Основания для почитания святых в ВЗ и изготовления икон | Основания | Основания для почитания святых в НЗ и изготовления икон |
---|---|---|
Быт.33:3; Быт.42:6; Быт.23:12; 3Цар.1:23; 3Цар.18:7; 4Цар.2:15; 1Пар.21:21; 1Цар.25:23; Быт.19:1; Чис.22:31; Нав.5:14-15 |
Праведники принимали поклоны от людей и сами кланялись другим людям, когда считали это уместным; ангелы принимали поклоны от людей. | Откр.3:9; Деян.16:29 |
Отношение к храму Божьему: Пс.5:8; Пс.131:7; Пс.98:5; Нав.7:6 |
Святые – это храм Божий, а в направлении Храма и Ковчега поклонялись | 2Кор.6:16; Ин.14:23; Гал.2:20 |
4Цар.13:21; 4Цар.2:14; | Действия Бога, проявляемые посредством вещей и останков святых людей | Деян.19:11-12; Деян.5:15 |
Пс.111:6; Пс.10:7; 1Цар.2:30 | Святых необходимо вспоминать и подражать им, в том числе, после их смерти | Евр.13:7; Иак.5:11; Лк.1:46-48; Флп.3:17; Мф.10:41 |
Иов.42:8; Быт.20:7 | Молитвы святых значимы для Бога | Деян.8:24; Иак.5:16; 2Кор.1:11; Откр.8:3-4 |
— | Дух усопшего Авраама слышит молитву грешника из ада и отвечает на эту молитву, не осуждая грешника за неё | Лк.16:23-25 |
Ос.2:21-22 (пророчество); 2Мак.15:12–14; Вар. 3:4-5 |
Бог позволяет душам усопших мучеников знать и о земных делах и молиться Ему | Откр.6:9-10 Лк.9:28-31 |
Во времена Ветхого Завета души усопших праведников пребывали в аду, однако и тогда их пребывание отличалось от пребывания лютых грешников Лк.16:22-26 | Святые наряду с Богом будут судить мир | 1Кор.6:2–3; Откр.20:4 |
Церковь земная находится в единстве с Церковью Небесной | Евр.12:22-23; Мф.17:3 (совместно с Мк.9:4; Лк.9:30) | |
Святые пребывают с Богом, со Христом | Откр.4:4; Откр.14:4 | |
В ветхозаветном храме были изображения небожителей: Исх.25:17-18; Исх.26:1; 3Цар.6:23-29 Изображения были в таинственном храме, созерцаемом Иезекиилем Иез.41:20, 25 |
Изготовление вещественных изображений небожителей соответствует практике их почитания. Такие изображения присутствовали в скинии, затем в Храме. |
Апостолы молились при храме Деян.3:1; Деян.22:17; Деян.24:11 |
В ВЗ Бог ещё не воплотился и не был видимым. Тем не менее, во времена Ветхого Завета существовала прообразовательная икона Христа Чис.21:8 – ср.: Ин.3:14 |
Образ распятия Христа-Бога должен был удерживать христиан от прельщения | Гал.3:1 |
Ветхозаветный запрет на поклонение ложным богам, в том числе посредством изготовления кумиров и поклонения им (Исх.20:3-5), нельзя интерпретировать как запрет на почитание христианских святых, в том числе посредством почитания икон с изображением святых. Православные христиане не поклоняются праведникам Божьим (и ангелам), как иным богам. Их почитают (в том числе и отдавая поклоны), как друзей Божьих (Ин.15:15), как угодников Божьих, как храмы, вместилища Духа Святого (2Кор.6:16), как освящённых Кровью Господа и Спасителя (1Ин.1:7), как соединившихся со Христом (Гал.2:20), как тех, которые терпели Христа ради (Иак.5:11). И если в ВЗ праведники не могли войти в Царствие Божие, то после Распятия и Воскресения Христова они пребывают рядом с Господом всегда. Апостол Павел торжественно изрёк, что Церковь земная приступила к Церкви Небесной – к духам праведников, достигших совершенства и ангелам (Евр.12:22-23)!
Итак, почитание святых, молитвенное общение со святыми, почитание священных изображений святых – все это является богоугодной христианской практикой. Такая практика существовала с раннехристианских времен, чему есть подтверждения как в раннехристианской литературе, так и в раннехристианском искусстве.
Комментировать