Array ( [_ga] => GA1.2.613115782.1714244900 [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 [_gcl_au] => 1.1.296745092.1714244900 [_gid] => GA1.2.2076497235.1714244900 [_ym_visorc] => b [otrid] => S:c6iKYWceeKsw8fO8COEwOB_6NGrBj0MdE1wKw_zQZGQQa6pTm0Kx2n_DUK3OVagq8aN8rlr95zeT8xNdC7r9BkiHtif_V7sfulATvneOXNMaryCTmINxPEha9beFiUZmHj2taWkRIb7bA4e7VJJgtpeeNsG6GaBI9UeS09v2xoDqprWNgVM2TBxcNEuS6y7vjJJjLBmcrpB8-QLH2x0uxwr_NlmJKkDB6xA= [rmcookie] => S:TwrpYSURsccbUIG67iS8iOuqYXFWqy-EdpBwmAqQALBn9OIIO3gLz1Ba0smtjSfIywEPy1YuD-m03DDvvxzj8qohIPV-Ctqzm-xLDvcjkRfQLRbuTDkLdY9wu4yjJTVkX2n-EsJoCyQO3bEqUIjC7sHakFaWKkfQvSPv4o3F2M-2vk2ptcT2oH03ylFTpVNi_pyTqk0IuMhBG2sOmaDUDN0HM2IZ157qZLEYed7QjIJSqGvbeufbdVvdblpNXOaFSqmYC0f2gaWffHhJRFN2ndbi-GpLqRkEdhfS6d06WQy3ZV756wch0mpHCfygwSSab1F8w-3SqAuS3SLt0K7XcOYwCyTrHd9qnyRo3kdZ5lkAuzF1-cbCrVjaf_f4eyoY_g-gIi0eYMWGjDGCnASsWMraSpqBhGA2ofZ4okORzHSAb9ES6YlaU63IlgN2Eu1JKEs5TGnYWL2bhDqhEAmwgKxzdhiOqk-ixVklDRqmEz903mA9DSAEljlVuFDJ9BZQ8n3IbkF3UK4ep5Y24d5GO_6ufZCr_iXdt3X8ggjFXQw5feSwKhcf6M8XYTWfcVc5anNhC3lMyve6V3e_i_-koRAJ65h_3I126P44VhlQHUTvnoPps6mD8XcQZVc-nayFEP3lXBjopQ== [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [_ym_d] => 1714244900 [_ym_isad] => 2 [_ym_uid] => 171424490040043442 )
Семейный бюджет <br><span class=bg_bpub_book_author>Александра Грипас</span>

Семейный бюджет
Александра Грипас

(36 голосов5.0 из 5)

Во многих современных семьях работают оба – и муж, и жена. Как распределить средства правильно и без обид, нужно ли вести записи трат, стоит ли откладывать на «чёрный день», должен быть один «общий котёл», или у мужа свой счёт, кошелёк, а у жены – свой? Мы собрали ответы на эти и другие вопросы у людей из России, Италии и США. Надеемся, что их опыт поможет читателям «Азбуки веры».

Матушка Анна Борзаковская, экскурсовод, Рим:

– Поделюсь своим опытом. Много лет зарабатывал на всю большую растущую семью один человек – муж Всеволод. Все деньги – в общий конверт. Не было ни у меня, ни у мужа отдельного счёта, или какого-то места, куда складывались средства, не было такого, чтобы кто-то копил, а потом говорил, что, мол, хочу то или другое.

Понятно, что даже если не получается декларативно сказать: «Я один зарабатываю, значит я решаю, как распоряжаться средствами, значит, могу себе позволить то и то». Казалось бы, естественно внутреннее ощущение: тот, кто зарабатывает, имеет больше права, но у нас такого не было. Всегда всё было по мере необходимости: сколько получалось заработать, столько и распределялось на то, что было в первую очередь нужно, помимо ежедневных трат – жильё, еда, счета, летний отпуск. Хотя, как правило, последним пользовалась я с детьми. Всеволод продолжал работать всё лето и редко мог вырваться на короткое время. Но он никогда по этому поводу не жаловался и не возмущался. Когда же ситуация изменилась: муж стал зарабатывать больше, чем тратилось ежемесячно, я начала зарабатывать, у меня никакого не было места или конвертика, где я бы складировала деньги, и никто к ним не притрагивался. У нас всё получалось хаотично и естественно. Зато, когда, например, муж захотел вернуться учиться (у него была мечта с детства – научиться управлять самолётом), я его в этом вопросе полностью поддержала. Да, это дорогостоящее хобби, дорогой процесс – учёба, тренировки. Его первое сомнение было: как он может позволить, как мы можем из семейного бюджета изъять деньги. А я думала, что он заслужил по-настоящему, кто, как не он заслужил? Всеволод был всегда благодарен, что это оказалось возможным. Да, можно было отложить на «чёрный день» или купить новую машину, или ещё как-то распорядиться средствами. Но за все те годы его безропотного нам служения и содержания, это было правильным решением – дать ему осуществить давнюю мечту. Как же по-другому?

В вопросе ведения и планирования бюджета мы неорганизованные, с таким числом деток (у нас их шесть) никогда не планировали наперёд: «А как мы будем содержать, а как мы будем платить за образование?» Получалось так, что всё удавалось. Пусть не частные школы, зато хорошие дополнительные занятия, пусть не какие-то экзотические путешествия, зато приятные времяпровождения летом, недорогое, но то, что наши дети любят. Не было такой мысли, что нужно что-то отложить на «чёрный день». Конечно, это недальновидно, нынешняя ситуация показала, что это не совсем правильное решение. Когда мы потеряли работу в связи с пандемией, мы думали, что «Эх, было бы неплохо иметь что-то на непредвиденную ситуацию». Но в конце концов выжили благодаря помощи друзей, нашей собственной инициативе, надеюсь, что в будущем будем предусмотрительней, а может быть и нет. Может быть, так и будем продолжать жить сегодняшним днём.

Я не знаю, как правильно, я знаю, как сказано в Евангелие, но взять на себя это, а тем более, советовать другому, никогда бы не осмелилась. Никогда бы не сказала: живи сегодняшним днём, живи так, как сказано в Священном Писании, как живу я. Да, я так жила всю жизнь, это правда, но посоветовать ближнему не рискнула бы. Я знаю людей, которые так жить не могут, для них это будет страшным испытанием. Испытывать чужую веру своим собственным советом – неправильно. Каждый в этом вопросе должен по силам решать. Кто может так жить, искренне веря в то, что Господь не оставит, кто чувствует в себе силы так жить и по-настоящему не боится и не будет потом впадать в отчаяние, тот пусть так и живёт. А кому необходим какой-то неприкосновенный запас, подушка безопасности, есть внутренняя неуверенность, хрупкость, пусть живёт, как живёт, не думаю, что в этом грех. Господь, по нашей слабости, больше, чем нам по силам, с нас никогда не спросит.

Другой пример: семья священника с матушкой, двое детей, уже подрощенных. У них всегда было так: муж служил священником, в условиях Запада это во всех смыслах служение, получал очень маленькие деньги, а на жизнь зарабатывала жена. Она получила одну профессию, потом другую, всегда любила учиться, основной доход был её. У них была возможность в России продать квартиру, на вырученные деньги приобрести жильё за границей, то есть кое-какая была подушка безопасности. Но что касается повседневных расходов – всё на ней. Причём, у них всё гармонично. У мужа служение, у неё – тоже (она регент в храме), кроме того, удачное совпадение её желания учиться, делать карьеру, работать и желания поддерживать семью. У них нет споров или конфликтов, мол, я заработала, значит, потрачу. Ещё священник бесконечно всем помогает из денег, которые зарабатывает его супруга. У них распланировано, возможно, детей меньше, в чём-то проще.

Татьяна Попова, финансист, хореограф группы «Матрёшки» при Свято-Иоанно-Предтеческом соборе в Вашингтоне:

– У нас в семье работают оба. Есть общий счёт, куда приходят обе зарплаты, к этому счёту есть карточки. У меня есть отдельные средства, которые только я трачу на свои женские приятные мелочи.

Мы пользуемся системой Mint.com – сайт, куда подключаются все карты, счета. Там можно построить бюджет, распределить категории трат и, таким образом, каждый месяц все оплаты, которые проходят на всех картах и со всех счетов, отражаются в этой системе. Например, мы сходили в продуктовый магазин «WholeFoods», программа распределяет трату в раздел «Еда», но можно и вручную самостоятельно заводить покупки к какой-то определённой категории. В конце месяца смотрим, где мы больше или меньше потратили, значит, бюджет надо пересмотреть. Какая-то сумма откладывается на сбережения.

У нас нет такого: муж платит за одно, а жена за другое, всё с общего счёта уходит на все нужды.

Если крупная покупка, поездка – решение вместе принимаем. Оба работаем, оба имеем право голоса.

К кредиту отношение спокойное, знаю, что порой в России люди не очень доверяют кредитам, в Штатах спокойнее относятся к этому.

Финансовая грамотность нужна, это хорошо, что хотят в российских школах обучать такому вопросу. То, что творится на рынке, такое количество предложений по вложению средств, по взятию в кредит, и чтобы не попасть в кредитную ловушку ввиду незнания, нужно иметь представления, минимальные финансовые знания. Когда люди на своём опыте, порой горьком, начинают учиться, почему бы и раньше не получить знания и без потерь и ошибок строить бюджет? Не через сарафанное радио, а именно благодаря знаниям, умению просчитывать ситуацию.

Нужно иметь подушку безопасности, не считаю, что мы живём сейчас, одним днём. Но всё в пределах разумного – не нужно все деньги сложить в сберегательный счёт и держать там. Принесёт ли это счастье? Сомневаюсь.

У нас есть некая сумма: небольшой процент уходит в сберегательный счёт, это нам нужно на какие-то непредвиденные случаи, особенно когда есть дети.

Надолго вперёд распланировать не можем, есть разные программы, когда из зарплаты замораживаются средства на образование. Мы этим не пользуемся.

Протоиерей Павел Гумеров, Москва:

– Я считаю, что в семье должен быть один «общий котел». Реальный – это кошелек с наличными деньгами, или счёт в банке, не так важно. Хотя по опыту знаю, что, оперируя наличностью, а не картой, гораздо легче контролировать приход и расход, а значит проще экономить. В моей семье мы с женой изначально завели такой кошелек – кожаный мешочек на молнии. Он лежал в шкафу, и мы туда складывали все наши деньги: моя зарплата, Анина (моей жены), и совместно эти средства распределяли, тратили.

Нам кажется, что большая часть доходов уходит на хлеб насущный, продукты, но на самом деле, это не так. На питание у нас уходит гораздо меньше средств, чем на ЖКХ, электричество, газ, транспорт (по крайней мере, в Москве).

Например, продукты на Дальнем Востоке или на Севере (да и во многих других регионах) дороже, чем в столице из-за доставки, хранения. Но зато дешевле «коммуналка», проезд в транспорте, налоги. Другая картина в крупных городах. В частности, в Москве, чтобы добраться из одного конца города в другой, нужно заплатить рублей 200 (и речь не о такси), а городском транспорте – маршрутка, метро, переход на МЦК, автобус. Автомобиль тоже съедает немало средств из домашнего кошелька – налоги, постоянно дорожающий бензин, страховка, техосмотр, текущий ремонт. Правда, без машины мы можем обходиться, а без коммунальных платежей – никак. С едой что-то придумать можем, как-то выкрутиться – продержаться на картошке, накупить недорогих сосисок, круп, а если нечем оплатить свет, нам его очень скоро отключат. Долги за квартплату обернутся неприятной встречей с судебными приставами. Без городского транспорта не обойтись, мы далеко не всегда можем дойти пешком до работы. Исходя из этого, некую сумму (практически каждый месяц она одна и та же) нужно отложить.

Вести бюджет помогает подсчитывание расходов. Покупать продукты лучше оптом и пореже, а не через день, что, к сожалению, мы часто делаем. Идём с работы и заскакиваем в магазин. Достаточно дорогой, потому что он по пути, и покупаем на пару дней. Противопоказано голодными ходить за покупками – глаза разбегаются, хочется и того, и этого. А дома понимаешь, сколько лишнего принёс, что-то потом пропало и оказалось в мусорном ведре. Вначале подумать о товарах долгого хранения: картошка, крупы, консервы, масло подсолнечное. Очень помогает избегать лишних трат хорошо продуманный список покупок. Расходы нужно записывать, нам это в семье весьма помогало. Мы с женой завели общую тетрадь и писали, например: в ноябре – получили зарплату (сумма), сегодня в магазине потратили столько-то на продукты, при этом необязательно расписывать, сколько лука, молока купили – просто общую сумму на еду. На следующий день – столько-то на проездной билет, на оплату ЖКХ. Учёт расходов систематизирует траты, показывает, сколько потратили на нужное и ненужное, помогает учитывать ошибки.

Лучше иметь один, общий, семейный кошелёк, потому что иначе это может послужить причиной семейных конфликтов. Помню случаи, когда муж забирал себе кредитную карту, все семейные деньги, а жене выдавал средства по её просьбе на продукты, детское питание, памперсы и другое чуть ли не под расписку. Это часто приводит к обидам, недоверию. Жена считает, что муж скупость проявляет, ограничивает её. А глава семьи, наоборот, думает, что хозяйка неразумно тратит, отоваривается в дорогих магазинах, хотя можно найти и дешевле универсамы, а ведь еще кредиты нужно выплачивать. Когда средства общие, и каждый знает сколько в семье денег и имеет к ним доступ – обид и недоразумений меньше.

Хорошая практика – иметь общий кошелек и два или три конверта. Что это такое? В один конверт – деньги на текущие расходы, а в другой – резерв, например, на отпуск, на крупную покупку. Ясно, что, собираясь на море, сразу не достанешь из кармана деньги на путёвку, а за несколько месяцев можно собрать нужную сумму. Копить, конечно, можно на что угодно: на холодильник, стенку, автомобиль. И третий конверт – на непредвиденные, аварийные расходы. Мы же можем без новой мебели какое-то время обойтись? А, если болит или развалился зуб? Лечение и постановка коронки нынче дорого стоят. Или сломалась стиральная машина, без неё трудно представить современную жизнь, и тогда лучше взять средства из НЗ. В случае непредвиденных обстоятельств брать деньги из первых двух конвертов не правильная практика. Без третьего конверта нам будет тяжело что-то накопить, например, на шубу жене, поездку на море. Кстати, когда мы на что-то собираем, у нас хороший стимул экономнее и аккуратнее тратить средства.

Иерей Святослав Шевченко, председатель Комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии:

– Начну строчкой из песни: «Я вам не скажу за всю Одессу». Считаю, что не может быть одинаковых схем ведения хозяйственных дел: в каждой семье всё решается индивидуально. Могу поделиться опытом своей семьи. Как только мы с супругой обвенчались, она работала на епархиальном складе, а я – светским журналистом, и параллельно – диаконом. Оплатой коммуналки, покупкой продуктов, химии, лекарств и прочего – изначально стала заниматься жена. Поэтому в распределение жалования жены я никогда не вторгался. А вот своё сначала отдавал ей частями – траншами. Причём, пытался первое время вникать в структуру расходов, контролировать траты. Но скоро всё это меня стало утомлять, и я стал отдавать всё жалование на усмотрение супруги. В моём распоряжении остаются лишь пожертвования за совершённые требы (освящения, отпевания и т.д.).

На фоне пандемии из-за сложного финансового положения епархии матушке пришлось уволиться. Моего жалования хватает лишь на две трети месяца, остальную треть перекрывают доходы, полученные в результате совершения требоисполнений. Решения о целесообразности крупных покупок (мебель, бытовая техника и пр.) всегда обсуждаются на семейном совете. Лично я знаю, что моя экономная жена лишнего никогда не попросит, и нередко сам предлагаю что-то купить нужное и полезное для неё. Поэтому супруга всегда с пониманием относится к покупкам, которые касаются лично меня. В этой связи, все финансовые вопросы в семье решаются в духе единомыслия – никаких «качаний прав», конвертов, споров и прочего. Конечно, у меня, как у главы семьи есть право наложить «вето», но я его почти никогда не использую. Потому что как поётся в другой песне: «Важней всего погода в доме».

Олеся Жданова, педагог-психолог, Москва:

– Наша семья похожа по данному вопросу на большинство семей в окружении. Переход на карточки привел к тому, что о бюджете друг друга мы с мужем знаем условно. Лично я знаю только день, в который муж получает зарплату. В связи с тем, что семья у нас большая и многодетная мы договорились, кто за какие расходы несёт материальную ответственность. Муж платит ипотеку, свои кредиты, расходы по машине. Я, соответственно, оплачиваю ЖКХ, свои кредиты, текущие расходы на детей (питание, связь), свои нужды. Если намечается крупная покупка или поездка, то тогда начинаем обсуждать, из каких средств она будет оплачена. Споров по поводу денег у нас практически нет, но и фраза «вся жизнь в кредит» тоже про нас, к сожалению. Конечно, появилась психологическая установка «мои деньги», «твои деньги». Если назревает конфликт, садимся разговаривать и понимаем, что, по сути, все деньги – общие, семейные, поэтому такие формулировки только обостряют ситуацию.

Подготовила Александра Грипас

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage