Array ( )
Проповеди Евгения (Казанцева), архиепископа Ярославского и Ростовского

Проповеди Евгения (Казанцева), архиепископа Ярославского и Ростовского


Слово на Новый Год

Благословиши венец лета благости Твоея (Пс.64:12).

Благословиши венец лета благости Твоея (Пс.64:12). Когда приличнее воспеть с Давидом ко Господу, как в Новый год: благословиши венец лета благости Твоея? И желаем по нуждам нашим, и надеемся от благости Божией, что новый круг дней, новый сей венец лета благословится свыше: благословиши венец лета благости Твоея.

Но желая себе, и прося от Господа, на новое лето новых благ, Слушатели, не должны ли мы с одной стороны приникнуть в сердце наше, с другой приникнуть в совет Божий? Бог — Владыка всея вселенныя; человек — образ Его, владыка сего им обитаемаго шара. Следственно таков совет Божий о мире нашем, каков человек, владыка его. Был человек непорочен, и земля была раем: стал человек порочен, и Правосудный проклял землю для человека; терния, говорит, и волчцы возрастит тебе (Быт.3:18).

Правда и гнев Божий есть гнев отеческий, и правда Божия при всей точности умеряется милосердием. Хотя терния, хотя волчцы, но возрастит земля. А сии терния, только из милости нам оставленныя, еще так сносны, столько сродны настоящей природе нашей, что мы не только пищу себе из них, по и лакомство составляем; не только питаемся, но и наслаждаемся. Хотя проклята земля в сравнении с тем, когда была она благословенною; хотя терния и волчцы производит в сравнении с теми плодами и растениями, когда сердце человека не терния и волчцы произносило: но не изрек Господь: да будет безплодна земля, да превратится в пустыню, да человек, не умевший и недостойный жить, смертию умрет. Из сего уразумейте, смертные, что и в отриновении нашем оставлено место покаянию. Не для того продолжена жизнь наша, чтобы мы наслаждались; но дабы, почувствовав унижение наше, обратились от ничтожества мира к полноте Божией, от суеты к истине, от врага нашего к Отцу.

И чтож мы делаем, братие! Ах, сколь худо пользуемся милосердием Божиим! Вместо того, чтобы к Нему приблизиться, удаляемся; вместо того, чтобы восходить, низходим; вместо того, чтобы возвратить благословение, усугубляем проклятие. По мере умножения к нам милосердия Божия, умножаем мы неправды наши и беззакония, как будто нет Бога, или Он не видит и не слышит нас.

Нет, слушатели, Господь не дремлет, хотя и долготерпит. Послушайте, чтó вещает Он Израильтянам, когда начертал им закон святый: аще, говорит, в повелениих Моих ходите, и заповеди Моя сохраните; и дам дождь вам во время свое, и земля даст плоды своя, и древеса сельная отдадят плод свой… и снесте хлеб ваш в сытость и вселитеся с твердостию на земли вашей… И дам мир в земли вашей, и уснете, и не будет устрашаяй васъ… И призрю на вас, и благословлю вас, и возращу вас, и умножу вас, и поставлю завет Мой с вами… И похожду в вас, и буду вам Бог, и вы будете Ми людие. Аще же не послушаете Мене, ниже сотворите повелений Моих сихъ… И Аз сотворю сице вам: и наведу на вас скудость, и красту, и желтяницу… и посеете вотще семена ваша, и поядят я супостаты вашя… И сокрушу досаждение гордыни вашея, и положу небо вам аки железно, и землю вашу аки медяну… И аще сими не накажетеся, но пойдете ко Мне страною: пойду и Аз с вами в ярости страною, и поражу вы и Аз седмижды грех ради ваших (Лев.26:3-6, 9, 12, 14, 16, 19, 23, 24).

Вот, Слушатели, совет Божий; вот правила, вот законы, по коим Он располагает благами земли и судьбою нашею. Когда к Нему обращаем сердце, и в Его волю влагаем волю нашу; то и Он обращается к нам, и благословляет нас: когда же мы отвращаемся от Него, и не храним путей Его; то Он поражает нас и умножает раны по мере беззаконий наших.

И так обновляйте души и сердца ваши, да будет Новый сей год благословен. Аминь.

Источник: Слово на Новый Год, говоренное в Псковском Кафедральном Благовещенском Соборе, Евгением, Архиепископом Псковским, 1824 года Генваря 1 дня. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Ильи Глазунова и К°. — 1840 г. — Часть I. — С. 81-85.

Слово в день Святыя Пасхи

Христос Воскресе!

И так прошла печаль, настала радость; миновала тьма, возсиял свет; побеждено зло, восторжествовало добро: Христос Воскресе!

Вооружал на Спасителя враг наш фарисеев и книжников, чтоб опровергли и уничижили Его учение; но Иисус, яко Божественная премудрость и вечная истина, разрывал, как паутину, их мудрования и обличал с посрамлением. Не успевши с сей стороны, вооружился на самую жизнь Его, и вооружил всю силу свою, и фарисеев и книжников, и архиереев, и весь народ, и Пилата, и Ирода. Мог Всесильный Страдалец и сие сонмище разсыпать одним мановением. Но на сие сошел на землю, чтобы умереть за любезное Ему и в падении человечество. И так враг человечества имел успех в сем своем предприятии. Сын Божий пригвожден ко кресту и умер. Казалось уже маловерным, что торжество ада совершилось, и, как негде выражено, ад разсмеялся. Но вскоре радость его превратилась в трепет: низшедший во ад истинный Сампсон сокрушил врата адовы: и возведши в страну света сидевшнх во тьме и сени смертной, наконец воскресил со славою Свое бездыханное тело, и расторгнув заклепы гроба, востал облеченный в безсмертие. Христос Воскресе!

Тогда отец лжи обратился к последнему, его достойному, средству — пропустить молву, что Иисуса из гроба ученики украли. Но кто поверил сей ложной выдумке? Одни те, кои и при жизни Иисуса Христа, видя Его не видели, и слыша не слышали; — коих сердце одебелело или гордостию, или завистию, или корыстию; — поверили и верят одни плотские, ожесточенные Иудеи. Но добродетельные, но добросовестные и во Иудее и во всех народах, слыша и видя Апостолов, без учения исполненных мудрости, после смерти своего Учителя за Него умирающих, и умирая свидетельствующих, что Христос воскрес, что они Его воскресшаго и видели, и слышали, и осязали, что потом, обещав им Утешителя, вознесся на небо, и низпослал им Святаго Духа по обещанию, и исполнил их тою благодатию, с каковою они проповедуют, и тою силою и безстрашием, с каковыми сретают они и сильных и мучения и смерть; — видя все сие в Апостолах, добродетельные и добросовестные — никто не верит явной лже, якобы украден Господь, но и тогда и во всех веках и ныне веруют и восклицают: Христос Воскресе!

О! какая была радость для жен, пришедших помазать умершаго и обретших воскресшаго! Какая была радость для Апостолов, при смерти испугавшихся и разбежавшихся и наконец во едино собравшихся между страхом и надеждою, и вдрут услышавших, что воскресь их Наставник! Возвеселилась и земля при Его смерти потрясшаяся; возвеселилось и солнце при Его кончине затмившееся. А небо? А жители небес — Ангели и сонмы Святыхъ? — Кто может изобразить их небесное торжество и радость, воспевших целым небом: Христос Воскресе!

Так, слушатели, Воскресение Вседержителя не иначе проникнуло всю вселенную, все существа созданныя, как душа, возвращенная Лазарю, проникла и оживила все существо Лазарево. Ибо вся вселенная, поверьте Апостолу Павлу, суете повинуся (Рим.8:20), со дня падения челокека. — И вемы, говорит Апостол: яко вся тварь совоздыхает и сболезнует (Рим.8:22), т. е. владыке своему человеку. И наша свобода есть ожидание и утеха всей твари: чаяние бо твари, говорит он же, откровения сынов Божиих чает (Рим.8:19). А почему наша свобода ей столь желанна? продолжает он же: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим.8:21). Как же не возрадоваться всемь тварям, когда воскрес Свободитель человека, убо и всей твари? Справедливо поет Церковь: ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя; да празднует убо вся тварь востание Христово.

Братия и чада возлюбленная! Забудем ныне всякую нашу земную горесть и исполнимся небесной радости; отложим всякую вражду и исполнимся любви и мира, оставим всякий гнев и взыскательность и облобызаем всех с кротостию Христовою. Да покажут все поступки наши, все слова наши, все чувства наши, что и в нас и в душах наших Христос Воскресе! Аминь.

Говорено в Псковском Кафедральном Соборе 1823 года, Апреля 22 дня.

Источник: Слова Синодальнаго Члена Преосвященнаго Архиепископа Евгения, бывшаго Ярославскаго, печатанныя прежде порознь в разных годах и изданиях, а ныне собранныя и вновь напечатанныя вместе. — М.: В Типографии Александра Семена, 1854. — С 105-108.

Комментировать