«Пасха — Господня Пасха»
Что за радостный праздник Светлое Христово Воскресение! Неописуемое чувство духовного восторга объемлет всякую душу христианскую в этот поистине священный день. И нет, кажется, ни одной земной скорби, которая могла бы препобедить эти святые чувства небесной радости. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало» (Троп. 7-й песн. пасх. кан.). Вот объяснение христианского пасхального торжества.
«Совершишася!» Так из умирающих уст Христа Богочеловека изречено предпоследнее искупительное слово, как завершение Его крестных страданий. Да, совершилось страшное дело. Само воплощенное Божество, по Своей беспредельной любви явившееся на земле для искупления человечества, от людей же подвергнуто безмерному поруганию. Зло, повидимому, восторжествовало над абсолютным благом. Беспощадная смерть как будто поглотила Начальника и Подателя жизни. Дрогнула земля. Померкло солнце. Трепетом объяты души праведных. От могильного сна пробудились и тела святых, ожидавших увидеть день Мессии Христа… Напрасно однако злорадство сил ада! «Где твоя, аде, победа?» (1Кор.15:55). Христос Жизнодавец «плотию уснул, яко мертв», чтобы решительно поразить царство тьмы и смерти, чтобы воскреснуть во славе.
«Хотя, как мертвого, Тебя,
«Господь, во гробе положили,
«Но, как уснувшего Царя,
«Тебя там воины хранили.
«Враги в безумной суете
«С боязнью тайной и суровой
«Твой гроб — источник жизни новой —
«Запечатлели в слепоте.
«Но Ты воскрес, как Всемогущий,
«Воскрес, как Сам им предсказал,
«И в жизни вечностью цветущей,
«Ты нам бессмертье даровал!»
(«Тр. цвет.» № 4, М. 1889. II).
Лишь только миновал срок субботнего покоя, св. ученицы Господа Спасителя устремляются ко гробу, «носяще приготовленные ароматы» (Лк.24:1). Но, о, ужас! В священном трепете оне падают на землю. Ангел вещает им: «не бойтесь! Знаю, вы ищете Иисуса Распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал. Посмотрите место, где лежал Господь» (Мф.28:5-6).
«Востанем рано, с Божьим днем,
«Составим радостные лики
«И вместо мира принесем
«Мы песнь сердечную Владыке…
«С огнем свечей пойдемте все
«Встречать Христово появленье,
«Его из гроба исхожденье,
«Как Жениха, во всей красе.
«Пред Ним торжественно и стройно
«В веселье праздновать начнем.
«И пасху Божию достойно,
«Как всех спасенье, воспоем!»
(«Тр. цвет.» VIII, IX).
Святая Церковь радостно поет: «Христос воскресе»! И торжествующая песнь эта бесконечными отголосками разливается по лицу земли. Из миллионов верующих уст громоносными раскатами раздается ликующий ответ: «воистину воскресе Христос!»
«Христос, Спаситель наш, воскрес!
«Воистину воскрес из мертвых!
«И сколько в тайне крестной жертвы
«Сияет радостных чудес:
«Своею смертью в муках крестных
«Он смерть разрушил и попрал
«И жизнь в обителях небесных
«Во гробе сущим даровал!»
(«Тр. цвет.» XV).
В этих простых, всем знакомых словах заключена необъятная глубина смысла, сокрыта неисчерпаемая животворящая сила. Заслышав всерадостный пасхальный привет, весь мир преображается и ликует. А простодушная вера народная, что в святый день Пасхи самое солнце при восходе своем играет особенно чудесным и необычным блеском, есть глубокознаменательное отражение христианской уверенности в мировой всеобъемлемости пасхальной радости.
«Настал день светлый воскресенья!
«В его сиянии святом
«Очистим наши помышленья,
«Да торжествуем со Христом,
«Раскроем ближнему объятья
«И всем от всей души простим,
«И ненавистникам своим
«Со всей любовью скажем: братья!»
(«Тр. цвет.» XXX).
Пройдут века и тысячелетия. Истлеют в прах кощунственные писания неверов. Самые имена их бесследно исчезнут из памяти человечества. Святая же Церковь Христова неизменно до конца веков будет торжественно повторять свою пасхальную песнь. Но мы
«Очистим верой помышленья
«И узрим дивное умам —
«В небесном свете воскресенья
«Христа, сияющего нам,
«И слово «радуйтеся!» ясно
«Услышим сердцем от Него,
«И все отпразднуем согласно
«Победной песнью торжество».
(«Тр. цвет.» XXXIV).
Из года в год повторяется великий и светлый день пасхальный.
Всякий раз он приносит с собою весну духовного обновления и возрождения. Да и что же такое была бы жизнь наша без этих праздников Господних? Живая душа человеческая не может обходиться без радостей. Она жаждет этой радости, как цветок жаждет ласкающих и оживляющих его лучей солнца. Поэтому даже в обыденной жизни она ищет для себя радостей в природе, в обществе, в поэзии, в созерцании небесного свода. Но все подобные источники наслаждения ограничены, быстро истощаются. А между тем запросы духа бесконечны. Ему потребна радость непреходящая, светоч немерцающий. Такую светлую радость и приносит нам событие, возродившее мир, поправшее смерть, даровавшее человечеству новую и вечную жизнь во светлый день востания Христова.
«Вот день великий, день святой,
«Вот день единственный, преславный!
«Он выше всех суббот! Прямой
«Он их владыка, царь державный!
«Он праздник праздников земных!
«Он торжество торжеств святых!
«И будем, братья-человеки,
«Благословлять Христа во веки!»
(«Тр. цвет.» XXXVI).
Во имя Воскресшего объединимся все священною любовию к нашему Спасителю. Как друзья, как дети одного Отца Небесного, забудем распри, обиды, несогласия. Будем приветствовать друг друга и в веселии восклицать: «Христос воскресе!!!»
Поучение в неделю о самарянке
В церковно-богослужебных книгах нынешний воскресный день называется неделею о самаряныне. По уставу св. Церкви, сегодня во время совершаемой литургии прочитывается евангельская беседа Господа нашего Иисуса Христа с самарянкою. Размыслим хотя кратко о евангельском слове Христа Спасителя: «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися»; другими словами — «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24).
Основываясь на этих словах Божественного Учителя, многие из христиан и даже целые христианские общества ложно держатся того мнения, будто при служении Богу, при богопочитании не требуется внешних знаков. Эти мнимые христиане разглагольствуют, будто не нужны ни крестные знамения, ни коленопреклонения, ни определенные молитвословия, ни вообще та или иная богослужебная обрядность. По их суетному суждению, достаточно будто бы одного духовно-молитвенного настроении и обращения к Богу. Но мы из св. Евангелия знаем, что Сам Господь Спаситель преподал нам образец молитвы, заповедав при этом: «егда молитеся, глаголите: Отче наш, Иже на небесех…» (Лк.11:2-4). Мы знаем, что Господь наш Иисус Христос, не имевший нужды учиться молитве у кого-либо, Сам молился словами Псалмопевца даже в столь великие и священные минуты, когда, например, страдал на кресте (Мф.27:46; Пс.21:2). Нам хорошо известно, что Христос Спаситель посещал иерусалимский храм, называя его «домом Отца Своего» (Ин.3:16) и «домом молитвы» (Марк.11:17), совершал пасхальные и другие обряды, преклонял колена и повергался лицом на землю, когда молился Отцу Небесному. Равным образом Господь Спаситель не осуждал и не отвергал тех, которые Ему кланялись, падали к ногам Его, целовали их и обливали горячими слезами, прося у Него милости и помощи; напротив, Господь принимал все это с явным благоволением. Почему же так было и быть должно? Да потому, что душа и тело так тесно соединены в природе человеческой, что сильные состояния души непременно выражаются в явлениях тела. Нужда высказывается в поклонах, скорби и болезни — в тяжких вздохах, чувство радости и довольства — в благодарных словах и поступках. Почти каждый знает все это по личному опыту, знает, что «от избытка сердца невольно говорят уста». И всякий православный христианин знает, что внешнее богослужение составляет естественное и необходимое выражение богослужения внутреннего, духовного, что оно средство нравственного укрепления и освящения. На этом основании всякий истинно-верующий убежден, что внешность и обрядность церковная должна существовать пока существует единая, святая, соборная и апостольская Церковь Христова, пока процветает на земле благодатное царство Христово.
Так чтó же после сего означают слова Господа Иисуса Христа: «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоин кланятися»? Чтобы истинно и верно понимать это учение Христово, для этого нужно знать, кому, по какому поводу и с какою целью оно сказано.
Господь Иисус Христос, проходя однажды мимо самарянского города Сихема-Сихаря, остановился у колодезя Иаковлева. Ученики Христовы пошли вь город купить съестных припасов, а Господь Учитель остался отдохнуть у колодца. Спустя немного времени, приходит сюда самарянка за водою. Господь просит у нея напиться. Просьба Господа удивляет самарянку, ибо иудеи избегали общения с самарянами. Тогда Спаситель разъясняет самарянке, что, если бы она знала, Кто говорит с нею, она не только напоила бы Его, но и сама попросила бы у Него той живой воды, которая пьющим ее сообщает жизнь вечную. Под этой живой водой Христос Спаситель разумеет Свое евангельское учение и благодатные дары Святого Духа, через Него подаваемые и приводящие людей к вечному спасению.
Из дальнейшей беседы Господа самарянка убеждается, что говорит с нею Сердцеведец. Тогда самарянка обращается к Нему с просьбою разрешить давнишний спор иудеев с самарянами: где следует поклоняться Богу — в Иерусалиме ли, как утверждали иудеи, или на самарийской горе Гаризим, как было желательно самарянам. На этот вопрос Господь Спаситель и отвечает самарянке, что до некоторого времени, до пришествия Мессии на землю, только поклонение Богу в Иерусалиме было истинным богопочитанием; но наступает и уже настала пора, когда верующие будут молиться Богу и славить Его не в Иерусалиме только и не только на горе самарийской. Тут же Господь Иисус Христос и сказал самарянке: «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися».
Евангельское учение Христово гласит, следовательно, что поклонение Богу, как беспредельно-совершенному Существу духовному, не привязывается к одному лишь месту, хотя бы и наиболее священному, и не заключается в одной лишь обрядности, хотя бы законной и правильной. Служа Богу в многоразличных местах, надо служить Ему истинно; покланяясь Богу посредством установлений обрядовых, должно покланяться Ему и духовно: «сия же подобаше творити и онех не оставляти» (Мф.23:23).
Конечно, поклонение и служение Богу должно заключаться не в одном лишь механическом выполнении внешних обрядов. Но вникните в дело вы, мнящие себя просвещенными христианами, вернее же, легкомысленные и злонамереные враги православной церковности и рабы модной житейской обрядности! Посмотрите на христианина-младенца по разумению истин христианства. Он с искренним усердием спешит к честному кресту, к окроплению освященною водою. Он с горячею любовию целует св. иконы, нетленные мощи святых. В этих действиях его выражается высоко-религиозное чувство, умиляющее всякую чистую христианскую душу. А ваша осуетившаяся душа небрежна и невнимательна к святыне. Он взирает на распятие Господа, и слезы сокрушения о грехах и раскаяния текут из его очей. А вы остаетесь равнодушными при виде крестной жертвы Спасителя. Он при пении «Иже Херувимы…», «Тебе поем…», при чтении «Верую, Господи, и исповедую…» истово молится, повторяет слова церковных молитв, преклоняет колена, кладет земной поклон. А вы, кичливо мечтая, что своим жалким умом постигли существо истин веры, остаетесь без всякого религиозного выражения. И так далее проведите, если угодно, сравнение между своими и его поведением и отношением к религиозной святыне, к таинствам св. Церкви, ко храму Божию. И вы увидите, что в его душе чистая вера и детская любовь к Богу, а в вашей душе пусто и холодно. Скажи-те же по совести, чтó более ценно пред Всевидящим Богом — ваша ли фарисейская холодность, или бесхитростное чувство осуждаемого вами богомольца? И нам невольно припоминается молитвенный возглас Христа Спасителя: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил» тайны царствия Своего «от мудрых и разумных и открыл» их «младенцам» (Лк.10:21).
Итак, кто же молится Богу духом? — Кто, произнося слова молитвы, произносит их от всей души; кто, изображая на себе крестное знамение, видит пред собою распятого Спасителя мира; кто, преклоняя голову и колена, предает себя св. воле Божией; кто, предстоя телом пред св. иконами, предстоит и духом пред Господом Спасителем, Богоматерью и святыми; кто при совершении бескровной евхаристической жертвы мысленно созерцает Голгофскую жертву Сына Божия: тот и молится Богу духом.
А кто покланяется Богу истиною? — Тот, у кого душа во время молитвы проникнута тою верою и любовию, теми мыслями и чувствами, теми надеждами и желаниями, какими дышат молитвы, составленные св. богоносными отцами Церкви; — тот, кто, по выражению церковной песни, «стоя во храме» Божием, «на небеси стояти мнит»; — тот, кто, называя Бога Отцом, любит Его, благоговеет пред Ним, повинуется Ему, исполняет св. волю Его, как добрый покорный и послушный сын Его св. Церкви православной.
Будем, по примеру благочестивых предков наших, по наставлению святоотеческому и по заповеди апостольской покланяться Господу и «прославлять Бога в телах наших и в душах наших» (1Кор.6:20). Тогда только мы будем «истинными поклонниками» (Ин.4:23) Отцу Небесному, Ему же со Единородным Сыном Его и Духом Святым подобает поклонение, честь и слава во веки веков.
Слово в день Рождества Христова[1]
Христос раждается, славите!
Приветствую вас, братие христиане, с наступающими святыми днями великаго праздника Рождества Христова. «Бог мира и Отец щедрот» привел нас к молитвенному воспоминанию всемирно-радостного события, дивного для Ангелов и спасительного для всех человеков. Станем же мысленно на историческую почву св. Евангелия и вникнем в священную важность и значение празднуемого торжества.
Была полночь. Кромешняя тьма покрывала землю. Повсюду царила тишина. Города, селения и все живущее в них погружено было в глубокий и греховный сон. Только на полях Вифлеема пастыри бодрствовали на страже стада своего. И вот, среди полуночного мрака видят и слышат они нечто необычайное. Вестник небес, светоносный Ангел Божий вещает им: не бойтесь, — я принес вам радостную весть, и радость эта даруется всем людям; пойдите в Вифлеем, и там вы найдете Христа Господа лежащим в яслях, там вы увидите Того, в Которого веровали праотцы, Которого желали видеть патриархи, о Котором проповедывали пророки. «И внезапно явилось многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк.2:13-14). Ангельский хор умолк. От века неслыханная песнь унеслась к небесам. Сонм небожителей, возвестивших миру начало христианских времен, сокрылся от очей устрашенных пастырей. Тогда чистые сердцем простецы спешат во град Давидов, находят там все то, «о чем возвестил им Господь» (Лк.2:15), видят Богомладенца Спасителя и возвращаются восвояси, «славя и хваля Бога» (Лк.2:20). На священном же Востоке чудесно появляется, ярко горит и не мерцая светит невиданная новая звезда. Видя «звезду Мессии», мудрецы Востока совершают путешествие в землю Израилеву, обретают в ней «Свет во откровение языков» (Лк.2:32) и, «открыв сокровища свои», родившемуся Царю, Богу и Христу «приносят золото, ладан и смирну». По особому откровению, оставляя лукавого Ирода «поруганным», волхвы «иным путем отходят во страну свою» (Мф.2:11-12).
Итак, в средоточии древнего мира, у колыбели человечества воссиял «тихий Свет святой славы Небесного Отца». Животворные лучи этого Божественного «незаходимого Света», этого «Солнца правды», простираясь на всю поднебесную, вот уже 19 веков просвещают и согревают, вдохновляют и воспламеняют всю воинствующую и торжествующую Церковь Божию, все безчисленное множество душ человеческих, алчущих и жаждущих правды Христовой. Очами веры весь богопросвещенный христианский мир всегда обретал в Вифлееме и никогда не перестанет видеть там приснотекущий и неисчерпаемый источник света и жизни, веселия и радости, спасения и вечного блаженства.
Христос раждается — и, по слову апостольскому, открывается «великая тайна благочестия» (1Тим.3:16). Непостижимое, Самосущее, Единосущное, «Собезначальное Отцу и Духови Слово», Единородный Сын Божий, снисходя к немощам падшего человечества, воспринимает человеческое естество в ипостасное соединение с Божеством Своим. Истинный Бог нашего ради спасения воплощается, становится истинным человеком и, «да нас на небеса возведет»[2], является на земле, обитает среди людей.
Христос раждается — и, по учению церковному, совершается величайшее чудо. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа есть величайшее чудо правосудия Божия, которое не могло оставить грех человеческий без наказания, но не восхотело отвергнуть и раскаяние людей. Воплощение Слова Божия есть величайшее чудо премудрости Божией, которая обрела недомыслимое средство примирить небо с землей. Вочеловечение Сына Божия есть величайший и чудесный дар любви Божией, ибо «любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него» (1Ин.4:9). Воистину «велий Господь наш и велия крепость Его, и разума Его несть числа» (Пс.146:5).
Христос раждается — и, по выражению святоотеческому, созерцается «странное и преславное таинство»[3]: вертеп соделывается небом, Дева — престолом Херувимским, ясли — вместилищем Невместимого. При всеобщем ожидании Спасителя весьма многие, почти все полагали, что Он явится во внешнем блеске, в земной пышности и славе. Но Господь славы вместо золотых чертогов раждается в тесной и темной, сырой и холодной горной пещере. Вместо роскошной и богатой колыбели Он вмещается в самых обыкновенных яслях. Вместо дорогих, мягких и теплых тканей Владыка твари одевается в простые пелены. Так непостижимо — «странно» уничижение, обнищание, истощание Мессии-Христа; но и «преславно» величие, богатство и могущество Искупителя мира. И в самом деле, братие! Воззрите на вифлеемский вертеп, окиньте взором протекшие века христианской истории и рассудите. Что в мире человеческом было меньше Младенца Спасителя, юною Матерью рожденного в бедном палестинском городке и положенного в яслях пастушеской хижины? И что в ту самую пору было знатнее римского кесаря Августа, властелина всесветной римской империи? И однако же менее, чем через 40 лет, Имя Божественного Младенца слышится в стенах императорских дворцов Рима. Меньше, чем через 100 лет, римская власть напрягает все свои силы, чтобы стереть это Имя с лица земли. Менее, чем через 400 лет, этим Именем украшает себя славнейший из римских цезарей, великий Константин, а вслед за ним и все обширное греко-римское государство, а далее и вся вселенная нарекается пречестным Именем Христа. Обойдите вселенную, исчислите подвиги христианских труженников, взвесьте труды христианского гения, христианского творчества, христианской благотворительности — и «уразумейте, яко с нами Бог» (Ис.8:9-10).
Христос раждается — и по всей земле воспевается слава Богу Отцу, пославшему для нас Своего Единородного Сына, — слава Богу Сыну, «не возгнушавшемуся»[4] Матери Девы, — слава Богу Духу Святому, Своею благодатною силою осенившему «всемирную славу, от человек прозябшую и Владыку родшую»[5]. Славят Рождество Христово цари и рабы, богатые и убогие, мудрецы и простецы, старцы и дети, матери и девы, ибо в лице Примирителя и Спасителя «милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася» (Пс.84:11). Особенно же мы, сыны российские, в этот всерадостный день воспеваем величие Бога и Спаса нашего, велегласно исповедуя: «кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса» (Пс.76:14-15). Было тяжкое время. Страшная гроза разразилась над отечеством нашим. Воинственный сын беспримерной брани двинулся со всеми царствами Европы, чтобы покорить, унизить, истребить и сокрушить Россию. Великая армия «двадесяте язык» наводнила землю нашу, проникла в сердце России. Казалось, наступил конец св. Руси православной. Но Десницею Вышнего исполин военной славы с позором обращен вспять. Полчища его погибли в полях, снегах и водах России. Господь сил посрамил и уничтожил «тяготевший над царствами кумир». В ошибочных расчетах гордого вождя Господь явно показал нам, как ничтожна мысль человеческая пред мудростью Промыслителя, и в начале прошлого века «явил нам спасение Свое» (Пс.90:16).
Нужно ли говорить, что и теперь, на заре нового века, превозносится новый кумир, только не иноземный, а наш доморощенный, только не с воинственным мечом, а с злобным пером и кощунственным словом рыкающий на весь читающий мир, потрясающий отечественную св. Церковь Христову, силящийся поглотить обуреваемый корабль Иисусов? И — увы — как затмилась, как ослабела и померкла историческая память неблагодарных потомков — разорителей веры отеческой! Но «даждь нам, Господи, память славного Твоего посещения тверду и непрестанну имети в себе»[6]. Мужайтесь, людие Божии! Искренно веруем и твердо уповаем, что в Вифлееме родившийся нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш, «яко всесилен, победит враги», водворит «мир на земли и благоволение в человецех» и подаст нам едиными устами и единым сердцем возносить Ему ангельскую хвалу. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
Слово в день св. равноапостольной Нины
Великое и неоценимое благодеяние совершила св. равноапостольная Нина, память которой мы ныне светло празднуем. Древней Иверии она благовестила Новый Завет, в котором «все в чудно-сжатой картине представлено Духом Святым: и мир, существующий ныне, и Бог, управляющий им, и сущего в мире значенье, причина и цель, и конец, и Вечного Сына рожденье, и крест, и терновый венец». И в самом деле, чем была жизнь предков наших, пока они пребывали в языческом неведении христианского учения? Не зная Бога истинного и откровения Божия, данного людям сперва чрез ветхозаветных пророков и напоследок чрез воплотившегося Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, предки наши не знали и о самих себе, чтó они за существа, не знали, откуда они произошли, к чему направляются и какими путями должны итти. Не знали они также и происхождения окружающих нас, видимых явлений и предметов природы. Видимый мир представлялся им непонятною, таинственною загадкою. Он приводил их то в страх и трепет пред своими грозными и разрушительными явлениями, то заставлял их безотчетно изумляться пред явлениями благотворными. Посему они и почитали природу за божество, и воздавали творению Божию божеские почести. Не знали они, к кому прибегнуть и обратиться в нуждах житейских. Идолы, как произведение рук человеческих, конечно, не могли оказать ожидаемой помощи. Жизнь настоящая устрашала их. Будущее покрыто было мрачною неизвестностью. И вся жизнь идолопоклонников протекала в удовлетворении грубых страстей и прихотей.
Но с принятием христианской веры, проповедницей которой для Грузии была св. Нина, для предков наших явилась заря истинного просвещения. Христианская вера открыла им, что человек — творение Божие, созданное по образу и подобию Божию, что человек — существо свободноразумное, состоящее из смертного тела и бессмертной души. О жизни земной и временной христианская вера поведала им, что жизнь эта служит только приготовлением к жизни вечной и блаженной, которая достигается путем евангельской добродетели. Косневших в идолослужении христианская вера освободила от ложного страха пред бездушными истуканами, утвердила их в надежде на Господа Вседержителя, всеблагого Отца и Промыслителя, облегчила их житейские горести и печали, даровала им душевный мир и покой. При свете веры христианской язычествовавшие предки наши больше узнали созданную Богом и управляемую Им видимую природу. Они перестали страшиться твари, благоговеть пред нею, зная, что ею, как и жизнию человеческою, распоряжается всемогущий Творец и Владыка вселенной. Из учения евангельского предки наши узнали также, что кроме видимого мира Божия есть и мир невидимый, небесный, духовный, где, среди сил небесных, среди бесплотных ангелов-небожителей наипаче обитает Сам невидимый Господь, что туда, как в свое истинное отечество, направляется род человеческий чрез искупившего нас Единородного Сына Божия, Христа Спасителя. Евангелие возвестило предкам нашим, как и нам всем благовествует, о том пути христианской нравственности, который приводит людей в прекрасный чертог Небесного Жениха-Христа, к единению с Богом и спасению.
С прибытием св. Нины в горы кавказские для иверских племен воссиял благодатный свет Христов, для Грузии наступило или пришло царствие Божие, которое, по слову св. ап. Павла, заключается в праведности, мире и радости во Святом Духе (Рим.14:17). По милости Божией мы от самого рождения призваны в это царствие Божие, принадлежа к св. Церкви Христовой. Как чада света Христова, мы и обязаны познавать, чтó есть воля Божия (Еф.5:8, 10, 17), чтó благоугодно Богу. Мы должны обращать строгое внимание на самих себя: истинные ли мы сыны царствия Божия, хотя и именуемся сынами церкви Христовой? Поступаем ли мы по вере нашей и ощущаем ли в себе тот мир и покой совести, ту сыновнюю близость и любовь к Богу, которыми отличаются истинные сыны и наследники царствия Божия? Произрастают ли между нами прекрасные плоды христианского духа, каковы, по учению апостольскому: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23)? Обитает ли в сердце нашем то неудержимое желание со Христом быти (Флп.1:23), которое составляет высшее счастие и стремление истинно-христианской души? И если есть в нас эти знамения сынов царствия Божия, то радуйтесь: царствие Божие пришло к нам и обитает в нас, ибо, по слову Самого Христа Спасителя, царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Если же нет в нас духовных плодов христианства, то ищите прежде всего царствия Божия и правды его (Мф.6:33). Ищите света и разума в благовестии Евангелия Христова. Ищите оправдания во Христе, освящения и обновления в св. таинствах церковных. Ищите царствия Божия в добром христианском труде, послушливости, взаимной благожелательности, братской и нелицемерной любви друг ко другу.
По молитвам и благословению ангела св. храма сего, св. равноапостольной Нины, Просветительницы Иверии, Господь да поможет всем нам быть теми мудрыми евангельскими девами, которые с горящими светильниками христианской веры и любви удостоены брачного торжества во царствии Божием (Мф.25:1-13). Аминь.
Слово в день св. равноапостольной Нины
В жизни и трудах св. равноапостольной Нины оправдались слова св. ап. Павла: и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая (1Кор.1:27). Слабая женщина в руках Божиих делается орудием настолько сильным, что чрез нее просвещается целая страна, древняя Иверия. Кто же дал ей такую силу, кто утвердил ее в святом намерении и помог исполнить его? Сама Матерь Божия явилась ей, вручила ей крест из виноградных лоз и направила ее в страну язычников. На трудном пути является ей Сам Господь и ободряет ее. И вот, вооруженная силою Божественною, она идет в страну огнепоклонников. Нерадостна была первая ее встреча. Она видит толпу народную, стремившуюся во Мцхет на торжество своего идола. Больно было видеть св. Нине, как царственные лица с народом своим преклонили свои колена пред истуканом. Она стала молить Бога об истреблении ложного идолопоклонства. И внезапно, среди ясного дня, зашумела страшная буря с громом, молнией и проливным дождем. Небесная стрела сокрушила идолов. Языческое сонмище в ужасе разбежалось. А св. Нина спокойно благодарила Бога за дарованное свыше знамение. Поселившись во Мцхете, св. Нина своею святою жизнью и даром чудесных исцелений стяжала многих почитателей креста Господня. Вскоре Бог помог св. Нине чрез чудесное исцеление от недугов обратить царицу Нану и царя Мириана. Вера Христова стала быстро распространяться и утвердилась в Грузии на все последующие века.
Св. Церковь величает св. Нину равноапостольною просветительницею Иверии. Она воистину вывела на свет духовный, на свет Христов всю Грузинскую страну.
Но просветительницею других людей может быть и каждая женщина-христианка, обладающая в душе своей светом Христовым, светом веры. Вот, например, женщина — христианка, хозяйка дома, жена мужу, мать семейства. Сколько средств предоставлено ей здесь для благотворного просвещения других! Незаметно для самой себя она на каждом шагу может быть наставницею всех своих домашних. Мужа она может сдерживать в его раздражительности и гневливости, склонять к воздержанию, располагать к молитве и храму Божию. И сколько мужей, благодаря их женам, исправилось от своей порочной жизни, сколько их из тьмы неверия пришло к вере, из язычества в христианство! А какою благодетельницею может быть мать христианка для детей! Сколько света веры, истины и всякого добра она может влить в детские впечатлительные и склонные прежде всего к подражанию души! Кто и ближе к детям, как не мать? Добрая и разумная мать редко оставляет детей, только в силу необходимости разлучается с ними. От нея больше всего дети и ждут и могут воспринять все доброе, чистое и святое. Наступает христианский праздник. Дети около матери; они весело и беззаботно резвятся пред ея глазами. Мать просто и безыскусственно рассказывает детям о празднуемом христианском событии. И поучительна и умилительна эта беседа матери — истинной христианки. Дети долго-долго готовы слушать, не отрывая светлых очей своих от любимой матери. Как все это благотворно действует на чуткую детскую душу! Пройдут годы, десятки лет. А то, что говорила и чему учила мать, останется незабвенным. Спросите любого благочестивого юношу или девицу, почему они так возлюбили благочестие, кто влил в них этот христианский дух? Благочестивая мать — чаще всего получится ответ, и в этом случае мать бывает незаменима: всякое дерево доброе приносит и плоды добрые (Мф.7:17), по слову Самого Христа Спасителя. Как не пожалеть при этом, что иныя матери совсем не занимаются своими детьми в младенческий период их жизни, совсем не следят за духовным ростом своих детей, будто бы не имея для этого занятия досужего времени.
Или возьмем христианскую женщину — наставницу и учительницу юношества. Здесь такое широкое поле для просвещения других, что и пересказать нельзя. Дети школьного возраста в руках опытной и любящей свое дело христианской воспитательницы, как глыба мрамора в руках скульптора, как необработанный металл или мягкий воск в руках искусного ваятеля. И если сама наставница-руководительница школы любит веру и христианское благочестие, если она проникнута добрым христианским настроением, если она горит огнем Христовой любви, тогда остается сказать одно такой школе: счастливы вы, дети, имея такую прекрасную учительницу! Слушайте свою наставницу, старайтесь не проронить ни одного ее слова, подражайте ее примеру. Все, что вы узнаете от нея, все послужит вам на пользу истинную, на пользу душевную. Любящая Христа может ли не говорить о Христе Спасителе? Возлюбившая Его святый закон может ли не желать, чтобы и другие любили его и следовали ему?
Подобает, дети и братие, усердно молиться Господу и св. равноапостольной Нине, чтобы больше было у нас женщин с истинно-христианским благочестием. Тогда и вера христианская не будет оскудевать, и благочестие будет процветать. Тогда все мы будем знать Бога истинного и в радости духовной служить Ему. Аминь.
Слово в Великий четверток[7]
Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими.
В святый и великий четверток Церковь Христова воспоминает тайную вечерю Господа нашего Иисуса Христа с Его св. апостолами. Воспоминаемая вечеря Господня именуется тайною. Она таинственно связует ветхий и новый завет Божий с людьми. Таинственна она в своих исторических подробностях, как и в своих священнодействиях. Она же таинственно и благодатно приводит нас к теснейшему общению с Господом и Спасителем нашим.
Ветхозаветная пасхальная вечеря была установлена в те времена, когда верный Своим обетованиям Бог при пророке Моисее вывел народ израильский из Египта. В ту ночь, когда Ангел Божий поразил египетских первенцев и прошел мимо домов израильских, каждая израильская семья, по указанию Господню, за вечерней трапезой вкушала агнца, кровью его окропив двери своего дома. Тогда началось ветхозаветное пасхальное праздненство. С той поры и пасхальная вечеря, предшествовавшая избавлению израильтян от работы египетской, ежегодно совершалась с тем между прочим различием, что агнчая кровь возливалась не на двери домов, а на жертвенный алтарь в ветхозаветном храме.
Во время земной жизни Своей Господь Спаситель соблюдал установления ветхозаветного закона Божия. Об этом и в нагорной беседе Своей Он говорит: не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф.5:17). И св. евангелисты повествуют, что в обычный для вкушения пасхи день первого весеннего месяца, в навечерие Своих крестных страданий Господь Иисус Христос праздновал ветхозаветную пасху. В последний раз Он собрал вокруг Себя Своих учеников на вечерю, которая вместе с воспоминанием первой пасхальной вечери заключала в себе и обетование Пасхи Христовой.
Время обетований Божиих и томительных ожиданий ветхозаветного человечества проходило. Наступало время, когда ветхий завет должен был уступить место совершеннейшему, высшему и новому завету, назначенному для всех времен и народов. Приспело время исполнения мессианских пророчеств, время искупления и спасения мира. Приблизился и последний день земной жизни Богочеловека.
И вот утром в четверг, накануне крестных страданий Христовых ап. Петр и Иоанн, по воле Божественного Учителя, из Вифании идут в Иерусалим. Там, как некоторые полагают, в доме Иосифа аримафейского они находят готовую и убранную большую горницу, где и приготовляют все потребное для празднования пасхи. С наступлением вечера приходит сюда и Сам Господь с другими апостолами. Прежде, чем возлечь за стол, подобало исполнить восточные обычай. Преподавая наглядный пример величайшего смирения, Господь Спаситель снимает с Себя верхнюю одежду и Сам умывает ноги Своих учеников. Пламенная душа ап. Петра не может примириться с мыслью, что Христос Сын Бога живаго будет вместо прислужника умывать его ноги. Но замечание Спасителя — если не умою тебя, не имеешь части со Мною — внушает апостолу, что дело Христово касается не одного только телесного омовения, что оно имеет смысл нравственно-глубокий. Тогда из уст чистосердечного ученика вырывается восклицание: «Господи, если так, твори со мною, что хочешь, только не лишай меня Твоей любви, Твоего общения, не отвергай меня от Себя, умой не только ноги мои, но и руки и голову»! Омыв ноги всем ученикам, Господь возлагает на Себя одежду Свою и, возлегши за стол для вечери, объясняет ученикам значение Своего действия, как знака любви и снисхождения. Глубокая грусть изображается на лице Богочеловека. Господь Спаситель возмущается духом. Невольное смущение овладевает и сердцами апостольскими. Как внезапный раскат грома, вдруг «славнии ученицы» слышат слово Учителя Сердцеведца: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тайну предательства Господь открывает Своему возлюбленному ученику и наперснику. «Злочестивый» же предатель, объятый страстью сребролюбия, не вразумляется и последним дружеским обращением к нему Спасителя. Он оставляет св. общину, но не с тем, чтобы, как думают другие ученики, исполнить поручение Учителя, а выходит на мрачное дело предательства. Только Господь знает сатанинский замысел беззаконного ученика. Пред всевидящим взором Спасителя уже ясно возвышается крест, Его ожидающий. Он предвидит Свои крестныя страдания, но и знает, что Его крестная смерть явится вечным знамением торжества, победы и славы Божией. И вот Христос Спаситель возвещает прискорбным ученикам: ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем, и Бог вскоре прославит Его (Ин.13:31-32). Засим Господь и Зиждитель всех, как Агнец Божий, вземлющий грехи мира, Сам Себя предварительно приносит в жертву, говоря, ядите тело Мое и утверждайтесь верою. Души апостольские постепенно прозревают близкий час разлуки с Пастырем Добрым, таинственную важность спасительного креста, искупительной смерти и славного воскресения Христова. «Союзом любви связуемые апостолы» готовы впасть в уныние. Тогда Господь обращает к ним Свою прощальную беседу, укрепляет и утешает их обетованием послать иного Утешителя, Духа истины, от Отца исходящего, Который воспомянет им слышанное слово евангельское и наставит их на всякую истину. Вечеря заканчивается молитвой и преподанием Божественного мира. А затем с пением псалмов Господь с апостолами из сионской горницы шествует в любимое место Свое на гору Елеонскую, в Гефсиманию.
Так Христос Спаситель, совершив последнюю пасхальную вечерю ветхозаветную, совершил и первую пасхальную вечерю нового завета. Древняя пасхальная вечеря имела значение лишь временное и пророческое. Она и могла быть совершаема только в пасхальный день. Вечеря же новозаветная имеет значение вечное и почти повседневно совершается вселенскою Церковью Христовою. Пасхальною жертвою ветхого завета был избранный из овчего стада первородный агнец. Пасхальная жертва нового завета есть предвечный, непорочный и пречистый Агнец Божий (1Пет.1:19), Единородный Сын Бога Отца, исполненный благодати и истины (Ин.1:14). Встхозаветная жертва служила только прообразом всемирной жертвы Голгофской. Жертва новозаветная, принесенная для искупления и спасения мира является исполнением и завершением всех ветхозаветных жертв.
Самым важным событием во время тайной вечери было установление Христом Спасителем таинства св. евхаристии, навсегда заменившего ветхозаветную пасху. Благовествуют об этом св. евангелисты Матфей (26:26-28), Марк (14:22-24), Лука (22:19-20) и ап. Павел (1Кор.11:23-25). Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб (артос), благодарил, благословил, преломил и дал ученикам Своим, говоря: приимите, ядите: сие есть тело Мое, за вас ломимое. Также взял Он и чашу после вечери и, хвалу воздав, подал им и сказал: пейте от нея все: сия есть кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая, во оставление грехов; сие творите в Мое воспоминание.
Так Господь Спаситель положил начало важнейшему из таинств христианской веры и под видом хлеба и вина впервые причастил апостолов Своим телом и Своею кровью. В таинстве причащения Господь соединил все, что приобрел для нас Своим добровольным ради нас уничижением, и преподал нам высочайший дар Своей неизреченной и безграничной любви к нам — тело и кровь Свою. Так, по заповеди Христа Спасителя, по примеру апостольскому, по чину святоотеческому, евхаристическое таинство и доныне совершается и, по слову Божию (1Кор.11:26), до конца мира будет совершаться истинно верующими во Христа. Когда священнослужитель божественной литургии возглашает слова Христовы: Приимите, ядите… пийте от нея вси и далее, молитвенно призвав Пресвятого Духа, благословляет жертвоприносимые хлеб и вино, тогда бескровная жертва таинственно пресуществляется в самое пречистое тело Христово и в самую всечестную кровь Христову, а затем св. евхаристические дары и преподаются верным во спасение. Вкушая Тело и Кровь Господа во время св. евхаристии, христианин благодатно становится причастником Жертвы Христовой с ея благословенными плодами. По достопамятным же словам иерарха-святителя (москов. митроп. Филарета), «ощутительный плод вкушения трапезы Господней является верующим то неизреченною радостью в сердце, то сладкою тишиною в душе, то светлостью в уме, то утишением обуревающих искушений, то прекращением страданий душевных и телесных, а иногда и совершенным исцелением, то живейшим ощущением любви к Господу и умножением ревности к духовным подвигам и добродетелям» (Слова и речи, т. IV, стр. 38).
Приидите же, вернии, возвеличим ради нашего спасения воплотившееся и в горницу на вечерю восшедшее Предвечное Слово. Возвышенными умами насладимся гостеприимной и бессмертной трапезы Владыки-Христа. Притекайте, братие, на вечерю Господню неленостно: аще бо не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин.6:53). Приступайте ко св. причащению с благоговейным страхом Божиим: ядый бо и пияй недостойне суд себе яст и пиет (1Кор.11:29). Приимите св. Тайны с верою, что принимающий плоть и кровь Христову во Христе пребывает и Христос в нем пребывает (Ин.6:56). С любовью ко Христу вкусите св. Даров и те, кто достиг св. евхаристии в часу единонадесятом, яко благ и любочестив Господь.
Сам же Христос, истинный Бог наш, добрейший путь смирения показавший, да приемлет нас причастниками Своея тайныя вечери и да помянет нас во царствии Своем ныне и присно и во веки веков, аминь.
Примечания
[1] Произнесено в кафедральном Сионском соборе.
[2] Акафист Сладч. Иисусу, 8 кондак.
[3] Ирм. 9 песн. кан. на Рожд. Христ.
[4] Задостойн. на Литург. св. Василия Великого.
[5] Догматик I гл.
[6] Молитва на молебном пении в день Рождества Христова.
[7] Произнесено в церкви женского учебного заведения св. Нины.
Комментировать