прот. Иоанн Козлов

Источник

Ереси мнимые православной церкви

При рассмотрении этого вопроса старообрядцы обыкновенно в обвинение православной церкви указывают различные мнимые погрешности, напр., троеперстие, клятвы, порицания, епитимии, присягу, гонения, книжное исправление, крещение поливательное, подлоги, символ без «истинного» аллилуиа, цезаропапизм и т. п., что нами посильно и рассмотрено в соответствующих статьях. Здесь же будут разобраны некоторые вопросы, предлагаемые к обвинению православной церкви старообрядцами.

1) Скрижаль, л. 665: «Лучши имать именовати Бога тму и невидение, нежели свет».

Разбор: Надобно дочитать, дабы видеть, почему лучше так именовать: «зане ум не может домыслитися, каков есть Бог». Следовательно, причина такого именования весьма хорошая: сознается наша немощь и ограниченность ума в познании сущности Божией. Прочтем объяснение в Жезле, ч. 1, возобл. 2. л. 24 об. (изд. 3): «По сему убо неприступству и невидению, в наших глаголется быть тьма очесех, а не во своем Божественном естестве, в нем же свет есть, и Отец светов: мы бо того непостижимаго света видети не могуще, аки во тьме слепотствуем»... л. 26 об.: «беззаконный же Никита яко невежда, сего разсудити не умея, яко не по естеству своему Бог именуется тма, но по нашей немощи немогущей Бога постигнути».

Но такое чтение встречаем в Бол. Соборнике. сл. 2 на Св. Пасху Григория Богослова, л. 649 об.: «Глаголетжеся убо и Бог тма, за непостижное естества, яко положил еси тьму за кров свой; несть же тьма, ниже бысть».

Иоанн Дамаскин, кн. 1. гл. 4. л. 5 (изд. 1834 г.): «Егда тму о Бозе глаголем, не тмою Его умствуем, но яко не свет, но паче света есть»... гл. 16, л. 19 об.: «Суть же и некая, яже аще и нарицательно о Бозе глаголются: обаче преимущаго отрицания силу имеет: например, егда Бог тма нарицается: не яко тма Он есть, но яко сый не свет, паче всякаго света есть».

Иероним, ч. 14, стр. 211: «Бездна Христос призывает Отца – другую бездну с громом открывающихся затворов своих, чтобы дать слово благовествующим силою многою. Конечно так же под бездною может быть понимаем и Новый Завет».

Василий Великий, ч. 3, стр. 25 (изд. 1900 г.): «Когда слышим, что тьму положи за кров свой (Пс.17:12) уразумеваем невидимость его естества».

2) Скрижаль, л. 766: «Тако да имате пред собою смерть вашу, якоже и он, иже имать распинатися за некое погрешение». Ясно, что Скрижаль проповедует Христа грешным. Это ли не ересь»?

Разбор: Взять выше: «Кий убо есть разум, еже глаголет, да возьмет на себе крест свой? Не повелевает, да сотворит кийждо крест от древа, носити и на раме своем. Зане сие кую пользу имать или кая добродетель есть носити кому крест на раме своем, но что хощет рещи? Тако да имате пред собою смерть вашу, яко же и он, иже имать распинатися за некое погрешение, носит крест на раме своем, и ходит трепеща, и ожидая смерти, тако и вы да чаете смерть вашу». Ясно, что здесь речь о том, чтобы мы помнили о смерти и представляли себе того человека, который осужден на смерть и носит крест, ожидая смерти. Здесь слова: «якоже и он» относятся не к Христу, а к злодею, осужденному на смерть. Если бы сказано было о Христе, το и глагол был бы поставлен в прошедшем времени: «распят, носил крест», а здесь стоит в будущем времени: «имать распинатися», что о Христе, как уже бывшем распятом, нельзя сказать.

3) Скрижаль, л. 33, 6 счета, ответ 24: «Ибо в воскресении мужие убо. мужие возстанут, жены же, жены, яко святая Богородица». Это неправильно, выходит, что и браки там будут, что есть магометанская ересь.

Разбор: Здесь доказывается, что каждый воскреснет тем, чем он был и доказывается, что в воскресении браков не будет; «услыши Господа к саддукеом глаголюща: яко в воскресении ни женятся, ни посягают, а не яко не возстают. ниже мужие, ниже жены». И далее следуют приводимые в возражении слова.

О воскресении в совершенном виде говорится в Благовестном Евангелии Луки, зач. 7, л. 26: «Егда убо обрезася (Христос), в земли погребено (обрезанная часть), да освятит землю: якоже и кровь и вода, еже от ребра Его истече, в них же весть местех, сохранить уд неврежден, да в воскресение восприим сие востанет, да и посему не достаточен имый обрящется: зане и мы совершено тело в воскресение восприимем». По русск. переводу: «А Он известным Ему образом сохранил частицу эту неврежденною, и по воскресении снова восприял оную, чтобы и в сем отношении не оказаться с недостатком; подобно как и мы в воскресении получим тело наше в целости» (стр. 40, изд. 1897 г.).

Симеон Солунский, т. 2, стр. 15, гл. 9: «Он (Бог), чтобы соделать нас совершенными, какими создал, еще и воскресит умерших и восставит тела, с которыми мы жили и действовали, дабы мы восприяли воздаяние по делам».

Макарий Египетский, духовные беседы, бес. 15. § 10, стр. 114–115: «Вопрос: в воскресение все ли члены будут воскрешены? Ответ: Богу все не трудно. Таково и обетование Его. Но человеческой немощи и человеческому рассудку кажется сие как бы невозможным. Как Бог, взяв прах и землю, устроил как бы иное какое-то естество... неподобное земле, и сотворил многие роды естеств, как то волосы, кожу, кости и жилы; и каким образом игла, брошенная в огонь, переменяет цвет и превращается в огонь, между тем как естество железа не уничтожается, но остается тем же: так и в воскресение все члены будут воскрешены и, по написанному, влас не погибнет (Лк.21:18), и все соделается световидным... но не разрешится и не сделается огнем, так что не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые. Ибо Петр остается Петром, и Павел – Павлом и Филипп – Филиппом».

4) Старообрядцы обвиняют православную церковь в непоклоннической ереси, будто бы в прав. церкви поклоны оставлены.

Разбор: Это обвинение несправедливое, потому что непоклонническая ересь заключалась в следующем: «Ересь девятдесят первая не коленопоклонницы. Сии на всякое время молитв своих колену не хотят поклонити, но стояще присно молитвы своя творят» (Никон Черногорец, сл. 57, л. 481). А наша церковь о поклонах учит так:

Деяние Московск. соб. 1667 г. л. 17 об. 18: «Еще же и поклоны в церкви подобает творити чином, в начале вхождения яко же обычай таже благоговейно стояти и безмятежно: егда убо удобное время есть и устав, еже поклоны творити: тогда да поклонятися всем вкупе: согласию бо быти во святей церкви лепо есть».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle