Путешествие в Германию

Ангел на сидении табуретки

А вот ларек, где продаются игрушечные рождественские ангелочки.
Среди разнообразия ангелов – Ангел на сидении табуретки. Православного человека коробит сама мысль сидеть на… Ангеле.
Потом думал – как это все возможно? Устроить базар в храме? Разве гордящиеся своим знанием Священного Писания протестанты забыли, что сделал Христос с торгующими в храме – «дом Мой домом молитвы наречется»?..
Отказавшись от Предания, Традиции духовной жизни, протестанты постепенно утеряли чувствование Бога. Это несомненно, они не умеют чувствовать Бога, и когда я говорил это, даже пастор меня не понимал.
Русская девушка, приехавшая из России два года назад в Гамбург, рассказывает, что сама она ходила целый год к лютеранам. Но ей было скучно на их богослужениях. Все чинно: попели, почитали. Ровным голосом – проповедь. И она ушла в харизматическую секту.
И все в этой харизматической общине – из России.
Потому что религиозного переживания, религиозного чувства нет. Лютеранское богослужение похоже на какое-то торжественное мероприятие, но это так непохоже на богообщение.
И вот с потерей этого чувствования Бога лютеране утеряли чувство Священного, то, что мы называем: благоговение. Разве не заболит наше сердце от одной мысли устроить в храме – базар? А может ли православный даже допустить сесть на Ангела Божия?
Отец Александр Шмеман великолепно пишет: «Протестант знает грех, знает, что он изгнан из рая, но рая самого не знает и не помнит. Католик (и православный) – знает грех, знает, что он изгнан из рая, но помнит рай. Поэтому протестанту ничего в мире не напоминает рая. Он "строит" полезную, удобную, комфортабельную и т.д. земную жизнь, но которая ни в одном своем "аспекте" не напоминает, не являет, не открывает рая. Он живет в "падшем" мире, но уже не "отнесенном" к тому первозданному, радостному, божественному. Он связан с миром разумом, знанием, анализом, но не верой, не "сакраментальной" интуицией…
Католик, даже "секуляризованный", – помнит, ощущает. Все эти, даже безвкусные, раззолоченные, разукрашенные, храмы – и тоска по раю, и кусочки рая, радости, "добро зело". И все это продолжает "веять" над их культурой, городами, жизнью…
Коммунизм, утопизм торжествуют или хотя бы привлекают в "кафолических" странах потому, что в них никакой мечты нет, а есть прилежный, добротный "реформизм".
…Жить удобнее в протестантском мире. Только жизнь эта изнутри тяжела – и потому насквозь пронизана "душевными заболеваниями". Человек не может жить без памяти о рае. Он погружается в ужас, в страхование, в тоску. Он теряет себя. Ужас современного мира: поляризация между Швецией (гарантированное земное благополучие без мечты) и коммунизмом» («Дневники», 23 авг. 1976 г.).

Поразила нравственная санкционированность греха, или, если сказать мягче, – санкционированность нецельности человеческой.
Раньше, когда я слышал, что на Западе принято девушкам и молодым людям сожительствовать до брака, считал, что это делается помимо Церкви. Был поражен тем, что лютеранская Церковь, оказывается, это допускает. Молодая жена пастора (по-нашему звучало бы – матушка) спокойно рассказывает, что до встречи с мужем жила с одним мужчиной. Потом встретила пастора, они пожили вместе несколько лет – «надо ж было проверить отношения», – и вышла за него замуж.
То есть, жить вместе молодым людям – принятая и благословленная лютеранской Церковью практика. Для них, значит, это вовсе не грех. Но эта традиция приходит и к нам. В нашу, совсем другую, религиозную и нравственную культуру…



Все фотографии галереи