Сладостра́стие –
1) вид греховной страсти, порока; похоть, вожделение; чрезмерное, противоестественное влечение к чувственным удовольствиям сексуального характера;
2) чрезмерное влечение к греховным чувственным удовольствиям; 3) чрезмерное стремление к греховным удовольствиям вообще.
Почему, если половое влечение естественным образом связано с Божественной заповедью «плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28), чрезмерное половое стремление оценивается как греховная страсть?
Многие противоестественные страсти формируются и развиваются в человеке на основе естественных свойств и влечений.
Так, например, питание необходимо людям для поддержания жизненной энергии, жизненных сил. В этом отношении потребление пищи не только не декларируется как грех, но и определяется как обязательное условие существования.
Не секрет, что своевременно потребляя вкусные и полезные продукты питания, человек может испытывать удовольствие. Однако в случае, если он начинает относиться к еде именно как к предмету (источнику, средству) удовольствия, такая привычка может пагубно отобразиться на его физическом и духовном здоровье, привести к обжорству, гурманству, обратиться в противоестественную греховную страсть чревоугодия.
Аналогичная метаморфоза может происходить и с влечением, обусловленным половым чувством. Это тот самый случай, когда естественное стремление представителя одного пола к другому превосходит допустимые границы, становится противоестественным и превращается в пленительную страсть.
Человек, объятый страстью вообще и сладострастием в частности, отделяет себя от Бога, ведь предмет его страсти (в рассматриваемом случае – чувственные удовольствия) заполняет в душе то самое место, которое, в соответствии с человеческим предназначением, должно отводиться Богу.
В этом смысле предмет страсти фактически превращается в идола, служению которому человек посвящает все силы. Господь же отсупает для него на второй или более отдаленный план.
Разумеется, удовольствие от супружеской жизни могут получать и законно соединенные в браке супруги (Евр.13:4). Это не значит, что все они – априори сладострастны.
Таинство брака установлено Господом (Мф.19:5). Христианские браки, и в том числе интимные супружеские отношения, освящаются Самим Богом. Однако и для взаимно любящих супругов уместна благоразумная умеренность. В противном случае даже и освященное Богом супружество может привести к сладострастию (см. подробнее: Брак и внебрачная связь; Любовь или страсть?).
Литература по теме
- Раздел «Телесное общение»
- Сладострастие Сокровищница духовной мудрости
- О том, что мы не должны считать сладострастие истинною сладостию преп. Феодор Студит
- О воздержании в браке Изречения
- Брак честен, ложе нескверно прот. Глеб Каледа
- O сладострастии, или Как услышал Господь голос невинной женщины прот. Александр Ильяшенко
Комментировать