протоиерей Александр Ильяшенко
O сладострастии, или Как услышал Господь голос невинной женщины

Размывание нравственных границ, утра чувства дозволенного и недозволенного — эта беда в большей или меньшей степени характерна для всех времен и для всех народов. Особенно это касается такой добродетели, как целомудрие.

Всегда были, есть и будут люди, хранящие целомудрие и считающие его великой добродетелью. Целомудрие — это «целостное мудрование», цельность, неповрежденность человеческой личности. Все добродетели, так же как и грехи, связаны друг с другом.

Соделанный грех влечет за собой малодушие, которое повергает человека в другие грехи; хранение добродетели, напротив, дарует человеку мужество и привлекает к нему милость Божию, дает силы противостоять греху.

Ярким примером подобной милости Божией может служить история древнееврейской женщины Сусанны, которая попала в безвыходное казалось бы, положение.

В те времена управлять израильским народом и вершить правосудие были поставлены два старейшины, которых называли судьями. Они часто бывали в доме Иоакима, женатого на прекрасной и добродетельной Сусанне. Хозяйка дома имела обыкновение прогуливаться после полудня в саду, закрытом от посторонних.

И видели ее оба старейшины всякий день при- ходящую и прогуливающуюся, и в них родилась похоть к ней, и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах... и тогда вместе назначили время, когда могли бы найти ее одну (Дан.13:8-9, 14).

Похотливые старейшины притаились в саду. Дождавшись момента, когда Сусанна, думая, что она одна, разделась, чтобы совершить омовение, они вышли к ней и сказали: Вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами. Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок твоих. Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом. И закричала Сусанна громким голосом; закричали также и оба старейшины против нее, и один побежал и отворил двери сада. Когда же находившиеся в доме услышали крик в саду, вскочили боковыми дверями, чтобы видеть, что случилось нею…

И было на другой день, когда собрался народ к Иоакиму, мужу ее, пришли и оба старейшины, полные беззаконного умысла против Сусанны, чтобы предать ее смерти. И сказали они перед народом: пошлите за Сусанною, дочерью Хелкия, женою Иоакима. И послали. И пришла она, и родители ее, и дети ее, и все родственники ее. Сусанна была очень нежна и красива лицом, и эти беззаконники приказали открыть лицо ее, так как оно было закрыто, чтобы насытиться красотою ее. Родственники же и все, которые смотрели на нее, плакали. А оба старейшины, встав посреди народа, положили руки на голову ее. Она же в слезах смотрела на небо, ибо сердце ее уповало на Господа. И сказали старейшины: когда мы ходили по саду одни, вошла эта с двумя служанками и затворила двери сада, и отослала служанок; и пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею. Мы находясь в углу сада и такое беззаконие, побежали на них, и увидели их совокупляющимися, и того не могли удержать, потому что он был сильнее нас и, отворив двери, выскочил. Но эту мы схватили и допрашивали: кто был этот юноша? но она не хотела объявить нам. Об этом мы свидетельствуем. И поверило им собрание, как старейшинам народа и судьям, и осудили ее на смерть.

Возопила Сусанна громким голосом и сказала: Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его! Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня (Дан.13:20-43).

Прервем библейское повествование и представим себе на минуту, что среди народа, собравшегося для суда над Сусанной, присутствуем и мы. Вот мы видим, как два уважаемых старейшины народа, два судьи в знак торжественного и правдивого свидетельства возложили на голову ей руки и говорят, что были очевидцами попрания супружеской верности. Разве мы станем сомневаться в безусловной правдивости их обвинения? Также мы видим, как Сусанна плачет и молится — ну а что ей остается делать перед заслуженной казнью? Казалось бы, суровый, но справедливый приговор неизбежен и вскоре будет приведен в исполнение.

К счастью, Господь, Который взирал на сердце и ведал чистоту, целомудрие и мужество Сусанны, рассудил иначе.

И услышал Господь голос ее. И когда она ведена была на смерть, возбудил Бог дух молодого юноши, по имени Даниила, и он закричал громким голосом: чист я от крови ее! Тогда обратился к нему весь народ и сказал: что это за слово, которое ты сказал? Тогда он, став посреди них, сказал: так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, не исследовав и не узнав истины, осудили дочь Израиля? Возвратитесь в суд, ибо эти ложно против нее засвидетельствовали. И тотчас весь народ возвратился, и сказали ему шины: садись посреди нас и объяви нам, потому что Бог дал тебе старейшинство. И Даниил: отделите их друг от друга подальше, и я допрошу их. Когда же они отделены были один от другого, призвал одного из них и сказал состарившийся в злых днях! ныне обнаружились грехи твои, которые ты делал прежде, производя суды неправедные, осуждая невинных и оправдывая виновных, тогда как Господь говорит: «невинного и правого не умерщвляй». Итак, если ты сию видел, скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом? Он сказал: под мастиковым. Даниил сказал: точно, солгал ты на твою голову; ибо вот, Ангел Божий, приняв решение от Бога, рассечет тебя пополам. Удалив его, он приказал привести другого и сказал ему: племя Хонаана, а не Иуды! красота прельстила тебя, и похоть развратила сердце твое. Так поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели общение с вами; но дочь Иуды не потерпела беззакония вашего. Итак, скажи мне: под каким деревом ты застал их разговаривающими между собою? Он сказал: под зеленым дубом. Даниил сказал ему: точно, солгал ты на твою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас (Дан.13:44-59).

Вновь позволим себе прервать библейское повествование и отметим, что древние люди воспринимали мир целостно и не могли сказать, например: «Я не помню, я не обратил внимания». Очевидно, что мастиковое дерево и зеленый дуб находились в разных местах сада, поэтому явной для всех стала ложь похотливых клятвопреступников.

Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на Него, и восстали на обоих старейшин, потому что Даниил их устами обличил их, что они ложно свидетельствовали; и поступили с ними так, как они зло умыслили против закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в день кровь невинная (Дан.13:60-62).

Подчеркнем, что суд пророка Даниила был скорым и правым и совершался гласно, в присутствии всех людей, поэтому никто не усомнился в преступности беззаконных старцев. Отметим также, что юный тогда Даниил проявил несомненное мужество, ведь если бы он не смог защитить Сусанну, то разделил бы ее участь.

Необходимо сказать еще об одной важной особенности: закон был общим для всех, хотя судьи занимали весьма и весьма высокое положение в народе. Старцы, которые пытались осудить невинную Сусанну, конечно, знали закон Божий, но не исполняли. Как все грамотные иудеи, эти судьи читали неоднократно и псалмы царя Давида и наверняка многие из них знали наизусть. Вот, например, отрывок из 108-го псалма, в котором говорится о тех, кто воздает за добро злом, за любовь — ненавистью:

Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих; да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его; да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его; да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде... возлюбил проклятие, оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него (Пс.108:6-13,17).

Грозные слова этого псалма исполнились на двух неправедных, сладострастных судьях, сознательно нарушавших законы Божии и человеческие. Зло, которое преступные старцы были готовы причинить Сусанне, явившей мужество и чистоту души, сохранившей верность своему супругу, всей своей тяжестью обрушилось на них самих и на их семьи.

из книги «Исповедь, или Как подготовить детей к Таинству Покаяния». Издательство Московской Патриархии, 2017

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka