<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей <a class='bg_hlnames' href='https://azbyka.org/otechnik/Oleg_Stenyaev/' target='_blank' title='Олег Стеняев, протоиерей'>Олег Стеняев</a></span> <br>Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим

протоиерей Олег Стеняев
Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим


Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией – Евангелие от Иоанна, сорок первое зачало. Здесь мы находим следующие слова: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нём написано, и это сделали Ему».

И так, в сегодняшнем Евангельском чтении мы видим вхождение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Иерусалим. И Он смиренно восседает на осляти. Древний христианский экзегет, святитель Иларий Пиктавийский писал: «Всё происходящее указывает на будущее и, в форме параболических знамений, события теперешние предвосхищают события будущего». Господь овладевает народами, сияние славы Его приближается, умы народов подчиняются Ему, а Он здесь, сидящий на осляти, о Нём возвещала вся вереница патриархов, пророков, апостолов. Во славу свою расстилают одеждами пред Господом патриархи. Их поколениями, именами и гонениями на них пророчествовалось о Господе. Идя к Нему со всей красотою собственного достоинства и, становясь под седло Его, они показывают, что вся их слава отдана на приготовление Его прихода. Пророки устилают своими одеждами путь Грядущего. Они издавна пророчествовали об этом пути и что по нему за Богом пойдут народы.

В этом истолковании обращает на себя внимание то, что Христос, сидящий на осляти – это Христос, подчиняющий Себе народы. Народы, которые оставляют своё ослиное упрямство во грехе и позволяют Богу господствовать над собою всецело, как Сидящий на осляти управляет ею. Толпа во множестве собралась приветствовать вхождение Господа в Иерусалим. И многие кричали: «Осанна Сыну Давидову. Осанна Грядущему!» Ибо знали, что день до этого Он воскресил четырехдневного покойника. Но, как мы знаем, настроение толпы бывает очень переменчиво. И пройдет некоторое время и эта же толпа будет кричать: «Распни, распни Его».

Христос, входящий в Иерусалим – это Христос, входящий в жизнь каждого из нас. Истинный город Иерусалим – душа каждого верующего человека. Христос, сидящий на осляти – это Христос, смиряющий наши животные начала, которые у некоторых слишком обнажаются и проявляются именно во время Великого Поста. Потому что время поста – это время покаяния, и Господь через наше воздержание в чём-либо во время поста даёт нам возможность лучше рассмотреть себя самих.

Христос, входящий в Иерусалим – это Христос, входящий в Храм, ибо первое место куда Он направился, войдя в Иерусалим, был Святой Храм. Так и в нашей жизни, входя в нашу жизнь, Он ищет в каждом из нас то сокровенное, святое, благочестивое, праведное, что составляет Храм и наших бессмертных душ. Даже в самой падшей душе можно найти нечто святое, благочестивое и праведное. То, что всеяно от самого Бога в каждого человека, то, что проявляется в движении нашей совести, которая никогда не даёт нам покоя, если мы не следуем стезями Божьими.

Христос, входящий в Иерусалим при оглушительном крике торжествующей толпы – это Христос, грядущий на страдания вольные. И, действительно, прав святитель Иларий Пиктавийский, что люди, которые устилали одеждами своими путь Его, это прежде всего патриархи: Авраам, Исаак, Иаков. Это древние пророки, которые всей своей жизнью, своими пророческими озарениями свидетельствовали о грядущем Христе-Спасителе. И мы, православные христиане, которые взирают на это событие как на некое прошлое, в отличие от пророков и патриархов, которые взирали на это событие как нечто будущее, должны переживать это событие днесь, сегодня, как будто мы современники этого события, чтобы в этот день праздника Входа Господня в Иерусалим, когда мы славословим Его, чтобы в Страстную пятницу нам не оказаться среди тех людей, которые будут кричать: «распни, распни Его». А может быть устами своими мы славословим днесь входящего в Иерусалим нашей жизни, нашей души, но своими действиями восстаём против него. Ибо каждый грех, совершенный христианином, искупленным человеком Божьим, есть точно гвоздь, гвоздь, вбитый в руку Учителя. Каждый дурной помысел, который проявляется в сердце православного христианина, есть точно шип тернового венца, который впивается в чело Господа. Посему постелем перед Грядущим на осляти не одежды наши, но сами души наши в сокрушении сердечном, постелем перед Господом, который смиряет наши животные страсти, который освобождает нас от блудливости ослиной и делает людьми, стремящимися к целомудрию и Божьей правде.

Христос, входящий в Иерусалим, входящий в твою и мою жизнь, это Учитель, который не оставляет нас и, войдя в нашу жизнь, уже не покидает нас никогда. Как мы знаем, что даже когда Он возносился на небо, Он сказал: «… и се, Я с вами во все дни до скончания века». И в Святых Дарах, в своём Святом Слове Евангелия, Он по-прежнему среди нас, ибо Он сам сказал: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди». А в Святых Дарах мы принимаем свою жизнь, Входящего в Иерусалим твоей и моей души. Посему будем подражателями древних патриархов, которые ходили, как в присутствии Бога, ожидая Его пришествия, взирая, проницая очами веры будущее. И они не находили для себя определённого места вдохновения, ибо искали Города Небесного.

Христос, входящий в Иерусалим, это Христос, который силой благодати Своей вводит нас в Иерусалим Небесный, в Иерусалим Надмирный, Новый Город, как он называется в Апокалипсисе, сходящий от Бога. Христос, входящий в Иерусалим, это Христос, который умалил Отца, и Отец послал Духа Святого в сердца верующих, дабы схождением благодатных огненных языков облистать сиянием Божества душу каждого верующего человека. Христос, входящий в Иерусалим, это Христос, сошедший на землю нас ради человек и нашего ради спасения, Сын Божий, грядущий на страдания и крестную смерть, нас ради человек и нашего ради спасения. Поэтому вникнем в своё внутренне состояние, как мы приветствуем Господа, сохранится ли эта преданность по отношению к Нему и во время всей седмицы, да не будет САМОРАСТЛЕНИЯ, когда люди будут вопиять: «распни, распни Его». Даже те, которые не постились всё время Великого поста, совершите этот подвиг в Страстную седмицу. Сораспните себя Христу Иисусу и Он смирит наше ослиное упрямство во грехе, укротит и обратит нас в кротких осляти, на которых восседает Праведность Божия и Святость Божия. Особенно моё слово обращено к тем, которые сегодня будут причащаться Тела и Крови Иисуса Христа. Священники уже возгласили: «Святая Святым». И когда вы пойдете к Причастию, ваши открытые уста, как ворота града Иерусалима, и вы примете в себя Самого Христа, для того, чтобы сияние Его Божества очистило, освятило, преобразило, преосуществило, преложило бы нас из состояния чад гнева в состояние чад Божиих.

Пусть Христос, вошедший в Иерусалим сей день, не покидает Иерусалима твоей и моей души. Пусть Христос, которого днесь приветствуют патриархи и пророки, которые всю жизнь свою постелили на стезях Господа, Он даст и нам возможность возрадоваться в этот день и воскликнуть: «Осанна Грядущему, Сыну Давидову. Осанна, сидящему на осляти, Осанна Сыну Божьему. Слава в вышних Богу». С праздником вас!

Комментировать