Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Евангельское чтение о крестоношении всем нам так хорошо известно, что практически каждый из нас может процитировать его наизусть. Но чтобы прочувствовать важность этого наставления Господа лично для каждого, следует взглянуть на ту ситуацию, в которой это наставление было произнесено.
Лишь постепенно и исподволь Господь Иисус Христос начинает раскрывать перед Своими учениками истинные понятия о Себе Самом и о цели Своего дела в этом мире. Кем был их Учитель? Подобно всем своим современникам, ученики Христовы были убеждены в том, что Спаситель-Мессия должен явить Себя как славный Царь из рода Давида, наделённый Божественной силой и властью. Он соберёт рассеянных чад Израиля, восстановит их царство и, быть может, покорит Израилю весь мир. Эта мысль увлекала, питала надежду и льстила национальному чувству униженного народа. Ученики втайне надеялись на то, что их любимый Учитель и есть такой Царь, Который вот-вот откроет Себя Израилю и миру. Этот устойчивый предрассудок, столь по-человечески понятный, следовало искоренить хотя бы в узком кругу ближайших учеников.
«За кого вы почитаете Меня?», – спрашивает Он Своих учеников. Петр отвечает за всех: «Ты – Мессия (Христос)». Господь не противоречит, но только запрещает говорить об этом народу, чтобы не будить в толпе ложных надежд. Ученикам же Иисус начинает разъяснять истинную судьбу Мессии. Он говорит о предстоящем Ему страдании, позоре и смерти. Это было абсолютно непонятно! Зачем? Разве могущества Христа недостаточно, чтобы изменить не только Свою человеческую судьбу, но и судьбу всего мира?
Петр не выдерживает и начинает прекословить Господу: «Да не будет этого с Тобой!». И в этих словах Петра Иисус слышит давно знакомый, искушавший Его некогда в пустыне голос, предлагавший Ему красивые, приятные и удобные пути к славе. Неудивительно, что Иисус резко отвечает Петру: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».
«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»». Господь пришел на землю не для того, чтобы наслаждаться радостями и удобствами жизни, хотя и не избегал их специально, но для того, чтобы спасти людей. Спасение же других всегда означает жертву. Это мы знаем даже из нашей повседневной жизни. Спасающий утопающих, спасающий из огня, спасающий от войны, спасающий от разорения, всякий спасающий рискует собою, своим благополучием и даже своею жизнью. Средство спасения всех людей всего мира – великая искупительная Божественная жертва Сына Божия. Не Сам Иисус, как человек, измыслил и избрал этот путь. Он взял на Себя крест по воле Своего Отца. От Него зависел не личный выбор пути, но добровольное согласие с тем путём, который был для Него предназначен Богом Отцом. Теперь Он к этому же призывает Своих последователей: отказаться от своих личных желаний и взять тот крест, который на каждого из нас возложен Богом.
«Возьми крест свой». Первая мысль, которая нам приходит в голову, когда мы слышим эти слова, – это мысль о «кресте», то есть о скорбном жизненном пути. При этом мы реже думаем о самопожертвовании во имя Господа, но чаще о тех трудностях, великих и малых, которые выпадают нам на долю. Мы не можем понять, почему наши скорби, – не те, которые мы придумываем или изыскиваем себе сами, но те, которые не зависят от нашего желания, – спасительны для нас? Почему нельзя двигаться по жизни без креста? Да потому, что жизнь в этом лежащем во зле мире в принципе есть жизнь, исполненная скорби. Жизнь с её зыбкой почвой опасностей, соблазнов и пороков, напоминает болото, которое постоянно грозит поглотить человека, увлечь в свою трясину. Мы живём – то есть так или иначе должны идти этим болотом, ни миновать, ни обойти которое нет никакой возможности. Жизнь есть жизнь. Обычно люди либо прыгают бездумно с кочки на кочку, либо ищут место посуше, поудобнее; но и тех и других эта «дорога» (её, собственно, и нет) приводит к трясине, из которой нет выхода.
Другие люди пытаются найти путь собственными силами. Они – кузнецы собственной жизни и счастья – самоуверенно ступают в болото и говорят: «Мы сами проложим дорогу к прекрасному будущему! Никто не даст нам избавленья!». Некоторые настолько самоуверенны, что, делая вид, будто знают дорогу, не только идут по болоту выдуманным ими путем, но и других увлекают за собой. Кончают они тем, что вместе со своим человеческим стадом забираются в ту же трясину, из которой нет выхода.
Реальность этого мира такова, что никто не знает своей дороги, будущее закрыто для всех. Никто не может сказать, что день грядущий ему готовит. Поэтому человек мудрый будет искать руководства. Даже увязнув в трясине, человек ещё может быть спасён. Это только сказочный барон Мюнхгаузен мог вытащить из трясины сам себя за свои волосы. Реальному человеку нужна посторонняя помощь. И такую помощь нам всегда готов оказать наш единственный Спаситель, Который сказал о Себе: «Я – путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу иначе, как только через Меня» (Ин 14:5-6).
Слабый и ограниченный человек никогда сам не найдёт настоящего пути в жизни. Его самостоятельный путь всегда будет лишь путём к смерти. Такова реальность этого мира. Ему остается одно: взять свой крест и следовать за проводником, за Господом. Правда, и та дорога, которой Господь ведет человека по жизни, тяжела и опасна. Но и тогда, когда она кажется невыносимой, не следует выпускать руки Господней, ведущей и поддерживающей нас. Мы можем быть уверены в Господе, что Он не даст нам искушений выше наших сил.
Крест есть у всякого человека. Но каждому дан крест точно по его мерке. Только наша нетерпеливость и непокорность делают его слишком тяжелым. Смысл совершающихся с нами событий обыкновенно сокрыт от нас, и наши суждения чаще всего бывают ошибочными. Только взглянув в наше прошлое, мы можем обнаружить целесообразность и пользу всего, что происходило с нами, если мы жили с Господом. Когда человек пытается жить по своей воле, это приносит ему множество огорчений и разочарований. Когда мы сами пытаемся выбрать жизненный путь, мы всегда остаёмся недовольны, нам всегда кажется, что мы сделали неудачный выбор. Мы завистливо смотрим на других, забывая о том, что «хорошо там, где нас нет». И только тогда, когда мы полагаемся на волю Божию, открытую нам во Христе, мы понимаем, что наш крест, наше место и занятие, которое выпало нам на долю – самое лучшее для нас. Там, где человек пытается сам управлять своею судьбою, он непременно навредит себе и «потеряет душу свою». Так неразумное дитя, предоставленное самому себе, непременно попадёт в беду. Ибо сказано нам: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её»! Аминь.
Комментировать