<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей <a class='bg_hlnames' href='https://azbyka.org/otechnik/Oleg_Stenyaev/' target='_blank' title='Олег Стеняев, протоиерей'>Олег Стеняев</a></span> <br>Слово в день Торжества Православия

протоиерей Олег Стеняев
Слово в день Торжества Православия


Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день — день Торжества Православной Веры. В этот день святая церковь провозгласила догматы истины семи Вселенских Соборов. В Священном Писании сказано: «Семь громов прозвучали на небе». То есть мы не ждем больше других подобных решений вселенского характера, как только семь кафолических Вселенских Соборов. Торжество Православия — это торжество нашей веры. И наша вера настолько отличается от других вер, что даже в сравнении с католиками или протестантами православных можно назвать принадлежащих к самостоятельной религии, настолько мы иначе понимаем прежде всего вопрос спасения, чем, как этот вопрос решается не только в других религиях, но и даже в других, так называемых, христианских конфессиях.

Сердцевина православной сотериологии или православного учения о спасении — это слова из Второго Послания апостола Петра, первая глава, с третьего стиха и ниже. Здесь сказано: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…» Мы уже неоднократно касались этого вопроса. Вот именно этот текст, он выражает суть православного понимания спасения. Когда спасение — это не только избавление от грехов, спасение — это не только воцерковление, но спасение — это прежде всего стать причастником Божеского естества.

Как понять эту тайну из тайн? Эта тайна связана с тайной Боговоплощения Христа Иисуса, который сходит на землю, чтобы нас вознести на небеса, становится человеком, чтобы нас сделать Богоподобными. Вот это и означает быть причастниками Божеского естества, то есть через Христа и во Христе быть усыновленным Богу Отцу, конечно, не по природе, но, очевидно, по благодати. И в этом смысле православное учение о спасении делится как бы на три этапа: первый — Искупление, второй — Освящение и третий этап — Обожение.

Искупление — это то необходимое очищение, не пройдя через которое мы не сможем принять в себя благодать Духа Святого, Освящающую и Обожающую нас через Святые Таинства церкви. Первой ступени, искуплению, соответствуют библейская добродетель — ВЕРА. Сказано: «Приходящий к Богу должен ВЕРОВАТЬ, что Бог есть». Вера — это дар Божий. Нельзя заставить человека верить, нельзя убедить человека чисто рационально, что наша вера истинная, правильная, как отец Павел Флоренский говорил: «Православие не доказуется, но показуется». Поэтому тот, кто имеет в себе веру — это значит Бог прикоснулся к нему. Даже может быть наша жизнь не соответствует идеалам нашей веры, но сама вера есть дар Божий. Без сомнения. Как и сказано: «Кому Бог откроет, тому никто не закроет, а кому Бог закроет, тому никто не откроет». В мире есть дальтоники, которые не различают краски этого мира, точно так же и неверующие — они не способны, просто не способны различать краски духовной реальности, признавать ее, потому что Бог не прикоснулся к ним. Есть люди, которые не имеют музыкального слуха. Исполняйте для них самые удивительные духовные песнопения и они не смогут этого оценить, у них отсутствует напрочь слух. Так и отсутствие веры не дает возможность человеку слушать слова Бога, постигать красоту этих духовных небесных орга́нов — глаголов учений Святых Отец.

Первой ступени искупления соответствует социальное положение, описанное в Библии — раб. Когда человек из мира приходит к Богу, он не надеется ни на какую награду, он не надеется ни на какие преимущества положения религиозного человека. Он ищет только прощения своих грехов. Как рабы: они не получали никаких зарплат, у рабов в древние времена не было выходных дней. Единственная утеха раба — это милость его господина. Так и человек, приходящий из мира в церковь, к Богу, он ищет прощения своих грехов. И при этом он не всегда уверен, простит ему Бог или нет, но святое Евангелие со всей достоверностью открывает нам тайну Божьего милосердия, когда мы читаем слова Господа Иисуса: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Я успокою вас». Труждающиеся — имеются в виду труждающиеся на дьявола, обременённые — обремененные грехами, и Господь призывает такое человечество придти к Нему и успокоится в Нём и с Ним. Это есть первая ступень в деле спасения, искупления.

Когда человек крестится, с него снимаются грехи, когда, если он был в детстве крещен, потом обращается в церковь, его исповедают, дают ему отпущения грехов. И некоторые христиане православные считают, что этого достаточно и на этом можно остановиться. Но это абсолютно протестантское представлении о спасении, когда человек довольствуется только даром веры. Этого мало. Следующая ступень в деле спасения — это освящение или воцерковление. Апостол Павел пишет: «Воля Божия есть освящение наше». То есть, мало поверить в Бога, мало примирится с Ним через святые Таинства, необходимо принести подлинные плоды покаяния, начать ходить, как пишет апостол Павел, в ОБНОВЛЕННОЙ ЖИЗНИ, поэтому освящение наше, в чем заключается воля Божия — это необходимая составляющая в деле домостроительства нашего с вами спасения.

Мы освящаемся через пост, через молитву, мы получаем освящение от врачующих Таинств святой Церкви, и когда человек воцерковляется, он уже не просто верит. Этой ступени освящения и воцерковления соответствует библейская добродетель — НАДЕЖДА. Этот человек не просто верит, он с надеждой опирается на результат своей веры, он видит, как меняется его жизнь, жизнь его родных и близких. Он покрестил своих детей, он повенчался с женой, Бог помогает такому человеку в его личных, материальных делах, Бог посылает ему исцеление и врачующее наказание. И такой человек не может сказать о себе, что он обделен Божией заботой. Люди, которые во дворах Божиих обитают, они чувствуют заботу Создателя о себе. Как одна пожилая женщина неоднократно мне говорила: «У меня такая маленькая пенсия, такая маленькая пенсия: как только я её получаю, через неделю у меня ничего не остаётся». Я спрашиваю её: «как же вы живете?» Она говорит: «Я не знаю, но я живу. У меня есть еда, у меня есть свет, у меня есть тепло». Действительно, как выживает Россия, для многих людей это непостижимая тайна. Когда в той же Америке мороз доходит до двадцати градусов, там люди мерзнут до смерти, падают, а для нас это обычное состояние. Ибо благостно быть во дворах Божиих.

Но освящение — это вторая ступень в деле спасения. Если взять католическую сотериологию, их учение о спасении, то в их понимании это и ограничивается этой второй ступенью воцерковления, это и есть как бы сама суть спасения — быть добрым прихожанином, добрым христианином и совершать то или иное послушание в церкви. Третья ступень в деле о спасении, как я часто объясняю вам, это обожение. Обожение — это восстановление человека в том достоинстве, в каком он был до ГРЕХОПАДЕНИЯ. Вот в этом заключается тайна православного понимания спасения. Для нас спасение — это восстановить человека в том достоинстве, в каком он был до грехопадения. Ибо, когда мы говорим о необходимости спасения, мы естественно озадачиваем себя вопросом: «А что произошло с человеком, что его надо спасать?» Мы уже рождаемся во грехах. Как псалмопевец говорит: «В беззакониях зачат я, во грехе родила меня мать моя». Действительно, а что произошло с человеком, с человечеством, что его надо спасать? Грехопадение наших прародителей Адама и Евы осуществило выпадение рода человеческого из царства Божественной святости, рай был потерян, человечество было изгнано из рая сладости, поэтому для нас, православных, спасение — это восстановить человека в том достоинстве, когда Бог, создав человека, сказал: «Всё весьма хорошо».

Обожение — эта тема, она развивается только в восточном православном богословии. Её не касаются ни протестанты, ни католики. И вот это отличительное учение об обожении составляет суть торжества православных догматов над несовершенными догматами других христианских течений и, тем более, других религий. Этой ступени обожения соответствует библейская добродетель — ЛЮБОВЬ. Уже не ВЕРА, не НАДЕЖДА, но ЛЮБОВЬ. А ЛЮБОВЬ, как мы знаем, есть сущностное свойство Бога. Сказано: «Бог есть ЛЮБОВЬ». И когда мы обожаемся через Таинство церкви, прежде всего через Таинство Святого Причастия, любовь Божия наполняет нас внутренним миром. Как апостол Павел пишет: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым». Что значит Духом Святым? Духом Святым свершаются все Таинства церкви. И когда мы участвуем в них, а особенно причащаемся от Тела и Крови Иисуса Христа, семи Таинствами мы ОБОЖАЕМСЯ. Происходит наше соединение с Богочеловечеством Христа Иисуса, в котором человеческое и Божественное нераздельно, неразлучно и неизменно. Вот когда мы становимся причастниками Божеского Естества, о чём мы прочитали во Втором послании апостола Петра. И этой ступени соответствует уже не социальное положение, описанное в Библии, уже не раб, не наёмник, а этой ступени соответствует семейственное положение человека: Сын, Сын Божий по благодати. Не раб, не наёмник, а Сын. То есть во Христе Иисусе, Господе нашем, мы все усыновляемся Богу Отцу. Вот почему, когда апостолы спросили Христа: «Научи нас молиться», Он дал им молитву, которая начиналась словами: «Отче наш». Мы воспринимаем Создателя, как нашего Отца небесного по благодати. Ибо по природе у Него один единственный Сын, единородный Господь наш Иисус Христос.

И вот эти горизонты православной сотериологии, они недоступны для представителей не только других религий, но и других христианских конфессий. Мы должны оберегать чистоту этих горизонтов, чтобы они были созерцаемы нами для нашего спасения. Как сказано: «Взирайте на начальника и совершителя жизни Господа нашего Иисуса Христа». В себе самом Господь Иисус Христос, соединив Божественное и человеческое, дал нам возможность быть причастниками Божеского естества. Это и есть восстановление человека в том достоинстве, в каком он пребывал до грехопадения, но уже не по образу Адама перстного, который был создан перстами Бога из праха земного, а по образу Адама небесного, человека, сошедшего с неба, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Тайна Богочеловечества, тайна Христа — она постигается Евхаристически. Рационально войти в эту тайну мы не можем, постигнуть её только человеческим умом невозможно, она постигается Евхаристически, когда ОПЫТНО, через общение с Таинствами Бога, особливо через Святое Причастие мы реально осознаем, ощущаем: что да, Господь с нами. С нами Бог! Да разумеют языцы и покоряются, яко с нами Бог!

Торжество православной Веры — это торжество святых догматов Семи Вселенских Соборов. Семь громов прозвучали на небе и огласили всю христианскую вселенную. Так, что всякий язык преклоняется перед святостью этих догматов, этих Богооткровенных Истин. Поэтому мы должны оберегать чистоту нашей веры. Я бы сказал: нам надо оберегать ЦЕЛОМУДРИЕ нашей веры, чтобы не осквернить, не растлить себя ложными учениями, еретическими заблуждениями, языческими шатаниями. Да даст Господь нам в этот день Торжества Православия, когда будет осуществляться «чин анафемы», провести суд в своём сердце; когда вы будете слышать слова «чина анафемы», это будет совершаться суд в вашем сердце, моем сердце, сердце каждого человека: исповедует ли он Веру истинно, или он в поврежденном состоянии. Да, некоторые крестятся, да, некоторые воцерковляются, но сравнить с подлинно духовным рождением таковых трудно, они как духовные выкидыши, все эти латиняне, все эти протестанты, которые ещё не созерцают красок Духовного мира, не могут распознавать звуков Божественных Глаголов. Но если Господь сподобил нас принадлежать к этой Святой Вере, это есть то достояние, ради которого стоит жить. Это есть та Вера, имея которую в своем сердце, человек понимает, что подлинное счастье человеческой жизни — это соединиться с Богом так, как это только и возможно в нашем Святом исповедании, через наше Святое исповедание. Поэтому, в этот день мы должны поздравлять друг друга с тем, что сегодня мы не на рынке, сегодня мы не на каком-то митинге, сегодня утром мы в храме, здесь и теперь. И мы радуемся за всех других православных христиан, которые в православных храмах сегодня и сейчас. Это настоящее счастье принадлежать к этой вере.

Древний христианский богослов святитель Ириней Илионский писал: «Зачем искать Истину на стороне, когда в церкви, как в огромной сокровищнице, собраны Духовные Истины?» Поэтому не будем блуждать взором своим мыслимым по сторонам. Будем взирать на Начальника и Совершителя жизни. И пока мы будем созерцать Начальника и Совершителя жизни ничто нам не угрожает. Вспомните, как апостол Петр, когда увидел Господа, идущего по водам, он воскликнул: «Господи, дай мне придти к Тебе». И Господь говорит: «Иди». И он ступает на зыбкую гладь бездны и идет по волнам, пока не сводит свой взор с Иисуса Христа. Вся история православной церкви — это хождение по водам, но как только мы начинаем уводить свой взгляд в сторону, как сказано, Петр, этот камень веры, увидел волны, громы услышал, молнии узрел, он начал утопать. Посему, это для нас великий пример, что пока мы взираем на Начальника и Совершителя жизни, мы можем существовать как народ Божий. И мы знаем, что Господь сразу пришел к нему на помощь, ввел его в лодку, и буря прекратилась. Лодка — это символ церкви. Вот где прекратятся все треволнения твоей души, вот где алкание и жаждание твоего сердца будет удовлетворено, потому что то, что мы имеем во Христе Иисусе несравнимо со всеми богатствами мира. С благодарностью к Богу в этот День Торжества Православия мы торжествуем и радуемся о том, что сохраняем веру своих дедов и прадедов, что не отступаем от неё ни вправо, ни влево, созерцая на Начальника и Совершителя жизни, как Церковь Странствующая и Воинствующая, движемся к Небесной Церкви, торжествующей на небесах.

С праздником вас!

Комментировать