Поти́р (от др.-греч. ποτήρ, «чаша, кубок»; в латинском обряде — калеж, от лат. calix) – сосуд в виде глубокой чаши на ножке с широким основанием, используемый в богослужении многих христианских деноминаций на литургии для совершения Таинства Евхаристии (Причащения).
Современные потиры изготавливаются из серебра, бронзы, с использованием позолоты, инкрустированного стекла и драгоценных камней, а также на основе медно-оловянных сплавов с использованием дерева, керамики и стекла. Потир украшается орнаментом религиозного содержания, чаще всего иконографическим опоясным изображением Христа и Пресвятой Богородицы, а посередине ножки иногда делается декоративный выступ – «яблоко», которое делит ножку потира пополам.
Евангельским основанием для использования специальной чаши для Причастия на богослужении является отрывок Мф.26:26: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все».
Потир, как правило, хранится в алтаре на жертвеннике, или в специальном шкафчике (сейфе) для богослужебных сосудов в алтаре или в ризнице.
История явления
Материалы
В Ранней Церкви чаши для причастия делались из глины, дерева, в редких случаях из металлов вплоть до III–IV веков, затем из стекла.
С III века возникает традиция использования стеклянных сосудов для Причастия. Так, папа Римский Зефирин II (202–219) разрешает их использование. Однако, позже, на соборе в Реймсе, в 803 году, их использование запрещается, данный запрет был подтвержден папой Львом IV (847–856). Запрет был связан с хрупкостью материала. III век также становится временем появления сосуда для Причастия на ножке и прообразом современной чаши для Причастия. Отечественный исследователь-историк Ю. Л. Щапова обращала внимание, что пиком популярности использования стеклянных потиров являлся период с 400 по 615 года н. э. На основе археологических изысканий Юлия Леонидовна делала вывод о периодизации развития изготовления потиров и указывает, что популярность стеклянных потиров для Причастия держалась вплоть до XI века1.
В более позднее время потиры начинают делаться исключительно из металла, в том числе и в силу прочности этого материала. В некоторых случаях для потиров изготавливались крышки, например, в XVIII веке в России зафиксировано изготовление эмалированных «покрышек для потиров» в технике ростовской росписи.
Типы
Раннехристианский потир не имел ножки, представляя собой чашу в полном смысле слова. Верующие причащались из нее или делая глоток, или всасывая содержимое через специальные трубки (calamus или syphon), которые делались из драгоценных металлов или меди / бронзы (стоит помнить, что в ранней Церкви христиане причащались Телом и Кровью Христовыми не так как это происходит сейчас, хлеб подавался прямо в руку верующему или на специальный тканный плат.
Традиция использования частных индивидуальных чаш для причащения зафиксирована во времена жизни свт. Василия Великого (329-379). Есть мнение, что, скажем, в Александрии (Египет) миряне имели специальные чаши для Причастия. Такие чащи назывались κοινωνία (досл. соучастие, общность) и предназначались для причащения дома, а также хранения Святых Даров. О существовании традиции наличия специальных чаш для хранения Даров дома и причащения в частном порядке свидетельствовали апологеты раннего христианства – св. Иустин Мученик, Тертуллиан. Святые Дары доставлялись на дом к христианам, которые не могли присутствовать на богослужении в храме, для этого чаша с Дарами оборачивалась в специальное полотенце (oraria) или размещалась в специальной сумке на шее, и диакон доставлял Причастие для христиан на дом.
Наравне с чашами (потирами) использовались и иные сосуды для Евхаристии. Так Древняя Церковь знает пример использования евхаристического кувшина – сосуда на широкой круглой ножке, но с узким горлышком2. Другим сосудом для Причастия, примеры использования которого можно встретить и в Древней Руси, является кратир (др.-русск. кратырь, от ср.-греч. κρατήρ) – двуручная глубокая чаша с большой горловиной (на ножке или нет). Уже в ранней Церкви кратиры изготавливались из металла, хотя языческая античность знает использование керамических кратиров. Их использовали наравне с потирами по крайне мере с IV века.
На протяжении долгого времени в Древней Церкви хранение сосудов для Евхаристии осуществлялось в специальном помещении – скевофилакии (досл. сосудохранительнице). Она могла быть или отдельно стоящим зданием, или прямо в алтаре. В последнем случае алтарь делился на несколько частей (как правило, две) – справа от горнего места (т. е. слева от стоящих перед иконостасом мирян) располагалась скевофилакия совмещенная с жертвенником. В некоторых древних храмах, например, в христианском храме в Олимпии 551 года (Пелопоннес), скевофилакия была отделена от алтаря с престолом непроходимой стеной. В более позднее время традиция отделения части алтаря под хранение сосудов и прочей богослужебной утвари сохранилась, а доступ в сосудохранительницу и к жертвеннику стал осуществляться через внутреалтарные проходы (в частности, именно так устроен алтарь и сосудохранительница в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьев-Боровском монастыре) XVI–XVII веков. На данный момент сосуды для Евхаристии чаще всего хранятся в ризнице (диаконнике).
Что символизирует потир?
Потир имеет многогранную символику в христианской культуре. Он символизирует ту самую первую чашу, с помощью которой Спаситель причащал апостолов на Тайной Вечере, а также чашу страданий Христа за грехи мира. Также потир символизирует Приснодеву Марию, которая родила в мир Спасителя, Господа Иисуса Христа.
Служение на нескольких потирах
Современное православное богослужение предполагает использование нескольких потиров для служб с большим количеством верующих и одного для служб с относительно небольшим.
В конце XX века массовым стало частое причащение верующих на литургии (в то время как в конце XIX – начал XX века участие в Таинстве Евхаристии было редким событием – до одного-четырех раз в год, данная практика нашла отражение в Катехизисе митр. Филарета (Дроздова). На протяжении XX века увеличивалось как частотность причащения прихожанами, так и количество соборных служений, что в конечном итоге привело к распространению в Русской Православной Церкви практики служения литургии на нескольких потирах. Надо отметить, что современная практика служения с несколькими потирами отличается от практики Древней Церкви. В настоящее время освятительная часть литургии происходит с использованием одного дискоса и одной, но очень вместительной (до 9 литров объема), чаши. Перед причастием Дары распределяются по чашам меньшего объёма и верующие причащаются в разных частях храма. Древняя практика заключалась в использовании не только разных потиров (а не одного большого), но и нескольких дискосов. Данная литургическая практика нашла отражение как богослужебных текстах Византии и Балкан, так и в настенной иконографии литургии.
Примечания
1 Щапова Ю. Л. Стеклянные потиры: археологический аспект истории священных сосудов.
2 Алипий (Светличный), архимандрит. Литургические предметы: история и символизм.
Литература по теме
- Чаша Словарь библейских образов
- Чаша Христова свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Святая Чаша на Литургии Преждеосвященных Даров проф. И.А. Карабинов
- Что находится в Чаше Причастия? прот. Владимир Шарапов
- Литургические предметы: история и символизм архим. Алипий (Светличный)
Комментировать