Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Расколы Повествование о обращении от согласия поморцев к Святой, Соборной, Апостольской Восточной Церкви

Повествование о обращении от согласия поморцев к Святой, Соборной, Апостольской Восточной Церкви

Источник

Содержание

Предисловие к читателю Повествование о обращении от согласия поморцев к Святой, Соборной, Апостольской Восточной Церкви Примечания  

 

Писано 1833 года месяца ноября

Господи, благослови, вразуми и поспеши!

Аще внимаете вниманию и тщанию, дастся вам вящшая благодать от Бога; аще ли же не имать кто внимания и тщания, и еже мнится дар имети от Бога, небрежения ради его, угашает благодать от себе и погубляет1.

Предисловие к читателю

Причина, побудившая меня, неискусную в слове, самым простым слогом написать краткое сие сочинение, есть следующая. Поскольку некоторые так называемые старообрядцы желали узнать, что бы такое понудило меня оставить их сообщество и присоединиться к Святой, Соборной, Апостольской Церкви, то я усердствую удовлетворить их благому любопытству, надеясь душевного их просвещения и будучи подкрепляема сими святого Иоанна Златоустого словесами: «Что убо сему будет равно? Еже ни пост, ни низу легание, ни всенощные бдения, ни ино что могут соделати, сие брата твоего спасение творит» («Маргарит», слово 6 на иудеи, лист 158 на обороте). Посему, желая обращения братии своей к Святой, Соборной, Апостольской Церкви, объявляю о себе, по какой причине я отвращалась от Святой Церкви и что расстраивало и возмущало мой дух, не упоминая о прочем, как то: о неистовом изображении на себе крестного знамения и иных подобных сему действиях, относящихся к пороку небрежения. И о сём также извещаю, что побудило и привлекло меня к соединению с Святой Церковью; ибо «Церковь, – по словеси святого Иоанна Златоустого, – есть место ангельское, место архангельское, царство Божие, самое то небо»2.

И так я от всего моего сердца прошу Господа Бога, да просветит ум чтущих и послушающих светом истины и откроет душевные очеса их во еже познати путь правый, да грядут по нему и достигнут блаженства вечного.

1833 года, ноябрь

Повествование о обращении от согласия поморцев к Святой, Соборной, Апостольской Восточной Церкви

Тайну цареву добро хранити, дела же Божии открывати славно, – говорит Писание3. Ибо открываяй тайны царёвы мучен будет; а скрываяй дела Божия скрывшего талант осуждение приимет. Сего ради и я убоялась сокрыть преславная дела Божия, но извещаю с искренной признательностью, каковым способом привлекла меня сила Божия к соединению с Святой, Соборной, Апостольской Церковью.

Многократно слышала я наставления и увещания моего супруга, предлагаемые мне от Святого Писания; многократно слышала рассуждения разумных и просвещённых людей о сём, яко не должно раздирать ризу Христову, то есть отторгаться от Церкви Восточной; и по словеси святого вселенского учителя Иоанна Златоустого: «Яко ничтоже тако раздражает Бога, яко еже Церкви разделятися, и ниже мученическая кровь может загладити сего греха»4.

Но по предрассудкам, укоренившимся во мне от младенчества, по непреклонности и крайнему ожесточению сердца моего, отвращала очи свои и не зрела света истины, затыкала уши свои неправильными от предков своих внушениями: якобы «Никон Патриарх переменил старую православную веру и завёл новую незнаемую, по своему плотскому мудрованию, а не по апостольскому и святых отец преданию»5, и прочее, как о сём писано в челобитной Соловецкого монастыря; и не слушала я полезных наставлений, руководствующих к познанию истины. Но Бог, не хотяй смерти грешника, многократно влагал в сердце моё благие мысли; а я по неразумию своему не понимала того и не отворяла сердца своего к принятию слова Божия, и семя сие падало на камень и подавлялось тернием простолюдинского предания.

Давно уже свет благодати Божией начинал проникать в душу мою. Ещё 1827-го года сентября 4-го на 5-е число, бывши я с сожителем моим в Звенигородском святого Саввы монастыре, в церкви, во время всенощного пения, и видевши супруга своего стоящего с умилением, взирала на него с удивлением. Когда же узрела я священный чин молящихся в церкви со всяким благочинием и вышедших в притвор церковный и поющих доброгласно литию, потом воспевших величание, держащих в руках своих возжённые свещи; тогда, при воззрении на единое только благочиние, в первый раз тронулось ожесточённое моё сердце, и искапали из очей моих слёзы, но ещё с такой возмущённой мыслью: «Ах! Когда бы они были в православной вере, то очень бы сие прекрасно было». Также, проходя мимо церкви святого мученика Никиты, что в Басманной, неоднократно побуждаема была помолиться перед иконой Пресвятой Богородицы Владимирской, стоящей на стене церковной, и сердечно жалела, что не могу сего учинить: ибо по вкоренённому мнению от наставников своих, яко греко-российская Церковь есть не православна, опасалась, дабы не погрешить и не привести в соблазн людей, видевших, что я покланяюсь перед церковью, с которой не имею соединения.

Но Пречистая Богородица, Помощница христианом, не оставила меня своим милосердием: ибо по таковых неоднократных Божиих внушениях и по многолетных супруга моего от Писания увещаниях, едва наконец открылись очи мои к видению света истинного таковым образом: 1832-го года, августа 26-го, в день праздника Пресвятой Богородицы Сретения чудотворной Её иконы Владимирской и святых мученик Адриана и Наталии, возродилось во мне желание идти в Сретенской монастырь, приложиться к мощам святой Марии Египетской и, пришедши туда, стала я и дети мои у Животворящего Креста резного. Тогда обратила я очи свои к иконе Пресвятой Богородицы Владимирской, стоящей на столпе (на полях которой изображены четыре святителя Московских), и отверзла уши свои к слушанию пения церковного во время вечерни. И тогда, тогда коснулась благодать Божия ожесточённого моего сердца, тогда воссиял луч света в душе моей, тогда истекли тёплые слёзы из очей моих, тогда возопила я всем сердцем моим: «О Пресвятая Владычице Богородице, скорбящим радость, печальным утешение, заблудшим наставнице, готовое заступление всем прибегающим к Тебе! Не остави меня, Всепетая, настави мя на путь спасения, открой мне истину, научи меня, Владычице! Неужели всё сие погибель? Кому сооружён видимый сей храм? Кому сии похвалы приносят? Кому сии благохвальные песни воспевают? Умилосердися, Владычице моя Пресвятая Богородице, не попусти погибнуть мне во тьме неведения, озари душу мою светом правды, и моли о мне человеколюбца Бога, да спасёт и просветит мою душу!»

Таковыми и сим подобными словесами, из глубины сердца моего, духом моим помолилась я пред иконой Пресвятой Богородицы и почувствовала некую силу, изшедшую от Неё и озарившую сердце моё подобно тому, как пишется у Барония лета Господня 324-го на листе 228-м, что некий философ, побеждённый на прении от простого старца, изрече тако: «Донележе со мною словесы бе прение, словесы к словесам отвещах; егда же сила некая из уст сего старца изыде, противитися ей не возмогох, понеже человек Богу противитися не может». Так и я не возмогла уже противиться силе, изшедшей от иконы Пресвятой Богородицы; но от того времени возымела прилежание к чтению книг, руководствующих к истине и показующих правость Восточной Церкви. Читавши книгу святого Киприана Карфагенского, усмотрела я, что он посланием своим к Магну показует, яко отделяющиеся от Церкви Восточной погибнут; рассуждая же Христовы словеса, между прочим сице вещает: «И Господь наш Иисус Христос, свидетельствуя во Евангелии Своём, что те Его враги, которые с Ним не суть, и что те стадо Его расточают, которые с Ним не собирают, – никакого вида еретиков не означил, но сказал, что все те всячески Его враги, которые с Ним не суть, и глаголет: Иже несть со мною, на мя есть, и иже не собирает со мною, расточает6. Так и блаженный апостол Иоанн никакой ереси и раскола не различил и, по видам их не разделяя, положил; но всех просто от Церкви отпадших и против Церкви поступающих антихристами назвал. "Слышасте, – рече, – яко антихрист грядет, и ныне мнози антихристи быша: от сего разумеваем, яко последний час есть. От нас изыдоша, но не быша от нас; аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами7. От чего видно, что противники Христовы и антихристы те все, которые от любви и единства Восточной Церкви отпали. И в другом месте Евангелия Своего Христос глаголет: аще же Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь8. Если же презревшие Церковь за язычников и мытарей вменяются, кольми уже паче бунтовщиков и неприятелей, ложные алтари, недозволенные священства и святотатственные службы вымышляющих, и чести себе беззаконно присвояющих, надобно почесть за язычников и мытарей, когда меньше грешащие и только Церковь презирающие Христовым судом язычниками и мытарями почитаются»9. И паки он же вещает, что «та церковь не может быть церковью, которая с истинной единства не имеет. Всяк, кто от Церкви ни отлучился, прелюбодейце приобщается, от обещаний церковных отлучается; не принадлежат к тому воздаяния Христовы, который оставляет Церковь Христову; чужд есть, сквернен есть, иметь уже не может Бога Отцем, который Церковь не имел Матерью. Если могли от пагубы убежать, которые были вне ковчега Ноева, то и вне Церкви находящийся убежит? Сего единства кто не содержит, не содержит веры во Отца и Сына, живота не содержит и спасения». И паки: «Итак, каким себя миром обнадёживают враги братий; какие надеются жертвы приносить завистники священников? Думают ли, что в собрании их присутствует Христос, которые вне Церкви Христовой собираются? Такие если бы и убиты были за исповедание имени Христова, грех сей ниже кровью омывается; неочищаемая тяжкая вина раздора ниже страданием очищается. Быть мучеником не может, который несть в Церкви; не может царствия получить, который Церковь, имущую царствовать, оставляет». И паки: «С Богом пребывать не могут, которые в Церкви Божией единомысленными быть не хотели. Хотя бы они, в огонь ввержени или зверям предани, души свои положили, не будет им сие венцем веры, но казнью за нарушение веры, ниже славным окончанием благочестивого мужества, но погибелью отчаяния; убитися такой может, венчатися не может. Так себе христианином исповедует, как и диавол крестом лжёт, по словам Самого Господа, глаголющего: мнози приидут во имя Мое, глаголюще, аз есмь Христос, и многих прельстят10. Как тот не есть Христов, хотя и прельщает под Его именем; так ниже христианином назваться может тот, который не пребывает во истине Евангелия Его и веры. Ибо и пророчествовать, и бесы изгонять, и силы великие на земли творить высокая подлинно и удивительная есть вещь; однако царства небесного не получает вся сия творящий, если не будет наблюдать и следовать правым и праведным путём»11.

Но некоторые глаголемые старообрядцы, по обыкновенной своей привычке не верить и отвергать всё то, что для них не нравится, возразят на сие такими словами, что святой Киприан был по Рождестве Христове в третьем столетии и что тогда Церковь была в полной красоте благочестия и неповреждённой святости. Но противу сего возглашает книга, называемая Кириллова, которая печатана 7152, то есть 1644 года, сице:

«Яко святии апостоли тогда онех отступников (Симона Волхва, Менандра и прочих), и сводителей людей Божиих с собою, антихристами нарицали; такоже и ныне всех еретиков и сводителей антихристами, оному последнему служащими разумей, иже от единой Святой, Кафолической, Соборной, Апостольской Церкви Восточной отступили, и паче себе, нежели паки похвальной правде Христове, веровати велят»12.

В сей же книге имеются Мелетия Патриарха Александрийского Послания, в 1597 году писанные к верным, дабы не отторгались от Греческой Церкви и не приступали к римскому исповеданию.

Ещё также книга О правой вере, велегласнее трубы вопиет, что не должно отступать от вселенских патриархов; и я, читавши её, ясно усмотрела православие Восточной Церкви, ибо о сём написано на листе 185 на обороте тако: «Обаче помощью Господней в Восточной Церкви четырёх верховнейших пастырей, по подобию четырёх евангелистов, имеем; от них же никогда же ни в чём един над другим вящшего себе начальства и большего и правого суда не приписующе, братски же в любви и в покорении Христове живут и тех не яко главу всего мира, но яко честнейшие уды Христовы Церкве почитаем. И аще бы хотя един от них и ниспал и всё еже подлежащее под паствой стадо его в ту же яму вринул, единаче Православную Церковь ни в чём бы соблазнити мог: зане имеет во всём равные ему пастыри три, от того свободны падения, истинную и бессмертную имеющих над собой Главу Христа Спаса нашего Бога. И аще бы и прилучилось когда таковое заражение, или не восхотел бы покаятися, то яко гнилый уд отъят и прочь отвержен будет. Но рекут ли римляне, яко патриархи со всем духовенством турскому дани дают: и то есть правда, нечему тому дивитися; аще и дают, да волю имут своё благочестие содержати; зане и Христос Бог наш святому Петру за себе и за Его повеле дань воздати, и несть раб болий господина своего»13.

«Тем же всуе и безума бискупы римстии гордостью безмерной возносятся, яко богатый он, и укоряют убогого в дусе Лазаря, иже в терпении возложенного креста Господня, с ярма своего не снимаючи, носят и терпят с Лазарем, и с иными избранными Божиими смиреннии грекове, дóндеже Бог изволит. А подобно начаток Христовы Церкви с концем согласуется: ибо первее триста лет в неволе, тако и остаток в том же скончается»14.

«Вы же, возлюбленные во святой вере, созидайтеся Духом Святым, ни в чесомже отступающе от святых отцев своих патриархов, и, до конца пребывающе с ними, спасётеся»15.

«Слушати Восточной Церкви и Патриарха Константинопольского и прочих четырёх творит нам оную пользу, благословение временное и спасение вечное»16.

«Яко иже от соединения и общения Святой, единой, Кафолической и Апостольской Церкви, яже на Востоце, отступиша и иже в ней целе и совершенне не пребывают, живота вечного и сообщения в небесех со святыми ангелы и со святыми Божиими не доступят»17.

«А кто при ней не пребудет и в ней не обрящется, той и вечного оного и блаженного по временнем сем житии живота наследити не может», и прочее (до зде из Книги о вере).

Читавши же сии словеса, показывающие истинное православие Восточной Церкви, я ужаснулась духом, содрогнулась сердцем, просила Господа Бога о просвещении душевных очей моих. К сему же и ещё в помянутой книге «О правой вере» заметила я сии словеса: «Яко по тысящи лет от воплощения Божия Слова Рим отпаде со всеми западными странами от Восточной Церкви. В пятьсотное же девятьдесять пятое по тысящи, жителие в Малой Руссии к римскому костёлу приступили и на всей воли Римского Папы заручную грамоту дали ему. Се второе отрвание христиан от Восточной Церкви»18. Оберегая же сие пишет: «Егда исполнится 1666 лет, да не что бы от преждебывших вин зло некаково не пострадати и нам, но покаянием Бога умилостивити и милость Его нам к себе привлещи». – Здесь я остановилась, размышляла в себе, яко во время Патриарха Никона, бывшего в сии лета, учинилось разделение от Церкви Христовой. Но кто же отступил от Восточной Церкви, о сём многих старообрядцев, представляющих себя быть мудрыми, я вопрошала; но правильного ответа ни от кого не получила, а слышала от некоторых таковой ответ, что Великороссийская Церковь отступила от Восточной, а мы-де остались при ней. – И сие они не от себя говорят, но взяли от латин19.

Но по многом рассматривании и испытании ясно я увидела, что Великороссийская Церковь никогда от Восточной не отступала, но ближайше ещё соединилась с Восточной, в рассуждении поправления книжного и прочих разностей в обрядах. Да притом же усмотрела я с помощью Божией и Пречистой Богородицы, наставлением моего супруга и прочих благоразумных людей и сие, что Никон Патриарх не сам один своей властью учинил в России перемены, но с согласия Восточных Патриархов и всего Освященного Собора. А который собор восточных патриархов подписанием рук не будет утверждён, но и зазрён будет ими, ради некоторых противностей Восточной Церкви, то таковой собор не приемлется. Что подтверждает святой Иоанн Дамаскин, глаголя сице: «Собор убо есть сей, егда пять патриархов утвердят едину веру и едино слово; аще же от них поне един оскудеет или не покорится собору, то собор той несть собор, но сонмище и раздор суетен и не покорив»20.

Здесь следует рассмотреть предков наших отделение от греко-российской Церкви за поправление книжное и перемены в обрядах, на каком соборе было суждено и какими патриархами утверждено? Константинопольским ли? Несть. Александрийским ли? Несть. Антиохийским ли? Ни. Иерусалимским ли? Но нет, ни которым. И сего нигде не обретается, чтобы восточные патриархи осуждали Российского Патриарха Никона за поправление книжное. Кто же мог судить Российского Патриарха и весь Освященный Собор? Неужели соловецкие отцы или Аввакум протопоп с Лазарем, да Никита Суздальский поп (на которых и книга Жезл сочинена), или Савва Романов, бывший келейник архимандрита Макарьевского, что на Жёлтых Песках, или чернослободец от Гончарной слободы Симеон Иванов Калашников, да Никита Борисов и Иван Иванов Курбатов, или также чернцы Сергий Нижегородский и Савватий, боярской холоп Москвитин, и другой Савватий Костромитин, Дорофей да Гавриил поселяне, и стрелецкий пятисотенный Иван и Никита Юрьев Колчя, сотенный Михайла Артемьев, пятидесятник Авдей Артемьев, или повелевавший стрельцами и называвшийся отцом их, боярин князь Иван Андреевич Хованский, муж старый и учением не просвещённый, как и сам он признавался перед чернцом Сергием, говоря так: «Аз, братие, рад вам помогать, да мне за неискус сие дело, и вконец Божественного Писания не знаю, и их (то есть Патриарха со всем Собором) обличить ум не досяжет, потому что мы измлада навыкли воинскому чину, a не духовному, и нам сие дело не за обычай». И посему должно беспристрастно рассуждать, кому следует производить суд над Патриархом и всем Освященным Собором? Попам ли, монахам ли, боярам ли, стрельцам ли, холопам ли? Но чтобы таковые могли судить Патриарха и весь Освященный Собор, сего и помыслити ужасно. «Ибо осуждаяй пресвитера, или поношая, или клевеща на него и прочая, да есть анафема, и да изгнан будет из Церкви, отлучён бо есть от Святой Троицы, и послан будет во Иудино место»21.

Святой же Карфагенский Собор правилом 12-м повелевает: единого епископа судити многим епископам: «Епископа в некоей вине суща, аще не весь собор области тоя, обаче двунадесять епископов да судят, пресвитера же шесть и диакона трие».

«Толкование. Ащели на епископа будет клевета о коем-либо гресе, подобает всея области епископом судити того собором. Аще ли несть мощно всем снитися, обаче дванадесять епископов да судят, меньше же сего да не будет. Пресвитера же о гресе оклеветаема, имже есть конечное извержение, шесть епископ да судят, седьмый же свой ему епископ. Диакона же три епископы, и свой ему четвертый и тако истязаются вины их и судимы бывают».

Ещё мне также от некоторых старообрядцев было внушаемо и сие мнение, коим обыкновенно они ограждаются, защищают своё несправедливое отделение от греко-российской Церкви, представляя, что святой Максим Исповедник не согласился соединиться с Патриархом Цареградским и якобы он остался один только православен, подкрепляя сие своё мнение словами самого святого Максима: «Аще и вся вселенная начнёт с патриархом причащатися, аз не имам причаститися с ним; вем бо Духа Святого чрез апостола Павла, и ангелов анафеме предающего»22, и прочая. Однако я с помощью Божией рассмотрела, что таковое Максимово непокорение к патриарху нимало не сходствует с временем и деянием, бывшим при Никоне Патриархе: ибо тогда дело было касающееся до исповедания православной веры, а при Никоне Патриархе надлежало только до поправления книжного и некоторых обрядов; и что лютый пламень еретичества не Максим один погасил, но Собор Вселенский Шестой. Собор же оный состоял не из простолюдинов или одних иереев, но из ста седмидесяти святых отец, патриархов, епископов и прочих духовных лиц. О сём утвердительно сказать следует, что не вся вселенная уклонилась в ересь, но некоторая часть.

И ещё читавши я книгу «Поморские ответы», увидела в 90 ответе, что «во время царствования Феодора Иоанновича был в Москве от восточных стран Святейший Патриарх Иеремия Цареградский с прочими восточных стран священными мужи, иже рукоположи первого Патриарха Иова. И во время царства Михаила Феодоровича бе Святейший Патриарх Феофан Иерусалимский с прочими священными мужи, иже рукоположи Святейшего Патриарха Филарета».

Но в оной же книге «Поморские ответы», в 92 ответе, что греки уже давно знаменались тремя перстами, утверждается такими словами: «Паки во оной же книге «Сокровищи», печатней латинами в Венеции, в слове иподиакона Студита напечатано: «тремя персты креститися"».

А выше о сей его книге сказано, что она напечатана в лето 1568-е, и в сих же «Ответах поморских» в 9 ответе, о сём иподиаконе Дамаскине Студите так предлагается:

«1-е.Яко той Дамаскин в лице святых Божиих нигдеже поминается, ниже от российских архиереев, ниже от древлегреческих воспоминается и со святыми в книгах древлецерковных не числится. 2-е.Не обретается в числе святых учителей церковных; понеже никтоже о нем, яко древлероссийстии повествователе архиереи, тако и древлегречестии не изъявиша, и не токмо учительств его, но ниже имене его в России до Никона слышася когда». Однако я, читавши книгу, именуемую «О правдивой единости правоверных христиан Церкви Восточной», сочинения Захарии Копыстенского, архимандрита Киево-Печерского монастыря (который исправлял древний славянский перевод «Бесед» святого Иоанна Златоустого на Послания святого апостола Павла и который скончался 8-го апреля 1623 года, во время патриаршества Филарета Никитича, ибо Патриарх Филарет скончался 1633 года октября 1), в сей книге на конце 37 главы увидела, что Захария помянутую иподиакона Дамаскина книгу приемлет как православную и повелевает читать такими словами: «Читай о том Дамаскина Студита Фессалоника книгу грецкую, в Венеции друкованную». Из сего открывается, что сочинители «Поморских ответов» не читали книгу Захариеву; или читали, но сокрыли сие сказанное о книге Дамаскина; а впоследствии времени сию Захариеву книгу переписывают в Поморском монастыре и продают по разным городам, но не внимают сему, что сказано об оной книге. И хотя они и говорят, что Дамаскин не обретается в числе святых учителей церковных и со святыми не числится, но о сём следует рассудить, всякого ли сочинителя или писателя Святая Церковь в число святых включает; никак, но только приемлет писанное, если оно не противно правилам церковным. К тому же иподиакон есть человек подначальный и ничего нового сказать и сам собой учинить не может: следовательно, и поучения сочинять, проповедывать народу, кольми же паче напечатать и в свет издать, без позволения духовного начальства, власти не имеет.

Таковые противоположности, написанные в одной и той же книге, то есть в «Поморских ответах», весьма чувствительно возмутили мой дух и принудили размышлять: что сие значит? Книга иподиакона Дамаскина напечатана 1568-го года, до Никонова патриаршества за 84 года и за 37 лет до его рождения, а письменная она была бесспорно ещё прежде, поскольку печатают с письменных. Также вообразилось в моих мыслях и сие: Патриарх Цареградский Иеремия был в Москве 1589 года, за 63 года до Никонова патриаршества, и рукоположил первого Московского Патриарха Иова. Феофан Патриарх Иерусалимский был в Москве 1619 года и рукоположил Патриарха Филарета, за 33 года до патриаршества Никонова. В Киеве он был 1620-го года, посвящал тамо митрополитов и епископов. Паисий Патриарх Иерусалимский был в Киеве 1649 года и оставил грамоту, подтверждающую учреждение православного училища для обучения славенского, греческого и латинского языков. Восточные же патриархи нашу Русскую Церковь осматривали даже до нынешнего нашего времени, как говорит о сём списатель книги «О правой вере» на листе 204 на обороте. Итак, прежде поставления первого Патриарха Иова за 21 год, напечатана книга иподиакона Студита; а знаменались тремя перстами, разумеется, уже прежде напечатания оной книги, как объяснялся и Паисий Патриарх Арсению Суханову. А прежде сего их разглагольствия напечатан в Киеве Малый Катехизис 1645-го года, в котором именно имеется повеление знаменаться тремя перстами, о коем «Катехизисе» упоминается и в «Поморских ответах», ответе 50-м, статье 35-й, с которого «Катехизиса» напечатан при Иосифе Патриархе, 1649-го года, тоже Малый Катехизис, в коем переправлены некоторые места по тогдашнему образу мыслей. Также и Мелетий Патриарх Александрийский писал послания к верным, дабы не отступали от Восточной Церкви, в 1597 году, по прошествии 28-ми лет после напечатания книги иподиакона Студита. Из сего летосчисления ясно усмотрела я, что наши Российские Патриархи Иов и Филарет восприяли рукоположение от знаменующихся тремя перстами восточных патриархов.

О каковых трёх перстах в книге, называемой Соловецкая челобитная, в главе 5-й на листе 195-м сице сказано: «Простая же три перста мудрование злого прелестника Формоса еретика, и прелукавого Афеса, и злокозного Никона и прочих еретик». Душа моя отвращается повторить здесь ещё более жестокие хулы, которые за приведёнными мною словами следуют в Соловецкой челобитной; их знают и без моего повторения. Сии дерзновенные слова о трёх перстах привели меня в величайший страх и ужас; сердце моё вострепетало, и смятеся зело душа моя. Тогда предстали предо мною не очевидно, а мысленно, восточные патриархи, Иеремия Цареградский, Феофан и Паисий Иерусалимские, Мелетий Александрийский, знаменавшиеся тремя перстами. Предстали патриархи российские Иов и Филарет, рукоположённые от знаменавшихся тремя перстами. Предстали Гермоген, Иоасаф и Иосиф, не разделявшиеся от восточных патриархов. Предстала и книга «О правой вере», вопиющи ко мне, что Формос Папа был 896-го года, ещё до разделения Восточной Церкви с Западной, и что Папа Стефан нехорошо учинил с Формосом, отсекши ему три персты, коими он благословлял и осязал тайны23; и что книга «О правой вере» напечатана 1648-го года, по прошествии осмидесяти лет после напечатания книги иподиакона Студита, изъявляя о Восточной Церкви, что она «свята есть, чиста, непорочна, православна и веру имать неизменну; и яко врата адова не одолеют ей; и тул свой диавол упраздни, а Церкви не повреди; колико много ратоваша мучителей, и ни един одоле, сами погибоша, а Церковь в целости оста»24.

Однако ж паки восставали сильнейшие волны в душе моей, паки боролись мои мысли, паки возмущался дух и сердце. Тогда, с одной стороны, расстраивали меня перемены в обрядах, несоблюдение поклонов в службе, нескромность в пении, слабая и небрежливая жизнь, бритьё бород и прочее сим подобное. С другой же стороны, подкрепляли меня сии рассуждения, что обряды могут быть властью церковной переменяемы; ибо и у старообрядцев простолюдинов многие перемены в обрядах, во всех их разных толках, видимы суть: поскольку, кто что вздумал или избрал, тот то и содержит. Один почитает брак законным, другой недостаточным, иной вовсе отвергает, называя блудом. Иной принуждает стричь на голове волосы на макушке и приводит неправильно слова апостольские; а иной не принуждает стричь, оставляя на произвол. Иной кадит человека крестообразно, другой только что подносит к человеку кадило; иной приказывает вынимать крест из пазухи и кадит его, а поклона надлежащего кресту не творит; а другой, покадя человека, вовсе не кланяется. Иной приказывает ходить к службе мужчинам в старинных кафтанах, а женщинам в китайчатых сарафанах; а другой позволяет в шёлковых богато убранных и ситцевых платьях, и модных салопах, и капотах. Иной содержит пение по прежнему обычаю, а иной вымышляет свой напев, с поношением прежнего. Иной имеет старый обычай полагать три поклона на Трисвятом, а иной ввёл четвёртый поклон, при словах: Спаси, Блаже, души наша. Иной, читая с вечера полунощницу, отменил читать сии речи: От сна восстав, говоря: «Ведь теперь мы не спали, и от сна не восставали». Иной почитает святые иконы только старинные, а новым не покланяется; другой же никаким не покланяется в доме, несогласном его толку, также и в своём доме не допускает покланяться своим иконам несогласных его толку и суеверию. И многое множество таковых самомнений имеется не токмо в разных согласиях или толках, но и в одном обществе; поскольку, кто что вздумал или избрал, тот то и содержит.

Поклоны при службопении, видно, также и в древности не очень строго наблюдаемы были, как пишется в книге Стоглав: «Яко в церквах стояли без страха, в тафьях и в шапках и с посохи, яко на торжищи – и говор, и ропот, и всякое прекословие, и беседы, и срамные словеса, пения Божественного не слышать в глумлении»25, и прочее. Читавши я сие, вообразила себе, какое тут будет соблюдение поклонов, когда не только чтения, но и пения церковного не слышно от шума.

Нескромность в пении была также и прежде, как в той же книге Стоглав показуется тако: «Да попы же по своим церквам поют бесчинно, вдвое и втрое, а миряне в те же поры промеж себя глумление и всякие речи говорят праздные; ино обое погибельно, и пастырие и овцы вкупе заблудиша и погибоша. А инии попы и церковные причетники всегда пияни и без страха стоят и бранятся, и всякие речи неподобные всегда из уст их исходят; и миряне, зря на их бесчиние, гибнут и такоже творят. Попы же в церквах биются и дерутся промеж себя, и в монастырях такое ж безчиние творится».

И на оном Стоглавом Соборе суждены были многие духовных лиц и прочие нелепости; но Церковь всегда пребывала Церковью и не разделялась. О таковом бесчинном и нескромном пении усмотрела я и в книге «О правой вере», от листа 143-го даже до 145-го, и между прочим имеется писано тако: «Но зане нравы пения поющих, от некоих убо бывают с воплем и движением всея плоти, помаванием главы, плесканием рук, попиранием ног: не суть же се пения, но безчиния», и прочее.

Также нескромность в пении была и во время святого Иоанна Златоустого, как сам он глаголет в «Маргарите», в Слове о серафимах, что «на пении безчинно руце протязали, ногами скакали и всем потрясались телом, аки игрецы и пляшущии», и прочее нелепое содевали. А в «Беседах на Деяния», в нравоучении 24-м вещает, что «в церкви ругались друг другу, даже и на колено припадающе, и чрез меру хохощуще», и прочее бесчиние творили; и за многие беззаконные дела множество из духовного чина святой Иоанн Златоуст изверже. А Церковь всегда пребывала Церковью и ради сего не разделялась.

Слабая и небрежливая жизнь была и в древности. Ибо и сам долготерпеливый Владыка ожидает покаяния грешных, и Церковь также ждать и терпеть должна, по евангельскому глаголу: «Господи, хощеши ли убо, да шедше исплевем я? Он же рече им, ни, да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу. Оставите расти обое купно до жатвы» (Мф.13:28). Были и не в нынешние, а в древние времена, невоздержные и слабые люди, которые и постов не соблюдали так, как Церковь повелевала. Но понеже сие делали не все, а только некоторые, то и не было от того таковых расколов и разделов, какие ныне производят. В «Номоканоне» же и Потребниках запрещения для того и положены, что и тогда преступающие заповеди церковные были: ибо какового греха и преступления не было, на то и запрещение полагать не было нужды.

Бритьё бород было и в древности, как значится в книге «Стоглав», в 25-м вопросе царевне: «А в тридцать лет и старые главы бреют, и брады и ус, и платье и одежды иноверных земель носят».

Из сего ясно видеть можно, что при царе Иоанне Васильевиче брадобритие уже было в России; но таковых тогда от Церкви не отлучали; да и другие для сего также от неё не отделялись, ответствуя каждый за себя, не опасаясь, чтобы чужой грех к нему не прикоснулся. Самые те, которые тогда в церквах в тафьях и шапках на молитве стояли, от Церкви и Таинств отлучаемы не были, и сие прочим тогда бывшим христианам, без тафей магометанских и шапок в церквах стоявшим и бород своих не брившим, нимало не вредило во спасение.

Со стороны же Великороссийской Церкви нет никакого правила, повелевающего, чтобы брили бороды, а одна только терпимость.

Но и ещё возмущался мой дух, паки втекало в мысли мои сие, что обыкновенно все без изъятия старообрядцы говорят: «Никон Патриарх переменил веру». – Но мне было предложено прочитать в нотопечатной Псалтири Символ, то есть Исповедание православной веры святого Афанасия Патриарха Александрийского. Прочитавши, сверила оное с напечатанным в иосифовском «Малом Катехизисе», увидела одно и то же исповедание веры, увидела, что в исповедании веры нет перемены, а только в обрядах. Увидела также и в «Кормчей книге», что некоторые действия церковные упразднились и вышли из употребления, а настали другие. Ибо и святая литургия сперва совершалась по образцу, изданному святым апостолом Иаковом, потом оная сокращена святым Василием Великим; а наконец и сию сократил святой Иоанн Златоуст. Притом же многие несущественные обряды, не к догматам веры, но единственно к благообразию церковному принадлежащие, без тщеты спасения, по обстоятельствам или переменяемы были свободно, или в одной и той же вселенской Церкви, по различным странам, в чём-нибудь малом различествовали, как есть писано, что различие обрядов во единой вере нимало спасению не вредило, и как говорит блаженный Иероним: «Обряды и обычаи, православия не нарушающие, может каждая страна, по произволению, приноравливать к местному своему положению».

Также вообразила я и сие, что в рассуждении обрядов и обыкновений истинно просвещённый христианин хранить должен благоразумную в малых вещах терпимость, и дух соединения и любви по писанному: рабу Господню не подобает сваритися в вещах, яже не суть собственные и существительные, и составы веры: ибо воздвигать споры и разделения от Церкви за сии вещи, по выражению преподобного Максима Грека, есть дело мужей неразумных и зельное невежество дыхающих. Особливо же не должно излишне полагаться на свой разум; ибо, по апостолу, не во всех разум, и есть люди, которые о вещах хотя и разумеют, но не так, как должно: аще ли кто мнится ведети что, не у что разуме, якоже подобает разумети (1Кор.8:2).

Однако и ещё я сомневалась, ещё мыслями приходила в расстройство и по учению отцов своих говорила: «Великороссийская Церковь уклонилась в новости, а греки прежде России отступили от древнего Православия». – Но как мне предложено было читать «Великий Катехизис», то я, читавши его, усмотрела, что Великороссийская Церковь и греки православны; ибо на листе 26-м о них сказано тако: «Не первый есть закон, или вера римская; понеже начало вере Христове от Иерусалима прият Рим, идеже и до сего времени греки целу и нерушиму сохраняют её». И на листе 118-м: «В сицевых токмо человецех дародатель Дух Святый действует действа Своя, и Сам в них пребывает, иже тако печать, и обручение, и дар Духа Святаго, в Крещении и в Миропомазании им данные, сохраняют; не изволяющии же человецы добрая, и небрегущии о поучении, и не исправляющии живота своего, аще и крестишася, сицевии благодать Святаго Духа погубляют».

И на листе 121-м: «Вопрос: что есть Церковь Соборная? Ответ: Церковь Соборная есть, понеже от всех седми Вселенских Соборов преданные догматы соблюдаеми суть, священнословесными же песньми и пении славима есть, и святыми и Божественными иконами украшаема есть; основана же бе и утверждена святых мученик мощьми; в нейже вси вернии приемлем Пречистаго Тела и Честныя Крове Христа Бога нашего, и тем причастницы бываем царствия небеснаго. Сице бо от святых апостол предано есть нам и святых и богоносных отец; и того ради нарицается Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Се есть Церковь Соборная, яже всему Евангелию и всему учению Вселенских Соборов верует, а не части. Се есть Церковь Соборная, яже не верует веру умышленную, ниже держит тайны от единаго коего человека уставленныя; но се верует и на се уповает, еже Господь Бог предаде, и весь мир соборне похвали и прият».

«Вопрос: в коих вещех состоится и содержится Церкве Соборныя единомыслие? Ответ: в сих особно пяти вещех: в согласии православной веры, и в любви нелицемерне, и во учении правом, и в достоинстве употребления Святых Таин, и в чести и почитании святителей и пресвитеров. Сия суть пять первейшия вещи, прочия же по сих мощно исчитати».

«Вопрос: какая нам есть потреба сего поучения о Соборной Церкви? Ответ: сея ради, яко да известно ведуще ю, в ней пребываем и спасени будем; зане кроме Церкви Божия нигдеже несть спасения. Якоже бо при потопе вси, елицы с Ноем в ковчезе не бяху, истопоша; тако и в день судный вси, иже ныне в Церкви Святей не будут, тии в езеро оное огненное ввержени будут», и прочее.

И на листе 395-м на обороте: «Сих же Таин аще кто по чину Святыя, Соборныя и Апостольския Церкви Восточной не употребляет, но пренебрегает я, той без них, яко без известных посредств, онаго крайнего блаженства сподобитися не может» (до зде «Катехизис»).

Книга же сия «Катехизис» напечатана от сотворения мира 7135-го, а от Рождества Христова 1627-го, при Московском Патриархе Филарете, который возведён на патриаршеский престол 1619-го года месяца июня 24-го святейшим Феофаном Патриархом Иерусалимским.

Также неоднократно беспокоило меня представляемое обыкновенно так называемыми старообрядцами сие принятое ими из Соловецкой челобитной мнение, что Никон Патриарх и его ученицы православную веру похулили и весь церковный чин и устав порушили, и книги все перепечатали на свой разум, противно и развращённо»26. – Но с помощью Божией увидела я, что Никон Патриарх православную веру не хулил и книг на свой разум не перепечатывал, но с советом Вселенских Патриархов исправил некоторые речения с древних книг. Ибо и сам Иосиф Патриарх старание прилагал о исправлении книжном и видел в оном нужду; но смутными в России обстоятельствами и войнами, также и старостью был воспрепятствован и предварён смертью. О желании же его к сему служит доказательством предисловие «Кормчей книги» первого выхода, печатанной при нём, Иосифе Патриархе, и между прочим тако имеется: «Не туне убо мы, православный читателю, приидохом на сии словеса, но самовидцы есмы предиреченным; не могохом взирати на хуления богостудных человек и удержати я, яже восташа на церковные уставы наши и взаконение. Вина же сицевым никтоже, точию нерадение наше. Воззри убо, аще не леностен еси, обрящеши ли где праве списанную без всякаго порока в церквах святых книгу; обрящеши ли чин и последование по указанному святых и богоносных отец взаконению; обрящеши ли суд и отмщение в вещех церковных или строителя или начальника праве исправлюща слово истины и по чину вся бывающая в церкви? Но вем, яко не удобь обрести возможеши, не точию в соборных градских церквах, но ниже в епископиях, паче же ни в монастырех. Виждь убо, аще не плача достойна суть сия окаянная времена наша, в няже увы достигохом» (до зде от Предисловия).

К сему же ещё занималась я чтением истории, надлежащей до поправления книжного, и ясно усмотрела, что не один Патриарх Никон такое великое дело учинил; но собран был собор в царских палатах, на котором председание имел сам благочестивый государь царь Алексей Михайлович, и содержай престол великой Церкви Никон Патриарх Московский и всего Российского государства архиереи, митрополитов пять, архиепископов четыре, епископ един, к сим же 11 архимандритов и игуменов, 13 протопопов, всех 34; тут же был и царский синклит. И тако государь царь оный собор совершил и повелел древние святые книги, с греческого языка на славенский прежде пяти сот лет переведённые и на хартии писанные, в царствующий град Москву собрати, из великого Новаграда и Живоначальной Троицы из Сергиева монастыря, и из Юрьева монастыря, и из Хутыня монастыря, иже в великом Новеграде, и из Иосифова монастыря Волоцкого, и из прочих градов и честных монастырей древние святые книги собраны быша. К сему же благочестивый государь царь Алексей Михайлович умысли, да не едина их воля будет о сём, но и вселенских патриархов вкупе; и послаша (1654 года) грамоты с Мануилом греком к вселенским патриархам. Вселенский же Патриарх Паисий Цареградский и Освященный Собор, приемше писания, сотвориша собор и государю царю ответ и соборное деяние за своими руками прислаша (1655 года), повелевающе последовати Восточной Церкви учителей писанию, сущему в ветхих книгах греческих и славенских. Благочестивый же царь, от Вселенского Патриарха ответ и соборное деяние прочетши, имеющиеся в России ветхие греческие и славенские книги на исправление не довольны быти вменил, изволил со многой милостыней послати старца Арсения Суханова в Афонскую гору и во иные места святые, к держащим греческий закон и устав неизменно. Они же сыскаша в своих книгохранительницах книги изрядные греческого языка числом 500, в нихже толико древние были, яко от того времени прошло Евангелию лет 1050, Евангелию же 650 (ныне же Евангелие на государеве печатном дворе, в книгохранительной палате 1130 лет харатейное); Псалтири, которая писана при греческом царе Алексие Комнине, 600 лет, Евангелию Григория Богослова, принесённому от греков, 737 лет, Служебнику 600, Служебнику же 455 лет, и прочие Евангелия, Псалтыри, пророческие, Апокалипсисы, святыми отцы восточными изрядно истолкованные; ещё же и святых Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Иоанна Дамаскина и прочих; также Уставы, Октоихи, Триоди, Минеи, Часословы и прочие святые книги, которым прошло 700 лет, иным 500, иным 400, сии все присланы в Москву с Арсением Сухановым. К сим же и от Иерусалима Патриарх Евангелие, за 600 лет писанное, прислал; ещё же и Святейшие Александрийский и Антиохийский Патриархи, и архиепископ Пекский, и Патриарх Сербский, и Халкидонский и Архидонский, и Никейский митрополиты, и иные многие не меньше двух сот книг древних прислаша. И потом лета 1175-го (1667) великий государь царь Алексей Михайлович изволил призвать вселенских патриархов и митрополитов, архиепископов и епископов Восточной Церкви, также и своего Великороссийского государства всех архиереев собрать воедино. И на том Соборе председательствовал сам богоизбранный великий государь царь Алексей Михайлович, и Паисий Папа и Патриарх великого града Александрии и Судия Вселенной, Макарий Патриарх Великой Антиохии и всего Востока, имеюще с собой волю братии своей Патриархов Цареградского и Иерусалимского; Иоасаф Патриарх Московский и всея России, с ними митрополитов восточных и Великой России 14, архиепископов 8, епископов 5, архимандритов 25, игуменов 6, протопопов 15, всех вкупе 76. – Из сего ясно открылось, что поправление книжное было с согласия всех патриархов и Освященного Собора восточного и великороссийского. Желающий же подробно узнать о сём, должен читать книги «Скрижаль» и «Увет» Иоакима Патриарха Московского.

