Та́нцы –
1) особые пластические движения, ритмично совершаемые в такт (действительно звучащей или воображаемой) музыке либо ударам (в барабан, бубен и т. п.);
2) вид искусства, в рамках которого через оформленные музыкально ритмические и пластические движения создаётся определенный художественный образ;
3) увеселительное мероприятие, подразумевающее наличие танцевальной программы.
Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать (Еккл.3:4)
Запрещает ли Бог танцевать?
Танцы являются неотъемлемой частью культуры многих народов, этнических групп. Когда именно возникли первые танцы и с какой целью, сказать трудно. С достоверностью можно утверждать лишь то, что они пользовались большой популярностью и в ветхозаветные времена, и во время земного служения Христа (Мф.14:6), и после создания Церкви.
Несмотря на то, что танцы нередко служат предметом для осуждений, как таковые (вне зависимости от обстоятельств их исполнения), их нельзя априори оценивать ни как нечто греховное, ни как нечто благочестивое.
В различных ситуациях танцы могут служить, например, средством: 1) отдохновения (отключения) от забот и насущных проблем; 2) выражения радости и веселья; 3) знакомства, общения; 4) художественного самовыражения; 5) эстетического и физического развития; 6) идеологического воспитания или влияния; 7) вхождения в транс (в шаманизме).
Во времена Ветхого Завета участием в плясках был отмечен такой Божий угодник как царь и псалмопевец Давид (2Цар.6:16). Причем, когда его жена, Мелхола, сочла за нужное высказать ему колкое обвинение, он и не думал оправдываться, но ответил ей встречным упреком: «пред Господом играть и плясать буду» (2Цар.6:21). Правота Давида впоследствии обнаружилась в том, что у Мелхолы, вплоть до конца её жизни, не было детей (2Цар.6:23).
До этого, ещё во времена исхода Израиля из Египта, ликованием женщин, разделивших радость с сестрой Моисея, Мариам, был отмечен чудесный переход через Красное море (Исх.15:20-21). Слово «ликование» (в Синодальном переводе), по соображению толковников, означает «хороводы» и «танцы».
Мыль о хороводах, как о богоугодном проявлении радости, отмечена в пророчестве Иеремии о ниспослании на Израиль Божественных благ: «снова будешь... выходить в хороводе веселящихся» (Иер.31:4).
Наконец, Писание прямо свидетельствует о благоволении Бога к танцам благочестивой направленности: «да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему» (Пс.149:3).
Само собой разумеется, что танцы, направленные на возбуждение или проявление чувственности (скажем, танцы с раздеванием на шесте), а также любые другие танцы, порочащие образ Божий, не могут быть отнесены к богоугодным. Такого рода танцев христианам следует избегать.
Цитаты о танцах
«Танцы, сами по себе, как ритмическое или мимическое выражение жизнерадостности в легких и грациозных движениях тела, не суть предосудительное в нравственном отношении развлечение, в особенности для тех, кто чувствует в себе избыток молодых сил. При условии чистоты и целомудрия танец служит к возвышению чувства юности и относится к поэзии юношеской жизни, причем танцы и вообще приличны более всего юношеству. В этом именно может заключаться их известное и эстетическое, и нравственное оправдание […]
Но есть и такие танцы, на которых протанцовывается всякая добродетель. Коль скоро они делаются лишь символикой половых отношений и к ним примешивается похоть плоти и похоть очей, то в таком случае их надо рассматривать как греховную забаву, противную седьмой заповеди и потому несвойственную истинному христианству».
протоиерей Николай Стеллецкий
Литература по теме
- Танцы, пляска Библейская энциклопедия
- Пляска Библейский словарь
- Танцы Словарь библейских образов
- Танец, пляски, хоровод Библейская энциклопедия Брокгауза
- Чем вызывается отрицательное отношение служителей нашей Церкви к танцам и, в частности, к балету? архиеп. Аверкий (Таушев)
- О танцах свт. Феофан Затворник
- Танец Иродиады свт. Иоанн Златоуст
- Маскарад и танцы прот. Стефан Остроумов
Комментировать