Неделя о блудном сыне
Собор новомучеников и исповедников Российских
Лк.15:11-32, 79 зач.
Лк.21:12-19, 106 зач.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодня мы слышали два евангельских чтения. Одно – воскресному дню, как предваряющему приближающийся Великий пост, притча о блудном сыне, и именуется неделя эта – неделя о блудном сыне. Второе Евангелие – памяти святых новомучеников и исповедников российских и всех в годину гонения на Церковь Христову в последние времена пострадавших. Так, Промыслом Божиим, установлено Церковью это сочетание: неделя о блудном сыне и память новомучеников и исповедников российских.
Глубочайший смысл в тех евангельских чтениях, которые мы слышали сегодня.
Прежде всего – непостижимая, всепрощающая любовь Божия. И – неблагодарный человек, – младший сын. Сказано: Человек некий име два сына. И рече́ юне́йший ею́ отцу: Отче, даждь ми достойную часть имения. Не просто: «сказал один из них», но сказал юнейший, то есть младший, более юный. И этим Господь на все времена указал, что свойство молодости – считать, что она имеет право распоряжаться тем, что ей в какой-то степени принадлежит. Хотя имение-то было отеческое. То есть, глубочайший смысл: в том, что имеет молодость, всегда присутствует наследие старости.
Каждый разумный человек должен понимать, что он, как говорят, не с нуля начинает, а пользуется тем, что до него уже было сделано. Мы рождаемся не посреди необитаемого острова, или леса, или пашни – и так и остаемся, – а мы рождаемся, приходим в этот мир, который уже устроен. И до нас уже научились и дома строить, и одежду делать, и нас в эту одежду одевают, нас кормят, поят – одним словом, мы живем во всем, что получили в наследие от своих родителей и вообще от предков. И поэтому почитание старших в каждом нормальном народе было естественным законом.
Другое дело, что часто, не ценя того, что дано, и не понимая, какой ценой это создано, человек пользуется этим и тратит бездумно и даже во вред себе, как случилось с младшим сыном отца. Это ясно даже в обычном, мирском рассуждении и понимании.
Одного верующего ученого, микробиолога Реми Шовена, когда он был в нашей стране, спросили: «Какая наука самая главная?» Он ответил:
– мир стар, а наука молода. А молодым свойственно ошибаться. Поэтому я воздержусь от выбора того, что главное. Потому что пройдет время, и окажется, что это – не главное. А то, что считали главным, заведет неизвестно куда.
Так вот, это свойство молодых: делать выводы скоропалительные и самоуверенные – и привело сегодняшнего младшего сына к тому состоянию, в которое он пришел. То есть, он заблудился. Откуда и выражение: блудный сын.
Когда человек отбрасывает весь опыт существовавшего до него человечества, то более безумно поступать невозможно: всё, это уже предел, глупее – некуда.
Другой ученый, Майкл Фарадей, – кто проходил физику, помнит его еще, – сидит однажды, схватившись за голову, над Библией. Входит его друг и спрашивает:
– Майкл, что с тобой? У тебя с головой что-то – болит?
– Нет, я поражаюсь безумию людей! Имеют такую книгу, в которой сказано всё, даны все рецепты на все случаи жизни, и все бродят опять в потемках и полностью заблуждаются.
Как легко можно заблудиться в нашей жизни!
Революцию делали в основном молодые люди. А люди, умудренные жизненным опытом, их предупреждали:
– Обманут вас ваши предводители.
Как показала последующая история, это подтвердилось.
Сейчас некоторые пытаются прийти в разум и понимают, что без веры, без духовного опыта даже и думать нечего о том, чтобы как-то сориентироваться в нашей жизни. И пример этот очень горький. Потому что тысячелетия люди жили и в основу этой жизни клали духовную сущность. Тысячу лет в нашей стране – не так давно мы как раз и отмечали тысячелетие Крещения Руси – люди жили, и в течение этого времени нравственность все-таки как-то держалась. Это не значит, что не было преступлений, но такого количества, как сейчас, и в таких формах, конечно, не было, это однозначно. И потом, в течение нескольких десятилетий, молодежь, для которой «везде у нас дорога» (насчет «старикам почет» – тут что-то не получилось, хотя так тоже пели вроде бы), – эта «дорога», как в сегодняшнем Евангелии, – она блудного сына, и по ней пошли, и дошли, и стали жить вместе со свиньями.
Взять одно только то, что человек забыл свое духовное родство – от Бога, по образу Божию, – когда он сказал, что произошел от обезьяны.
Не все, конечно, далеко не все в мире, кстати, говорили, что они произошли от обезьяны. Это у нас так почему-то представили те, которые так жили, – что якобы все так думают. Ничего подобного – очень много народов, которые совсем не думали, что имеют корни обезьяньи.
А если говорить, что корни именно такие, то дальше уже само мнение о себе, что ты скотина, позволяет соответственно и жить.
Еще Достоевский на заре этого течения на страну далече сказал: «Человек без святынь, без духовных ценностей превращается или в зверя, или в скотину». Что и произошло. Сейчас мы видим конкретные плоды этого превращения тех, кто от Бога уходит, полностью попирает святыню, у кого нет ничего святого – путь только туда. Не только по пище, но и по сути своей человек приближается к этому скотскому состоянию. И поэтому возвращение к Богу, своему Отцу Небесному, возможно только через покаяние, через осознание того, что заблудился человек. До тех пор, пока человек будет считать, что он прав, что он умнее других, он не сможет совершить этого шага.
Есть такое выражение: грешник, который понимает, что он грешник, уже в начале пути к исправлению. Почти этими же словами, только они звучат немножечко по-другому, об этом говорится так: «Дурак, который понимает, что он дурак, – он не дурак». Если у него достаточно разумения понять, что он не очень умный, значит, у него уже есть дар рассуждения, а это – очень много. Так же и почувствовать, понять, что ты делаешь не так – это уже очень много. С этого начинается осознание того, что что-то нужно изменять.
Эту же истину святые Отцы изрекли такими словами: Не будь вельми́ прав. То есть, не будь чересчур прав. Всё у человека едва ли может быть правильно. И поэтому, когда мы говорим о том, с чего начинать, как начать движение к Отцу Небесному, тут нужно уяснить себе вот эту истину – тем, кто находится в семье, где-то на работе: в том, что ты делаешь, может быть не всё так, как нужно. Вот с этого нужно начинать.
Эта же истина по-разному высказана святыми Отцами, в духовной литературе. Она есть и в изречениях мыслителей и просто думающих людей, и звучит, например, так: «В любом инциденте, в любых обстоятельствах доля своей вины есть». Что бы ни было, – но ты здесь не «ни при чем». Даже в том, что вообще вокруг такая жизнь. Потому что ты тоже являешься одним из живущих в это время.
Приходится часто слышать такие высказывания: «Сейчас такой народ, такие люди, время такое…» Ну, народ, люди – это понятно, а время – это разве что-то такое отвлеченное? Нет, это те же самые люди, и ты в их числе, это само наше бытие, и мы родились и живем в это время, не во времена преподобных Сергия или Серафима. И родились мы в определенных семьях, родителей себе не выбирают – все это так. И если мы имеем таких родителей, а не иных – значит, таких Господь дал. Для чего и почему – это вопрос второй. Вопрос, на который мы большей частью ответить не можем. Если не сказать – почти никогда. Потому что это вопрос путей Промысла Божия – что выше нашего разумения. Поэтому здесь однозначно: когда доходит наша мысль до вопроса «А почему это так?» – нужно останавливаться и говорить: «Господь лучше знает».
Так что без веры сориентироваться в своей жизни невозможно.
Человек, натыкаясь на какие-то обстоятельства, на возникающие перед ним вопросы, пытается их разрешить и начинает, как у нас выражаются, думать. Но как человек думает – он даже сам не знает, никто из нас не знает. Бoльшая часть мыслей к нам приходит, а откуда они появляются – это опять второй вопрос. Хотя часто эти мысли со временем обнаруживают свое происхождение – по плодам. Но это уже жизненный опыт. И когда старшие начинают рассуждать, высказывать свое мнение молодым, говорят: «Милый, неправильно ты рассуждаешь, да и не твои это мысли», они слышат: «Да нет, как же, я же думаю!» – «Это тебе кажется, что ты думаешь, – за тебя думают».
Как часто в бытовой нашей жизни мы предпринимаем какие-то шаги, как-то строим свою жизнь, что-то приобретаем, а все это, как теперь говорят, запрограммировано, то есть специально били в точку, чтобы добиться, чтобы все считали, что нужно делать вот так. Жить, мол, нужно только так.
Одним из примеров того, как человек поступает, не задумываясь сильно, причем далеко не разумно, а иногда и просто безумно, – являются моды, подражания. Всевозможные эти рекламы, вдалбливание людям того, что им якобы нужно. Где-то было записано то, что кричат бесноватые, то есть бесы. И вот некоторые бесы кричат: «А мысли-то вдалбливаем в вас мы». Именно вдалбливают. И люди считают, что нужно делать так-то и так. И так поступают.
Некоторые вещи уже становятся прямо болезнью, эпидемией. Современная бесовская музыка – это тоже наглядный пример. Забыты красивые песни, мелодии, классическая музыка, оперы, романсы, ну так лишь иногда появляются кое-где. А все слушают эту дрыготню.
Недавно я ехал в метро, вошел молодой человек, у которого висел дебильник, это так устройство называется, и ухо было заткнуто. Но музыка была настолько сильной, что слышно было рядом, и сколько он ехал – все время доносилось: бом-бом, бом-бом. Даже никаких слов не было. Я смотрел на него и думал: а что он слушает там? Думает ли он под эту трескотню? И если начинать рассуждать, для чего это, то смысла, действительно, никакого нет.
Не говоря уже о многих вещах, которые просто вредны: это и курение, и пьянство, и нечего уже говорить о наркомании. Причем, все эти вещи – у молодежи, обратите внимание. Многие потом не могут избавиться от этого, но начинается всё в молодости. Наркомания поражает, начиная с 12-13 лет, и выше 30-ти особенно не встречается – потому что она поражает молодых, а дальше они просто помирают.
Когда к одному батюшке, довольно известному, обратилась одна бабушка: «У меня внук – наркоман, что делать?», – тот ответил: «Молись. И приготовь гроб».
Если не вымолишь, если он не одумается – то только покойник. И какая тут жизнь предстоит? Ранняя смерть, скоропостижная. Где тут рассуждение? Никаких рассуждений тут нет. У них нет ни нормальной семейной жизни, ничего уже нет. Это просто наглядные примеры того, что происходит с человеком, если он не имеет веры и нет у него никаких духовных святынь и ценностей.
Юнейший, сказано, расточи́ имение свое, то есть, забрал свою часть и растратил. И это относится ко всему человечеству. Те поколения, которые жили раньше, еще рассуждали, мыслили. Тогда мудрецы почитались, и считалось, что старшего в роде нужно слушать, потому что у него есть опыт. А потом, когда стали дальше и дальше удаляться от всего этого, то получилось так, как с блудным сыном.
Сейчас происходит как раз то, что произошло с блудным сыном.
Многие люди, уйдя от веры, от истины, поняли, что заблудились, и пытаются возвратиться. Но здесь нужна решимость. Здесь вся бездна адская восстает, потому что идет борьба за душу. Не так просто возвратиться. Диавол, как зверь лютый, яко лев рыкаяй (1 Пет.5:8), как говорит апостол, цепляется за душу. Не так просто. Вдруг встречаются друзья, начинается: «Пойдем». Если есть семья, то начинают попрекать: «Ну что ты там, жена или бабка на тебя действуют». Играют на самолюбии, на гордыне, для того, чтобы человек опять вернулся, как пес возвращься на свою блевотину (2 Пет.2:22), начал бы заниматься тем же самым, добивал бы остатки своего здоровья и коверкал бы свою жизнь и своих детей.
Так вот, на самом деле-то начинается лютая борьба, лютая война. И война эта идет во всем мире, не только в нашей стране, в нашем народе. Все это происходит везде. Везде то же самое, везде диавол старается душу не выпустить из своих когтей. Поэтому, как говорит апостол, несть наша брань к крови и плоти, но к нача́лом, и ко власте́м, и к миродержи́телем тмы века сего, к духов́м злобы поднебе́сным (Еф.6:12). Здесь только с Божией помощью можно устоять. Из этого скотского, свинского состояния можно вырваться только с помощью Божией.
Специалисты-профессионалы, которые связаны со всевозможными человеческими болезнями, прямо свидетельствуют, что многие из них – дело бесовское. И внешние элементы – таблетки там или еще что-то, – это только некая телесная помощь, а на самом деле все это сложнее и глубже. Поэтому начинать нужно с молитвы. Особенно, когда дело касается другой души. Вот этот призыв: Душe моя, душe моя, востани, что спиши; конец приближается… – а тем более по отношению к другой душе, – обязательно должен быть с молитвой. Потому что нужна помощь Божия. Прекрасно говорит святитель Филарет: с советом можно идти только в отрытую дверь, когда душа открыта, способна принять. В закрытую дверь можно только стучаться, и с молитвой. То есть, если душа закрыта, не открылась, то нужно молиться. И если своя душа никак еще не может воспринять духовную истину, тоже нужно начинать с молитвы.
Приходят люди, далекие от Церкви, от веры, ото всего. Первое, что им говорят: «Нужно помолиться». – «Как? Что? Я не понимаю, зачем, для чего? Почему?» Вот эти мысли, которые приходят, это опять же мысли, которые стараются отвести от молитвы. И люди не могут сдвинуться с места.
А задумывался ли ты, когда первый раз брал в рот сигарету, для чего ты это делаешь, почему, зачем? Не задумывались многие. Потому что везде изображается какой-нибудь там кинотемнило (слово «звезда»-то тут не подходит, наверное), и обязательно в зубах с сигаретой. Герои кинофильмов не могут говорить, если у них во рту нет этой соски.
Как-то, будучи студентом, я спросил своего ровесника:
– А чего ты куришь?
Ну, как же, он же настоящий мужчина.
Это что, единственный атрибут мужчины? А если сигарету отнять, что с ним тогда будет, он уже и не мужчина?
Это, конечно, примитив. Можно подумать, что, когда наши предки не курили, не было мужчин. Что, святой благоверный князь Александр Невский, который в восемнадцать лет разбивал направо и налево противников, был не мужчина? Объяснений нет, логики-то нет, рассуждения нет в этих вещах никакого.
И когда говорят, что надо молиться, ходить в церковь, то сразу начинают считать: сколько времени они на это потратят… А часами смотреть на то, как кусок воздуха, обтянутый кожей, несколько мужиков гоняют между двух бревен, стараясь попасть, это кажется очень разумным. Или ждать, когда побрякушку какую-нибудь резиновую загонят в какую-нибудь дырку, – и тогда такой вопль стоит, и они с ума сходят в восторге: забили, гол! Какой тут глубокий смысл, в этом существовании? Что, до того времени, пока не стали гонять по льду или по лужайке все эти придуманные предметы, когда не было этих придуманных интересов, люди не жили, что ли? Сколько было создано: опер, картин, я уж не говорю – храмов, монастырей, которыми теперь восхищаются. Или шарик надутый – и весь смысл? Насколько же человек деградировал, не говоря уже духовно, а просто и в земном-то смысле – во что он превращается?
Когда-то люди знали природу, травы, поведение животных, могли за ними ухаживать, любили все это. А теперь – пластмассовый ящик, начиненный микроэлементами, и около него дергающиеся дети – телевизор. Что это такое, смысл жизни, да?
Когда-то, тридцать с лишним лет назад, когда я служил в Переделкино, туда приехал Патриарх Алексий I, старец, ему было девяносто с лишним лет, с ножками было трудно, и вот его повезли на колясочке по храму. Он смотрит – а там электрические лампочки вместо лампадок. И Святейший, Царствие Ему Небесное, спрашивает:
– А это электричество, да?
– Да, Ваше Святейшество.
– А если что-нибудь – чик – и всё, будет темно?
Лампадочка, когда светится огонечком, она теплится, от нее тепло. А если где-нибудь нажмут, в РАО ЕЭС – простите, не с амвона выражаться такими словами, – если они там что-то перекроют – то всё, жизнь кончится? Конец света? Выключат свет – телевизоры не работают, компьютеры не работают. Ни холодильники, ни комбайны кухонные не работают – всё, с голода помрут?
За границей – это точно. У нас, слава Богу, не всегда всё работает, поэтому еще и головы работают, и руки. Поэтому мы еще выживем, Бог даст, за счет того, что у нас происходит. А там – нет, там конец электричества – это уже конец света.
Вот иногда задумаешься над существованием человечества, и картина выходит очень печальная: деградирует и нравственно, и умственно. Слава Богу, что мы еще не настолько закованы в эти благополучные сети. Поэтому и Церковь, заботясь о нашем здоровье, не говоря уже о душе, предлагает нам свои посты, когда человек хоть невольно все-таки сдерживает себя и начинает есть то, что и полагается есть, то, что в раю ели. В раю ведь только растительная пища была, имейте в виду. Вот хоть несколько дней в году в райском состоянии побудем. А та пища, которой питаются свиньи, – это все остальное, чем начинена наша современная жизнь.
Поэтому постараемся мы почаще бывать в храме Божием. Кто не умеет или не знает – купите молитвеннички, молитесь. Молитесь чаще, молитесь больше, молитесь хотя бы краткими молитвами: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго; Боже, милостив буди мне, грешному, или Пресвятая Богородица, спаси нас, или, кто не умеет, просто: Господи, помилуй – и этого уже достаточно.
Если мы в этой жизни чем-то расстроены – то, что у нас происходит, кажется, не так, – то опять нужно обратиться к Богу с молитвой и вспомнить о своих грехах. Как сказано: вспомнил сын, что есть у него отец. И вспомнил, и задумался над тем, какую он ведет жизнь, и какую жизнь нужно вести, какая жизнь бывает иная. Эта иная жизнь дается нам в житиях святых, на примерах людей благочестивых, еще живущих, слава Богу, и в наше время. И возможно это. Если человек задумается над своей жизнью и начнет храм Божий посещать, посты стараться соблюдать, молиться, то он почувствует, как все чужеродное начнет отходить. Так называемые друзья постепенно забудут о нем, что такой был – все реже и реже начнут видеться, потому что они устраивают застолье, а тут нужно в церковь идти, они хотят его кормить мясом именно в тот день, когда нельзя, а тут постный день или идет длинный пост. Один раз, второй раз – да и какой он им собутыльник, когда не пьет? И постепенно, смотришь, начинает человек видеть и других людей, и жизнь становится интересней. Даже внешне – те едят, едят, едят – вот так мясо, вот эдак мясо. А когда человек попостится, ему не то что мясо, ему чуть-чуть чего-нибудь скоромненького – так вкусно! А у тех уже этой радости нет, они этого не замечают.
Действительно, воздержная жизнь дает полноту жизни.
Вот людям спальни нужны – и такие, и такие, и такие. А когда как следует потрудишься – было бы только на чем лежать, даже не думаешь, чтобы особо мягко было, потому что рад, что вообще лег. Даже иногда рад, что сел, где там лечь. Так вот, даже в таком сравнении, и то видно, что жизнь уже здесь становится богаче. Не говоря о том, что человек меньше грешит и Господь простит уж все остальное, что по немощи совершено, и помилует в жизнь будущую. И жизнь-то – слава Богу, да если Господь еще и примет – опять же, только прими, Господи, душу мою. Поэтому становится, как говорит апостол, и eже жити, Христос, и eже умре́ти, приобрете́ние (Флп.1:21). То есть, человек начинает жить по-другому, а когда так – он становится свободным. О чем сказал Господь: Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете (Ин.8:36). При помощи комфорта, при помощи всяких материальных благ стараются закабалить человека. Почему верующие и не по нраву миру – потому что они становятся свободными от мира. А миру нужны рабы. И ведется эта война против верующих, против рабов Божиих.
Поэтому будем стараться жить по-христиански. И здесь еще мы почувствуем облегчение, по слову Господню, – помните? Научи́теся от Мене, яко крoток есмь и смирeн сердцем… Иго мое бла́го, и бремя мое легко́ есть… И обря́щете покой душа́м вашим (Мф.9:29-30). Аминь.
11 февраля 2001 г.
Комментировать