Array ( [boKcCjygI] => 7j6ClDTk [WocnQj_lSwIP] => oORhva [OwLejNupQhJSM] => g[mx_Tse@]v [KnwR-WCVydO] => DkUPgVKo5yrCuM [koaJdFSLVNmC] => iYI9*G.8E5Kb [ZdcYSrkHUP] => t59YT0g_LI@H [UrTdwAVz] => Ye[msCJ0df9nG5 [FXYgOJ] => DThkcSXfjIm[* [CjbAkDKtHwP] => 6Zy9VrBPund.OXSi [keyDFozNxRSsL] => [nmElI [TWtcXoaRJIVpxBz] => w.tAeap@UylxT7c [mGzDSNrCqPyJ] => 1W8tH]@sDio [VgQsLRluNKUPoYkr] => 2d8HuCiL [xjAPkp] => xEuP*HpnBYO8Dl9 [ewGfOStmKz] => LOU_reEGWDTnI.P [BJMZUADKeboHRVwi] => 9zDmj7 [QlbArvP_CdsjuZex] => N.YI[azj2_LsV9 [DnXuxr-_] => lFh.AGUv [QdJbn_Y-T] => U[0nZw_S [cKkneRHJNlwfxiG] => xaBv1CcdeYA2 [cmZELHWpGVhlxtu] => rAjqBIy [KHlodqeDAVXI] => J2U0IaRDw [jNEZdyA] => Ej46t89SYTrMFof [dGLKEgWsYFcJU_] => ncv*uJ3ZXxUm[7 [xf_csrf] => m50t7PnUg1O_MyJj [kARoanF-TJrWq] => nx@[4KVrCYL [oPbf-kBRCcrAJ_] => rdc3bPR [eYSir_spjvxclTaP] => deSp61bEz7Bs2 [yfzvZbpsWT] => ysoahx7tBD_YeG [LuIMPNHAKoxbz] => 36c[a9I2EZfo@5RS [PVqKRAvGxgs] => 9Wq.LYBwljM [QClTgIZRzHfKr] => aUf5gMC [iYLsHzwxJVAh] => p.ndvNoXkaAI [mixbWsjLNlRQaM] => q.Ga0*ndEQ8vSoy [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [NTjwEdQz] => 1Mko_g [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [exXD_qpUPMy] => W7LioSytrNVw5 [_LKsmvtJp] => 7AEeusogTP0z2aj9 [cCxtOUGpSzysqM] => u8[*Q.fLDVJv3F [vcxjZz] => 2GZtKHATe [_cHsqCz] => WqOwL.vdoVQZ_ [kondLhu] => 06eCwSJm9z [jXVkSR-J] => @bqS4j3o [OIGuVFe] => DSQ3buG_oPk [pQFOfvJwrdzZS] => r4H_P.Z [GbkdSLvIrQXTE] => Dnb@I]JlwLt9o [MnsaVwuS] => A.]5Ze8_YN*S [mtQVRYXlAvcoaHPq] => 5rk.6[*jZi_h [AwzCjFm] => h8ijVDwtU [exXD_qp] => [TGuAkJgslEQS] => 1ExGINL [HoLqluk] => Qckg0LM* [kewncDgaR_v] => 8ks9vl [iygoBsAcVb] => ]0PHih6K[Jsa [awqkZLBFzTN-v] => cBVQHsCr [ShHbuK] => XO0sd1g6 [RFdfXbEVk] => 7ZGT5z2 [detiforumcsrf] => Jttv41E6XBkbFSjy [iSTFeskBnIODqwKV] => A9XnNEhuszaMgV6G [GSmBVJze] => VOSqEa8 [UDazJFjHGt] => HWXZvhE_jD2Qr [IJ_flM-LcGujZBNs] => AtHUBrK [FbTGQZgItM] => K9Afd*@vVu [miKnqAlO_ag] => 7.NYu0[vO@DA [PYvBfeGSUVaqEZl] => ki7RsgAOM1SZN [DeRikUAuaxN] => @52z0rnQ*Oh7o]3 [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [MznPGiR] => 9k]sZl [VlmAQYed] => *yPMCwD0f_K42jR [V_bcRNPGh] => cOhb6n3[K*C2Q [CSuIXTp] => K5S1Jl*6.9 [PQOJLY] => 5qk_.7p [vapeTUBgjZGLf] => _ofJ1GZHhxwOp*3K [ManJewx_srW] => 2YKjoA4 [LC_xFoDgpMAIcfOJ] => bMpHtP@OsRoF [PQDlxFwLWym] => zGRlWhTvYt@._B [xwMTyRiO] => 9tNYVRsHLfXdc [UevDz_oSJ] => zlqvk1Rsj8p [cja_dwxTiKD] => @C9cAk3IzadQH [CQBDRtsGE] => y5u60Fs [tlQXUmzV] => Ge.J]lBU[ [en4_locale] => ru_RU [en4_language] => ru_RU [ZNPHPSESSID] => a5ec0809d86234b2541be0cb151e7259 [oLuBbilJyHPWI] => GndtVCbTzAWlIK [jNxGwKOVgLAI] => ksxy1N8zwJd*Qo [BTbyhAsHenKLQV] => VRmO6lbPTvFH*kY [PkLfvBCHOY] => BygolnKE [av_csrf] => E5_I9K-p4x5aRjFw [otrid] => S:Y1FBRIwXBgiEPKpG48R6Odfcmt4DzuIqOvInzo5q8YXI60r4DtuVMfBEm3O2kHHNF-EJCVltKyHsbGDFRlxauKtAUdUZnJyn7HQYj_CKB_fRftWX_n_V_TkfApESfFH1Y_l-blAeqpmQPRL1X7nie12OKzonSHYXb3QDhR_Xu_JwwfwtHfRZtPaEtgJW_XjtQf7nrsfzzx0PAf0hM32LOQHUKffDSntBMFk= [rmcookie] => S:dzd5kLCjbNGpQDayFSmgzGeUlk3E7Mk71u2oFUEVuLTk6r3bt5gm5pAJcAfFesnyqxzYxbXA0w9h-Tqwt7keGe3uliXZQQECgpwGuvEQFs__6NkKxbwTMB4jJTV9MmKGj_YOJRoImAyBmqObM7UZHMyqsFJ3Gk40GRymIqa0FFNFTq3w1e9W5jxMF5YIP3SDy8uPi1goMQhNHVvV82CtoqbWREfIwPv8idzG_sUgmAhDJH71_8j7saRiWMyN409II5-Ej4Z1AjeEBP2StMz9gUqNhK-NNUxzAXz_NA_2d8HuHHdRQFmxvz2jxom9pZtHoutGwYsB6oMncI28he-YJD4zOIz3pyAeCqYjU3AIfVwfsQzDemrNaoU6IUevxFXrjP6iKXWM8lz5jDTTxeT6tU8SVhQz_qKkefhhoZY2zY_g8O7fc7iGUfMQE0pE2y5G2DkEqLYKZGX_SzHfUniSXvMsGIz4QFrFyJuOUtvWXZ_Xkyc2yTCpfanFLIwCvHS_t89k9_BUFbKGqvS4BY2GP9AGY0qcbjChOLwl84sFe3FsBlrWI4KyzpOpoRGqg2SpJz2-4pVM-j4sn-bcbmzCmRbMAqfLZiKD5Fwh8BbX7vT-C-TyPyw9KCKZMaY84sqao3j-TOAIXl443xYyZsC2kN7HKTZYf8c= [_langs] => g )
Семейная жизнь христианина — протоиерей <a class='bg_hlnames' href='http://azbyka.org/otechnik/Nikolaj_Uspenskij/' target='_blank' title='Николай Дмитриевич Успенский, профессор'>Николай Успенский</a> <br><span class=bg_bpub_book_author>Протоиерей <a class='bg_hlnames' href='http://azbyka.org/otechnik/Nikolaj_Uspenskij/' target='_blank' title='Николай Дмитриевич Успенский, профессор'>Николай Успенский</a></span>

Семейная жизнь христианина — протоиерей Николай Успенский
Протоиерей Николай Успенский

(1 голос5.0 из 5)

Семейная жизнь христианина

Несколько слов к вступающим в супружество

Вступающий в супружество! Ты на всю жизнь соединяешься с женщиной – подумай внимательно о том, что апостол Павел в послании своем к Ефесянам (глава 5) написал о высоком значении брака и обязанностях супругов; советуйся с людьми опытными и богомыслящими, мнение которых достойно твоего уважения.

Богатство, красота и таланты только тогда могут быть украшением девице, когда воспитание ее совершается в духе христианского благочестия.

Только воспитание, основанное на правилах веры православной и благочестия, может приготовить женщин истинно добродетельных, способных ко всему, чего требует домашнее благоустройство, женщин трудолюбивых, утешение мужьям, истинных матерей семейства, украшение домашнего очага.

Молодой человек! Если ты, вступая в законный брак, хочешь найти счастье, не увлекайся обольстительной внешностью: в женщине простота и трудолюбие – вот условия, которые могут ручаться тебе за будущее счастье.

Истинное христианское супружество, и каково оно у нас

Супруги должны любить друг друга как собственное свое тело, иметь друг к другу во всем доверие и откровенность, вместе делить радости и горести жизни, свято хранить супружескую верность, общими силами совершенствоваться в вере и благочестии христианском и, если бывают у них дети, заботиться, чтобы они были одеты, обуты и сыты, и воспитывать их в истинной вере и благочестивой жизни христианской.

Прекрасно описывает истинную супружескую жизнь один древний учитель Церкви Христианской.

«Как приятно, – говорит он, – иго двух сердец, соединенных одной надеждой, одним учением, одним законом!

Нет между ними (супругами) никакого раздора ни в душе, ни в теле. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно увещевают друг друга, вместе присутствуют в церкви, вместе терпят гонения, вместе наслаждаются и спокойствием.

Вместе поют псалмы и взаимно возбуждают друг друга к прославлению Господа» (Тертул., кн. 2, гл. 9).

Такова должна быть супружеская жизнь. Но то ли мы видим на самом деле? Вот какие, например, бывают у нас супружества: два лица заключают между собой брачный союз по минутному влечению или по каким-нибудь необдуманным расчетам, венчаются без совета старших, и что потом бывает? Поживут год-другой – разочаруются друг в друге и разойдутся в разные стороны, так что и не знают потом друг о друге. Или еще: завелись у нас, христиан православных, какие-то гражданские браки; но их и так назвать нельзя; для них и названия не подберешь.

Избави Бог нас от таких безобразных браков. Но не лучше у нас и законные супружества. В наших семьях только и слышишь пререкания между супругами, упреки друг другу, брань, ругань, побои, крики, плач и прочее. И все это делается почти каждый день на глазах детей, на виду соседей и чуть ли не всей деревни.

Но неужели нет между нами истинно христианских супружеств? Благодарение Богу – и между нами есть счастливые супружества, но только мало. Забыли мы Бога, не исполняем Его святого закона – и вот Господь и наказывает нас то тем, то другим бедствием; наказывает, между прочим, и супружеским несчастьем («Воскр. собесед.», в. 1, стр. 86).

Христианская семейная жизнь

Добрая жизнь и христианское поведение в доме, семействе есть основание и корень христианской нравственной жизни.

Всякий человек в своем доме, в своем семействе усваивает первые навыки, созидает свой нрав, приучается к худому или доброму поведению, усваивает тот или другой характер. Без сомнения, вы не раз слышали такой отзыв о ком-нибудь: этот человек из хорошего дома, из хорошей семьи, и сам должен быть хорошим человеком, и, наоборот, такой человек из худой семьи, и сам таков же. И неудивительно! В добром семействе и дети вырастают добрыми и хорошими, и наоборот, в худом семействе они портятся. Поэтому добрая домашняя жизнь бывает основанием доброй христианской нравственности.

Человек нигде не может так хорошо привыкнуть к исполнению Христовых заповедей, как в своем доме. Высшая заповедь есть любовь к ближним; но где ты можешь так усвоить эту заповедь и выказать любовь, как не в родном семействе. Тут-то легче всего обнаружится, есть ли у тебя добрые нравы и можешь ли возлюбить ближнего. Если уж ты не любишь родителей, братьев и сестер, если ты имеешь дурные отношения к ним, то каким образом можешь ты возлюбить чужих людей?

Терпение есть великая добродетель; терпением всякий должен спасать свою душу. Но где ты можешь так привыкнуть к терпению, как не в своем доме? Здесь всякий час, всякая минута потребует от тебя терпения и великодушия. Сколько, например, нужно иметь терпения родителям при воспитании своих детей, сколько старшим братьям нужно снисхождения к маленьким братьям! Когда люди живут вместе, в одном доме, то они должны по необходимости привыкать к снисхождению, к прощению, терпению, иначе и не могли бы оставаться друг с другом. Самоотвержение есть величайшая христианская добродетель, но она нигде не может себе найти такого упражнения, как в семействе. Тут родители в заботах о своих детях совершенно забывают о себе; муж и жена живут больше друг для друга, чем для себя.

Прекрасны добродетели: великодушие, кротость, смирение, но их нигде нельзя настолько приобрести и укрепить, как в доброй христианской семье. Словом, характер человека нигде не может так сложиться и обнаружиться, как в домашней жизни. Хорош ты или плох, можно узнать из твоей домашней жизни. Когда обращаешься между посторонними лицами, вне своего дома, то стараешься показать себя в лучшем виде, там ты часто рисуешься, там скрываешь настоящий свой нрав. Не то бывает в семейной жизни. Здесь ты не можешь и не захочешь скрывать свои чувства и нравы. Домашняя жизнь как зеркало, в котором невольно изображается подлинный нравственный образ человека.

Вот какое важное дело домашняя жизнь христианина. Дом и семья для нас должны быть второй церковью. В этой второй церкви ты должен жить и обращаться также с благоговением и чистотой. В ней всякое твое слово и дело, в особенности если ты в доме старший член, имеет великое значение для остальных членов. Там всякий твой поступок, даже слово становится семенем, которое впоследствии может принести добрый или злой плод. В особенности велика обязанность отца и матери семейства к своим домочадцам. На них лежит величайшая ответственность за то, каковы выйдут их дети.

Помните, родители, отцы и матери семейства, что ваши дети от вас перенимают характер, нравы, поведение. К чему вы их приучите – таковы они выйдут впоследствии. Отчего происходит то печальное явление, что у нас даже родные братья не могут ужиться в одном доме и стараются как можно скорее разделиться? Оттого, что родители не приучили их к согласию и любви ни словом, ни примером.

Не так бывает в доброй семье. В ней родители всегда следят за нравами своих детей, своим примером и наставлениями созидают в них любовь и единство с братьями, ибо они знают, что добрые дети будут их утешением на старости лет, а сами дети всегда будут припоминать наставления родителей. Они всегда будут помнить, что без благословения родителей не будет им счастья (из ел. и реч. преосвящ. Гавриила, еп. Имеретинского).

Читать далее…

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage