В этимологическом отношении слово «собственность» родственно древнерусскому слову «собѣ́» (себе), а также церк.-слав.: собьство собити – присваивать, приобретать. В традиционном словоупотреблении со́бственность – это:
1) объект принадлежности кому-либо, чему-либо (является собственностью того, кому или чему принадлежит);
2) принадлежность кому-либо чему-либо; право владения, использования и распоряжения объектом принадлежности.
Собственностью могут быть как материальные блага (напр.: земля, недвижимость, те или иные предметы), так и блага нематериальные (напр.: литературные или музыкальные произведения, различные изобретения, еще не получившие материального воплощения, компьютерные программы). Обычно выделяют частную, коммунальную и государственную собственность.
Краткая история понятия
Собственность возникает уже в первобытные времена и, по всей видимости, является неотъемлемой частью самой возможности социальной самоорганизации людей в группы, а затем в более сложные структуры – города и государства. В современной исторической науке принято утверждать о существовании в эпоху палеолита общественной собственности, (в соответствии с этим утверждением, орудия труда и прочие предметы жизнедеятельности принадлежали тогда семьям или группам, объединяющим несколько семей1).
Существенное значение на развития европейской, а затем и мировой правовой культуры в области владения и использования собственности оказало римское право, а также византийское законодательство.
В Средние века на Руси понятие «собственность» распространялось на собственность великого князя, удельных князей, собственность Церкви и бояр. Помещики, а также разного рода зависимые люди, не обладали частной собственностью, в частности, дворяне-помещики были лишь держателями поместий, которые в свою очередь принадлежали князю. С момента Указа о единонаследии 1714 года в Российском государстве происходит либерализация понятия «собственность», право на частную собственность распространяется на остальные сословия – вотчины становятся собственностью помещиков в полной мере, крестьяне-однодворцы и казенные крестьяне получают небольшие наделы земли в собственность и пр. Крепостные крестьяне долгое время являлись собственностью помещиков, подлежали продаже и покупке.
Статьи 9 и 10 Конституции СССР от 1936 года определяли советское понимание собственности:
«Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.
Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан — охраняются законом»2.
В СССР различалась частная собственность на средства производства / прочие типы частной собственности и личная собственность. Первая категория отличалась от второй тем, что частная собственность на средства производства противоречила, с точки зрения советской идеологии, общественному благу, так как представляла собой узаконенную форму грабительской эксплуатации человека человеком.
Восстановление института частной собственности (в том числе и на средства производства) происходит в 1990 году. В частности, Конституция РФ гласит: «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8), а Гражданский кодекс РФ дублирует данное положение: «В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (п. 1 ст. 212).
Отношение к собственности в христианстве
В Ветхом Завете признается право человека на обладание личным имуществом (собственностью), защиту этого имущества, в том числе и через применение насилия (Исх.22:2-3), а также осуждается посягательство на чужое имущество («Не кради» (Исх.20:15)) и желание получить чужое имущество («Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17)).
Что касается Нового Завета. Господь Иисус Христос не отрицал право человека на владение имуществом, в том числе и на богатство. Например, в известном эпизоде с богатым юношей Христос не требует от него отказа от его богатства в качестве непременного условия наследования вечной жизни, однако даёт понять, что отказ от богатства и призыв следовать за Ним предполагает особую награду на небесах (См.: Мк.10:21-22; Мф.19:21-22; Лк.10:25). Христос подчеркивал, что страсть к приобретению богатства является препятствием на пути следования в Царство Небесное (см. напр.: Мф.19:23-24).
Первая христианская община (Иерусалимская церковь), ожидая очень скорого Второго Пришествия Христа, на первом этапе своего существования не уделяла особого внимания организации своей экономической жизни. Из описания жизни первой, Иерусалимской христианской общины, в Книге Деяний святых апостолов, мы можем заключить, что при вступлении в эту общину люди передавали все свое имущество в коллективное владение всей общины (Деян.4:32-37). Там же повествуется о том, как некий Анания со своей женой Сапфирою согласились утаить от общины часть дохода, полученного ими от продажи своего имущества, за что были наказаны Богом смертью (Деян.5:1-11). Предполагалось, что потребности членов христианской общины будут удовлетворятся из общего имущества по мере необходимости, однако, как видно из 6-й главы книги Деяний, при этом возникали конфликты, из-за чего и появился институт диаконата (см.: Деян.6:1-7). Насколько можно судить, указанная форма организации экономической жизни христианской общины, в рамках которой фактически предполагалось, что все члены общины отказываются от частной собственности в пользу собственности коммунальной, не существовала в других христианских общинах первых веков, и, во всяком случае, не предписывалась в качестве обязательной нормы. Как видно из текстов Нового Завета, сама христианская община Иерусалима должна была для своего существования пользоваться средствами, которые в её пользу жертвовались другими христианскими общинами. Однако в дальнейшем коммунальная собственность, как основа для организации экономической жизни общины, возродилась в общежительных монастырях. Хотя монахи таких монастырей не могли иметь какого-либо значительного личного имущества, сам монастырь мог обладать весьма большими богатствами.
В дальнейшем христианство в своем отношении к собственности исходило из следующих принципов:
- признавался сам институт собственности, как частной, так и коммунальной и государственной
- обладание богатством как таковым не порицалось, однако корыстолюбие и сребролюбие артикулировались как греховные страсти; кроме того далеко не всякий способ обогащения и распоряжения богатством оценивался как допустимый опять же, богатство отцы Церкви призывали употреблять для общего блага
При этом сама Церковь в Средние века стала одним из крупнейших собственников разнообразного имущества (прежде всего земельных владений). Указанное положение дел приводило в более позднее время к конфликтам, связанным с попытками полного или частичного изъятия церковной собственности в пользу государства (секуляризация церковных земель при Екатерине II в России). При этом ставился вопрос о принципиальной возможности для Церкви, или отдельных церковных институтов владеть богатой собственностью. Наиболее известная русскому читателю дискуссия на эту тему: полемика между несяжателями и иосифлянами в XV веке.
Вопрос собственности в православии начал масштабно осмысляться в XIX веке такими авторами как протопресв. Михаил Помазанский («О взгляде Православной Церкви на собственность»), проф. В.И. Экземплярский («Учение древней Церкви о собственности и милостыне»), архиеп. Иоанн (Шаховской) («Христианское отношение к богатству и бедности»).
Так, Экземплярский указывал, что само по себе право собственности даруется человеку Господом (и в Его же власти забрать как это право, так и саму собственность): «право собственности человека – богодарованное, но не безусловное». Священное Писание, как писал Экземплярский, указывает, что нарушение права частной собственности (воровство, грабеж и пр.) является тяжким грехом, но одновременно с этим есть случаи в Ветхом Завете, где право на частную собственность лимитировалось, например, в случае с владением, распоряжением и пользованием землей.
Другой автор, прот. Михаил Помазанский резонно указывал, что в учении Православной Церкви и в творчестве церковных, духовных православных авторов вопрос собственности и проблема собственности почти не раскрываются и не рассматриваются. Своей задачей автор видел изложить основные принципы православного отношения к проблеме собственности. С религиозной, вероучительной точки зрения вопрос о собственности «праздный», утверждает Помазанский. Православное учение говорит о том, что собственность не плоха и не зла сама по себе, но вот излишняя страстная привязанность к собственности приводит человека к разному типу грехов (жадность, зависть, сребролюбие, мшелоимство и мн. пр.). При этом Церковь выбирает альтернативный путь борьбы с социальной несправедливостью, не через какое-либо распределение благ и имущества, или определенного рода хозяйственную организацию общества, но через деятельную любовь и взаимную помощь одних христиан другим.
Архиепископ Иоанн (Шаховской) в своей работе «Христианское отношение к богатству и бедности» в главе «Философия собственности» резюмирует святоотеческий православный взгляд на собственность – все творение принадлежит только Богу, Бог дает людям свое творение (материальный мир) лишь в пользование, но не во владение. Бог раздает эту собственность, эти блага материального мира людям, но может и отнять их, ибо только Он истинный Владыка всех вещей. Это касается и талантов: «Человеку дается «талант» – круг физической жизни, душевных способностей, духовных возможностей. Дается не для закапывания, но разрабатывания. Весь круг жизни человеческой может быть уподоблен «полоске земли». Не лежать на ней должен человек, но разрабатывать ее, эту Божью землю – жизнь, данную ему в управление, как залог лучшей жизни, лучшей земли. «Верный в малом и во многом верен будет» (Лк.16:10). И вот человеку дается лишь «малое». Как бы ни было велико для земных глаз его «малое», каким бы великим ни величали его люди – оно остается очень малым по сравнению с тем, образом чего оно является. Но и это малое должно быть пущено в оборот на пользу всего мира. Оттого богатые люди, творчески употребляющие свое богатство и сами скромно живущие, являются истинными христианами, несмотря на свое «большое имение».
Владыка Иоанн также указывает, что с точки зрения православного христианства не только человек может владеть богатством, но и богатство может владеть человеком. Большое кол-во собственности, имущества определенным образом детерминируют, то есть определяют жизнь человека, его привычки и мн. прочее. То есть богатство де-факто может поработить человека, в то время как человек бедный и неимущий свободен от необходимости распоряжаться им, оберегать его и приумножать. Владыка Иоанн резюмирует свою работу тезисом о том, что любая собственность, любой материальный ресурс, материальный мир в целом можно употреблять во благо, ради достижения спасения и приближения к любящему Богу: «Материальный мир есть «посох» для больной души, ее точка опоры, точка приложения первичных сил духа, – посох, который помогает идти к Богу, при умении им пользоваться. <…> Материальный мир есть бесконечно удобная возможность спасения в Боге, достижения Бога. Но эта возможность бывает открыта лишь бескорыстию человеческому. Для корыстности же мир есть одна сплошная сеть, приманка и погибель. <…> Благословенна собственность, основанная на любви к Богу и на свободе сердца. Даруемая собственность приносит благословение. Похищаемая – низводит проклятье»3.
Цитаты о собственности
«Все, что мы имеем, принадлежит Богу, и избыток дается нам по провидению Божию для помощи бедным; а потому, если не уделяем им от нашего избытка, то этим похищаем или скрываем их собственность и дар Божий».
Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви
«Для чего же Бог сделал общим то, что важнее и необходимее, от чего зависит наша жизнь; а то, что маловажное и ничтожнее, не составляет общей собственности, – разумею деньги? Для чего? – Чтобы жизнь наша была обеспечена, и мы имели поприще для добродетели. В самом деле, если бы необходимое не было общим, быть может, богатые, по обычному любостяжанию, подавили бы бедных; потому что, если они это делают в отношении денег, то чего не сделали бы в отношении тех благ. Опять, если бы и деньги были общими, и всем равно принадлежали, не было бы случая к милостыне и повода к благотворительности».
свт. Иоанн Златоуст
Примечания
1 Чубур A. A. «Семья в верхнем палеолите центра Восточной Европы: история взглядов и современные представления» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, №. 4, 2011, С. 129-137.
2 Конституция (основной закон) Союза советских социалистических республик Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года (с последующими изменениями и дополнениями).
3 архиепископ Иоанн (Шаховской). Философия собственности // Христианское отношение к богатству и бедности.
Литература по теме
- Собственность Библейская энциклопедия Брокгауза
- Учение древней Церкви о собственности и милостыне проф. В.И. Экземплярский
- Заповедь 8: «Не укради» прот. Е. Попов
- Cобственность Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
- О взгляде Православной Церкви на собственность протопр. М. Помазанский
- Философия собственности архиеп. Иоанн (Шаховской)
- «Любовь не ищет своего» Н.В. Сомин
- Не кради архиеп. Иоанн (Шаховской)
- Имущественные права Церкви прот. Владислав Цыпин
- Учение Церкви о богатстве и вещах мирских свт. Петр (Могила)
Комментировать