Каково было отношение известных нам святых к войне? Выступали ли они против любых войн? Если они не выступали, то значит ли, что поддерживали? И делает ли это обязанными христиан автоматически поддерживать любые военные операции людей, избранных руководить государственным аппаратом?
Рассмотрим некоторые тезисы отношения святых отцов к современным им войнам.
1. Преподобный Макарий Оптинский, отвечая на вопрос о военных делах, указал, что для христианина важно вести духовную брань: «Спрашиваете меня о военных делах, но я очень мало слышу об этом… Мы же смотрим сами на себя: у нас жестокая война и непримиримая с духами злобы...».
2. Свт. Иоанн Златоуст призывал молиться о прекращении войн: «Покаемся же и своим покаянием склоним Бога к тому, чтобы Он и положил конец войнам, и укротил варваров, и прекратил вражеские мятежи, и дал нам наслаждение всеми благами».
3. Св. праведный Иоанн Кронштадтский считал войны бичом Божьим: «Хотим ли избавиться тягостных и изнурительных войн, будем прилежно упражняться в христианских добродетелях, преимущественно же в христианской любви, которая есть исполнение всего закона христианского, и удаляться пороков: война, как бич Божий, перестанет сечь нас, коль скоро мы исправимся в жизни и будем добродетельны».
4. Святитель Василий Великий отмечал, что «Бог в войнах насылает казни на достойных наказания». Это, конечно, не означает, что враг, нападающий на какую-либо страну, какой-либо народ, всегда действует как Божий угодник. Например, фараон и его войско очевидно были орудием Промысла Божьего, но действовали вопреки Божьей воле. Не исключено, что и обе стороны военного конфликта в той или иной степени пожинают плоды своих грехов.
5. Важно учитывать, что в наше время отсылка на ветхозаветные войны как аргумент в защиту любых современных захватнических войн неуместна, это чистая манипуляция. Мы живём уже в условиях Нового, а не Ветхого Завета, и период теократии (прямого Божественного правления) - в прошлом. Приписывать то, что противоречит Заповедям Нового Завета, исполнению воли Божьей - весьма сомнительно.
Известный канонист Матфей Властарь писал: «...всё евангельское законоположение, возводящее нас в первобытное состояние и призывающее к духовной и, насколько возможно, к лучшей жизни, нигде не одобряет войн и убийствами не позволяет воспрещать распространению зла, как это свойственно было древнему законоположению, но, будучи совершенно противоположно сему последнему, оно и учит противному: ибо некогда Господь, когда ученики Его, воспылав ревностью Фесвитянина, спрашивали Его, не позволит ли Он низвести огонь на Самарян, не принявших их, обратившись к ним, запретил им и сказал: «не весте коего духа есте вы» (Лк.9:55)». (Алфавитная Синтагма Буква Ф, Глава 7-я).
6. Слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13) в приложении к военной службе стали использоваться только к концу первого тысячелетия от Рождества Христова (впервые в житии равноапп. Кирилла, просветителя славян).
7. Рассматривая положительные высказывания отцов о христианском воинском служении, нетрудно заметить, что речь в них шла о «праведной брани», «в защиту правды, веры, Отечества». Отцы различали оборонительные и захватнические войны.
Вот, что говорил о войнах святитель Димитрий Ростовский: «Ибо двоякая бывает война: одна происходит напрасно и несправедливо обижает, а другая защищает себя и других от неправедного вражеского нападения. Неправедная война есть смертный грех, как убийство, и подлежит тому суду, который изрек Бог после потопа: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт.9:6)». (Келейный летописец).
И другие его слова: «Подымать же друг на друга оружие и вступать в брань не есть дело кротости, но ярости, не мира, но раздора, не незлобия, но мщения, не любви, но вражды, и дело такое, горше которого ничего не может быть в поднебесной. Ибо вражда происходит от диавола, который, по словам Христа, «человекоубийца от начала» (Ин.8:44). Зло есть оружие и война, ибо они являются противоположностью заповеди Бога, говорящего: «Не убий» (Исх.20:13). Бог создал человека для того, чтобы он жил, а война лишает его жизни… Мы же скажем кратко, что война есть зло, хотя бы она была и благословенною, и только разве по необходимости может быть доброю: лучше мир и природная кротость человеческого естества».
Далее. Вчитаемся в слова свт. Филарета Московского: «Война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, – в защиту правды, веры, Отечества». И ещё слова святителя: «Если бы на какой дом напали разбойники, кто из семейства, имея силу и возможность, не восстал бы на защиту себя, и своих, и общего достояния? Не с большим ли самопожертвованием должно восстать против врагов, которые на (нашу страну) напали без правды и, нарушив законы честной войны, позволяют себе разбойнические хищения и опустошения?».
Задумаемся над высказыванием преподобного Исидора Пелусиота: «Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное».
8. Достойно замечания, что в прежние времена полнотой внешнеполитической информации обладал правитель (император) и его военачальники, тогда как народу многое, что касалось этой тематики, было неведомо, и если церковный народ доверял государю, то нередко он просто принимал те политические решения, которые исходили от высшего руководства, и не подвергал их критическому исследованию. В те времена государь не выступал по телевизору и не давал интервью с объяснением своих действий. Мы же живём в информационном обществе, когда войны освещаются в «прямом эфире» и, несмотря на пропаганду, имеем возможность оценить военные действия, исходя из знаний церковного учения, прислушиваясь к голосу разума и совести.
9. По поводу войн между христианами церковные писатели высказывались особо. Вот, например, что говорил о таких войнах преподобный Феодор Студит: «Бывает ли что бедственнее, когда христиане друг друга истребляют? Но нам должно молить Бога всегда умиротворять сограждан наших…».
10. Военнослужащие в древности выполняли функции как охраны государства, так и общественного порядка; тогда не было разделения на армию и полицию. В этом можно видеть одну из причин того, почему христиане не выступали против воинского служения. Это воспринималось бы как оправдание христианами беззакония и анархии.
11. Прежние времена были жестокие и грубые, войны шли практически непрерывно, но и наше время не обходится без них. Христос предупреждал, что войны будут продолжаться до конца земной истории. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец (Мк.13:7).
12. То, что этот вопрос стоял на периферии святоотеческой мысли Востока, не говорит о том, что христиане должны поддерживать любые военные инициативы. У нас уже есть «Основы социальной концепции» - соборный документ, определяющий нравственные границы войны, приведём две выдержки из него:
«... существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это: [...]
б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;
в) непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию».
Кроме того в ОСК сказано:
«Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».