прот. Иоанн Козлов

Источник

Епитимия

Епитимия есть духовное врачевство от болезней – грехов, налагаемая по усмотрению духовным отцом, который при этом должен смотреть на качество греха и искренность раскаяния в нем грешника. Епитимия собственно есть отлучение от причастия св. тайн, и если старообрядцы обвиняют православную церковь в мнимом «отложении» епитимий, то надобно заметить, что у беспоповцев нет возможности исполнить правила об епитимиях, так как не имеют, по своей гордости таинства св. причащения. Если же где и говорится о посте, о милостыне и т. п., то как о замене отлучения от причащения, напр. Иоанн Постник говорит: «Аще кто вина пити в уреченные дни не изволит, годище и мы судихом отъяти едино, уставленнаго его падению, от отец запрещению. Аще от мяса воздержатися обещается на время, другое и мы лето отсещи искусихом. Аще от сыра и яиц, рыбы и масла воздержатися обещает, тогда на всякое воздержание, единаго сицевых вида, едино лето отъяти» (Номоканон при Иоасаф. Потреб. л. 13 об. – 14; Александр. Вып. 184, VI). Епитимию далее не следует понимать, как наказание, но как врачевание: «Ты согрешил? Войди в церковь, – покайся: здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязуют, но дают прощение во грехах» (Иоанн Златоуст т. 2, стр. 328). Надобно принять в соображение и то, что самую существенную часть таинства покаяния составляет – разрешение священником грехов кающагося, а епитимия является простым средством врачевания и бывает употребляема уже после разрешения от грехов: «по молитве же разрешает иерей кающагося... тогда канон даст ему противу согрешения его» (сие см. в каждом требнике в «чине исповедания»).

1) Иоанн Златоуст, на 2 п. Коринф., стр. 347 (изд. 1843): «Меру покаяния надобно назначать не только по свойству грехов, но и вместе сообразуясь со свойством духа и состоянием самих грешников» (Алекс. Вып. 181, б).

2) Василий Великий, прав. 2: «Врачевание измеряти не временем, но образом покаяния». Толк. Зонара: «Не временем должно определять покаяние, но образом; так что если согрешивши относится к покаянию с пренебрежением, то десятилетие не только должно быть выполнено, но и увеличено; если же исправляет свой грех рачительно, то и десятилетие должно быть сокращено; все это предоставляет (Вас. Вел.) рассуждению испытующего совесть».

З) Его же прав. 74: «Аще кто бы то ни был из падших в вышеписанные грехи, исповедавшись соделается ревностный в исправлении, то приявший ст человеколюбия Божия власть разрешати и связывати, не будет достоин осуждения, когда, видя крайне усердие исповедание согрешившего, соделается милостивее и сократит епитимию». Толк. Зонара: «Исчислив различные сроки епитимий за различные грехи, Василии Великий предоставил, наконец, все дело архиереям, ибо им именно вверено от Бога связывать и разрешать... и если сократят определенные сроки, то не будут достойны осуждения» (Полн. Кормчая стр. 354–356).

4) Иоанн Златоуст, τ. 1, стр. 8–9: «Бог никогда не отвергает искреннего раскаяния; но хотя бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, и такого Он принимает и приближает к Себе и делает все, чтобы привести в прежнее состояние... потому что покаяние ценится не по продолжению времени, но по душевному расположению. Так, для ниневитян не было нужды, во многих днях, чтобы загладить грех свой, но краткого дневного срока было достаточно для изглаждения беззакония их; и разбойник не в течение долгого времени достиг входа в рай, но во столько времени смыл все грехи всей своей жизни, сколько употребляется его на произнесение одного слова, получил еще прежде апостолов награду прославления».

5) Его же, т. 1, стр. 543 (а по изд. 1898 г. стр. 553–554): «Никто пусть не говорит мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать... На это (для покаяния) не нужно много дней и годов, а нужно только благорасположение и все исполнится в один день. Отстань от зла, полюби добродетель, прекрати порочную жизнь и обещай больше не поступать так, и это достаточно будет для твоего оправдания. Я свидетельствую и уверяю, что если каждый из нас грешников, отстав от прежних грехов, даст искренний обет Богу не повторять их, то Бог ничего больше не требует для оправдания» (подробнее – Выписки Алекс. 188).

6) Григорий Нисский, правило 4 (Полн. Кормчая 470): «Возбудивший сам себя к исповеданию грехов, как уже начавший врачевание своего недуга тем самым, что решился по собственному побуждению быть обличителем своих тайн, и как показавший знамение своего изменения к лучшему, да будет под епитимиею более снисходительною».

7) Его же, прав. 5 (стр. 482): «Аще будет истинное обращение, то да не соблюдается число лет, но с сокращением времени да ведется кающийся к возвращению в церковь и к причастию святых таин».

Применять во всей строгости положенное правилами относительно епитимий, взирая только на качество греха и не принимая во внимание того, какое раскаяние несет человек, нельзя, ибо может повлечь за собою отчаяние грешника и отдалить от него спасение, а это весьма сильно порицается св. Златоустом:

8) Иоанн Златоуст, т. 1, стр. 408–409 (а по 2 изд. 416–417): «Я могу указать на многих, дошедших до крайней степени зла, потому что на них било наложено наказание, не соответствующее их грехам. Определять наказание по мере грехов должно не просто, но соображаясь с расположением грешников, чтобы зашивая разрыв, не сделать большой прорехи, и стараясь поднять падшего, не причинить еще большего падения. Немощные и расслабленные и наиболее преданные удовольствиям мира, и притом превозносящиеся своим происхождением и властью, если будут отклоняемы от грехов своих постепенно и мало по малу, могут, хотя и несовершенно, то по крайней мере отчасти освободиться от обладающих ими пороков; а если кто вдруг предложит им вразумление, тот лишит их и малейшего исправления. Душа, если принуждением хотя раз будет приведена в стыд, впадает в нечувствительности, и после того уже не слушается и кротких слов, не преклоняется и угрозами, не трогается и благодеяниями, но бывает гораздо хуже того города, который порицая, пророк говорил: лице жены блудницы бысть тебе, не хотела еси постыдетися ко всем (Иер.3:3). Посему пастырю нужно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания».

9) 102 правило 6 всел. собора: «Приявшие от Бога власть решати и вязатя, должны разсматривать качество греха и готовность согрешившаго к обращению, и тако употребляти приличное недугу врачевание, дабы не соблюдая меры в том и другом не утратити спасения недугующаго. …Ибо и у Бога, приявшаго пастырское водительство, все попечение о том, дабы овцу заблудшую возвратити и уязвленную змием уврачевати. Не должно ниже гнати по стремнинам отчаяния, ниже опускати бразды к разслаблению жизни и к небрежению, или посредством суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств, противодействовати недугу, и к заживлению раны подвизатися». Толков. Вальсамона: «И на других соборах определено, чтобы местный епископ, получивший от благодати Всесвятого Духа власть вязать и решить, не всегда обращал внимание на положенное правилами относительно епитимий, но чтобы назначал оные применительно к лицам, подлежащим епитимии, т. е. к возрасту их и к расположениям, к способностям, а при этом и к качеству греха, и таким образом предлагал соответствующее каждому недугу врачевство. И настоящее правило определяет тоже самое, возлагая все дело врачевания болящего епитимиями на разсуждение врачующего, т. е. местного епископа и тому, кому поручено будет от него. Мы должны знать и точные правила канонических епитимий, и положения более снисходительного обычая, и иногда врачевать недуги по правилам... а иногда посредством обычных и более снисходительных лекарств». (Полн. Кормчая, стр. 388–389).

10) Иероним, ч. 4. стр. 283: «Для того, чтобы кающиеся получали нисколько не менее справедливое воздаяние, для них достаточно, вместо всякаго наказания, одного стыда».

11) Зонар с Богом, гл. 56, л. 32 об. (Озерский 1, 223): «Подобает же отцу духовному разсудительну, и разумну быти: да разумеет всмотрити, како подати заповедь, како ли пост, како поклоны, како-ли молитвы. Понеже они суть убогии от работ не престают, овии же воини, или раби под властию, а друзии по куплям ходят и в путех, друзии старии и немощнии, а друзии сильнии, друзии богатии, во всяком покои живуще и почивающе, тем же лепо есть от сих искати како комуждо есть мощно дати заповедь».

12) Большой Соборник, сл. 1 в Четверток Великий, л. 559 об.: «Не мози убо имети зла ума в себе, но очистим сердце, и к святей приходим жертве, и святу творим душу, мощно бο и единем днем быτи сему. Како и киим образом? аще имаши до врага своего, исторгни гнев свой, и исцели язву, отреши вражду, да возимеши цельбу от трапезы, к жертве пришед к пречистей святей, убойся сказания того принося; заколен предлежит Христос, того ради заклан бысть, да смертию своею, небесным и ангелы тя сотворит друга, и со всеми Богу Отцу примирит тя Христос».

13) Симеон, новый богослов, в. 1, сл. 37, стр. 287–288: «Которые не знают таинства христианства – на них не должно возлагать тяжелые епитимии, – ибо это не будет для них полезно».

14) Киприан Карфагенский, стр. 76, 1 счета (а по 2 изд. стр. 61: тоже п. 62. стр. 374 по 2 изд.): «Каждый епископ по своему усмотрению и с полной свободой и властью может действовать, и ни сам быть судим от других, ни других судить может». (Алекс. Вып. 289).

15) Там же, пис. 59, стр. 284 (по 2 изд. 331): «Мы никого не принуждаем, никому не даем закона, потому что всякий предстоятель свободен управлять своею церковью по своей воле, имея дать отчет в своем действовании Господу».

16) Там же, пис. 60, стр. 300 (по 2 изд. 349): «Все это в краткости мы написали тебе, возлюбленнейший брат, по мере сил наших, не имея в мыслях ни предписывать, ни навязывать кому либо своего мнения; пусть всякий епископ по свободному своему произволению поступает так, как считает должным».

17) Феодор Студит, ч. 2, п. 216 к Иоанну клирику, стр. 602: «На вопрос, который ты предложил, чтобы знать епитимию. если тебе случится вкушать пищу вместе с еретиками, мы ответствуем, что надлежащее раскаяние во всяκом грехе получает прощение».

18) Нил Синайский, ч. 3. стр. 338–344: «Вовсе, кажется мне, не знаешь ты (писал он к пресвитеру Хариклию) божественного писания, почему, обратив внимание на одну его сторону, показывающую только гнев Божий, ни мало не знаешь во всем почти писании раскрытого Божия человеколюбия, и под видом пастыря делаешь свойственное врагам, злым демонам предавая овец, доводимых тобою до отчаяния, и не хочешь привести себе на мысль сказанного пророком Иезекиилем: «крови погибшего от рук пастыря взыщу» (Иез.3:18)... Не говори, человек, будто бы не приемлет Господь согрешивших делом и исловедающихся только словом. Ибо, говоря это, не далек ты от чистых по имени, но нечистых по делам, невежественных новациан, за исключением того, что они, по преизбытку неразумия и по бесполезной, чтобы не сказать, душевредной кичливости, отрицают всякое покаяние по просвещении крещением, а ты не соглашаешься принимать покаяния, приносимого на словах... устной исповеди не отвергает, и не отвращается, за человеческие грехи, нечестия и всякого рода нечистоты умерший Господь Иисус, а напротив того, приемлет и словесное покаяние, как желанное ему приношение... Ибο какими трудами и усилиями спасся мытарь? Не простыми ли выражениями смирения? За какие подвиги и труды разбойник с креста введен в рай и в жизнь? Не за произнесение ли немногих слов и исповедание царства Христова? Посему прими во внимание, пресвитер, что не строгость только и не один гнев Божий проповедывается в св. Писании, но и человеколюбие неисчетное и неисследимое, как от лица нашего говорит Писание ко Господу: яко милость Твоя велия на мне (Пс.85:13)... Не говори невежественного слова, будто бы не приемлет Бог простых устных выражений покаяния... ибо сотворивший нас приемлет от желающих спастись не только чистоту, правду, мученический подвиг и доблестное подвижническое житие, но и сетование о грехопадениях, и ударение в чело, и биение в перси, и слезные капли, и скорбные помыслы, и болезненно взывающий ум, и возведение очей, искренно взирающих к Богу и плачущих... Господь приемлет и уста, изрекающие подобно Давиду: согреших ко Господу (1Цар.12:13), лукавое пред Ним сотворив (Пс.50:6)... И ты, старец, не унижай, но паче приими, возлелей сердце сокрушенное и смиренное, ободри и спаси его, не плодов только полных преспеяниями требуя от падших и взыская их в делах подвижнических, но приемля и слова сокрушающихся о грехе своем, и с великим смирением исповедающих тебе содеянное ими худо».

19) Никон Черногорец, сл. 51, л. 411 об.: «Брат вопроси отца Пимена, сотворих грех велик и хощу покаятися три лета, глагола ему старец, много есть, и рече брат, но за лето ли? и рече паки старец много есть. Сущии же ту глаголаша даже до четыредесят дней, и рече паки много есть. Рече же старец: аз глаголю, аще из всего сердца покается человек и не приложит к тому греху и в три дни приимет его Бог».

20) Пролог 2 ноября, л. 291 (ст. 1, 225–226): «Черноризец некий именем Серапион, живый в пустыни, единою же прииде во град потребы ради, и виде блудницу и глагола ей, не пойми к себе никого же, аз прииду к тебе вечер. Она же обещася ему. И пришед глагола ей, пожди мене мало, яко закон имам, да скончаю и. Она же рече, скончай отче. И ста в храме начат глаголати псалтырь, от перваго псалма и до конца ста пятидесяти псалмов, и на кийждо по трижды поклонение творяше. И та за ним трепещющи бяше. Он же прилежно моляше за ню, да спасется. И послуша его Бог. К свету уже паде блудница на ногу его молящися и глаголющи, сотвори любовь отче, пойми мя идеже веси, да спасуся, ибо сего ради посла тя Господь ко мне. Он же поим ю, и вдаде в монастырь женский, и рече ко игумении, приими сестру сию, и не даждь на ню епитимии, но яко хощет, не дей ея».

21) Пролог 21 июня, л. 547 об. (оз.1:226): «Старец некто святый богоносец бе на горе Олимбе, и к нему пришедшим мнозей братии слышати от него слово спасения... един прост людин прииде мирский, и поклонься стояше. Старцу же воззревшу нань и вопросившу: коея ради потребы прииде ко мне. И отвещав: святыни твоей исповедати безчисленныя моя грехи приидох честный отче. И глагола ему: рцы пред всеми не стыдяся. И начат убо глаголати таковая, яже недостойна в человеческая слуха внити, или писанию предати. Изглаголавшу же убо вся ему со слезами, и стояше уныл долу поник сокрушенным сердцем. И в размышлении убо старец бив на долг час, и рече к нему, хощеши ли убо чадо облещися во святый образ. Он же рече: ей отче, желаю его, и имам таковая оболчения приготовлена на то. Поучив же его старец святый, и сотвори по обычаю, и облече его во святый образ, и отпусти его рек: иди чадо с миром, и к тому не согрешай, он же поклонися до земли, отъиде славя Бога. Мнихом же дивящимся и глаголющим, яко тако честный отче толико тому известившу предо всеми нами, не вда ему ни малы заповеди и епитимии. Он же отвеща: о, любимая чада, не видесте ли оного страшнаго и славнаго обону страну мужа стояща... и в руку своею хартию имяше написану исповедавшаго грехи, имяше же и чернило в сосуде. и той убо яко человек моей худости пред всеми вами вся глаголаше согрешения, он же тростию пречерташе. Да понеже человеколюбец милостивый Бог сия прости ему, кто есмь аз грешный дати заповедь тому и епитимию».

Преподобная Мария Египетская (ч. мин. 1 апреля), как известно, когда еще была грешницей была допущена до причащения без епитимии.

Православная церковь не отменяет епитимий, но употребляет их разумно для врачевания тяжких грешников, да и в каждом требнике это можно видеть, В «Православном исповедании» (ч. 1, отв. 113) читаем: «к покаянию относится епитимия, которую налагает и определяет духовник, как то: молитвы, милостыни, посты». То же содержится и в Догматическом Богословии м. Макария (т. 2, 336–338). В «Поучении святительском» новопоставляемому иерею дается наставление, какие и кому давать епитимии при таинстве покаяния. И на практике православная церковь дает епитимии, отлучая от таинства причащения. «В 1730 г. Св. Синод отлучил от причащения одну солдатку, уличенную в волшебстве и следить за выполнением епитимии поручил священнику Успенского собора Петру Федорову (Историко-статистические сведения о СПБ. епархии, в. I, 142). В 1741 г. Св. Синод определением от 12 марта наложил епитимию, отлучив от причастия Трофима Иванова (Собран. постановл. по части раскола кн. 1, стр. 472, изд. 1860).

В 1773 году определением от 1 февраля Синодом наложена епитимия на 12 человек, совратившихся в квакерскую ересь и оскопленных (там же стр. 666–668). В 1797 г. наложена епитимия семилетняя, с отлучением от св. причащения, на отставного бригадира Афанасия Иванова за двуженство (там же 760–761). – Сие взято из «Беседы о епитимиях» свящ. (ныне протоиерея) Д. Александрова «Правосл. путеводитель» за 1906 г. 428–429, а так же и в отдельной брошюре.

Подробные сведения о лицах, подвергшихся церковной епитимии после уже издании Регламента, коим будто всякая епитимия отменяется, смотри в кн. Суворова «о церковных наказаниях» изд. 1876 г. Здесь на 202 стр. указано, что в 1851 г. содержимых под епитимею лиц в монастырях было до 700 человек и более.

– стр. 203: «Число людей светского звания, содержимых в монастырях, значится в следующем количестве: в 1846 г. – 266 лиц, в 1865 г. – 212, в 1866 – 193. Если при этом принять во внимание, что монастырскому заключению... подвергаются и духовные лица и что сих последних в монастырях ежегодно содержится около 300 человек».

Возражения о епитимиях

1) Регламент. стр. 107 (по изд. 1897 г., а но 1823 г. – стр. 182–3): «Собственно же и именно оную, в древнем обычае бывшую епитимию, еже на долгое время лишати причастия св. таин... отселе отставити и оной к тому не употребляти». Ясно, что ваша церковь совсем оставила епитимии, а за это св. Иоанн Златоуст пастырей наз. губителями (см. ниже, во 2 возражении).

Разбор: Заключение старообрядцев, будто бы Регламентом епитимии совсем уничтожены, несправедливо, потому что и в приводимом ими месте пояснено, какую епитимию оставить: «еже на долгое время лишати причастия св. таин: понеже она древле была во врачевство, яко показующая грехов мерзость, и востягающая злыя похоти, ныне же не токмо не страшна многим, но и желаемая ленивым стала; тайным ясе раскольником и весьма любимая, и притворным грехов исповеданием нарочно поискуема, отселе отставити, и оной к тому не употребляти помянутых ради вин». Следов. отложена епитимия – «на долгое время отлучать от св. причащения» по той причине, что ею стали злоупотреблять ленивые и тайные раскольники, нарочно сказывавшие на себя тяжкие грехи, чтобы потом избегать причащения.

Но на этой же странице Регламента, после приведения святоотеческих свидетельств о том, что епитимия может быть умаляема и что покаяние измеряется не долготою времени, а истинным раскаянием во грехах, говорится, что если по усмотрению духовного отца епитимия может привести кающегося на лучшее покаяние, то «Таковому кающемуся может духовный отец на некое время, при иных к исправлению угодных епитимиях, наложить и епитимию отрешения οт св. тайн».

На стр. 34: «пошлет епископ ко оному его духовника, выговорить ему вину его наедине с кротостью и со увещаванием, дабы престал дела своего. А понеже яко явным грехом и гордым соблазнил церковь, то умолять его станет духовный, чтобы в близкий день праздничный принес отцу духовному покаяние, и принял бы епитимию, и причастился бы Евхаристии святой при народе».

2) Книга Златоуст. нед. 27. сл. 105, л. 300 и 302: «Священницы должны исповедающих им грехи вязати, сиречь, полагати на них епитимию... Аще же кий священник оставляет то по небрежению, или служа лицу, таковый несть пастырь, но губитель».

Разбор: Здесь следует обратить внимание на последние слова: «аще священник оставляет то до небрежению, или служа лицу», т. е. осуждаются совсем не брегущие о спасении людей пастыри, а не те, которые по уважительным причинам не налагают епитимий. Если бы всякаго, не налагающего епитимию, судить по этим словам кн. Златоуст, то пришлось бы осудить и многих св. отцов, как губителей за то, что они иногда не налагали епитимии и на тяжких грешников (см. примеры выше).

Кроме того это слово едва ли и принадлежит Златоусту, учение которого по этому вопросу нам известно (см. выше §§ 4, 5 и 8, стр. 141–142), ибо на 303 об. (Почаевского издания) в этом слове делается ссылка на св. Златоуста: «Аще кто умрет без причащения небрежением отца духовного, то за таковое нерадение иерей достоин будет муце. Понеже лишил душу божественного света, егоже диаволи трепещут, и не могут зрети на лице причастившегося по учению святого 3латоуста». Как же это сам Златоуст может ссылаться на себя? Ясный признак, что 105 слово не Златоуста, что отчасти можно видеть и до того, что пред ним не упоминается, чье это слово (л. 299 об.) д только лишь в оглавлении замечено, что слово Златоуста. Но известно, кто составляет оглавления.

3) Тем, что ваша церковь прощает грехи без всякой епитимии, она содержит мессалианскую ересь (Номоканон л. 553 и Кириллова 250 об.).

Разбор: Наша церковь, как видели выше, не отрицает епитимий, а в чем состояла ересь мессалиан прочтем в кн. Кормчей: Мессалиане манихедскою ересью недугующе... блядут бо яко человеческое естество бесом приобщено есть, и крещение не совершает человека, ни помогает ему ни причащение, но токмо едина глаголемая от них молитва... креста ненавидят, Богородицу не чтут, хотящие от них отрезают детородные своя уды, кленутся без боязни; ротятся, проклинают ересь свою». Ну, что похожего в православной церкви? и не стыдятся ведь старообрядцы обвинять ее в небывалых и прямо нелепых ересях!

Еще о мессалианах, см. церковная история Феодорита кн. 4, гл. 11. стр. 253–254 и в «Истории вселенских соборов» еп. Иоанна в. 1, стр. 239.

Никон Черногорец, Тактикон, сл. 14, л. 70: «Глаголет бо во еже на мессалианскую рекше евхаитскую ересь, якоже без священническия власти без степени иже правилы сказанными, прощаеши грехи».

Еще у Никона, сл. 4, л. 37 (Оз. 1. 151): «В мессалианской, сиреч евхаитской ереси и ина многа быти глаголются... От различных грехопадений к ним пришедших, кроме плода некоего покаяния. Кроме области священническия, кроме степени и правил церковных преданных вскоре, оцещати их всякаго греха обещаваются». Не у беспоповцев ли это мы видим, где простой мирянин берется за исповедь? А австрийцы пусть знают, что их архиереи скорее всего подойдут под эту ересь: «Ты явился (архиеп. Антоний 1-й) между нашими христианами не блюстителем благочестия... но разорителем отеческих и апостольских правил, и яко еретик Максим Киник... готов прощать за деньги вся согрешения своим священникам» (ответ на уведомление архиеп. Антония 2-го – см. Документы о старообрядцах нашего времени. стр. 36).

3) Кормчая гл. 23, л. 251 об. – 252: «Четыре суть места запрещениям: плачущегося, послушающего, припадающего и стоящего с верными». А у вас этого нет.

Разбор: А у старообрядцев есть ли эти четыре места? Что-то не слышно, чтобы они были. Указанные 4 места, существовавшие когда было в церкви публичное покаяние, не строго и даже вовсе не соблюдались и в древней церкви. Василий Великий, более других потрудившийся над разработкой покаянной дисциплины, в 61 правиле говорит только о двух степенях покаяние: «Украдший... аще же обличен будет, то на два года да будет удален от причастия. Время же сие да разделится для него на припадение и стояние с верными, потом да удостоится причащения» (Полная Кормчая, стр 352).

Вальсамон в толк. 12 пр. Григория Неокесарийского (Полн. Кормч. стр. 107): «Указав пять мест для кающихся, настоящий св. отец не указал ни сроков нахождения на каждом из них, ни грехов, за какие определено покаяние. А Василий Великий в своих канонических посланиях предал все это с точностью; впрочем и он врачевание посредством епитимий поставил в зависимость от епископского рассуждения».

Публичное покаяние было оставлено при патр. Нектарие, когда ему священник Евдемон по одному случаю «подал совет отменить должность пресвитера-духовника и позволить каждому приступать к таинству по суду собственной его совести». (Церковная история Сократа, кн. 5, гл. 19, стр. 418–419, а по раск. изд. стр. 310; у Созомена кн. 7, гл. 16, стр. 506–507).

Зонара в толк. 19 пр. Лаодикийского собора говорит: «Прежде епископы беседовали с оглашенными... потом совершалась и другая молитва о тех, которые были в покаянии, т. е. в припадении и прочее... но ныне не бывает того, что относится к кающимся, и я не знаю, каким образом это прекратилось» (Полн. Кормчая, 230).

Симеон Солунский т. 2, гл. 123, стр. 202–203: «Прежде все, впадшие в грех, выводились вон вместе с выходом оглашенных; по теперь, по причине гонений и частых смутных обстоятельств, отцы заблагорассудили, чтобы выводились вон вместе с оглашенными отрекшиеся (от веры) и совершившие убийство. Прочие же, только бы οни были крещены, оставляются: так как на них возлагаются особые епитимии духовными отцами».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle