прот. Иоанн Козлов

Источник

Еретики и их свойства

1) Кириллова л. 175: «Некотории отступницы церкве Божия... апостольских и их наследников, и святых отец писаниям верити не хощут».

2) Там же о «святом дусе», л. 407: «яко воистину еретик есть, иже и мало что от содержимых в божественном евангелии подвизая».

3) Благовестное евангелие Иоанна, зач. 27, л. 125: «Мнози убо мнеша веровати, но не якоже рече писание, а якоже тии своим изволением последоваша, тии вси еретицы».

4) Тактикон Никона Черн., сл. 14, л. 70: «Кроме божественных писаний отнюдь не смети учити ни мало ни велико, понеже яко святотатец судится, якоже рече Великий Василий в постных своих како достоит быти учителю и заповеданию его».

5) у него же, Пандекты, сл. 2, л. 12 об.: «И сего ради должни есмы во всех, ихже глаголем и творим, имети показание от божественственных писаний, да не человеческими помышленьми прельщаеми, спаднем праваго пути, и впаднем в пропасть погибели».

6) Кормчая л. 641. «Вся яже чрез церковная предания или воображения святых и приснопамятных отец ново сотворенная или по сем содеятися хотящая, анафема».

7) Толкование Андрея Кесарийского на Апокал. (1625 г.), л. 5 предисл.: «Понеже бо противницы церкви видяще что противно своему зловерию в книзе каковой, и хотяще ю отвержену и помраченну имети, не могуще же инако истинне ни единем же образом противостати оглаголуют ю быти коего либо еретика творение».

8) Матфея Властаря – Синтагма, буква А. гл. 2. стр. 24: «Еретиками мы называем всех тех, которые не причащаются святых таин от священников в святой церкви Божией».

9) Игнатий Богоносец, посл. 5 к Ирону диакону, л. 57 об. (Оз. 1, 261–262): «Всяк глаголяй кроме повеленных, аще и достоверен будет, аще и постит, аще и девствует, аще и знамения творит, аще и пророчествует, волк тебе да мнится во овчей кожи, овцам пагубу содевающ... Аще кто ни во что вменяет закон или пророки, ихже Христос пришед исполни: да будет тебе яко антихрист».

10) Кириллова, посл. патр. Фотия, л. 522 об. – 523: «Егда убо некто и мало нечто развратное или ново ученное привнести начнет, аще развращенное и ложное приложением истины и правого слова, объявляется и обличается, и ниже на мало любодеищное рождение, ниже под самем именованием быти благочестивых догмат, никакоже терпит благородие... аще и малейше кто что тоя превратит, велико безобразие соделовает, и абие обличение приемлет».

11) Иероним ч. 12, стр. 212: «Еретики имеют матерью своего нечестия высокомерие, потому что они постоянно хвастаются высшим знанием и неистовствуют в своих укоризнах против церкви».

12) Иероним ч. 17. стр. 178: «При истолковании Писаний возникает несогласие, от чего являются разделения (ереси)... А слово ересь по-гречески происходит от слова избрание, потому что каждый для себя избирает именно то учение, которое ему кажется лучшим».

13) Его же, толк. на 3 гл. посл. к Титу (оз.1:237): «Между ересью и расколом, по моему мнению, то различие, что ересь состоит в извращении догмата, а раскол также отлучает от церкви по причине несогласия с епископом».

14) Макар. Минея. м. август, л. 673. столб. 2. Козмы презвитера на еретики (оз. 1. 274): «Вся словеса их смеху суть, неимеющим ума, небо состояться вкупе речи их, но разно влекутся, аки гнила свита. Друг бо друга их прехитрити хотяще, и своим каждо умышлением, имя творят своему си отцу и учителю».

15) Бароний, ч. I, л. 185: «Еретики века сего начальнейшии: Новотиан и Новат, иже падших на покаяние не приимаху... исповедание еже ко священнику хуляху».

16) Просветитель сл. 12. стр. 292 (2 изд.. а по 1 – стр. 520): «Еретицы же имеяху в себе нечистый дух сатанин».

17) Макар. Минея, м. август, л. 666. св. Козмы презвитера на еретики (оз. I, 26–27): «Суть бо еретицы, извну яко овца, образом кротцы и смирени, молчаливы, бледи же суть видети от лицемернаго поста».

18) Там же, л. 669, (оз. 1, 26–27): «Чины церковныя хулите, иерея и вся саны церковныя, фарисея слепыя зовуще правоверныя попы и много на ня лающе, аки пси на конника».

19) Феатрон. исход 9, Валденсов, 12 века, еретики 1144 г. л. 310 (у Зеленкова «Материалы»… стр. 176. § 326): «Быша (еретики) адамиты, ихже начальник бысть Тандем, мирянин, но разумом хитрый иже, под царствованием Генрика в Германии учил: яко священнии чини ничтоже суть, и употребление причащения ничтоже ко спасению соделовает».

20) Деяния 5 всел. соб., стр. 97: «Нисколько не служит на пользу для поступающих нечестиво, если некоторым, или по незнанию, или по предубеждению, или также по некоторому благоразумию, довелось написать нечто за них. Так св. Василий написал нечто об Аполлинарии, но чрез это не освободил его от осуждения».

21) Бол. Катихизис, гл. 4, л. 21 (оз. 1, 232–233): «Вопрос: почему познавати еретики? Ответ: Дел ради сих, аще не имеют истиннаго пристанища, рекше святыя апостольския церкви, аще не призываеми входят в чин учительства, а учат не тако аще ино некое новое учение предлагают, его же отцы наши не предаша нам... плод же жития их и права отпадение от веры и отлучение от соборныя и апостольския церкви, прение между ими, имена их от их учителей новых».

22) Кириллова л. 32: «Внемли же мерзость запустения, яко еретицы жертвенников не имут, и егда в церквах христианских пребудут, разоряют, и извергают из алтаря фисиастирия, сиречь жертвенник, и жертвы животнаго хлеба не закалают, и хлеба незлобиваго агнца пречистаго тела и вина честныя крове Христовы, в жертву не приносят, токмо во алтари на месте священия морзость запустения подобно трупу поставляют».

23) Там же л. 8 и об.: «Ихже правила святая (апостолов и св. отец) ясно почитающе спасти душа, а в еретическия отреченныя заповедаша отнюдь не приницати, еже есть врази Божии. И се мудрование тех ими же отводят от Бога, и приводят бесом в пагубу. Аще котории отцы духовнии, ведают у себе таковых детей духовных, слыша от них в покаяния их, и имут им в том потаковы деяти приемля их часто на покаяние без епитимий, и без отлучения церковнаго. Или имут сами тоже творити прежереченная еретическая волхования, то по правилом святых отец да извергутся сана, и с прочими еретики да будут прокляти а писанная на телесех их да сожгутся».

24) Там же л. 59 об.: «А друзии еретицы ругающеся ему (кресту), на большее Христу досаждение, на ногах своих носят, и на земли пишущее, ногами топчут».

25) Ефрем Сирин ч. 8. гл. 4. стр. 61: «То, что ему нужно было, он (диавол) взял из Писания, а что противоречило ему, то опустил. Так и еретики, берут из писания то, что нужно им для своего соблазнительного учения и опускают то, что противоречит их заблуждению, дабы сим образом ясно показать себя учениками этого учителя».

26) Деяния 1 всел. соб.. гл. 4. стр. 32 (изд. 1887 г.): «Злонамеренный толкователь поистине есть некоторый образ и подобие диавола».

27) Киприан Карфагенский ч. 1, п. 54 к Флоренцию Пупиану о поносителях, стр. 304 (2 изд.): «Расколы и ереси происходили и происходят в том случае, когда епископу, которому одному предоставлено начальство над церковью, некоторые по гордой самонадеянности оказывают презрение, – когда человека, почтенного удостоением Бога, люди почитают недостойным».

28) Бол. Катихизис. л. 199: «Невернии же еретицы отнюдь чужды суть, и не приемлют пречистого Христова тела. Понеже и чина о нем не разумеют, аще и службы мнятся совершати».

29) Кириллова, знам. 2, гл. 4. л. 22 и об.: «Святии апостоли тогда онех отступников и сводителей людей Божиих с собою антихристами нарицали. Такоже и ныне всех еретиков и сводителей, антихристами, оному последнему служащими разумей, иже от единыя святыя кафолическия соборныя церкве греческия отступили».

30) Деяния всел. соб. т. 7, стр. 316–317: «Каким образом говорится: Аз с вами во вся дни до скончания века (Мф.28:20)? Но спасительный ли это глас, если не видно, чтобы содержащееся в нем обетование исполнилось на самом деле? Ведь такое обетование дал Он находившимся тогда с Ним св. апостолам... Но дар этого благовестия перешел на нас; мы, подчинились их проповеди, и Христос, обитавший с ними во плоти, в течение всей нашей жизни пребывает с нами духовно. И так в настоящем случае нужно плакать о заблуждении еретиков, которые так презрительно отнеслись к этому, отрицают такие очевидные догматы, осмеивают божественные обетования, относящиеся к кафолической церкви, нечестиво отвергая их». (Вып. Алекс. 57–58).

31) Мансима Грека ч. 1, сл. 9. стр. 178: «Оно же буди ведый, яко всяка ересь начальника и учителя имать диавола, той бо есть глаголемый во св. Евангелии человек враг иже сеял посреди добрыя пшеницы, сиречь чистаго и неблазненаго евангельскаго богоразумия лукавыя плевелы, еже есть различныя ереси».

32) Маргарит, сл. 3 о святом крещении, л. 428 и об.: «Якоже бо мышь огрызуя письмена, многащи отъемлет обличение, тако и еретицы сии, огрызующе писания и ова убо обрезующе оваже оставляюще непщуют избежати обличения, но и та оставляема показуют тех навет и неистовство».

33) Викентий Лиринский, гл. 25, стр. 121 (а по раск. изд. 40): «После сего кто-нибудь спросит, может быть: неужели и еретики употребляют свидетельства из божественного писания? Действительно употребляют и притом весьма много. Они, – заметь, – рищут по всякой книге святаго Закона, по книгам Моисея, по книгам царств, по псалмам, по апостолам, по Евангелиям, по пророкам. При своих ли или при чужих, частно ли или публично, в разговоре ли или в сочинениях... Они никогда почти не говорят о своем ничего такого, чего не старались бы оттенить и словами Писания».

34) Кириллова, гл. 8, л. 76 об. (а по друг. изд. л. 99 об.): «Но рекут еретицы, то уже иерейства и жертвы в церкви Христове несть потреба».

35) Апостол Толковый. зач. 150, л. 549 об.: «Еще же беснующися глаголют еретицы, яко литургия есть мерзость Божия, яже по писанию в царстве антихристове имяше стати на месте святом».

36) Кормчая гл. 70. Тимофея презвитера «О различии приходящих от ересей к благоч. вере нашей», л. 634: «Три чины обретаем приходящих к святей Божией соборней и апостольстей церкви... и первый убо чин есть требующих святаго крещения. Вторый же не крещаемых убо, но помазуемых святым миром. И третий, ни крещаемых же ни помазуемых, но точию проклинающих свою и всякую ересь».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle