Array ( [_gcl_au] => 1.1.1567181934.1707679482 [_ga] => GA1.2.336668979.1707679482 [_ym_uid] => 1707679482537156135 [_ym_d] => 1707679482 [rmcookie] => S:K-lxE3v34zaHV_ZbG-gV8pZj8FixYG0_DwWadmMeKRYH_ps8QVRHZEkNNgh_V-8IWnPpLuZVYgWmB4kKY9c_Fcoolz2o-BE2hjuJ_tlLJb0PLCaHvfIaPURIWXF_Vh_IQKyw2aNiaBsVIvhQ4p5LsKjm5L-YfFgncmNMFWCxldNAbMrEfa3fCUmAscnXvEsUcQEOsFb1Yg88ROxzHrU_VkOWNRnkOsAVNOotTkcdc4JMOsxzbKk00VQK0Hlf80R1uh9p-P36IXg66J546pqqj_AXOL85U1L80ik8LzivFuzeMXPv5EgK1IDNIQESU6qP1vHV381RCItTAXpF0MQsXE4LPB5uJu1TnC4RRQdLeRgrqRTkZtTCWyRE8Ec5-RgzymhhwygWibteO-8MyOqNTVQ8IsHLiHOe1o1jGgSzAjjmUSr19IqPw63I-D5gH8bzoNZE_J8s9CTfICs9BaBGbaMIGBjA6bpRaXJrGJfYLPnjlfJRMB5MFK8wfszYBXVd02E1pRgknetdNKJD08AQOhCC7emdN6YgwRTuTHj6k8epZu-zqyovfkvEzFXfk7CWAsHqsrMkYAbhYXkXHwUb7-IaBY17q_zeeUf2XlwXSKkUdq8n10XCkSsLbN7UlRysMw== [otrid] => S:wFs82X0bsdausYghsEPkJXM42_8R-LQSu4jPkSg5T8GsMvcKw-uEAbbmS3Hg-f1uyAmL8TO6g67bymAQiPJG5WbKAQiKurF46cb4WR-84eQ50SD2dZ8QGZ8UHvZdrYjS3cyrng8RBsr1u0dH16luXbqB_30Pt_K2ce3PMXN5WWyqoou65TtoWk1Z3dn3NJbqmr0ILYxiV_eSNluol-ZummsJFeiYXaFUlss= )
Святые отцы о борьбе с блудной страстью

Святые отцы о борьбе с блудной страстью

(22 голоса4.6 из 5)

О том, как бороться с блудной страстью, рассказывают святые отцы…

Из словаря-справочника: «Блуд – 1. Грех против целомудрия; одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле – всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие. В русском языке блуд имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат.

Поскольку восстание этой страсти двоякое (в теле и в душе), то и противостоять ей надо тоже двояким оружием. Недостаточно одного поста для стяжания совершенного целомудрия. Надо присовокупить к нему и покаянное сокрушение духа, и неотступную молитву против этого скверного духа (страсти блуда). Кроме того, надо постоянно читать Священное Писание, заниматься богомыслием, чередуя это с физическим трудом и рукоделием, которые удерживают мысли от блуждания туда и сюда. Больше же всего надо иметь глубокое смирение, без которого не может быть одержана победа ни над какой страстью (Преп. Иоанн Кассиан).

Насколько высоко достоинство целомудрия, настолько сильны наветы врага, ополчающегося против него. Поэтому мы должны со всем усердием не только быть воздержанными во всем, но постоянно сокрушаться в своем сердце с молитвенным воздыханием, чтобы Дух Святой благодатной росой, нисходящей в сердце, охлаждал и угашал печь нашей плоти, которую царь вавилонский (дьявол) непрестанно старается разжечь (Преп. Иоанн Кассиан).

При воспламенении похоти помысли о неугасимом огне и неумирающем черве, и тотчас угаснет пламя в твоих членах. Иначе, ослабев, будешь побежден и привыкнешь грешить, хотя и будешь раскаиваться. Поэтому с самого начала будь строгим ко всякому подобному пожеланию, чтобы оно тебя не преодолело и чтобы ты не привык уступать победу врагу. Ведь привычка — вторая природа. Кто привык уступать победу греховному пожеланию, того всегда будет обличать совесть; и хотя при других он будет показывать веселое лицо, но внутренне будет уныл по причине обличений совести. Ибо свойство похоти — сообщать мучительную печаль тем, кто исполняет ее. Поэтому внимай душей твоей, всегда имея в себе Бога (преп. Ефрем Сирин)

Когда бес начинает рисовать в твоем воображении соблазнительные предметы, и представит тебе в уме красоту женщины, некогда виденную тобой, введи внутрь себя страх Божий, и вспомни об умерших в грехах, — помысли о дне, когда твоя душа будет разлучаться с телом, — представь себе в трепет приводящий Божий глас, который услышат нерадивые о праведной жизни и не соблюдавшие заповедей Христовых: «Отойдите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Матф. 25:41). Еще представь червя неумирающего и муку непрекращающуюся. Об этом думай, и рассеется в тебе жажда наслаждения, как тает воск от лица огня, ибо бесы и мгновения не могут устоять против страха Божия. (преп. Ефрем Сирин)

Преодоление этой страсти обусловливается совершенным очищением сердца, из которого по слову Господа источается яд этой болезни. «От сердца, — говорит Он, — исходят помышления злая… прелюбодеяния, любодеяния и прочее» (Матф. 15:19; Преп. Иоанн Кассиан).

Не позволяй глазам твоим блуждать туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя твой противник (преп. Ефрем Сирин)

Если беспокоит тебя бес блуда, запрети ему, сказав: «Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты.» Ибо знаем сказавшего: «Плотские помыслы — вражда против Бога» (Рим. 8:7; преп. Ефрем Сирин).

Если восстанет в тебе плотская брань, не бойся и не падай духом. Иначе ты придашь смелости врагу (дьяволу), и он начнет внушать тебе соблазнительные мысли: «Не прекратится в тебе разжжение, пока не удовлетворишь своей похоти.» Но терпя потерпи Господа, с плачем излей молитву перед Его благостью, и Он услышит тебя, и извлечет тебя из рва страстей (нечистых помыслов) и от брения тины (срамных мечтаний) и поставит ноги твои на камне чистоты (Пс. 39:1-3). Тогда увидишь пришедшую к тебе от Него помощь. Терпи только, не расслабевай мыслью, не приходи в изнеможение, вычерпывая воду из ладьи, потому что пристань жизни близко. Тогда ты воззовешь, а Он скажет: «Вот Я!» (Ис. 58:9). Но Он выжидает, чтобы увидеть твой подвиг: точно ли даже до смерти ты готов противоборствовать греху. Итак, не малодушествуй: Бог не оставит тебя. Господь взирает на твой подвиг, смотрят на него и лики ангелов, и толпа бесов. Ангелы готовы подать венец победителю, а бесы — покрыть стыдом побежденного. Будь же внимателен, чтобы не опечалить своих (ангелов) и не обрадовать бесов (преп. Ефрем Сирин).

Авва Пимен говорит относительно блудных помыслов: «Если сундук, наполненный вещами, будет долго стоять, и одежда в нем не будет пересматриваема, то она со временем истлеет. Так же случается и со скверными мыслями, влагаемыми в нас дьяволом: если мы не будем исполнять их на деле, то они со временем истлеют и исчезнут» (преп. Авва Пимен).

Послушник спросил авву Агафона, как бороться с блудной страстью. Старец ответил: «Пойди, повергни перед Богом свою силу [крайне смирись перед Ним], — и найдешь успокоение.»

И действительно, если всякий успех в добродетели есть дело благодати Господа, и преодоление разных страстей есть Его победа, то тем более стяжание чистоты и преодоление блудной страсти есть дело особой благодати Божией, о чем свидетельствуют святые отцы, опытные в очищении от этой страсти. Ибо, пребывая в плоти, не чувствовать ее жала подобно некоторым образом выходу из нее. И потому невозможно человеку на своих крыльях возлететь на небесную высоту совершенства, если благодать Господня не извлечет его из земной тины. Ибо люди никакой добродетелью так близко не уподобляются ангелам, как стяжанием благодати чистоты (Преп. Иоанн Кассиан).

Показателем чистоты и достигнутого совершенства служит то, что на отдыхе или в приятном сне у человека не возникает никакого обольстительного образа, или, возникнув, этот образ не возбуждает в нем никаких плотских желаний. Однако невольное желание, хотя и не вменяется в грех, говорит о том, что душа еще не достигла совершенства, и корни страсти еще не исторгнуты (Преп. Иоанн Кассиан).

Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и не законно, в одно тело. По этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди, при непременном условии,чтобы покаявшийся оставил его, но очищение и отрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и единение, установившиеся между телами… и заразившие душу, обветшали и уничтожились. Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудным бесом) страдание в телесной молитве (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Блудную похоть надо пресекать памятью, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть. Совет от аввы Дорофея Диавол из зависти воздвиг на тебя брань. Береги же глаза свои и не питайся до сытости. Вина употребляй немного, и то по немощи тела, если придется. Приобрети смирение, расторгающее все вражьи сети  (святитель Тихон Задонский).

Кто телесными трудами и потами ведет брань с этим соперником (блудным бесом), тот подобен связавшему врага своего слабой веревкой… Кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами… Кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждой, тот подобен убившему своего противника и похоронившему его в песке. Кто одним воздержанием покушается утолить блудную брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, двигая одной рукой. Соедини с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы (преподобный Иоанн Лествичник).

Взирающий на женщину с вожделением, будет ли он мирянин или монах, будет одинаково наказан за прелюбодеяние. Зачем засматриваешься на чужое лицо? Зачем стремишься в пропасть? Зачем ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение, положи закон очам своим, послушай Христа, Который, угрожая, приравнивает безстыдный взгляд к прелюбодеянию Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам разжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницей страсти, вскоре приступает и к исполнению пожелания Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее; этого не воспрещает никакой закон. Если же будешь взирать на чужую красоту, то оскорбишь и свою жену, отвращая от нее взгляд, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону. Не говори: что в том, если я пристально посмотрел на красивую женщину? Если ты прелюбодействуешь в сердце, то скоро осмелишься совершить это и плотью. Прелюбодеяние есть следствие тщеславия, чувственного разжения и чрезмерного сладострастия. Если твой брат соблудил, не поноси его обидными словами, не насмехайся над ним. Ты не доставишь этим ему нимало пользы, но только повредишь ему (святитель Иоанн Златоуст).

Столп опирается на основание, а блудная страсть покоится на пресыщении (преподобный Нил Синайский).

Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу к Господу (преп. Ефрем Сирин).

Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем (свт. Василий Великий).

А что вам попущением Божиим попущена брань блудных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение вам попустилось не просто! Но за презорство других кого из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждала и зазирала. А посему тайно и благодать Божия отходит неподалеку от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и <повергает> в таковые безместные и скаредные помышления и воображения. Но мы, сим событием наказавшися и до изнеможения утомившися, и яко уязвленные и израненные, прибегнем ко Всеистинному Врачу душ и телес наших Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующии и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество! И да просим Всемилостивого Бога, да Сам Он отомстит сопернику нашему соблазнителю диаволу за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети. И да сохранил бы нас немощнейших от всех стрел вражиих (преп. Лев Оптинский).

Призывай молитвы подвизавшихся о чистоте, святую мученицу Фомаиду, святого Иоанна Многострадального, святого Моисея Угрина и молитвы отцов духовных и всех матерей; и вменяй себя худшею всех. Во время борьбы все сии средства полезны… N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет — поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хорошим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий Оптинский).

Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденною в помыслах, но опять же с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные молитвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне, старайся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого (преп. Амвросий Оптинский).

От блудной страсти молись преподобному Иоанну Многострадальному и святой мученице Фомаиде, каждый день клади по три поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неравность. Как сказано: молитесь друг за друга, да исцелеете (преп. Иосиф Оптинский).

Блудные грезы бывают ночью во сне… Когда это случится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже», — псалом (50) Когда блудные помыслы нападают, молись святой мученице Фомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву… (преп. Анатолий Оптинский).

Просишь меня сказать тебе средство, как избавляться от блудных помыслов. Разумеется, как учат святые отцы: 1-е дело — смириться, 2-е — не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное, — потерпеть (преп. Анатолий). Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобою соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленая ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодною водою. Да, несмысленая ты, возьми воды и залей ею огонь! То есть потерпи немощную сестру! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджегой) — гордостью и нетерпением! Потерпи и спасешься! Пусть враг и плоть тебя теснят, но я не перестану твердить тебе псаломское слово: «потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа!» (Пс. 26:14) (преп. Анатолий Оптинский).

Святой Марк Подвижник говорит в своем законе духовном: «корень похоти — любление похвалы и славы человеческой». Усиливается же похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в пище, питии и сне) и особенно когда не хранит своих очей от предметов соблазняющих (преп. Амвросий Оптинский).

Тебя беспокоит неуместная брань плотская. Где должна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряется воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе: кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Небесной и Ангелу-хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Также нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более усилится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. — Это вернее (преп. Амвросий Оптинский).

Комментировать

2 комментария

  • Александр, 15.02.2022

    Спасибо вам за такую помощь нуждающимся . Да хранит вас Господь

    Ответить »
    • Евгений, 25.05.2023

      Слава Богу за всё и за эти тёплые наставления.

      Ответить »
«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage