- Какие примеры самопонуждения существуют в повседневной жизни?
- Почему самопонуждение к молитве дается с таким трудом?
- Где проходит грань между самопонуждением к искренней молитве и механической молитвой?
- Какие примеры самопонуждения в духовной жизни можно также привести?
- Как овладеть искусством самопонуждения?
- Как быть, если человек не понуждает себя не потому, что не хочет, а потому, что пока еще не понимает, как это сделать, и у него еще нет надлежащего навыка?
- Цитаты о самопонуждении
Самопонужде́ние – волевое усилие, направленное на понуждение себя к действию, деятельности, той или иной форме поведения, тому или иному образу жизни либо, напротив, отказу от того или иного действия, той или иной деятельности, той или иной формы поведения, того или иного образа жизни (в рамках аскетики может рассматриваться как средство борьбы с ленью, расслабленностью, нежеланием совершить что-либо).
Какие примеры самопонуждения существуют в повседневной жизни?
Человек просыпается утром, потому что звонит будильник, который он завел с вечера, заранее рассчитав, сколько потребуется времени, чтобы помолиться, сделать необходимые дела и выйти из дома так, чтобы никуда не опоздать. Утром человек слышит будильник, но ему трудно встать, поэтому он откладывает подъем сначала на 10 минут, потом на 15, в итоге еле-еле встает через полчаса и выходит из дома, не только опаздывая на работу, но и не позавтракав и не помолившись. Все это оттого, что он не мог себя заставить вечером вовремя лечь спать и точно так же давал себе 5, 10, 15 минут, которые сложились в те самые полчаса, которых ему утром потом для таких необходимых дел не хватило. Помимо этого, нарушив свой режим, он, возможно, долго не мог заснуть и потому встал утром невыспавшимся. В результате, только из-за того, что человек в какое-то мгновение себя не понудил, вся его жизнь в течение вечера, ночи и утра претерпела изменения, которых он совершенно не желал. Так мы видим, как нежелание понудить себя в чем-то малом оказывает влияние на целый ряд дальнейших событий нашей жизни и становится в итоге причиной неприятностей уже не малых, а значительных. Ни в одном занятии человек ничего не добьется, если не будет принуждать себя к регулярному самопонуждению.
Почему самопонуждение к молитве дается с таким трудом?
С одной стороны, это естественно, потому что молитва – это и есть настоящий труд; это собирание себя, это напряжение ума, это отклик сердца нашего, которое должно в молитве постепенно становиться созвучным с тем, что наш ум понимает. И от этого труда мы стараемся убежать. Но есть и другая причина – это враг, который ничему так не противится, как молитве, и поэтому старается нас от нее всеми возможными способами отвести. Он может или предлагать нам какие-то дела, вроде бы необходимые или же просто приятные, или наводить на нас какое-то расслабление, а мы и за дела хватаемся, и расслаблению поддаемся, и потому так часто время, отведенное для молитвы, пропускаем и потом молимся либо наспех, либо сокращенно, либо даже совсем не молимся. «Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет», – учит прп. Иосиф Оптинский.
Где проходит грань между самопонуждением к искренней молитве и механической молитвой?
Такую грань определить достаточно легко. Понуждая себя к молитве, мы заставляем себя молиться более собранно и внимательно. И обнаруживая, что наш ум куда-то «убежал», вновь и вновь, употребляя усилие, его возвращаем. А механическая молитва – это когда человек просто встает и прочитывает те молитвы, которые есть в молитвослове, не понуждая свой ум при этом: он заставляет себя просто стоять и читать. Если же мы понуждаем себя именно молиться, то такую молитву механической назвать нельзя.
Какие примеры самопонуждения в духовной жизни можно также привести?
Если приводить примеры самопонуждения в духовной жизни, то здесь можно говорить о любом деле, которое нам необходимо сделать ради Христа. А еще это относится к поступкам, от которых необходимо себя удержать, и тоже ради Бога: например, когда нам хочется что-то неподобающее сказать, и это желание так сильно, что слова буквально рвутся наружу из наших уст, враг тоже выставит против нас весь свой арсенал, чтобы мы все-таки себя понудить не смогли. И когда мы с собой не справились – не помолились как должно или сказали что-то, что не хотели, мы чувствуем внутреннюю опустошенность и усталость; так бывает, когда враг над нами вновь посмеялся. Тем не менее, когда такая ситуация вновь возникает, мы опять с великим трудом себя удерживаем или даже не удерживаем.
Как овладеть искусством самопонуждения?
Чтобы овладеть столь важным искусством самопонуждения, прежде всего, необходимо внимательное отношение к жизни, такое, чтобы мы успевали вообще замечать, что перед нами стоит какой-то нравственный выбор. Потому что если внимания нет, то вся наша жизнь проходит как в тумане: мы не замечаем, что есть необходимость над собою потрудиться и что есть такая возможность. Кроме того, должна быть ревность к угождению Богу: должна быть система приоритетов. И наше спасение, и желание быть с Богом должны осознаваться нами как самое главное, самое важное из того, что только может быть в человеческой жизни. Это два необходимых условия для того, чтобы можно было к этому труду приступать.
Как быть, если человек не понуждает себя не потому, что не хочет, а потому, что пока еще не понимает, как это сделать, и у него еще нет надлежащего навыка?
Дело в том, что навык приобретается посредством того, что человек пробует сделать что-то и это рано или поздно в навык перерастает. Если человек не пробует, то навыка не появится. Невозможно человека после тяжелой травмы заново научить ходить, если он не пытается сделать ни одного шага (конечно, при условии, что врачи знают, что его можно поставить на ноги). Ему говорят: «Для того чтобы пойти, надо сейчас встать на ноги, правую ногу двинуть вперед, потом левую ногу двинуть чуть дальше правой, потом правую ногу двинуть чуть дальше левой – и это называется ходить». Человек отвечает, что понял, и сидит. В таком случае никакого навыка у него не появится.
Цитаты о самопонуждении
«Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет».
прп. Иосиф (Литовкин)
«Если подготовка к исповеди идет через сопротивление и внешние обстоятельства этому способствуют, что делать? Может быть, стоит отсрочить подготовку или перенести исповедь на другое время?
— Духовная жизнь вся идет с понуждением. Легко только водку пить, блудить и на диване лежать. Все остальное тяжело. Даже в мирском понимании, когда мы трудимся во благо, необходим труд. Тем более, когда речь идет о труде духовном. Конечно, в нас сопротивляется ветхий наш греховный человек. Не нужно по этому поводу переживать, паниковать. Есть такое хорошее выражение: «Царство Божие нудится». То есть не рывком берется, не скачком, а долгим, усердным понуждением себя. Не расстраивайтесь, когда что-то не идет. Пусть в это время у вас идет понуждение себя. В духовной жизни это очень полезно. Без этого ее вообще не бывает».
прот. Сергий Баранов
«Приступающему ко Господу надлежит, таким образом, прежде всего, даже против воли сердца, принуждать себя к добру, всегда с несомненною верою ожидая милости Господней; надлежит принуждать себя к любви, если кто не имеет любви; принуждать себя к кротости, если кто не имеет кротости; принуждать себя к тому, чтобы милосердным быть и иметь милостивое сердце; принуждать себя к тому, чтобы терпеть пренебрежение, и, когда пренебрегают, быть великодушным, когда уничижают или бесчестят, не приходить в негодование, по сказанному: не мстите за себя, возлюбленные (Рим.12:19); надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае Бог, видя, что человек столько подвизается и против воли сердца с усилием обуздывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст истинную любовь, истинную кротость, утробы щедрот, истинную доброту и, одним словом исполнит его духовного плода».
«Духовные беседы»
«Совершенная жертва есть та, которая приносится не с огорчением, не по необходимости, ибо доброхотно дающего любит Бог (2Кор.9:7; Притч.22:8). Однако, поскольку мы слышим слова Господа, что Царство Небесное принадлежит понуждающим [себя] и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12), то мы веруем в Его благость [и уповаем], что, понуждая себя в чем-либо, мы за это обретаем награду».
прп. Анастасий Синаит
Литература по теме
- Страсть уныния
- архим. Григорий (Зумис)
- Молитва с самопонуждением преп. Иосиф Оптинский (Литовкин)
- О понуждении себя, мужестве и самоотвержении архим. Ефрем Филофейский
- О необходимости понуждения себя к Богоугодной жизни иеромон. Арсений (Минин)
- О необходимости подвига в духовной жизни свт. Феофан Затворник
Комментировать