-
1. Какое место в перечне особых греховных страстей, представленных свт. Игнатием (Брянчаниновым), занимает «сребролюбие»?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями.Комментарий:Впервые восьмеричная схема страстей встречается в трудах Евагрия Понтийского, который в «Слове о духовном делании» пишет: «Есть восемь основных помыслов, которыми объемлются все [другие] помыслы. Первый помысел — чревоугодия, а за ним [следует] помысел блуда; третий — сребролюбия; четвертый — печали; пятый — гнева; шестой — уныния; седьмой — тщеславия, а восьмой — гордыни».
-
2. Страсть сребролюбия выражается в ненасытном желании увеличения...
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2Верно!Комментарий:Страсть сребролюбия состоит в ненасытном увеличении количества денег и других материальных благ.
-
3. Противоположная сребролюбию добродетель.
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: НестяжаниеКомментарий:Противоположной по отношению к сребролюбию добродетелью является нестяжание, а хорошим средством против него - дела милосердия, благотворительности.
-
4. Против каких заповедей декалога грешат люди, подверженные страсти сребролюбия?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №2,8,10Верно!Материалы для изучения: Заповеди БожииКомментарий:Для человека, подверженного страсти сребролюбия, материальное богатство является кумиром. Сребролюбец грешит против заповеди о несотворении кумира. Сребролюбие – нарушение второй заповеди, одна из форм идолопоклонства. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24), то есть богатству. Нередко, движимый страстью сребролюбия грешник, нарушает и другие заповеди декалога, например, «Не укради» (8) и «Не пожелай ничего чужого» (10).
-
5. Что из перечисленного служит непременным признаком сребролюбия?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Обладание богатством не является безусловным признаком сребролюбия. В то же время немало сребролюбцев встречается и среди нищих людей. Бедный может боготворить какую-то копеечную вещь, трепетать перед своими небольшими накоплениями, завидывать чужому богатству.
-
6. Грех ли тратить деньги на любимое занятие, увлечение?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Такие траты не будут расцениваться как грех при выполнении, в частности, следующих условий: любимое занятие, хобби не является богопротивным; христианин занимается им не в ущерб (и, конечно же, не вопреки) христианскому деланию.
-
7. Какие формы неуверенности могут способствовать развитию страстного стремления к накопительству?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2,3Верно!Комментарий:Развитию страстного стремления к накопительству могут способствовать неуверенность в завтрашнем дне; неуверенность в истинности слов «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем» (Мф.6:34); неуверенность в том, что «не в деньгах счастье».
-
8. Группа, в которой упомянуты сребролюбивые («обольщённые богатством»), согласно притче о сеятеле.
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Притча о сеятелеКомментарий:«Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф.13:18-23).
-
9. Какие грехи могут способствовать развитию страсти сребролюбия?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2,4Верно!Комментарий:Святитель Григорий Палама пишет: «Страсти, порождаемые сребролюбием, делают трудно победимым неверие в Божественное Промышление. Неверующий в это Промышление опирается на богатство своею надеждой…» Святитель Феофан Затворник предостерегает: «Не богатство - беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и бывает богат. Кто на единого Бога уповает и прилепляется к Нему всем сердцем, тот богат Богом. Кто на что другое уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот этим другим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царство Божие».
-
10. Что такое любостяжание?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №3,5,6Верно!Материалы для изучения: ЛюбостяжаниеКомментарий:Любостяжа́ние — алчность к приобретению материальных благ; чрезмерное попечение о богатстве; забота о земных благах сверх необходимого для жизни в ущерб правильным отношениям с Богом и ближними. Нередко рассматривается как разновидность страсти сребролюбия.
-
11. «Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили царство небесное», - пишет преподобный Иоанн Лествичник. Кто из евангелистов сообщает о приношении бедной вдовы, пожертвовавшей в сокровищницу Иерусалимского храма всё, что она имела?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №2,3Верно!Комментарий:Апостол Марк: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Мк.12:41-44).
Лука: «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание своё, какое имела» (Лк.21:1-4). -
12. Какое из перечисленных значений подходит к древнерусскому слову «мшел», от которого образовано слово «мшелоимство»?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №2Верно!Материалы для изучения: МшелоимствоКомментарий:Слово «мшелоимство» происходит от древнерусского «мшель» - мзда, корысть, прибыль.
-
13. Вставьте слова, пропущенные в приведенном высказывании прп. Порфирия Кавсокаливита: «То, пойдём ли мы в рай или в муку, зависит не от того, сколько у нас денег, много или мало, а от того, …
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Преподобный Порфирий Кавсокаливит учит: «То, пойдём ли мы в рай или в муку, зависит не от того, сколько у нас денег, много или мало, а от того, как мы употребим то, что имеем. Деньги, имения и все материальные блага не наши, они Божии, а мы ими только заведуем. Бог потребует от нас отчёта, до последней нашей копейки, в том, как мы ею распорядились, согласно ли Его воле или нет».
-
14. Что такое лихоимство?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Лихоимание, лихоимствоКомментарий:Лихоимство, лихоимание – чрезмерная алчность к приобретению материальных благ за счёт обирания людей; деяние, соответствующее этой форме алчности; греховная «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (Св. Феофан Затворник).
-
15. «Корень всех зол есть сребролюбие» - кто автор этого высказывания?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Толкование на 1Тим.6:10Комментарий:Апостол Павел: «Корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6:10).
-
16. Продолжите фразу (Пс.61:11): «Когда богатство умножается, ...
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Толкование на Пс.61:11Комментарий:«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61:11).
-
17. Что такое cкверноприбытчество?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: СкверноприбытчествоКомментарий:Скверноприбы́тчество – получение дохода, прибыли, наживы скверным, греховным путем.
-
18. Страсти сребролюбия могут быть подвержены:
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2,3Верно!Материалы для изучения: Шеховцова Л. Ф. Преодоление страсти аскетическими и психологическими методамиКомментарий:Внешний факт обладания даже большим имуществом сам по себе ещё не говорит о присутствии в обладателе страсти корыстолюбия, и, наоборот, полная нищета иногда таит в себе самое сильное ее господство. По этому поводу примечательны слова святителя Тихона Задонского: «Нищий хотя бы ничего у себя бы и не имел, но имеет к богатству любовь, истинный есть сребролюбец. И потому не тот, кто много имеет, но кто много желает, и не тот, кто богат, но кто к богатству сердцем прилепляется, порочится. Многие были, как и ныне имеются, богатые и славные, но Богу угодили и потому сребролюбцы не были. Сребролюбец угодить Богу не может, ибо не Богу, но своей страсти угождает».
-
19. Что из перечисленного следует делать сребролюбивому человеку, который осознаёт свой грех и намерен преодолеть его?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,3,4,6,7Верно!Комментарий:«Болезнь сребролюбия, принятая однажды, с большим трудом изгоняется», пишет прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Для того, чтобы искоренить в себе страсть сребролюбия, важно бороться с самыми помыслами, а не только с «делами сребролюбия».
Также необходимо взращивать в себе добродетели, противоположные сребролюбию (милосердие к нуждающимся, щедрость, бескорыстие), вырабатывать равнодушие к богатству и нежелание стяжания, ревнование о духовных благах и дарованиях, а не о тленном земном имуществе, стяжать страх Божий, возгревать в себе любовь к Богу и ближним.
Следует молить Бога о помощи и участвовать в церковных Таинствах - Покаяния и Причащения. -
20. Страсть сребролюбия преодолевается...
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: СинергияКомментарий:Исцеление от греховных страстей осуществляется в соработничестве (синергии) человека и Бога.
-
21. О ком апостол Павел говорит: «Должен быть ... не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив...»?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: См. Толкование на 1Тим.3:3Комментарий:В приведённом стихе апостол Павел подчёркивает, что епископ должен быть не сребролюбивым человеком (См. 1Тим.3:1-7).
-
22. Библейский персонаж, который помыслил дар Божий получить за деньги.
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Симон Волхв «волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого» (Деян.8:9). Апостол Филипп обратил в христианство и крестил многих жителей города, среди которых был и Симон. Когда в город прибыли апостолы Пётр и Иоанн, Симон был удивлён тому, как они передают людям Святой Дух через возложение руки, и он предложил деньги в обмен на эту силу, на что Пётр призвал Симона покаяться в грехах и помолиться (Деян.8:17—24). Благодаря этому сюжету возникло выражение «симония» — продажа таинств и санов.
-
23. Сребролюбивая супружеская пара, о которой говорится в книге Деяний святых Апостолов.
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Ана́ния и Сапфи́ра — персонажи книги Деяний святых Апостолов. В конце 4 главы рассказывается о массовом добровольном отказе от личной собственности в общине первых христиан и добровольной передаче всех средств на общие нужды. В начале 5 главы повествуется, как член первохристианской иерусалимской общины Анания и его жена Сапфира предприняли попытку обмануть апостолов и утаить часть вырученных средств. Апостол Пётр публично разоблачает обманщиков, которых постигает Божья кара — оба они внезапно умирают, что приводит церковную общину в «великий страх».
-
24. Кто из перечисленных святых относится к бессребреникам?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №2,3,4Верно!Комментарий:Бессребреники - тип святости, характерный для некоторых почитаемых Церковью целителей, помогавших людям бесплатно, во славу Божью. К таким святых относятся свв. Косма и Дамиан, св. Пантелеимон, свв. Кир и Иоанн и др. Также бессребранником именуется человек, не прославленный в лике святых, но отказавшийся от прав на пользование имуществом ради Христа; человек, чуждый сребролюбия; человек, трудящийся во благо людей не ради корысти, но исходя из нравственных побуждений; бескорыстный человек.
-
25. Кто из перечисленных святых является представителем внутримонашеского течения нестяжателей?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Нестяжатели — представители внутримонашеского течения, которые рассматривали монашеский обет нестяжания (один из трёх главных наряду с послушанием и целомудрием) не только как индивидуальный, личный обет каждого монаха, но и переносили его в сферу социального бытия монастыря, и оно перерастало в различные учения, по-разному трактующие источники материального существования монастырей, предназначение и характер поступающих в обители вкладов, прежде всего земельных. Проблема нестяжания (и нестяжательства) — это проблема собственности и богатства, рассматриваемая применительно к монастырской среде. Немалое значение в нестяжании имела и духовная составляющая монашеского подвижничества. Одним из известнейших представителей течения нестяжателей является прп. Нил Сорский.
Нестяжатели были главными оппонентами иосифлян — последователей прп. Иосифа Волоцкого, отстаивавших право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.
Комментировать