Читавши же я вышеозначенные книги, «Катехизис», «Кириллову», «О правой вере», «Стоглав», Киприана Карфагенского и прочие, спрашивала своего супруга и прочих благоразумных людей о разных моих недоумениях в рассуждении Великороссийской Церкви и отверзла своё сердце к принятию наставлений, которых прежде отвращалась и убегала. Ходила часто в соборы, просила Пречистую Богородицу и святых, почивающих тамо, дабы исходатайствовали от Господа Бога просвещение душевным очам моим и дарование познания истины. К почитанию же святых мощей я была научена ещё от родителей моих с самого младенчества и всегда усердно лобызала их. И тогда службопения церковные становились мне более и более приятными, и уже с удовольствием взирала я на епископов и на прочих от священного чина, которых прежде отвращалась. – 1833-го года месяца февраля 19-го, в Неделю Православия, была я в Чудове монастыре, слушала Исповедание православной веры с великим вниманием, чувствительностью и теплотой духа. С того времени родилось во мне величайшее желание быть в церкви и посмотреть на причащающихся Святых Таин. В пятую субботу святого Великого поста пришла я в единоверческую церковь Введения Пресвятой Богородицы, слушала святую литургию со вниманием; и как узрела я людей, приступивших к Божественней Трапезе и причащающихся Хлеба Животного, тогда объял меня величайший страх, сердце моё пламенело любовью, и изливались из очей моих слёзы умиления, слёзы сожаления, что я лишена сего небесного дара, и даже не имею способа получить, слёзы прошения от Господа Бога и Пречистой Его Матери о просвещении и вразумлении моём. Тогда стыдилась я предстоящих тамо людей; но не могла удержать слёз от величайшего движения духа и сердца своего. Однако же в таковых размышлениях и рассматриваниях протёк целый год. 1833 года августа 25-го паки была я в Сретенском монастыре, во время вечернего и молебного пения, паки просила, паки молилась со слезами перед иконой Пречистой Богородицы, дабы даровала Она мне познание света истинного.

И того ж года, в навечерие Воздвижения Честного Креста Господня, вознамерилась я идти в церковь на всенощное пение и посмотреть действие Воздвижения Животворящего Креста. Но как уведомили меня, что в приходских церквах сего действия не бывает, то я с супругом моим и расположилась идти в единоверческую церковь. И как священник изнёс на главе своей Животворящий Крест от алтаря, тогда душа моя возрадовалась радостью великой, и сердце вострепетало, и я духом только поклонилась Честному и Животворящему Кресту Господню (ибо можно и без движения рук полагать на себе крестное знамение); молиться же видимо, без правильного присоединения к Церкви, я смелости не имела. В продолжении действия воздвижения Честного Креста была я вне себя, и слёзы катились из очей моих. В тот же день слушала я там же святую литургию, со страхом и вниманием; и хотя не преклоняла я главы моей перед святым Евангелием и Животворящими Тайнами, но дух мой был повержен на земле, и не смела я возвести очей моих и воззрети на высоту.

После же того в октябре месяце, по многократных моих прошениях и слёзных молениях пред Господом Богом, Пречистой Богородицей, пред святым Иоанном Златоустом, покаяния проповедником, и прочими святыми, да наставлена буду на путь истинный, повлекла меня невидимо сила Божия, возгорелось во мне пламенное желание присоединиться к Святой Церкви. Но от младенчества моего вкоренённые в моё сердце предрассудки возмущали мой дух, приводили в расстройство, колебали мои мысли; и я, следуя книге «Поморские Ответы» (ответ 1-й, 79-й, 89-й, 91-й и прочие), говорила: со времени Никона Патриарха греко-российская Церковь повреждена, в ней службу отправляют по новым книгам, читают вместо Исус, Иисус, о коем старообрядцы некоторые говорят, что это есть иной Иисус, а не тот, который есть Исус Христос, и что имя сие Иисус есть имя антихристово. Служат литургию на пяти просфорах, вместо седми, поют и читают Аллилуиа трижды, вместо дважды, о коем третьем Аллилуиа говорит списатель жития преподобного Евфросина Псковского, что сим троением Аллилуиа приглашается чуждый бог языческий; и на сём списателе основавшись и Собор Стоглавый сказует, яко «троящии Аллилуиа, четверят Троицу, и не славят, и глаголют Святаго Духа от Отца и Сына исходяща, и того ради не подобает святые Аллилуии трегубити», и прочее. Также употребляют четвероконечный крест, вместо восьмиконечного, который четвероконечный крест от предков наших наименован антихристовой печатью и латинским крыжем. Знаменаются тремя перстами первыми, вместо двух. – Но по многом испытании и рассматривании увидела я, что греко-российская Церковь не повреждена, и служат в ней не по каким-либо новоизобретённым книгам, а по тем же, как и прежде, и как Евангелие с Апостолом, так и прочие книги имеют те же, но только исправленные с древних греческих и славенских, как о сём изъяснено выше сего было. Сему согласно и поморский сочинитель27 в книге своей, называемой «Щит веры», в ответе 250-м, в отделении 5-м, рассуждая о повести принесения мощей святого Николая Чудотворца от Мир Ликийских в Бар град, между прочим тако пишет: «Несть дивно не досмотрившися с греческими о том письмами напечатати; ибо ни Бог, ни ангел при том деле справы досматривал, но человек, емуже что в чувстве, то исправляет; а что чувством ведати не достиг, то и не возмог, сия бо есть история; но двоими вещьми дозирается во истине, или взглядом на каноны церковные и естественный тех разум, или на соглядание других языков подобное описание истины. Аще ли из сих что оскудеет, всячески в наборе том погрешит. Но сие несть достойно гаждения; ибо в конце печатных книг многажды о погрешностях просьба прощения полагается, да идеже что от недознания или от недозрения содеяся, да оставится в том, глаголюще, яко и вы тоею же немощию обложени есте, и в чем недостаточно, исправите, а не клените. Премудрый же Максим Грек всякое писание от трех неких свойств изрядне за достоверное познавати повелевает: 1-е аще убо от благовернаго и Соборней Церкви знаема и знаменитаго списателя сложено быть; 2-е аще по всему согласует, якоже пред речеся, догматом и преданием; 3-е аще что само к себе по всему согласует, а нигдеже разликует»28. И ниже: «Суть же и печатнии книги между собою в нечесом несогласие имеют: убо по сему должно познавать, яко елика справщики возмогоша исправити, сия исправиша, а не в возможном оставиша Святей Церкви благосоветно исправляти».

Сие должно внимательно рассмотреть, что поморский сей сочинитель пишет, сказует бо, яко оставлено Святей Церкви исправляти, – и сие он справедливо написал; ибо Святая Церковь Российская с согласием всех вселенских патриархов книги исправи. Следовательно, и служат в ней не по новым, а по старым, но только исправленным книгам.

Увидела я также и в древних книгах, что имеется имя Христа Спасителя, писано и печатано тако: Іи̃с, Іисус, как то в Евангелии, называемом Остромирово29, которому прошло 776 лет, как оно написано. В Библии Острожской, печатанной 1581-го года, по-гречески Ιησοῦ Χριςοῦ. В «Беседах на Деяния» и в «Беседах на 14 Посланий апостольских», изданных Захарией Копыстенским, архимандритом Киево-Печерским, во многих местах напечатано Іи̃с. В Служебнике кир Петра Могилы митрополита Киевского, Галицкого и всея России, напечатанном 1639 года, во время патриаршества Иоасафа первого, такоже Іи̃с. И в иных многих книгах беспристрастный испытатель возможет обрести писано и печатано Іи̃с.

О служении же на пяти просфорах увидела я в Служебнике сербском, печатанном 1554 года, и в «Номоканоне», печатанном в святой общежительной Лавре Печерской Киевской 1624 года, во время патриаршества Филарета Никитича; в Служебнике, печатанном прежде ещё Иосифа Патриарха, российской печати, в коем напечатано есть и так: Бе̃ оцысти мя грешнаго, тоже повелено служить на пяти просфорах. Не упоминаю я уже о тех Служебниках, которые приведены в доказательство со стороны Великороссийской Церкви в различных книгах; но представляю только те самые, которые я своими очами видела и читала. Также и в книге «Стоглав» усматривается служение на пяти же просфорах; поскольку пятьми просфорами все потребы исполняются в священнослужении. Ибо 1-я просфора посвящается на Агнец, претворяемый в Тело Христово; 2-я в честь Богородицы, 3-я в память всех святых, 4-я за здравие всех православных живых, 5-я за упокой преставльшихся. А в Потребнике иосифовском в «Номоканоне» напечатано так: «Пятая просфора за царя и за царицу, и за чад их; а идеже будет к цареву величеству послати, то вынимати по имяном, всем по просфоре». Следовательно, сколько есть особ ИМПЕРАТОРСКОЙ фамилии, столько и просфор должно вынимать, разумеется уже не пять и не седмь.

