Свещено́сец – (букв. носящий свечу, от греч. κηροφόρος — буквально: несущий воск (восковую свечу), от греч. κηρός — воск и греч. φορέω — носить) – церковнослужитель, носящий на богослужении (и крестном ходе) зажжённую свечу, подсвечник с возожжённой свечой, а также, в некоторых случаях, богослужебный фонарь, иконы и/или прочие богослужебные предметы.
История чина
Одни из первых, дошедших до нас упоминаний о такой особенной форме служения как ношение возжжённых свечей, относятся к раннему Средневековью и содержатся, например, в Евхологиях X–XI веков. В период позднего Средневековья чин поставления в свещеносца сохраняется, в частности святой Симеон Солунский (конец XIV века – начало XV века) пишет: «…есть руковозложения на должности, например, депотата или свещеносца, совершающееся прежде руковозложения в чтеца, но, впрочем, уже не совершающиеся и ныне как бы совершенно прекратившиеся, хотя в церкви Фессалоникийской незадолго перед этим были и в древнейших уставах описаны»1. В Византии и затем в России свещеносец являлся самым младшим уровнем церковнослужения, уступавшим чину чтеца. В России вплоть до XVII в. совершался особый богослужебный чин поставления в свещеносца. Однако, после реформ патриарха Никона данный чин стал постепенно забываться, заменяясь или хиротесией (руковозложением) или обычным благословением правящего архиерея, наместника монастыря или настоятеля храма.
Свещеносец в традициях Поместных Церквей и не православных христианских деноминациях
Несмотря на то, что правила относительно поставления свещеносцев не упоминаются в некоторых известных сборниках церковных канонов (например, в Кормчей), тем не менее в церковной традиции в свещеносцы принято было поставлять кандидатов мужского пола, без ограничений по возрасту, таким образом, свещеносцем вполне мог быть ребенок в возрасте от 7 лет мужского пола.
В иных Поместных Церквях чин свещеносца в настоящее время также отсутствует; при этом роль свещеносца обычно исполняет «алтарник» (acolitul или baiat de altar в рум., akolit в хорв., църковен прислужник в болг.). В грекоязычных православных церквях понятию «алтарник» соответствует понятие δεποτάτος (дословно переводится как «назначенный для чего-либо»). Это - самый малый чин церковнослужения в грекоязычных церквях. В современном греческом богослужении чин поставления в свещеносца не применяется.
В традициях Римо-католической церкви свещеносец относится к «малым чинам» (лат. ordines minores) – низшим чинам духовенства, наравне с аколитами (помощниками), остиариями (привратниками), экзорцистами и чтецами, которые хотя и были, по большей части, отменены в середине XX века, но всё же сохранились в некоторых католических традиционалистских и некоторых восточнокатолических общинах.
В протестантских литургических традициях понятие «свещеносец» отсутствует, а его обязанности исполняет «алтарник», «altar server», «altar-boy», «altar candler» (или шире «помощник при богослужении», «acolyte»).
Свещеносец в традициях Русской Православной Церкви
На данный момент отдельный чин поставления свещеносца не используется, но входит в состав хиротесии в чтеца. Однако, чаще всего на приходах Русской Православной Церкви хиротесия также не совершается, заменяясь обычным благословением на участие в богослужении в роли пономаря/алтарника прихожанина мужского пола настоятелем конкретного прихода.
В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви обязанности чтеца, пономаря, алтарника и свещеносца, как правило, не различаются, не разделяются и могут исполняться одним и тем же церковнослужителем.
Однако, в Чиновнике архиерейского священнослужения (богослужебная книга, содержащая обряды и чинопоследования при служении архиерея), содержится чин поставления в свещеносца (первая молитва), который предшествует чину поставления в чтеца, так как чтец и/или иподиакон перед своим поставлением согласно Чиновнику обязаны находится в чине свещеносцев. Именно поэтому чин поставления в свещеносца не отделяется в современном чинопоследовании Русской Церкви от поставления в чтеца, хотя это исторически отдельный чин, которому был усвоен малый фелонь в качестве облачения. На данный момент такая традиция сохраняется у старообрядческих общин.
Чин поставления в свещеносца в современном Чиновнике архиерейского священнослужения в Русской Православной Церкви
Двое иподиаконов выводят поставляемого в середину храма, где он совершает три поклона по направлению к Царским вратам, затем делает три поклона архиерею и подходит к нему, преклоняя перед ним голову. Епископ, трижды благословляет ставленника, возлагает руку ему на главу и прочитывает молитву «Иже всю тварь светом просветивый…».
Далее чинопоследование меняется в зависимости от наличия Литургии. Если она не служится, то следует возглас «Благословен Бог наш…» и далее поются тропари: «Апостоли святии…», «Уст твоих…», «Во всю землю…», «Пастырская свирель…», затем «Слава и ныне» и возглас «Молитвами, Господи, всех святых…». В случае, если Литургия служится, то возгласы опускаются и просто поются тропари. После этого епископ крестообразно постригает ставленника со словами «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», каждое возглашение знаменуется возгласом «Аминь» (произносится ставленником и протодиаконом).
Затем поставляемого облачают в фелонь (малую). Далее следует чин посвящения в чтеца, который в настоящее время является необходимым продолжением чина посвящения свещеносца. Епископ благословляет его трижды и возлагает ему руку на главу, после чего читает молитву «Господи Боже Вседержителю…». После этого епископ «разгибает книгу Апостол» над головой ставленника, иподиаконы отводят его на середину храма, где ему даётся книга и он читает небольшой отрывок из богослужебного Апостола, будучи обращен лицом на восток, потом кланяется архиерею. Затем иподиаконы помогают ставленнику снять фелонь, и после троекратного благословения епископа помогают ему надеть стихарь, который, опять же, предварительно благословляется епископом. Согласно Чиновнику, архиерей произносит поучения «Чадо, первый степень священства – чтеца есть…», совершает возглас «Благословен Господь…». На этом чин завершается (в заключение архиерей вручает новопоставленному чтецу лампаду или свечу)2.
Примечания
1 Цит. по: Неселовский А.З. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. – XVIII + 375 + LXX с. С. 30.
2 Николай (Летуновский), иеродиак. История чинов хиротесий Православной Церкви / Московские епархиальные ведомости, №11-12, 2007. – URL: https://mepar.ru/library/vedomosti/28/97/ (дата обращения: 09.03.2021).
Комментировать