Один итальянский властитель отличался снисходительностью к служащим, но зато, если наказывал, то уж без пощады. У него был нерадивый слуга, которому безнаказанно сходило много проступков. Это усиливало его распущенность. Однажды этот слуга явился пред государем со шляпой на голове и, спрошенный о причине такого поступка, дерзко отвечал:
У меня насморк.
У тебя никогда больше не будет насморка,— отвечал государь и приказал прибить слуге шляпу к голове большим гвоздем.
Приближенные государя выразили удивление, что тот, прощавший своему слуге важные проступки, не простил ничтожного.
Тогда государь потребовал себе ковш, до половины наполненный водой. Он опустил в ковш большое яблоко и вода поровнялась с краями. Потом велел бросить в ковш маленькую монету и вода потекла через край. Этим опытом государь наглядно показал, что чаша терпения грубыми проступками слуги настолько переполнилась, что ничтожный проступок положил предел терпению.
Кто-то сказал, что маленькие удары валят большие дубы. «Уничижат малыя по мале упадет»,— сказал Сирах, т. е. ни во что ставящий малое, мало по малу придет в упадок. Никто не начинает с грубых преступлений; тля греховная заражает душу постепенно.
Всегда с малого начинается большое. Говорят, от маленькой свечки сгорела Москва. От глотка водки, выпитой с отвращением, переходят к пьянству. Редко кто начинает с грубых грехов, потому что против таких грехов возмущается совесть, но она охотно допускает малые. Но в этих «малых» кроется смерть души, подобно тому как смерть тела кроется в малой капле яда, в дуновении ветра, в незаметном глазу микробе.
Потворство малым грехам ведет к образованию греховных привычек, которые имеют великую силу над человеком, порабощают его волю. Нельзя успокаивать себя при совершении греха, что это грех — малый; такое успокаивание — лукавое; чаша долготерпения Божьего рано или поздно переполнится. Настанет суд Божий над нашими проступками.
Семя, брошенное в землю, прорастает очень медленно. Человек, не знающий, как оно медленно растет, может посещать ниву утром и вечером и, не видя всхода, заключит, что семя погибло и не даст плода. Так иногда мы смотрим и на успех… Но наступит жатва. Если она не наступила доселе, то наступит в день суда.
Бойтесь грехов и боритесь с ними всю жизнь! И болезнь, и пожар надо уничтожать в начале. Надо твердо помнить, что у маленького греха есть та скверная сторона, что он никогда не остается маленьким. Поэтому, «приучайся побеждать малое»,— учит св. Иоанн Лествичник,— если хочешь победить великое».
Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 1 (август-сентябрь 1990 г.)
Комментировать