Шуме́ры – принятое в науке наименование представителей древнего народа, населявшего южную часть Междуречья.
Что известно о шумерской цивилизации?
Считается, что шумеры выступили на арену всемирной истории приблизительно в четвертом тысячелетии до Рождества Христова.
Тогда как шумеры населяли южную часть Междуречья, в северной части жили аккадцы. Земля Шумер сопоставляется с библейским названием «Сеннаар».
Для своего времени шумеры стояли на довольно высокой ступени развития, занимались строительством и земледелием, обработкой металлов, обладали научными знаниями, письменностью, культурой. В религиозном отношении шумеры были идолопоклонниками.
Вопрос о точном происхождении этого народа до сих пор служит предметом научных дискуссий и споров. По одной из гипотез, шумеры пришли в Сеннаар со стороны гор, лежащих на восток от Двуречья. По другой, их прародиной была Аравия. Существует сказание, соотносящее место древнейшего поселения шумерийцев с островом Дильмун (Персидский залив).
Считается, что этнически этот народ был чужд семитским племенам. Опираясь на дошедшие до нас изображения, некоторые исследователи отмечают, что шумеры отличались круглыми лицами и косой постановкой глаз.
Что сообщает Писание о древних поселенцах земли Сеннаар?
Священное Писание связывает возникшее после потопа царство в земле Сеннаар с потомком Хама Нимродом: «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт.10:10).
Согласно свидетельству известного древнееврейского историка Иосифа Флавия, по осушении земли территория Сеннаар стала прибежищем для представителей всех трех ветвей человечества: потомков Сима, Иафета и Хама (Иудейские древности. Кн. 1, гл. 4).
Библейская же История, сообщая об этом событии, не даёт на этот счёт пространных комментариев, ограничиваясь кратким рассказом: «Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа. На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» (Быт.10:32; 11:1-2).
Дальнейшее повествование описывает строительство в этой земле культовой башни, высотой до небес, прогневавшее Бога и послужившее причиной смешения языков, приведшего к рассеянию народов (Быт.11:2-8). Расположенный на том месте город получил название Вавилон именно в этой связи: «Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:9).
Являлась ли шумерская цивилизация первой цивилизацией на земле?
Распространенное на сегодняшний день мнение о том, что Месопотамия была колыбелью человеческого рода, и что шумерская цивилизация представляла первое высокоразвитое общество на земле, следует считать антинаучным и бездоказательным.
Во-первых, изначально человек жил в Раю, а бытописатель нигде не утверждает, что Рай находился в земле Сеннаар. Из Едема, конечно же, выходила река, которая, затем разделялась на четыре, две из коих были Тигром и Евфратом (Быт.2:14). Но где располагались их русла до потопа, сказать невозможно.
Во-вторых, первые очертания цивилизации возникли задолго до шумерской. Так, строителем города, был сын Адама, Каин (Быт.4:17). При Иувале люди уже знали музыку и пользовались музыкальными инструментами (Быт.4:21). Тувалкаину был известен метод добычи и обработки меди и железа (Быт.4:22). А первым величайшим кораблестроителем был Ной (Быт.6:22).
Во-третьих, Ной со своей семьёй высадился из ковчега на территории Араратских гор (Быт.8:4), а уже только оттуда произошло дальнейшее переселение людей в Междуречье (Быт.11:1).
Являются ли месопотамские мифы и легенды первоисточниками религиозных знаний древнего Израиля?
Предположение о том, что Авраам, переселившись из Ура (важнейшего культурного и экономического центра Месопотамии) в Палестину, перенёс туда мифологические сказания и легенды, не имеет оснований. Если бы патриарх верил в мифы, что заставило бы его, услышав голос Единого и Истинного Бога, променять насиженное место на многолетние странствования и скитания? А если не верил, зачем бы ему было нужно их тиражировать и распространять?
Между священными библейскими текстами и мифами есть, разумеется, нечто общее. Однако, связано это отнюдь не с заимствованием из мифов. Напротив, мифы содержат в себе отголоски тех подлинных знаний, которые дошли до Месопотамии по преемству от первых людей. Писание же содержит точные знания в необходимой для нас полноте.
Истинность Библии подтверждается множеством факторов, чего не скажешь о мифах. К числу таких факторов относятся десятки пророчеств, исполнившихся с доскональною точностью, проверить которые не представляет труда.
Литература по теме
- Вавилония Библейская энциклопедия Брокгауза
- Археологические Подтверждения Библейских Событий еп. Вениамин (Пушкарь)
- Историко-культурный контекст Ветхого Завета В. Сорокин
- Шумерский параллелизм Андрей Десницкий
Комментировать