Литургия оглашенных

fotor6651

Теперь диакон произносит свои слова:

Господи, спаси благочестивыя и услыши ны.

Хор повторяет:

Господи, спаси благочестивыя и услыши ны.

Диакон, поворачиваясь к молящимся в храме и поводя орарем, громогласно заканчивает:

И во веки веков!
Хор: Аминь.


…Несколько слов об этой части богослужения.
Диаконское возглашение «Господи, спаси благочестивыя…» часто комментируют как молитву о всех благочестивых христианах.
Но интересно, что первоначально это диаконское возглашение адресовалось… византийскому императору. Он и его семья, преимущественно, назывались «благочестивыми». Появившись в Византии, это возглашение перешло оттуда в торжественную русскую службу.
Мы говорим торжественную, потому что до революции этот возглас произносился только при архиерейских службах или когда священник служил с диаконом. Если священник служил без диакона (а до 1917 года это была более распространенная практика, нежели сегодня), он эти слова не произносил. Незадолго до революции некоторые литургисты настаивали на том, что, если священник служит один, он все равно должен возглашать Господи, спаси благочестивыя.
После большевистской революции эти слова, намекающие на монарха, из чина Литургии исчезли. И были вновь внесены в чинопоследование уже лишь в 1990-е годы. Сегодня их предписывается произносить за каждым богослужением в любом случае: служит ли священник с диаконом или же без диакона. И понимают их сегодня иначе, не «монархично», а как торжественное чествование благочестивых христиан.
Таким образом, древний торжественный возглас был переосмыслен в соответствии с изменившейся ситуацией.

На фотографии: служение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Диаконский возглас произносит митрополичий протодиакон.



Все фотографии галереи