Ра́венство –
1) полное сходство (по тем или иным качествам, свойствам, признакам), одинаковость, идентичность;
2) равное социальное положение людей в обществе;
3) равноправие.
Свт. Иоанн Златоуст говорит о том, что грехопадение первых людей ввело в мир три вида рабства. Подчинение простых людей начальникам, рабов – господам, жен – мужьям. Однако для христиан каждый из видов рабства может быть необременительным. Подчиненные и рабы могут быть духовно свободными, так как их душа не подчинена людям, а верующие женщины могут стать учителями своим неверующим мужьям, что является признаком духовного превосходства. Таким образом, никто из них в строгом смысле, не является рабом и подчиненным.
Соответствует ли идея всеобщего равенства идее о высшей справедливости?
Бог, создавая мир, привёл в бытие огромное количество творений. Эти творения имели между собою множество разнообразных отличий. Как венец видимого мира был сотворен человек. Первозданные люди также имели различия. Отчасти эти различия были связаны с образом их происхождения, отчасти – с различием полов.
Почему Бог не создал все твари равными, одинаковыми? Здесь есть над чем задуматься. Как известно, человек был создан по образу Божьему (Быт.1:27). По этой причине он превосходил любых других представителей видимого мира, сотворенных прежде него. Одна из черт образа Божия в человеке усматривалась в том, что он был наделен особым, царственным достоинством. Над кем и как он бы царствовал, если бы все Божьи творения были равны между собой?
Отчетливые признаки неодинаковости между людьми отмечены уже в первых главах Книги Бытия. В гораздо большей степени о межчеловеческих различиях говорится в той части библейского повествования, которая посвящена истории мира после грехопадения.
После того, как прародители преступили Божественную заповедь о запрете на вкушение плодов с дерева познания добра и зла, жена подпала под подчинение мужу (Быт.3:16). В этом следует усматривать неравенство между мужем и женой по положению. Кроме того, разность между мужчиной и женщиной состояла в предназначении первого к отцовству, а второй – к материнству. Эти и ряд других форм неравенства утверждены Самим Богом, и, следовательно, не противоречат идее о справедливости.
Значительное неравенство проявляется между родителями и детьми. А как же иначе? – Ведь первые несут за них ответственность как в отношении их жизни и здоровья, так и в отношении нравственного воспитания.
В общественных отношениях неравенство между людьми проявляется в материальном положении, в социальном статусе людей. Одни обладают богатством, другие влачат нищенское существование, одни являются властителями, другие – подчиненными. Можно ли утверждать, что богатство одних при бедности других, власть одних над другими априори противоречит справедливости? Конечно же, нет.
Материальное благополучие одного может быть следствием его трудолюбия, а бедность другого – лености и празднолюбия; один может быть призван на царствование Богом, а другой – нет.
Несправедливость, стало быть, следует видеть не в факте неравенства людей, как таковом, а в формах неравенства, в том, как та или иная форма неравенства используется тем или иным человеком: в соответствии с Божественным нравственным законом или же вопреки.
***
Современное общество навязывает нам идею того, что если мужчины и женщины равно достойны и равноправны, то для этого нужно, чтобы они были одинаковы, эквивалентны. Наиболее искажённым пониманием эквивалентности мужчин и женщин является женское священство и гомосексуальные союзы. Может быть, при всем декларируемом желании, мы просто не умеем быть разными и смешиваем понятия равенства и одинаковости?
Цитаты о равенстве
«Дела благочестия и милосердия необходимы в этом времени, пока еще господствует неравенство между людьми; совершение их и здесь было бы не нужно, если бы не было столько бедных, нуждающихся и немощных. Это произошло от несправедливости людей, именно тех, которые завладевают тем, что общим Творцом даровано всем, только для своей потребности, однако держат без употребления. Следовательно, пока в этом мире будет продолжаться такое неравенство, действие это необходимо и полезно для упражняющегося, предоставляя доброму расположению и благочестивой воле награду вечного наследия; а в будущем веке после воцарения равенства оно прекратится».
прп. Иоанн Кассиан Римлянин
«Свобода есть право на неравенство. Равенство (если оно понимается шире, чем сугубо формально-юридическое равноправие) и свобода – вещи несовместимые. По природе своей люди не равны, достичь равенства можно лишь насилием, причём это всегда будет выравнивание «по нижнему уровню».
Уровнять бедного с богатым можно, лишь отняв у богатого его богатство.
Уровнять слабого с сильным можно, лишь отняв у сильного его силу.
Уровнять глупого с умным можно, лишь превратив ум из достоинства в недостаток.
Общество всеобщего равенства – это общество бедных, слабых и глупых основанное на насилии».
цитата приписывается Н.А. Бердяеву
Литература по теме
- Равенство Краткий философский словарь предрассудков
- Равенство свт. Николай Сербский
- Иерархизм и равенство С.Л. Франк
- Равенство свщмч. Иоанн Восторгов
Комментировать