икона конца XVIII века из Никольского храма. Источник: официальный сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
-
В 1521 году монастырь обрел эту чудотворную икону.
Икона Успения Божией Матери в житии (с житийными клеймами) была написана иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских «торговых людей» Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители). С 1523 года эта икона стала прославляться многими чудесами.
Источник фото: официальный сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Вы правильно ответили на вопросов из . В этой викторине есть ещё 13 вопросов.
Выразить благодарность создателям сайта и этой викторины вы можете посредством публикации ссылки на неё в социальных сетях.
Спаси Бог!
Комментировать