Литургия оглашенных

fotor6653

Во время пения священнослужители также читают в алтаре Трисвятое, крестясь и кланяясь, затем отходят на Горнее место.

Трисвятое пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» – было внесено в Литургию по указу Константинопольского Патриарха Прокла в середине V века.
Как объясняет историю его происхождения монах Иов (VI век), текст Трисвятого составлен из библейского ангельского восклицания «Свят, Свят, Свят…» (Ис. 6, 3) и из 3-го стиха псалма 41-го: «…к Богу, Крепкому, Живому». Последнее слово – живой (в греч. ксон), заменили на более звучное и выразительное – бессмертный (греч. афанатос).
Первоначально Трисвятое было припевом к псалмам, которые пели во время крестных ходов. Молебное шествие, популярное в древности, совершалось из одного храма в другой в дни праздников или во времена бедствий. Народ в это время пел псалмы и после каждого стиха псалма трижды исполнял какой-нибудь тропарь (как сегодня, на Пасху, мы многократно поем «Христос воскресе из мертвых…»). Любимым припевом древних христиан было Трисвятое. Крестный ход подходил к храму к началу Литургии, верующие ждали прибытия епископа (а может быть, и царя) и с пением Трисвятого заходили в храм. Впереди всех входил епископ, преподавал верующим, заходящим вслед, благословение и начинал Литургию. (Выше мы говорили, что Литургия начиналась с малого входа).
И сегодня, когда служит епископ, он первый раз заходит в алтарь именно во время пения Трисвятого, преподает всем благословение и с этого времени остается в алтаре.

Я читал в одной духовной книге, что Трисвятое не люди придумали, а передали им Ангелы…
– Это легенда, которая появилась в Византии чуть позже. В этой легенде говорилось о том, как во время мощного землетрясения некий мальчик был восхищен на небеса и слышал там ангельское пение. Мальчик рассказал людям, о чем пели Ангелы, те стали Ангелам вторить, и землетрясение прекратилось.
Вот как приводит эту легенду св. Иоанн Дамаскин:

«Составители церковной истории повествуют, что в то время, как народ константинопольский молебствовал ради некоего ниспосланного Богом бедствия, совершившегося при архиепископе Прокле, – случилось, что некий отрок был восхищен из народа и в таком состоянии некоторым ангельским научением был наставлен Трисвятой песне: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!» И как только отрок был возвращен и возвестил то, чему он был научен, то весь народ воспел гимн, и таким образом прекратилось угрожавшее бедствие. А также передается, что на святом великом Вселенском 4-м соборе, я разумею бывший в Халкидоне – Трисвятая песнь была воспета таким образом, ибо так повествуется в деяниях того же самого святого собора.
Итак, поистине смешно и забавно, что Трисвятую песнь, преподанную через Ангелов, удостоверенную прекращением напасти, подкрепленную и утвержденную собором столь многих святых отцов и еще прежде воспетую Серафимами в ознаменование Триипостасного Божества, – теперь своим безрассудным мнением попрал и будто бы исправил Кнафевс, как если бы он превосходил Серафимов! Какая же это дерзость, чтобы не сказать – какое безумие! Мы же, – хотя бы демоны разрывались от досады, – произносим так: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!»

Св. Иоанн Дамаскин упоминает о некоем Кнафевсе, исказившем Трисвятое… Мы уже сказали, что это песнопение очень любили греки, и все, конечно, его знали. Этим пользовались еретики, в подтверждение своих еретических мыслей неоднократно измышляющие какие-нибудь особые трактовки Трисвятого и его новые варианты.
Сейчас, конечно, все эти споры в прошлом, хотя и до сих пор, как говорят богословы, не совсем ясно, к кому это славословие было обращено первоначально. Ко всем Лицам Св. Троицы, как понимаем его мы сегодня? Только к Сыну, как понимали монофизиты, или только к Богу Отцу? Большинство современных историков Церкви считает, что первоначально это славословие относилось только к Богу Отцу, так как все эти титулы – Боже, Крепкий, Вечный – в Ветхом Завете применялись именно к Богу Отцу.

Как мы уже сказали, пока хор поет Трисвятое, священник и диакон также его, вполголоса, читают и отходят на Горнее место. Грядет важная часть Литургии – чтение Священного Писания.



Все фотографии галереи