Содержание
- Крест или у креста
- Марьина Роща
- Алексеевское село
- Водопровод мытищенский
- Ростокино
- 6. Танинское
- Малые Мытищи
- Большие Мытищи
- Пушкино
- Братовщино
- Талицы
- Рахманово
- Хотьков Покровский монастырь
- Радонеж
- Воздвиженское село
- Стефанова часовня
- Клементьево Село
- Часовня с колодцем
- Пятницкая церковь
- Красная Гора
- Часовня
- Ограда
- Троицкий собор
- Успенский собор
- Сошественская церковь
- Ц. преподобного Сергия
- Церковь препод. Михея
- Ц. Рождества Иоанна Предтечи
- Ц. Смоленской Божией Матери
- Ц. Св. Зосимы и Савватия
- Ц. Св. апостол Петра и Павла в Архиерейском доме
- Ц. во имя Св. мученицы Варвары
- Колокольня
- Часовня над колодезем
- Ризница
- Царские чертоги
Православная Русская Церковь вместе со св. Веpoю заимствовала от Церкви Апостольской древние священные обычаи, в том числе посещение св. мест; этот благочестивый обычай, ведущий свое начало из глубокой Христианской древности, освященный примером Святителей и Царей, поставляется наряду с подвигами Христианского благочестия. Св. Григорий Нисский от посещения мест, освященных воспоминанием Святых, ожидает «спасительных действий на душу и тело». Bеpa в помощь небесную возбуждает желание идти к св. месту; любовь, возбужденная верою, привлекает к нему. Собственно святыми называются места, освященные на земле пребыванием Господа Святости, потом уже и те, где хранятся останки великих угодников Божиих и чудотворные иконы. Первый, известный нам в XII веке паломник, или странник во св. землю Даниил, игумен Русской земли, свидетельствует нам, что ещё прежде его многие Русские путешественники ходили на поклонение в Иepycaлим; современная ему Полоцкая Княжна св. Евфросиния также оставила нам описание своего странствования в Палестину, совершенного в духе Xpиcтиaнского благочестия. За ними следовали многие Русские люди.
Отечеству нашему Бог даровал многие сокровищницы благодати в нетленных, чудодейственных останках Святых в Русской земле. Из благочестивого усердия, по обещанию и с ожиданием помощи в нуждах и утешения в скорбях, особенно направляются стопы богомольцев к трем обителям Святынь: на юге Kиeво-Печерской, в сердце России к Троицко-Сергиевой лавре, а на севере к Соловецкому монастырю.
Начало Христианского обычая в Poccии ходить на богомолье к св. угодникам Божиим, сближается с началом Киево-Печерской лавры. Еще при жизни св. основателей Киево-Печерского монастыря Антония и Феодосия, к ним в пещеры притекали многие благочестивые люди и даже Князья Pyccкиe для принятия от них благословения и духовных наставлений. Князь Изяслав часто приходил к Преподобному Феодосию «наслаждаться медоточных его словес». Обличенный Феодосием Печерским в похищении братнего престола, Святослав посылал спросить его, позволит ли он ему прийти в монастырь. Преподобный принял его и беседовал с ним. После блаженной кончины преподобных отцев Антония и Феодосия, не только простые люди, но и сами Великие Князья приходили к святым их останкам на поклонение и по обещанию. Пред гробницами святых основателей Киево-Печерской обители приносил благодарность Великий Князь Святополк Изяславич за победу, одержанную им над врагами, по молитвам его к Божьей Матери и преподобным Антонию и Феодосию. Так было и в последующие времена. Так и теперь тысячи богомольцев из разных концов России стекаются в Киево-Печерскую лавру, помолиться Святым печерским и, по мере веры своей, получают исполнение своих прошений и молитв. Многие с усердием и верою предпринимаюсь трудный путь в Соловецкий монастырь на поклоненье св. мощам Зосимы и Савватия.
С такими же чувствованиями идут толпы благочестивых странников и в обитель Преподобного Сергия Радонежского. Прежде, нежели вступим в путь молитв и воспоминаний, обозрим достопамятности на сем пути в св. обитель, представим очерки жития основателя её, руководствуясь списателями его жития: учеником его св. Епифанием и Митрополитами Московскими Платоном и Филаретом.
В Гороховском уезде была пустынь Живоначальной Троицы и св. Великомученика Георгия, где, по свидетельству жалованной грамоты Царя Феодора Иоанновича, «было зачатие великого чудотворца Сергия, в миру Варфоломея. Для «прославления имени чудотворца Сергия», Царь пожаловал тому монастырю в Закудемском стану Нижегородского уезда поместные порожжия земли. Как утеснения от Монголо-Татар вынуждали тогда жителей переходить из одного места в другое: то, вероятно, посему и беременная Mapия с семейством переехала оттуда в Ростов, где Варфоломей увидел свет. Но он еще во чреве материнском прославил троекратным возглашением Пресвятую Троицу: во время Херувимской песни Трисвятой, и Святая Святым, так что бывшие в церкви сперва подумали, что Mapия имела младенца при себе. В колыбели своей являл Варфоломей дивное воздержание в свойственной ему пище: в середы и пятки не брал сосцев материнских, не вкушал молока. Семи лет стал учиться он грамоте; грамота ему не давалась; но благословение встретившегося с ним в лесу старца открыло ему разумение и он, получив неожиданный успех в учении, прилепился к чтению священных книг и с юных лет стал являть в жизни плоды учения. Неведомый старец сказал, что «отроку надлежит соделаться обителью Св. Троицы» и «что он будет велий пред Богом». Начатый им в колыбели пост Варфоломей продолжал и в отрочестве; в середы и пятки ничего не вкушал, а в пpoчиe дни питался хлебом и водою. Сердобольная мать старалась умерить строгость такого поста, представляя сыну своему, что «тело его еще растет»; но он отвечал ей: «не ты ли сказывала, что я постился еще в колыбели по средам и пяткам?» Так первые искры Божественного желания начали возжигать этот великий светильник, коему предназначено было просиять в мрачной пустыни и оттуда светить стольному граду и всем пределам Poccии!
Комментировать