О троекратном же Аллилуиа запрещения, кроме списателя жития преподобного Евфросина и Стоглавого Собора, на оном же списателе основавшегося, нигде не показывается. Повесть же сего списателя, упещрённая во сне видением Богородицы, смело можно сказать, есть ложная, потому, якобы Богородица ему говорила, что, «где троится Аллилуиа, тамо приемлется чуждый бог языческий». Но сие всякому известно, что у язычников были многие за богов почитаемы, как то: Дий, Марс, Аполлон, Меркурий, Юпитер, Афродита, Артемида, Перун, Дид, Ладо и прочие боги и богини назывались; а чтоб именовался какой их бог Аллилуиа или чтобы какому богу язычники пели Аллилуиа, того ни в Минеях-четьих, ни в Прологах, ни у Барония, ни в прочих, как церковных, так и светских историях, не упоминается. И ещё сказует оный списатель, якобы Богородица ему сказала, что поляки и немцы не веруют Христову воскресению; и якобы истолковала, что «Аллилуиа» значит «Христос воскресе», и прочее нелепое. Да притом и сам же пишет, что во многих местах троили Аллилуиа, из коих просияли и в чудесах. О сём же и Стоглавый Собор сказует, яко «во Пскове и во псковской земли по многим монастырям и по церквам, да и в Новогородской земли до днесь говорили трегубую Аллилуию». Из сего заключается, что издавна было употребление трикратного Аллилуиа.

Почитание четвероконечного креста есть также древнее; поскольку таковой четвероконечный крест, древностью пречестный, именуемый Корсунский, имеется в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, алтарь Господень просвещая, яко солнце, и во всяких ходах носим и от народа почитаем и покланяем бывает. О таковом кресте великий светильник и поборник Православия святой Афанасий глаголет: «Крестному убо образу, от двою древу слагаему, покланяемся, иже на четыре страны разделяется» (зри в книге Матфея Правильника, состав 5, главу 6-ю). И преподобный Никон Черногорский в Слове 50-м пишет сице: «Крестный образ написуется от прекаго начертания и праваго»30.

Также и в поучении Евангелия воскресного, в слове на Воздвижение, о кресте глаголет: «Крестный убо образ на четыре страны разделяется, и вышняя убо его праваго древа вышним рогом содержима суть, нижняя же нижним, посредняя же его двоими концами пречного древа содержима суть». Согласно сему и святой Иоанн Дамаскин в книге 4-й о православной вере, в главе 12-й повествует: «Яко же четыри краи креста средним кентром держатся и состягаются, тако Божией силой, высота и глубина, долгота и широта содержится». Также согласно сему глаголется и в книге, называемой «Кириллова», на листе 173-м и 275-м на обороте, и в книге «О правой вере», в главе 9-й. И в прочих множество имеется доводов о сём написано, но я ради продолжения оставлю; желающий же сам должен читать в книгах и замечать.

Называющие же четвероконечный крест крыжем латинским должны сказать о сём первее, знают ли они язык латинский и как называется по-латински крест? Ибо крест на всяком языке по-своему называют: греки называют «ставрос», римляне же «крукс», а не «крыж», мы, россияне, именуем «крест». Речение же сие «крыж», не латинское, но польское; ибо поляки по своему языку крест «крыжем» называют. И Церковь Великороссийская почитает как четвероконечный, так равно и трисоставный, или восьмиконечный крест, и глаголет тако: «Не хулим мы креста восьмиконечного, ни отметаем, но любовью приемлем, благоговейно почитаем и благочестно тому покланяемся, воспоминающе Христово распятие» (зри «Розыск», часть 2-я, глава 24-я, лист 149-й и проч.).

О знаменовании же тремя перстами напечатано имеется в книге иподиакона Дамаскина Студита, именуемой «Θησαυρὸς», то есть «Сокровище», целое слово, которая книга напечатана 1568 года на греческом языке, до Никонова патриаршества за 84 года, и оная книга неоднократно уже печатана была. И после напечатания оной книги были в Москве восточные патриархи, поставляли московских патриархов, о чём было писано довольно выше сего.

Что ж касается до сложения перстов, употребляемого Великороссийской Церковью для благословения, то таковое перстосложение имеется в Патриаршей ризнице на двух саккосах, от лет Преосвященного Фотия митрополита Московского31: ибо на них вышиты золотом иконы святых Иоанна Златоустого и Василия Великого, с благословенными руками так, как ныне благословляют; и на омофоре древнем, который хранится от лет Шестого Вселенского Собора, такоже. В Успенском соборе на сосуде святого Антония Римлянина, на святом потире, изображена Святая Троица, персты же ручные воображены так же, как на саккосах и омофоре; и на Корсунском кресте у Спасителя благословенная десница такоже. И на многих древних иконах имеется довольно таких перстосложений, и сие перстосложение святыми отцами зазрено нигде не видится.

Итак, сими доказательствами подтверждается, что с давних времён было писано и печатано имя Христа Спасителя Иисус. Также и на литургии употребляемы были в священнослужении пять просфор, читали трикратное Аллилуиа; неоспоримо и сие, что почитали четвероконечный крест. Также и перстосложение, употребляемое Великороссийской Церковью на молении и благословении, и прочее не Никон Патриарх внёс, но всё было прежде ещё его. Следовательно, и приписывающие сие ему поступают безрассудно и весьма несправедливо.

Возможно бы ещё много более сего для сведения писать и изъяснять различные мнения и соблазны, коими все мнящиеся быть старообрядцы чрезвычайно заражены, но уже оставляю до времени. Желающий же подробнее исследовать, должен, призвавши Господа Бога в помощь, сам возыметь прилежное старание и попечение о душе своей, и испытать, как от чтения книг, показывающих путь к истине, так и от благоразумных и беспристрастное рассуждение имеющих людей.

И кроме сих всех доказательств к разрешению недоумения, ещё открылось неоспоримое новое Божие вразумление. Святитель Митрофан, родившийся 1623-го года, посвящённый в первого епископа Воронежской епархии в 1682 году, управлявший епархией 21 год, скончавшийся 1703 года ноября 23-го, святитель Митрофан служил по новоисправленным книгам; служил на пяти просфорах, не на семи, пел Аллилуиа не дважды, а трижды, и употреблял четвероконечный крест так же, как и восьмиконечный. Святитель Митрофан по всему принадлежал греко-российской Церкви и был на Московском Соборе, бывшем противу возмутителей Церкви, где изверженный суздальский поп Никита ударил в грудь архиепископа Афанасия Холмогорского, обличавшего его нелепости. Слышавши же я сего святителя Митрофана чудеса, не только напечатанные, но и партикулярными письмами от разных людей до моего сведения дошедшие, рассуждала так: возможно ли умершему человеку самому собой быть нетленну, аще не сам Господь сотворит сие? Возможно ли от мёртвого тела быть чудесам, аще не сам Господь подаст таковую силу, якоже Он пречистыми своими устнами изрекл: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит32, и больша сих сотворит; и – прославляющия Мя прославлю33.

Обратила также я внимание своё на святых отец писание, глаголющее, яко «удобнее есть солнцу угаснути, нежели Церкви безвести быти» («Маргарит», слово 3-е: «О еже видети Господа»); и что, «кроме архиерейства ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане»34. И паки: «И якоже тогда (в Ветхом Завете), котораго дому праги кровию Агнчею не покроплены, в том дому первородных убиваше Ангел; такожде и зде аще кто кровию Сына Божия прагов уст дому своего не помажет, душа его первородная жива быти не может, якоже Сам Христос рече, аще кто не пиет крове Моея, живота не имать в себе. Аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Азь воскрешу его в последний день35"36.

Пребывая в согласии поморцев, сего Хлеба животного я никогда не причащалась; ибо нет в оном пастырей, которые бы совершали сие душеспасительное жертвоприношение, и несть престола, на котором бы совершалось сие животворящее священнодействие. В книге же «О правой вере» сказано, что истинные пастыри должны быть до скончания века, по неложному обещанию Христа Спасителя нашего37.

Вельми устрашилась я, дабы не исполнилось надо мной святого Кирилла Александрийского сие изречение: «Иже Церкви и Причастия себе удаляют, врази Божии бывают, а бесом друзи». К сему же в разных книгах усмотрела и сие, что Церковь поручена епископам и что пребудет она до скончания века, по неложному обещанию Христову38. Ибо Восточная Церковь ни к кому не переходила, ни на Рогожское кладбище к поповщине, ни на Преображенское к федосианам, ни к поморским, ниже к бабушкиным, ни к нетовщине или иным прочим толкам; но по свидетельству книги «О правой вере»: «Яко от начала, яко древле и яко всегда была, верует и соблюдает»39; и как была всегда, так и ныне Великороссийская Церковь в соединении неразлучном с Восточной пребывает.

На вышеприведённых свидетельствах и доказательствах от Святого Писания основавшись и подкрепивши себя здравыми рассуждениями, наконец я изрекла сие: престань, душе моя, смущаться; престань мыслями колебаться и волноваться, престань продолжать сомнения безрассудные, основанные не на камени недвижимом, но на песке. И таким образом решилась отдать преимущество Святой Церкви, с покорностью духа и сердца своего вселенским патриархам и всему Освященному Собору; положила неотложное и твёрдое намерение присоединиться к Святой, Соборной, Апостольской Церкви. И 24-го октября, помолившись во всех соборах Господу Богу, Пречистой Богородице и всем святым, почивающим тамо, и прочим, отправилась я с супругом своим к епископу Дмитровскому преосвященному Николаю, викарию Московскому, для подачи прошения о присоединении нашем в единоверческой церкви. И как я только увидела его преосвященство, то благоговейным страхом вострепетала душа моя. Потом, как он нас изволил потребовать к себе и воздвиг священную свой десницу, благословил меня, тогда благоприятное чувствование оросило моё сердце и возрадовалась душа моя. – 27-го числа с искренним признанием исповедала я пред Богом и священником грехи моя; 28-го дня восприяла печать дара Духа Святого, через святое Миропомазание. Потом со страхом и трепетом приступила к Божественней трапезе, приобщилась святых, бессмертных, пречистых Таин, и возрадовалась тогда грешная душа моя радостью духовною. А что я после чувствовала, того не объявлю; ибо я пред Господом Богом обещалась, изрекши тако: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда» (истинные же чада Церкви Святой сами о сём известно знают); и просила Господа Бога: «Да не во осуждение будет мне причастие Святых Таин, но во очищение души и тела, и во обретение будущия жизни и царствия».

Итак, чистосердечно извещаю я, что побудило меня к соединению Святой, Соборной, Апостольской, Восточной Церкви: побудило и привлекло чтение вышеозначенных книг, беспристрастное и здравое рассуждение. И о сём я пишу для того, что на словах объясняться не так удобно, как на письме; к тому же случаев и времени недостанет входить в разговоры, но да будет сие заочным разговором. Если же кто из прежних собратий скажет мне, почему-де ты в младых летах не достигла сего познания и не обратилась к Церкви, но уже на 47-м году от рождения отступление от нас учинила и не стыдно ли теперь оставлять то, в чём рождена и воспитана была? На сие отвещаю также вопросом: почему апостол Павел, уже поседевший, уверовал во Христа, а не ранее40? К сему могу привести и слова святого священномученика Киприана, что «не стыдно от заблуждений на истину возвращаться», и святого Амвросия Медиоланского: «Никакого нет стыда переходить на лучшее».

Да будет же сие на пользу чтущим и послушающим, и да потщатся все быти чадами Святой, Соборной, Апостольской Церкви, и да будет сие во славу Христа Бога нашего и помощницы нашей Пречистой Богородицы и всех святых. Аминь.

Примечания

Книгопечатание в Москве началось 1553-го года. Неисправности в книгах произошли от того, что когда греки с Владимиром пришли и, языка российского поучившиеся и не совершенно речь русскую узнавшие, переводили свои книги на российский язык, а потом россияне поучились по-гречески и, также несовершенно узнавшие, переводили греческие книги на свой российский язык; тогда по сему несовершенству на неких местах не против греческого положили, а потом многими переписками и погрешности, и описи многие вошли. И сие видеть можно в рукописных книгах, с коих печатали называемые старые книги; в начале так и напечатаны с неисправных переводов, а после исправлены с рассмотрением с греческих книг. Следовательно, исправлявшие книги не веру переменяли, но ошибки речей исправляли. «Розыск», часть I, лист 10.

Гангрского Собора правило 5-е: «Аще кто учит, дом Божий, рекше Церковь преобидети и нерадети о ней, ни собиратися в ней во время молитвы на пение, да будет проклят».

Того же Собора правило 6-е: «Аще кто, кроме Соборной Церкве, о себе собирается и, не радя о Церкви, церковная хощет творити, не сущу с ним пресвитеру по воли епископли, да будет проклят».

«Не данной властью действуяй, без повеления епископского, священная, таковое дело есть горше нечестивых бесов» (зри Потребник большой иосифовский, лист 715).

«Разрешити кающегося никтоже может, точию православный священник, понеже, кроме Церкви, несть спасения и разрешения» (зри Малый катехизис иосифовский, лист 36).

Епископы православные должны до скончания века быти (зри книгу О правой вере, глава 7, лист 59 на обороте и Кириллову лист 78).

О неправильных священниках в Толковом Апостоле на первое Послание к коринфянам на листе 548 тако напечатано: «Ни в жертву не приносят, ниже приемлют тело Господне, понеже иереов в благочиннех посланных не имут. Аще бы и имели от нас отбегших, единаче Тайны, без единости Церкви христианския, ничесоже суть; ибо всем отлучившимся от единения церковнаго Бог пророком рече: послю на вы клятву и прокляну благословение ваше и оклену е».

«Колен во дни недельныя и пятдесятныя не преклоняти» (зри Кормчую, Первого Вселенского Собора правило 20-е, Шестого Вселенского Собора правило 90-е, Святого Петра Александрийского правило 14).

«Агнца в образе Христа не писати» (Шестого Вселенского Собора правило 82).

Апостол Павел, уже поседевший, веру во Христа принял (зри книгу «Десять бесед» святого Иоанна Златоустого, беседу 6-ю, лист 37 на обороте).

Иподиакон – это чин, Дамаскин – собственное имя, Студит – фамилия или именование от монастыря, как и преподобному Феодору, Студит.

Пётр Могила родился около 1597 года, и по смерти Захарии Копыстенского произведён на место его во архимандрита по благословению Константинопольского патриарха Кирилла 1628 года, а 1633 года апреля 8-го посвящён в митрополита Киевского; скончался 1646 года декабря 31-го в ночи, до Никонова патриаршества за 6 лет, а рождения Димитрия Ростовского за 5 лет.

Симеон Фессалонитский был в лето по Рождестве Христове 1410.

Фотий посвящён 1410, скончался 1431.

* * *

1

«Благовестник». Луки зачало 36, в старопечатном лист 70, в новопечатном лист 58 на обороте.

2

Первое послание коринфянам, нравоучение 36.

4

Святитель Иоанн Златоустый. Толкование Послания к Ефесеям, беседа 11.

5

Соловецкая челобитная, лист 70.

9

Святитель Киприан Карфагенский. Книга 1, послание 6, к Магну.

11

Святитель Киприан Карфагенский. Сочинение 3 «О единстве Церкви».

12

«Кириллова книга», лист 12.

13

В той же книге лист 186 на обороте.

14

В той же книге лист 225.

15

В той же книге лист 231.

16

И паки лист 226-й.

17

И ещё лист 216 на обороте.

18

Книга «О правой вере», лист 272 на обороте.

19

О сём смотри в книге «О правой вере», острожской печати, лист 162 на обороте и 163 на обороте.

20

Сборник в неделю 1-ю поста св.Иоанна Дамаскина, в старопечатном лист 332, а в новом 289.

21

Зри «Номоканон», число 121-е.

22

Минея-четья, января 21.

23

Бароний, часть 1, лист 1020.

24

Книга «О правой вере», лист 251.

25

«Стоглав», вопрос 21.

26

Челобитная, лист 70.

27

Поморским назван сей сочинитель потому, что жил он в старообрядческом Поморском монастыре, именем Тимофей Андреев, и был старейшина сего братства.

28

Преподобного Максима Грека Слово 10.

29

Оно писано диаконом Григорием для Остромира, сродника князя Ярослава; начато в 6564-м, а окончано в 6565 году. Теперь оно хранится в публичной Императорской библиотеке, в Санкт-Петербурге, а прежде находилось в хранилище Новгородского Софийского собора.

30

Преподобный Никон Черногорский, лист 404 на обороте.

31

Фотий скончался 1431 года.

34

Святитель Симеон Фессалоникийский, гл.77.

36

«Кириллова книга», лист 34.

37

Книга «О правой вере», лист 59.

38

«Кормчая». Святых апостол правило 39.

39

Книга «О правой вере», лист 231.

40

Зри книгу «Десять бесед» святителя Иоанна Златоуста, 3 лист, беседу 6-ю.


Источник: Повествование о обращении от согласия поморцев к святой, соборной, апостольской восточной церкви, московского купца Захария Федоровича Бронина художеством иконописца, супруги Евдокии Гавриловой Брониной : Писано 1833 г. месяца нояб. - Москва : Унив. тип., 1843. - 68 с.

Комментарии для сайта Cackle