Автор-составитель Кузьмина Е.В. (магистр теологии).
-
1. Кто является главным предводителем небесного воинства?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Признание Архангела Михаила (святые отцы видели в Ангеле, явившемуся Иисусу Навину именно его) о том, что он является вождём воинства Господня, представлено в Книге Иисуса Навина (Нав.5:14). В свою очередь это утверждение имеет отражение и в Книге Откровения Иоанна Богослова, где подчеркивается, что во главе небесного воинства архангел Михаил победил «змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну…» (Откр. 12:7-9; 20: 2-3).
-
2. Что может означать (символизировать) оружие, представленное на иконах святых воинов?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2Верно! -
3. Что символизирует (на что могут указывать) изображения копья, встречающиеся на иконах святых воинов?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Копье – напоминает о пронзенном ребре Спасителя: «(…) один из воинов копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19:34).
-
Правильный ответ: №2Верно! -
5. Чья рука с благословляющим жестом изображается в углу икон святых воинов?
Правильный ответ: №1Верно! -
6. Зачем на некоторых иконах святых воинов изображается в углу рука с благословляющим жестом?
Правильный ответ: №2Верно! -
7. Допустимо ли на иконах изображать меч?
Правильный ответ: №3Верно! -
8. На иконах Архангел Михаил, как правило, изображается в…?
Правильный ответ: №4Верно!Материалы для изучения: Иконография Архангела МихаилаКомментарий:Архистратиг Небесного воинства изображается в воинских одеждах — в хитоне и плаще тавлионом. С VII века известны изображения в лоратных одеяниях (в далматике и лоре), в расшитых золотом и камнями сапожках, с лабарумом в руке. В целом тип изображения, где ангелы, облаченные в одежды придворных византийского императорского двора, предстают как стражи Царя Небесного, получает широкое распространение в послеиконоборческую эпоху. (…)
В качестве оружия, как на восточных, так и на западных изображениях, Архангел Михаил имеет меч — либо обычный, либо огненный, иногда — копье или даже меч и копье одновременно. Шлем при этом может отсутствовать. Иногда его заменяет корона — знак власти, которая у других ангелов не встречается. На левой руке у Архангела Михаила изображают иногда щит, на котором могут присутствовать христианские символы — греческая монограмма имени Христа, звезда Давида, к роду которого принадлежит Господь Иисус, крест.
Еще один атрибут католических изображений Архангела Михаила — весы: это знак того, что на Страшном Суде он будет взвешивать дурные и благие поступки каждого человека. Поэтому в чашах весов изображают иногда в одной — уродливого демона (грех), в другой — молящуюся фигурку. С XVIII века эти изображения получили также распространение и в Православной Церкви. Также на Западе распространены изображения Архангела Михаила с книгой — отсылка к строкам Писания о книге за семью печатями, которые будут вскрыты при конце света.
В православной традиции в руках у Архангела Михаила, как и у других ангелов, часто изображают так называемое зерцало — прозрачную сферу, содержащую в себе буквы имени Иисуса Христа или Его изображение. -
9. Что может символизировать щит, шлем, жезл и другие воинские атрибуты на иконах св. воинов?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Из послания к Ефесянам ап. Павла: «Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого: и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:16-17). «Жезл Твой есть жезл справедливости, жезл Твоей власти, Господи», — написано на одной из русских икон Архангела Михаила. Жезлы с крестовым навершием связаны с образом Христа, так как они указывают на жертвенную смерть Христа, Спасение, Искупление, представляют собой символ победы над адом и смертью.
-
10. Неотъемлемой деталью иконографии образа Архангела Михаила являются?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Поскольку архангел — это представитель ангелов, то он всегда изображается с крыльями, что символизирует его «быстролетность», на его голове лента — слухи, что означает остроту слуха на всякое повеление Божие. Конь, радуга и побежденный дьявол также встречаются в иконографии архангела Михаила, но не являются его неотъемлемыми частями.
-
11. Как богословски интерпретируется изображение арх. Михаила как трубящего всадника?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Откровение Иоанна Богослова -
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:Символика сферы (зерцала) имеет несколько трактовок: небесная сфера, символизирующая мироздание; «печать Царя Небесного», зеркало, отражающее Божественный свет (на Которого ангелы не смеют взирать (см., например: Ис.6:1-2)). На иконах периода Средневековья, шар (зерцало) бывает представлен светлым и прозрачным с греческой буквой «Хи» ((...), позже истолкованной как знаменующая имя «Христос») или с греческой монограммой IС ХС (Иисус Христос). На некоторых редких изображениях встречается слово: «СВЯТ».
-
13. В каком чине святости прославлены святые воины, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:«Великомученики (вмч., влкмч.) — святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа, например: св. великомученик Георгий; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие».
-
14. Какие характерные отличительные признаки в изображениях имеют св. вмч. Димитрий Солунский и св. вмч. Георгий Победоносец?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:На разных иконах св. вмч. Димитрий изображается с такими же атрибутами, как и св. вмч. Георгий — крест, щит, копье. В виде всадника, что часто дает повод спутать между собой образы святых воинов. Однако основной отличительной особенностью воинов является прическа. У св. Георгия волосы волнистые, светло-коричневые, а у св. Димитрия — прямые и темные.
-
15. На иконах св. прав. Адмирал Феодор Ушаков держит свиток с надписью, где написано:
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Проверьте себя сами: найдите икону св. прав. Адмирала Феодора Ушакова с развернутым свитком и прочитайте.
-
16. Какой воин по долгу своей службы стал свидетелем крестных страданий распятого Христа и причислен к лику мучеников?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Лонгин СотникКомментарий:Св. мч. Лонгин Сотник, согласно преданию, своим копьем пронзил ребра Спасителю (Ин. 19:34). Он был и свидетелем знамений, происходящих после распятия. В Евангелии говорится: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшие, устрашились весьма и говорили: востину Он был Сын Божий». (Мф. 27:54; Мк. 15:39; Лк. 23:47). Кроме того, он был одним из тех воинов, которые стали свидетелями Воскресения Христова (Мф. 27:63-66). В мученичествах говорится, что Лонгин, уверовав, стал распространять в Капподокии учение о Христе. Когда же об этом узнал Понтий Пилат, то Лонгина казнили усечением головы.
-
17. Что означают слова: Сотник, Стратилат?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:О Сотнике подробнее см.: Библейская энциклопедия.
Стратилат — (греч. stratelates, от stratos войско, и elaino веду). Название некоторых знаменитых греческих вождей.
-
18. Что кроме воинских атрибутов может изображаться на иконах в руках св. воинов?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:В армии Римской империи II — нач. IV вв. служило уже большое количество христиан, о чем косвенно свидетельствует сонм воинов, принявших смерть за веру во Христа Спасителя в периоды гонений. С VIII-IX вв. складывается традиция особого прославления их в чине мучеников, где отличительными особенностями их изображений являлись длинный хитон, накинутый поверх гиматий — плащ и главный символ мученика — крест в руке.
-
19. Какие звери или существа могут изображаться под ногами св. вмч. Димитрия Солунского?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Под ногами св. вмч. Димитрия Солунского, в отличие от св. вмч. Георгия Победоносца кроме дракона, могли быть еще изображения льва, скорпиона или их компоновки. Изображение скорпиона было взято из Жития святого, где говорится, что он, будучи в темнице, крестом умертвил скорпиона. Кроме того изображения этих существ, напоминают о словах 90 псалма: «…на аспида и василиска наступиши, попереши льва и змия» (Пс. 90:13) (самостоятельно найдите изображение иконы из Борисоглебской ц. в Плотниках, Новгород. Кон. XV—XVI вв. (НГОМЗ))
-
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:В подножии св. вмч. Димитрия Солунского или в подножии его коня может изображаться болгарский царь Калоян. Из Жития св. Димитрия известно, что при нападении Болгарским царем Калояном на г. Салоники в XII в., появившийся на стенах города светоносный всадник поразил его своим копьем. В русских житийных иконах XV-XVI вв. такое изображение с пораженным врагом чаще подписывалось как «Победа над Мамаем или Максемианом». Однако изначально это было изображение Калояна.
-
21. Какие два правителя изображены на мозаике кон. X в. в южном вестибюле собора Св. Софии в Константинополе по сторонам от образа Богоматери с Младенцем, слева и права относительно зрителя? Что каждый из них держит в руках?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:На мозаике кон. X в. в южном вестибюле собора Св. Софии в Константинополе изображены слева направо относительно зрителя (молящегося): имп. Юстиниан, строитель собора св. Софии, поэтому в его руках изображен храм, Богоматерь с Младенцем на престоле и Равноап. Константин согласно словам тропаря: «(…) Царствующий град в руце Твоей положи (…)», в его руках изображен г. Константинополь, который он подносит Богоматери.
-
22. Где сохранилась древнейшая композиция утверждения Креста Господня Константином с царицей Еленой?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:С принятием христианства на Руси возводились и расписывались храмы, специально приглашенными для этого дела греческими мастерами, где образы Константина и Елены в росписях становились устойчивым элементом храмовой декорации на столпах и стенах. В росписях Софийского собора в Киеве Михайловского придела (40-е гг. XI в.), сохранилась древнейшая композиция утверждения Креста Господня Константином с царицей Еленой.
-
23. На Руси с раннего времени сформировалась иконография Бориса и Глеба, где:
Правильный ответ: №1Верно! -
24. В каких одеждах, начиная с XVI в., принято было изображать на иконах св. Александра Невского?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Изначально, согласно тому, что князь принял постриг, его писали в монашеском облачении, однако параллельно существовал и другой извод — «княжеский», развитие которого связано с проявленным интересом в XVI веке к генологическому древу русских князей. В то время образы всех русских князей Древней Руси включались в состав особых иконографических программ дворцовых храмов. Например, в Архангельском и Благовещенском соборах Кремля, а также Новоспасского монастыря — усыпальницы Романовых. В Благовещенском соборе Александр Невский изображен в монашеском облачении, а в Архангельском, в слое живописи XVII века, согласно с традицией, иконография княжеского облачения — плащ и шапка.
В 1724 году в связи с указом Петра I мощи Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург и образована Александро-Невская лавра. В этом же году был издан указ Синода — писать Святого не в монашеских одеждах, но великокняжеских. Однако в старообрядческой среде останется традиция изображения Александра Невского в схиме. -
25. Где появились первые иконы св. благ. кн. Андрея Боголюбского?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Долгое время кн. Андрея почитали как местночтимого святого и ежегодно поминали в Успенском соборе г. Владимира, там же появились первые иконы с образом св. Андрея Боголюбского.
-
26. Какой воин изображается на иконах прп. Сергия Радонежского, берущий благословение?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Князь Димитрий Донской издавна почитаем как защитник Русской земли. На иконах прп. Сергия Радонежского изображалось историческое событие, напоминающее о победе над Мамаем на Куликовом поле — благословение Димитрия Донского на битву.
-
27. Какие типы изображений могут быть у св. вмч. Димитрия Солунского?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Типология образов св. вмч. Димитрия Солунского разделена на основные четыре типа, особо акцентирующие внимание на том или ином аспекте образа святого, на том или ином аспекте описания его жизни, опирающиеся на ту или иную иконографическую традицию: мученика, воина, на коне и на троне. Иконография св. вмч. Димитрия Солунского по типу мученика окончательно была сформирована в доиконоборческий период, по типу воина в XI-XII вв., на троне и на коне - к XIV веку.
-
Правильный ответ: №2Верно! -
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Св. вмч. Георгий Победоносец. У него рыжеватые волнистые волосы и нет бороды.
-
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Св. вмч. Димитрий Солунский. У него темные волосы и нет бороды. Под его ногами царь Калоян.
-
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:Св. вмч. Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Лик Феодора Стратилата изображают с раздвоенной на конце бородой и более пышными, иногда волнистыми волосами, закрывающими верхнюю часть ушей: овал лица у него более округлый. Феодор Тирон характеризуется темными, короткими, довольно пышными волосами и небольшой остроконечной бородой.
-
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Великомученик Евстафий Плакида, РимскийКомментарий:На иконе св. вмч. Евстафия Плакиды неотъемлемой частью иконографии является изображение оленя, между рогами которого помещено Распятие. Такой образ основан на событии из Жития святого.
-
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Свв. вмчч. Димитрий Солунский и Георгий Победоносец. Св. вмч. Димитрий имеет темные, более гладкие волосы, св. вмч. Георгий изображается с рыжеватыми и волнистыми.
-
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:Св. вмч. Феодора Стратилата изображают с бородой и более пышными, иногда волнистыми волосами, закрывающими верхнюю часть ушей.
-
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Иконография Архангела Михаила -
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Илия МуромецКомментарий:Для образа прп. Ильи Муромца характерны седая окладистая борода и куколь на голове в виде древнерусского шлема.
-
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:С XIV столетия особо распространяется образ святых благоверных князей Бориса и Глеба совместно с князем Владимиром. (Икона XVII столетия «Святой благоверный князь Владимир, Борис и Глеб со сценами жития»). Примером сохранившегося житийного цикла является знаменитая икона Бориса и Глеба XVI века из Коломны, первой трети XVI в. из Покровского собора «Что на Рву».
К началу XV в. сформировались основные варианты иконографии св. Владимира. Устойчивыми признаками, которых была седина и кудрявая раздвоенная борода.
На Руси с раннего времени сформировалась иконография Бориса и Глеба, где Борис традиционно изображается молодым с небольшой темной бородой и усами. Глеб — совсем юным, безбородым, с длинными локонами, падающими на плечи. Оба одеты в национальные одежды: плащи, круглые шапки окантованные мехом. -
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:На Руси с раннего времени сформировалась иконография Бориса и Глеба, где Борис традиционно изображается молодым с небольшой темной бородой и усами. Глеб — совсем юным, безбородым, с длинными локонами, падающими на плечи. Оба одеты в национальные одежды: плащи, круглые шапки окантованные мехом.
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.
Комментировать