Почему не принято сидеть при богослужениях?

Редко, или почти никогда, восточные христиане не сидят во время богослужений, согласуясь с мнением Тертуллиана, который в Книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».

pochemu ne prinjato sidet pri bogosluzhenijah – Почему не принято сидеть при богослужениях?

***

«Обязательно ли во время богослужения стоять? Почему нельзя сидеть?»

отвечает архиепископ Викентий:

- В нашей Православной Церкви принято стоять на богослужении. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть традиция уважать и почитать старших. Поэтому мы при виде человека, который старше нас, с почтением к нему относимся и встаем. Об этом написано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почитать Бога, так как Он является нашим Творцом, Промыслителем и Попечителем. Мы пришли в церковь беседовать с Богом, попросить прощения в своих грехах. В знак того, что мы осознаем свою греховность, мы приносим этот маленький подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Господь простил нам наши прегрешения. Для того, чтобы Господь увидел нашу жертву, услышал наши молитвы и даровал нам Свою милость. Вот почему в нашей Русской Православной Церкви мы стоим на службе, а не сидим.

***

Я не хожу в храм, т.к. в огромном скоплении народа мне очень тяжело сосредоточится на молитве...

отвечает священник Михаил Немнонов:

- Во время земной жизни Христа за Ним ходили толпы в несколько тысяч человек, причем, слушая Его, они не ели и не пили до вечера. Думаю, что мы находимся в более комфортных условиях. А Вам легко сосредоточиться на молитве там, где нет большого скопления народа? Например дома, утром и вечером?... Духовная жизнь – это труд, а не отдых... А утешение в ней получают те, кто не утешения ищет.

***

В храмах вдоль стен стоят лавочки, однако сидеть на них мне, здоровому в общем-то человеку, неловко. Когда же решаешься сесть, обычно оказывается, что лавочки уже заняты. Иногда грешным делом завидую католикам с их скамеечками. А они, говорят, ценят то, что мы в храме не привязаны к одному месту, можем передвигаться, не мешая остальным (если, конечно, храм не забит до отказа). Говорят, что когда-то и в православных храмах сидели во время службы. Так ли это? И если да, то почему сейчас этого нет?

отвечает иерей Олег Давыденков, доктор богословия:

Действительно, верующие до VI века могли молиться сидя. Если в храме не было специальных сидений, садились прямо на пол. Но, как известно, человеку свойственно устраиваться с максимальным комфортом. Даже существует такая история про одного епископа, настоятеля монастыря. Владыка во время службы никогда не присаживался хоть на минутку. Когда его спросили – почему, он ответил: «Если я сяду, остальные вообще лягут». Это и в самом деле так. Сидеть, конечно же, удобно. Но лежать-то еще удобнее. Так можно очень далеко зайти. И ведь Православная Церковь отказалась от скамеек не в одночасье. Она пришла к этому, основываясь на практическом опыте. Когда ты молишься стоя, ты не расслабляешься, а стоит сесть, уже и в сон потянуло. Как показывает практика, когда тело в тонусе, тогда и душа в молитве.

Когда же речь идет о больных людях, как сказал митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже больным, если они в силах, во время чтения Евангелия лучше стоять.

***

иеромонах Алексий:

- Касательно же того, можно ли молиться сидя или лежа, скажу, что лучше молиться сидя или лежа, чем совсем не молиться! Но помните также, что лень – это не причина того, чтобы не понуждать себя к молитве стоя.

***

протоиерей Сергий Баранов:

Почему мы стоим на богослужении? Мы делаем жертву Богу. Понуждаемся. И этим доказываем, что наша любовь деятельная. Вся аскеза православная на этом смысле стоит: мы все время жертвуем ради любимого, понуждаем себя. Современные либералы говорят: «Богу не нужны наши поклоны земные и прочее. Надо просто всех любить и всё». Да не сможешь ты всех любить, не пройдя аскезу по вытеснению своего эго. Вот это эго не даст тебе любить другого. Оно всегда будет доминировать. Настоящая любовь начинается только там, где преодолен эгоизм. А преодоление эгоизма подразумевает аскетику. Долго, всю жизнь. Беспощадную, строгую к самому себе. Это словоблудие – говорить о любви без аскезы.

***

Как побороть усталость

Попросите своими словами у Господа укрепить вашу немощь и вы убедитесь в Его милости.

А еще самый простой способ есть – посмотреть на Распятие, висящего на Кресте Христа. И устыдиться своей слабости.

Если Вы впервые на богослужении и регулярно не участвуете в Таинствах Исповеди и Причастия, то сильная усталость, недостаток воздуха и тяжело переносимый запах фимиама при каждении относятся больше к духовной, чем физической сфере. Это не от тела, это – от грехов. После искренней исповеди и Причастия, как правило, гнетущие чувства исчезают.

Существует и чисто психологическая сторона утомляемости у новоначальных: не зная состава и длительности службы, не имея навыка в понимании церковнославянского языка молиться значительно сложнее. Вообще, утомление обратно пропорционально активности Вашей богослужебной жизни. Чем чаще Вы молитесь в храме, тем естественнее будет протекать служба.

И помните: человек растёт духовно только тогда, когда ему трудно.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka