Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией Евангелие от Марка, первая глава, с 1-го по 8-ой стих, но, так как завтрашний день многие работают, мы завершим сегодняшнюю проповедь также Евангелием от Матфея 3-я глава с 13-ого стиха и ниже.
Евангелие от Марка начинается словами: «Начало Евангелия Иисуса Христа». Сразу возникает вопрос: Почему, если говорится, что это начало Евангелия Иисуса Христа, не говорится о Рождестве Христовом, так как в других Евангелиях? Потому что само слово Евангелие означает ПРОПОВЕДЬ. Иными словами Марк как бы пишет: Начало радостной проповеди Иисуса Христа, а где это происходило — на Иордане, когда и произошло явление Христа народу. А то же Евангелие от Матфея начинается словами: «Родословие Иисуса Христа». «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: Вот я посылаю Ангела моего пред лицем твоим, который приготовит путь твой пред тобою, глас Вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези ему».
Ангелом называется сам Иоанн Креститель, который являлся по матери родственником Иисуса Христа и изображается с ангельскими крыльями православной традиции так, как стремительно выполнял то служение, которое поручил ему Бог и вел поистине не человеческий, а ангельский образ жизни, живя в пустыне. Поэтому далее, как объяснение: «явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для обращения грехов и выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне и крестилися все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед». Поистине это было ангельское житие Его пребывание в пустыне. Но здесь не может не смутить нас то, что проповедь произносится в пустыне. Это все равно, что если священник оставит храм и рано-рано утром пойдет на перекресток и там, осенив себя крестным знамением будет проповедовать.
Почему Иоанн Креститель проповедует не в городе, не в Иерусалиме, не в Назарете, не в Вифлееме, не весях, не там, где собиралось много людей, а там, где была иудейская пустыня? Этим самым Он хотел сознание евреев вернуть к временам, когда все началось. Когда БОГ вывел еврейский народ из египетского рабства, чтобы они как бы заново пережили эти времена в пустыне, когда БОГ сорок лет водил их по пустыне и они из семейства Иакова соделалися народом с двенадцатию коленами. «И проповедал, говоря: Идет за мной сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водой, а Он будет крестить вас Духом Святым».
Что означает водное крещение, которое совершает в иудейской пустыне Иоанн на Иордане? Крещение — это стандартная практика, которая совершается у евреев и в наше время, называется Миквэ, обряд омовения, он описан в книге Левит, где сказано, что если человек осквернился, то он должен совершить полное погружение в воду. В те времена такой обряд совершали над людьми, которые долго жили среди язычников, осквернялись в общении с ними и чтобы очистится их надо было погружать в воду целиком. Удивительным здесь является то, что Иоанн Креститель проповедует покаяние крещения жителям Иерусалима, жителям Десятиградия, жителям тех городов, где люди были уверены, что у них все в порядке, что они живут по закону БОГА и никакого нечестия у них нету. Поэтому такое его поведение — это был вызов тогдашним религиозным лидерам, и первосвященники посылали из Иерусалима спросить: а почему ты крестишь? Обычно люди сами совершали над собой этот обряд. А когда кто-то начинает совершать над всеми, это напоминает действие пророка или даже мессии, и он говорит о том, что он крестит в воде, но идущий за ним сильнее его, Он будет крестить Духом Святым и огнем.
Крещение Иоанново — это было крещение в покаянии, в отречении от прежней жизни. Как сказано, крещение не есть омытие нечистоты, но прежде всего обещание БОГУ доброй совести. Вот таким было иудейское крещение. А христианское крещение — это таинство, когда силой крови Сына Божия человек очищается от ответственности за грех, от власти греха и страха смерти и сподобляется получить Духа Святаго, как в день пятидесятницы в виде огненных языков Дух сошел на апостолов. Поэтому Иоанн Креститель и говорит: «Тот, кто идет за мною, Он будет крестить Духом святым и огнем». То есть, Дух Святой сойдет в виде огненных языков, когда будет крещение в Сионской горнице, таким образом он предсказывает событие, которое произойдет только через три с половинной года.
«Тогда приходит Иисус из Галилеи», читаем мы уже Евангелие от Матфея третья глава, тринадцатый стих, «к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: Мне надобно крестится от Тебя и Ты ли приходишь ко мне». Иоанн не может понять, как он будет крестить Иисуса. Ведь крещение Иоанново это в покаянии, а Иисус — это чистый Агнец Божий, берущий на себя грехи мира. И действительно, с древних времен отцы церкви задавались вопросом: зачем Христу надо было крестится? И нашли ответ: Он это сделал для того, чтобы, освятив обряд крещения, придать ему силу таинства Божия. То есть, когда человека крестят в Христову Веру, то силой Христовой благодати он очищается от власти греха. Иоанн Креститель возмущается: «Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». То есть ОН крестится не ради себя, а ради других.
Надо сказать, что все, что было в жизни Господа Иисуса было нас ради человек и нашего ради спасения. Блаженный Августин пишет: Он рождается младенцем, чтобы освятить младенческий возраст, Он становится отроком, чтобы освятить отроческий возраст, Он становится юношей и потом мужчиной, чтобы освятить зрелый возраст, Он умирает, чтобы освятить и саму смерть, одержав над нею победу, как мы и поем: смертью смерть поправ, жизнь нам даровал. И когда Иоанн Креститель услышал об этой Высшей Правде, что сей час еврейский обряд трансформируется и это будет уже не миквы, это будет уже крещение, тогда Иоанн допускает Его «и, крестившись, Иисус в тот час вышел из воды и се отверзлись ему небеса и увидел Иоанн ДУХА БОЖИЯ, который сходил как голубь и испускался на Него, и се глас с небес глаголющий: Се есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение».
Этот день называется не только днем Крещения, но и днем Богоявления, потому, что в этот день человек по имени Иоанн созерцал Божество. Он видел Сына Божия, который стоял в струях Иордана особо. Он видел, как в виде голубином Дух Святой явился и парил над головой Сына Божия и он слышал, как из осеняющего облака раздался голос БОГА ОТЦА: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Второй раз Бог произнесет эти слова на Фаворе, когда Сын Божий преобразится перед апостолами, но там будет отличие слов. Здесь говорится: «Cей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение», а там добавляется: «Его слушайте». Ведь как мы с вами определились, именно со дня крещения начинается проповедь Святого Вечного Евангелия, тех глаголов вечной жизни, которой наполняют смыслом боль и страдания, которой наполняют смыслом любое переживание, которой вдыхают в надежду в сердце каждого человека, который в этих словах ищет для себя начало новой жизни. И именно поэтому в Евангелие от Марка говорится: «начало Евангелия Иисуса Христа», а другие Евангелия свидетельствуют о событиях, которые были раннее, и в этом причина отличие слов БОГА на Иордане и на горе Фавор. К тому времени уже прозвучала и Нагорная проповедь и множество притч Иисуса Христа и люди должны были не только веровать в Него, как Сына Божия, возлюбленного, в котором благоволение БОГА ОТЦА, но и во всем слушаться Его.
Я поздравляю вас с этим праздником, будет совершен чин освящения воды. Эта вода не отличается от той, которая будет освящена завтра. Ибо Дух дышит где хочет. И когда вы принесете эту воду в свои дома и будете совершать орошение ваших жилищ, пусть благодать Божия явится в ваши дома. Это будет та самая вода, в струях которой стоял Сын Божий, над которой в виде голубином витал Дух Святой. Это будет та самая вода, когда совершится освящение в этом храме, вы принесете домой, над которой из осеняющего облака раздался голос БОГА ОТЦА, свидетельствующей о Сыне своем: «Сей есть Сын мой возлюбленный». Пусть струи этой воды принесут радость нашим родным и близким, осветят место вашей работы, пусть эта вода сохраняется в течении года, чтобы неразрывная связь с этим чудом Богоявления позволяла нам, если мы вдруг теряем ощущения благодати, вновь рождать это состояние.
И самое последнее: все мы когда-то были крещены, многие не помнят, когда это было, я был младенцем, когда меня крестили, но когда день крещения, день Богоявления и брызги освященной воды наполняют храмы, наши дома, мы как бы восстанавливаем обеты крещения, мы как бы переживаем вновь это очищение, эту радость, которую вкусили, когда были крещены во ИМЯ ОТЦА и СЫНА и СВЯТОГО ДУХА и запечатлены Святым помазанием.
Поздравляю вас с днем сочельника — крещения с днем Богоявления, крещения Господня. С праздником!
Комментировать