Указания для ставленников во иерея и диакона
Практика Московской епархии (из ее журнала, 2002 год).
Христианин, желающий послужить Богу и Церкви в священном сане, подает на имя правящего архиерея соответствующее прошение.
К прошению на рукоположение кандидат прилагает следующие документы: рекомендации духовника и благочинного, автобиографию, две фотографии 6х9, справку о крещении, справку о венчании (если он женат), справки об образовании и с места жительства, медицинскую справку по форме №286, справку из психоневрологического диспансера, справку из кожно-венерологического диспансера, справку из туберкулезного диспансера, копию паспорта (все листы), копию паспорта супруги (если он женат, все листы), копию свидетельства о браке (монаху – удостоверение о постриге), заполненную анкету (текст дан в приложении №1).
На очередном заседании Епархиального Совета рассматривается прошение кандидата на рукоположение в священный сан в его присутствии. С кандидатом проводится собеседование, на котором выясняется степень его готовности к принятию священного сана.
Если решение Епархиального Совета положительное, то по обычаю церковному ставленник направляется к епархиальному духовнику на исповедь.
После доклада епархиального духовника архиерей принимает окончательное решение о рукоположении кандидата. Ставленнику учиняется письменный допрос (текст находится в приложениях №2 и №3), который подписывают ставленник и Архиерей (или священник, проводивший допрос по благословению Архиерея). Ставленник в присутствии Архиерея (или, по благословению Архиерея, – священника) приносит ставленническую присягу (текст ставленнической присяги дан в приложении №4).
После принесения присяги ставленник целует Святой Крест и Святое Евангелие и подписывается под текстом присяги. Присягу заверяет своей подписью Архиерей (или священник, который по благословению Архиерея принимал присягу).
На этом предварительные действия, не связанные непосредственно с хиротонией, заканчиваются.
Хиротония есть один из самых важных моментов в жизни верующего человека, и требует от него сугубого молитвенного внимания. Редко кто из рукополагаемых хорошо знает чин архиерейского богослужения, поэтому желательно, чтобы ставленник основательно ознакомился с чином хиротонии, дабы, не смущаясь и не отвлекаясь, исполнять те или иные действия во время службы.
Хиротония во священника может совершаться только во время Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого. Хиротония во священника не может совершаться во время литургии Преждеосвященных Даров, так как на этой службе не бывает Евхаристического Канона, в котором должен участвовать новопоставленный иерей.
Хиротония во диаконы может совершаться как на литургиях святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, так и на литургии Преждеосвященных Даров.
Ставленник во священники должен иметь диаконскую хиротонию.
Ставленник во диаконы должен иметь предварительное поставление в чин чтеца и иподиакона.
Цвет облачения ставленника на хиротонии, по традиции, всегда белый.
Чин хиротесии во чтеца и иподиакона может совершаться:
- Перед началом Божественной литургии, после чтения часов или после облачения Архиерея, на середине храма.
- На Божественной литургии во время мирной ектении, на середине храма.
- При совершении Божественной литургии несколькими архиереями одним из младших архиереев во время облачения первого архиерея, в алтаре.
- Во время Всенощного бдения, в алтаре.
- Во внебогослужебное время. В этом случае место совершения чина определяется Архиереем.
В любом случае структура чина одинакова.
Ставленник и два иподиакона исходят из алтаря через северные и южные двери (ставленник через северные) и становятся на солее в ряд лицом к Царским вратам. Ставленник стоит посередине между двумя иподиаконами. Все они делают одновременно три поясных поклона, поворачиваются и кланяются Архиерею поясным поклоном. Далее ставленник и иподиаконы подходят к краю амвона и оттуда второй раз кланяются Архиерею, также поясным поклоном. Далее ставленник и иподиаконы идут к кафедре, и ставленник (один) делает Архиерею земной поклон. Затем ставленник приклоняет главу. Архиерей трижды благословляет главу ставленника, возлагает на нее руку и читает положенные по чину молитву и тропари.
Если чин хиротесии совершается в алтаре, то иподиаконы и ставленник становятся на Горнем месте, ставленник между иподиаконами. Все они три раза крестятся, кланяются поясным поклоном Архиерею, подходят к нему, и ставленник (один) делает земной поклон Архиерею. Затем все совершается по описанному выше чину.
После прочтения тропаря на “И ныне...” иподиакон подает Архиерею ножницы. Архиерей постригает главу ставленника крестообразно во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Протодиакон на каждое пострижение говорит “Аминь”. Иподиакон подает Архиерею малую фелонь. Архиерей благословляет фелонь, ставленник крестится, целует крест на фелони и руку Архиерея. Иподиаконы облачают ставленника в фелонь. Архиерей снова трижды благословляет главу рукополагаемого.
Далее Святитель читает положенную по чину молитву. После прочтения молитвы Архиерей принимает у иподиакона книгу Апостол, открывает ее и вручает ставленнику. Ставленник принимает книгу, поворачивается лицом к алтарю и читает Апостол по следующей схеме:
Вначале ставленник смотрит на верх страницы и читает заглавие (как на Литургии): “Соборного послания... чтение” или “К Галатом послания святаго апостола Павла чтение” и т.д. Затем ставленник читает зачало, начиная с вступления, указанного внизу страницы. Архиерей останавливает чтение ставленника своим жестом. Ставленник крестится, прикладывается к письменам Апостола, к руке Архиерея, закрывает книгу и отдает ее иподиакону.
Иподиаконы снимают со ставленника фелонь. Архиерей трижды благословляет главу рукополагаемого и благословляет стихарь. Ставленник крестится, целует крест на стихаре и руку Архиерея. Иподиаконы облачают ставленника в стихарь. Ставленник приклоняет главу, и Архиерей, возложив руку на главу ставленника, читает молитву и тайносовершительную формулу чина. На этом чин хиротесии во чтеца закончен, но так как ставленник должен быть еще посвящен и в чин иподиакона, то этот чин совершается сразу после хиротесии во чтеца.
Иподиаконы подают Архиерею орарь. Архиерей благословляет орарь. Ставленник крестится, целует крест на ораре и руку Архиерея. Иподиаконы опоясывают ставленника орарем.
Протодиакон снимает с Архиерея митру и возглашает: “Господу помолимся”. Хор поет: “Господи, помилуй”.
Ставленник приклоняет главу, и Архиерей, трижды благословив главу ставленника, возлагает на нее руку и читает положенную молитву.
Если чин поставления в иподиакона совершается перед началом Литургии или во время мирной ектении и антифонов, то совершается чин умовения рук Архиерея. Иподиакон износит омовение, и после окончания молитвы иподиаконы возлагают на плечи ставленника полотенце, и дают ему в руки лохань, в которой стоит кувшин с водой. Ставленник держит лохань четырьмя пальцами (кроме большого), а большими пальцами прижимает края полотенца к ручкам лохани. Протодиакон читает: “Умыю в неповинных...”, а Архиерей омывает руки. Иподиаконы подают Архиерею полотенце, тот вытирает руки, и иподиаконы возлагают полотенце на плечи ставленника. Архиерей благословляет двумя руками. Протодиакон и 2-й иподиакон целуют руки Архиерея. Архиерей второй раз благословляет двумя руками. 1-й иподиакон и ставленник целуют руки Архиерея. Ставленник и два иподиакона поворачиваются и идут на солею. На солее иподиаконы единожды крестятся, вместе со ставленником поворачиваются и кланяются Архиерею. Иподиаконы и ставленник уходят в алтарь (ставленник северными дверьми).
Если хиротесия совершается во время Всенощного бдения или во внебогослужебное время, то омовение рук Архиерея не совершается.
Ставленник во диаконы, по традиции, накануне своей хиротонии читает на утрени шестопсалмие.
В самый день хиротонии ставленник, получив информацию из Епархиального управления, в положенное время приходит в указанный ему храм. При себе он должен иметь рясу, подрясник и пояс.
Иподиаконы и ставленник должны еще до начала службы проконтролировать наличие ставленнического облачения.
Если предполагается иерейская хиротония, то до выхода на встречу 1-й священник берет второй дискос (если же в храме нет второго дискоса, то тарелочку с жертвенника), возлагает на него иерейский крест поставляемого и помещает дискос с крестом на святой престол справа от дарохранительницы.
На встречу Архиерея ставленники исходят вместе с диаконами.
Ставленники становятся в один ряд с диаконами, лицом ко входу в храм, справа от последнего в ряду диакона. Рядом с последним диаконом стоит ставленник в иереи, рядом с ним ставленник в диаконы.
Когда Архиерей войдет в храм и начнет давать крест духовенству для целования, то после последнего священника к Архиерею подходят по старшинству ставленники. Каждый ставленник кланяется Архиерею земным поклоном, крестится, целует крест и руку Архиерея и сразу, не спеша, уходит в алтарь северными дверьми.
С этого момента и до великого входа для ставленника в иереи нет особых указаний, он принимает участие в Литургии наравне с прочими диаконами. Обычно, по традиции, ставленник во иереи возглашает ектению об оглашенных. Также он носит большой архиерейский омофор во время чтения Апостола.
Во время пения “Иже херувимы”, когда Архиерей отходит к жертвеннику, туда же подходит ставленник во иереи. Архиерей возлагает на главу ставленника воздух. Ставленник двумя руками придерживает воздух за передние углы и отходит к северной двери. На великий вход ставленник идет первым. Он выходит из алтаря, идет по солее до амвона, спускается с него и поворачивается лицом к алтарю.
После уставных поминовений протодиакон снимает с головы ставленника воздух. Ставленник остается стоять на своем месте.
После окончания пения “Яко да Царя...” начинается чин священнической хиротонии.
Из алтаря через боковые двери исходят протодиакон и 1-й диакон. Они становятся рядом со ставленником, по бокам от него, лицом к алтарю.
Протодиакон возглашает: “Повели”, и диаконы со ставленником кланяются поясным поклоном Архиерею.
Затем диаконы и ставленник поднимаются на амвон, поворачиваются лицом к народу, 1-й диакон возглашает: “Повелите”, и диаконы со ставленником кланяются поясным поклоном народу.
Затем диаконы и ставленник поворачиваются лицом к алтарю. 1-й священник в Царских вратах встречает ставленника и возглашает: “Повели, (Высоко) Преосвященнейший Владыко”. Ставленник заходит в алтарь и сразу совершает земной поклон Архиерею (без крестного знамения). Диаконы в это время уходят в алтарь боковыми дверями. Ставленник встает с колен и, ведомый священником, обходит вокруг престола. У каждого угла престола ставленник крестится и прикладывается к престолу. Духовенство, а затем хор поет тропарь: “Святии мученицы…”. Ставленник становится перед Архиереем, делает перед ним земной поклон (без крестного знамения) и, стоя на коленях, целует правое колено и руку Архиерея. Затем ставленник поднимается с колен. Духовенство, а затем хор поют тропарь: “Слава Тебе, Христе Боже...”. Ставленник, ведомый священником, второй раз обходит престол, прикладываясь к его четырем углам. Далее ставленник становится перед Архиереем, делает перед ним земной поклон и, стоя на коленях, целует край омофора и руку Архиерея. Затем ставленник поднимается с колен. Духовенство, а затем хор поют ирмос: “Исаие ликуй...”. Ставленник, ведомый священником, в третий раз обходит престол, прикладываясь к его четырем углам. Далее ставленник вместе со священником становятся перед престолом. Ставленник и священник два раза крестятся и кланяются поясным поклоном. Затем священник и ставленник третий раз крестятся, и ставленник делает перед престолом земной поклон. Священник отводит ставленника к правому переднему углу престола. Ставленник в иерея становится на оба колена, руки возлагает крестовидно на край престола и приклоняет на руки главу. Архиерей поднимается с седалища, подходит к ставленнику, отлагает митру, ставит ее на престол, возлагает на главу ставленника омофор, благословляет его по главе трижды и возлагает на главу ставленника руки. 1-й священник возглашает: “Вонмем”, и Архиерей читает: “Божественная Благодать...”. Духовенство тихо и неспеша поет: “Господи, помилуй” трижды. После них хор поет: “Кирие элейсон” трижды. Архиерей тайно читает положенные молитвы. 1-й священник тихо читает ектению (текст ее дан ниже), а 2-й священник тихо отвечает на прошения ектении: “Господи, помилуй”. Архиерей заканчивает чтение молитв, снимает с головы ставленника омофор. Архиерей прикасается к руке ставленника, и ставленник поднимается с колен. Иподиаконы подводят ставленника к Архиерею. Архиерей снимает с плеча ставленника орарь. Иподиакон подает Архиерею священнические одежды (епитрахиль, пояс и фелонь), которые Архиерей последовательно показывает народу и возглашает: “Аксиос” (“достоин”). Ставленник крестится, целует крест на облачении и руку Архиерея. Архиерей возлагает облачение на ставленника. После того, как Архиерей облачил ставленника в фелонь, 1-й священник берет с престола дискос с иерейским крестом и подает его Архиерею. Архиерей, возгласив “Аксиос”, возлагает крест на ставленника. Последним, также с возглашением “Аксиос”, вручается служебник. После этого архиерей христосуется со ставленником, говоря: “Христос посреде нас”, а ставленник целует правое и левое плечи Архиерея и его руку со словами: “и есть и будет”. Ставленник отходит вправо и становится справа от первого священника.
Есть традиция, когда ставленника встречают в Царских вратах, а также водят вокруг престола первая пара священников (на диаконской хиротонии – диаконов).
Далее новопоставленный иерей принимает участие в службе наравне с прочими иереями. Он также после возгласа “Возлюбим друг друга” прикладывается к священным сосудам и христосуется со всем духовенством.
На евхаристическом каноне со вниманием молится по служебнику на своей первой иерейской литургии.
После слов “преложив Духом Твоим Святым” и земного поклона 1-й священник поставляет перед Святыми Дарами дискос (тот, на котором лежал ставленнический иерейский крест) и полагает копие и антиминсную губу. Архиерей отделяет копием частицу Святого Агнца “ХС” и полагает ее на второй дискос. 1-й священник подводит ставленника к Архиерею, и Архиерей произносит: “Прими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во второе и страшное пришествие Великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа” и вручает дискос со Святым Телом новопоставленному. Ставленник принимает дискос и целует руку Архиерея. 1-й иерей отводит ставленника к правой стороне престола. Ставленник стоит у престола, преклонив главу, держит дискос над престолом и читает 50-й псалом. Во время пения: “Отче наш...” Архиерей принимает из рук ставленника дискос, а ставленник целует руку Архиерея и отходит на свое место.
Ставленник причащается вторым, после 1-го священника.
По чину церковному новопоставленный иерей произносит заамвонную молитву. Во время ектении: “Прости приимше...” он стоит у престола, имея с собой служебник, заложенный на странице с заамвонной молитвой. Архиерей делает возглас после ектении, осеняя Евангелием престол, а затем крестится и целует престол. Ставленник также вместе с Архиереем крестится и целует престол. Архиерей возглашает: “с миром изыдем” и благословляет рукой ставленника. Ставленник кланяется Архиерею, исходит из алтаря через Царские врата, спускается с амвона, поворачивается лицом к алтарю и читает заамвонную молитву. Затем ставленник заходит в алтарь через Царские врата, крестится, кланяется Архиерею и встает на последнее место в ряду иереев.
После окончания Литургии новопоставленный иерей дает крест для целования народу.
Хиротония в диаконы совершается после Евхаристического канона. До этого момента ставленник во диаконы участвует в следующих моментах службы:
Омовение рук Архиерея на 1-м антифоне. В конце мирной ектении иподиакон возлагает на плечи ставленника полотенце, а в руки дает ему лохань, в которой стоит кувшин с водой. Иподиаконы и ставленник исходят на солею, (ставленник выходит из северных дверей) и становятся лицом к алтарю. На возгласе мирной ектении иподиаконы крестятся, вместе со ставленником кланяются Архиерею и идут к кафедре. Протодиакон читает: “Умыю в неповинных...”, а Архиерей омывает руки. Иподиаконы подают Архиерею полотенце, а тот вытирает руки. Иподиаконы возлагают полотенце на плечи ставленника. Архиерей благословляет двумя руками. Протодиакон и 2-й иподиакон целуют руки Архиерея. Архиерей второй раз благословляет двумя руками. 1-й иподиакон и ставленник целуют руки Архиерея. Ставленник и два иподиакона поворачиваются и идут на солею. На солее иподиаконы крестятся, вместе со ставленником поворачиваются и кланяются Архиерею. Иподиаконы и ставленник уходят в алтарь (ставленник северными дверями).
На ектении об оглашенных иподиаконы выводят ставленника с омовением к Царским вратам. После того, как Архиерей омоет руки, они возвращаются назад в алтарь. Особых указаний для ставленника нет.
Есть традиция, по которой ставленник в диаконы стоит на Литургии с омовением на солее, справа, у второй иконы в ряду иконостаса. После омовения рук Архиерея на Херувимской песни ставленник уходит с омовением в алтарь.
Если на Литургии Архиерей совершает две хиротонии, то ставленник в диаконы должен наблюдать за иерейской хиротонией, ибо диаконская хиротония совершается по тому же порядку.
После слов диакона: “...приносящих Святыя Дары Сия Господеви Богу Нашему” два иподиакона и ставленник (посередине) становятся на горнем месте, лицом к востоку. Все они три раза крестятся и кланяются поясными поклонами, затем кланяются Архиерею, исходят боковыми дверьми (ставленник северными) на солею, спускаются с нее и становятся перед амвоном, лицом к алтарю.
После возгласа Архиерея: “И да будут милости...” начинается чин хиротонии во диакона. По своей структуре оно аналогично хиротонии во иерея. Отличия лишь в том, что ставленника в диаконы вокруг престола водит протодиакон, он же возглашает: “Вонмем”, и он же вместе с 1-м диаконом читает ектению во время чтения молитв Архиереем. Ставленник в диаконы становится на правое колено у престола (в отличие от ставленника в иереи, который встает на оба колена). Архиерей с возглашением: “Аксиос” возлагает на ставленника во диаконы орарь и поручи, а в руки ему вручает рипиду. После окончания рукоположения протодиакон отводит новопоставленного к северной стороне престола, и там ставленник веет рипидой крестообразно над Святыми Дарами. Во время пения: “Отче наш...” Архиерей подходит к ставленнику и принимает у него рипиду. Ставленник берет в правую руку орарь, (лента проходит над указательным и средним пальцами и под безымянным пальцем и мизинцем), крестится, целует рипиду и руку Архиерея, крестится, целует престол, крестится и кланяется Архиерею, который его благословляет. Затем ставленник отходит вглубь алтаря и перевязывается орарем по иподиаконской схеме.
Причащается ставленник вторым после протодиакона.
Новопоставленный диакон, как и прочие диаконы, не запивает после причастия, так как после окончания Литургии он участвует в потреблении Святых Даров.
По церковному чину ставленник произносит ектению: “Прости приимше...”. Обычно ставленника при выходе на эту ектению сопровождает протодиакон.
Ектения на хиротонии
– Миром Господу помолимся.
– О свышнем мире…
– О мире всего мира…
– О архиерее нашем, (Высоко) Преосвященнейшем (поминается Архиерей, совершающий хиротонию), священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его и деле рук его Господу помолимся.
– О рабе Божием (имя рек), ныне пророчествуемом пресвитере (диаконе), и спасении его Господу помолимся.
– Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему священство (диаконство) дарует, Господу помолимся.
– О Великом Господине...
– О Богохранимей стране...
– О Граде сем...
– О избавитися...
– Заступи...
– Пресвятую...
Возгласа на ектении нет.
Приложения
1. Анкета для рукополагаемого в священный сан
- Фамилия, имя, отчество (если изменялись – указать).
- Дата и место рождения.
- Дата и место крещения, в честь какого святого назван (день памяти).
- Национальность, гражданство.
- Светское образование – когда и что окончил: школу, институт, университет, аспирантуру. Ученая степень.
- Богословское образование – когда и что окончил: духовное училище, духовную семинарию, духовную академию, аспирантуру. Ученая степень.
- Семейное положение: женат, холост, разведен (указать Ф.И.О. бывшей супруги и приложить копию свидетельства о разводе), вдовец (Указать Ф.И.О. усопшей супруги и приложить копию свидетельства о смерти), монах.
- Первый ли это брак. Не был ли ранее в ином гражданском браке.
- Дата и место венчания. Если монах – дата и место пострига, монашеское имя, в честь какого святого (день памяти), кем пострижен.
- Имя, отчество и девичья фамилия супруги.
- Дата и место ее рождения.
- Дата и место ее крещения.
- Первый ли это ее брак. Не состояла ли она ранее в ином гражданском браке.
- Имеется ли согласие супруги на принятие сана (подпись супруги).
- Имена и возраст детей (указать номер паспорта или свидетельства о рождении).
- Фамилия, имя, отчество родителей и их профессия. Если скончались – год смерти.
- Гражданская профессия и род занятий в настоящее время. Если есть трудовая книжка – приложить копию.
- Был ли судим, по какому обвинению.
- Отношение к воинской службе: служил ли в Вооруженных Силах, в каком качестве. Если не служил, то какова причина освобождения (указать номер военного билета, кем и когда выдан).
- Имеет ли какой-либо физический недостаток, препятствующий священнослужению.
- Состоял ли в расколе или в других конфессиях или сектах, и в каком качестве.
- Участвовал ли в политической деятельности. Состоял ли в партии или общественной организации.
- Домашний адрес (с почтовым индексом) и номера телефонов – домашнего и служебного.
При заполнении анкеты и прилагаемых документов расшифровка аббревиатур и сокращений обязательна.
2. Допрос ставленнику перед рукоположением во диакона
(Фамилия, имя, отчество ставленника), определенный, согласно его желанию, на диаконское место к храму (указывается полное наименование храма) Московской епархии, при опросе в присутствии (указывается имя священнослужителя, проводящего допрос) показал:
- Родился в (указывается дата рождения).
- Крещен (указывается дата и место крещения).
- От Православия в другие конфессии, секты и расколы не уклонялся.
- Дел на него по суду и следствию никаких не имелось.
- Увечий и болезней, препятствующих священнослужению, не имеет.
- Женат первым браком на девице (указывается фамилия, имя, отчество и год рождения супруги) православного вероисповедания. До этого в гражданском браке ни с кем не состоял.
- Сан диакона избирает для славы Божией и спасения душ. Проходить свое служение будет по правилам Святых и Богоносных Отец и согласно установлениям и традициям Святыя Православныя Церкви, ничего произвольно не изменять и заботиться о благолепии и чистоте святынь Алтаря Господня.
- С усердием будет помогать священнику в совершении богослужений, таинств и треб, довольствуясь установленным вознаграждением от прихода.
- В молитвенное и каноническое общение с лицами, не принадлежащими Православной Церкви и состоящими в расколе, входить не будет.
- Всегда будет служить добрым примером как при служении у Алтаря Господня, так и вне его.
- Одежду будет иметь скромную, приличествующую его званию.
- Обязуется хранить верность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и церковному священноначалию.
- Без воли Архипастыря самовольно покидать место служения или переходить на другие места не будет.
- Всегда будет придерживаться указаний епархиального архиерея и без его воли ничего делать не будет.
- Ни в каких политических партиях, движениях и акциях участвовать не будет.
- Ставленную Грамоту всегда будет содержать в памяти и неведением своего долга извиняться не будет.
Верность вышеизложенного свидетельствую, в чем и подписываюсь: (следует подпись ставленника).
Допрос проводил: (следует подпись священнослужителя, проводившего допрос).
3. Допрос ставленнику перед рукоположением во священника
Диакон (фамилия, имя и отчество ставленника), определенный, согласно его желанию, на священническое место к храму (указывается полное наименование храма) Московской епархии, при опросе в присутствии (указывается имя священнослужителя, проводящего допрос) показал:
- Родился в (указывается дата рождения).
- Крещен (указывается дата и место крещения).
- В сан диакона рукоположен (указывается дата хиротонии и архиерей – совершитель хиротонии)
- Запрещений в священнослужении не имеет.
- От Православия в другие конфессии, секты и расколы не уклонялся.
- Дел на него по суду и следствию никаких не имелось.
- Увечий и болезней, препятствующих священнослужению, не имеет.
- Женат первым браком на девице (указывается фамилия, имя, отчество и год рождения супруги) православного вероисповедания. До этого в гражданском браке ни с кем не состоял.
- Сан священника избирает для славы Божией и спасения душ, которые будут ему вверены, а не для обогащения и не ради предоставленных священнослужителям прав; проходить оное будет по правилам Святых и Богоносных Отцев и согласно установлениям и традициям Святыя Православныя Церкви.
- В Богослужебных чинопоследованиях и при совершении Таинств ничего произвольно не изменять и заботиться о благолепии храма Божия.
- С усердием будет исполнять свои пастырские обязанности, довольствуясь установленным вознаграждением от прихода.
- В молитвенное и каноническое общение с лицами, не принадлежащими Православной Церкви и состоящими в расколе, входить не будет.
- Всегда будет служить добрым примером как при служении у Алтаря Господня, так и вне его.
- Одежду будет иметь скромную, приличествующую его званию.
- Будет хранить верность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и церковному священноначалию.
- Без воли Архипастыря самовольно покидать место служения или переходить на другие места не будет. Всегда будет придерживаться указаний епархиального архиерея и без его воли ничего делать не будет.
- Ни в каких политических партиях, движениях и акциях участвовать не будет.
- Ставленную Грамоту всегда будет содержать в памяти и незнанием своего долга извиняться не будет.
Верность вышеизложенного свидетельствую, в чем и подписываюсь: (следует подпись ставленника).
Допрос проводил: (следует подпись священнослужителя, проводившего допрос).
4. Ставленническая присяга
“Я, нижепоименованный, призываемый ныне к служению пресвитерскому (диаконскому) обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Крестом и Евангелием в том, что желаю и при помощи Божией всемерно буду стараться проходить служение во всем согласное со словом Божиим, с правилами церковными и указаниями священноначалия.
Богослужения и Таинства совершать со тщанием и благоговением по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя.
Учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святыя Православныя Церкви и Святых Отец; вверяемые попечению моему души охранять от всех ересей и расколов, а заблудших вразумлять и обращать на путь истины и спасения.
Проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, в духе смиренномудрия и кротости, и своим добрым примером руководствовать других ко благочестию.
В молитвенное и каноническое общение с лицами, не принадлежащими к Православной Церкви, находящимися в расколе, не входить.
Ни в каких политических партиях, движениях и акциях не принимать участия.
Без воли своего Архипастыря не покидать место служения, куда определен, и самовольно никуда не переходить.
Во всяком деле служения моего иметь в мыслях моих не свою честь, интересы или выгоду, но славу Божию; благо Святой Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и спасение ближних, в чем да поможет мне Господь Бог благодатию Своею, молитв ради Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех Святых. В заключение сего клятвенного обещания моего целую Святое Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь.”
Примечание редакции «Азбуки веры»: Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 22 марта 2011 года утвердил единообразный текст ставленнической присяги при рукоположении во диакона и иерея.