Источник

XI. УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Величай, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств Деву, пречистую Богородицу. (Служба Декабрь 25, канон п. 9)

Учение, проповедуемое Православной Церковью о лице Пресвятой Девы Марии, основано на Святом Писании, раскрыто и объяснено знаменитыми пастырями, и навсегда определено и утверждено святыми Вселенскими Соборами. Боговдохновенные книги Ветхого и Нового Завета научают нас, что единородный Сын Божий, для совершения нашего спасения, восприял на Себя человеческое естество, родившись от Пресвятой Девы Марии. Так, святой Пророк Исаия, ещё задолго до Рождества Христова, предсказывал: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут ему имя Еммануил»; а это имя, по переводу с еврейского языка, значит: «с нами Бог», как и объяснено у Евангелиста Матфея. У святого Апостола Павла читаем: «посла Бог Сына Своего единородного, рождаемого от жены». Матерью Божьей исповедовала Её, по внушению Святого Духа, сродница Её Елисавета: «откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне»? Но, сделавшись Матерью Господа Иисуса Христа, Она сохранила нетленным Своё девство, как и замечает Евангелист Матфей: «не знаяше Её (Иосиф), дóндеже роди Сына Своего первенца». Как приснодевственной Матери Божьей, Ей принадлежит прославление всех веков и всех народов, истинно верующих в Господа Иисуса Христа, как Она Сама изрекла: «се бо отныне ублажат Мя вси роди».

Учение Православной Церкви о Пресвятой Деве Марии заключает в себе следующие главные мысли: Пресвятая Дева Мария есть

1. в собственном смысле слова – Матерь Господа Иисуса Христа, и потому Богородица;

2. Приснодева, т. е. до рождества, в рождестве и по рождеству Господа – Дева;

3. высшая всех небесных сил и святых, честнейшая херувимов и славнейшая серафимов, и

4. первая по Богу и пред Богом Заступница и Помощница наша.

Первая истина, от времён Апостольских, была исповедуема православными христианами всех веков и народов, как это можно видеть из свидетельств святых. Отцов и учителей Церкви, из песнопений и молитв, сохранившихся доныне в церковном употреблении, и деяний Вселенских Соборов. Блаженный Феодорит справедливо замечает, что «древние и древнейшие проповедники православной веры, по Апостольскому преданию, учили называть и почитать Матерь Господню – Богородицей». Это название – пишет Иоанн, патриарх Антиохийский – и составлено многими Отцами, и было употребляемо ими письменно и устно; этого названия никто из церковных учителей не отвергал,– напротив того, многие пользовались им, и притом знаменитые. Святой Игнатий Богоносец – муж Апостольский, святой мученик Иустин философ, святой Ириней, епископ Лионский, святой Дионисий Александрийский,– отцы II и III веков; святой Афанасий Великий, святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоуст, святой Василий Великий, святой Ефрем Сирский,– отцы IV века: вот Бог просвещённые проповедники высочайшего достоинства Богородицы! «Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его» – восклицает святой Ефрем Сирин. У святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Великого, и за ними и у многих других, употребляется самое слово «Богородица». Святой Отец V века Прокл, архиепископ Константинопольский, в слове своём на Рождество, приводит вопрос, который ему делали: «ты мечтаешь видеть, чего не видел. Что ты говоришь, будто жена может родить Бога»? – и прекрасно отвечает: «Я отнюдь не говорю, что жена может родить Бога, а говорю, что мог Бог воплотившийся родится от жены, так как Ему всё возможно». – Непреоборимым защитником православного учения о Богоматери являлся, в V веке, Кирилл, патриарх Александрийский, по поводу ереси Нестория. Этот ересиарх «думал, что Матерь Господа по плоти Пресвятая Дева не родила в собственном смысле и истинно воплотившегося Бога – Слова и что не должно называть её Богородицей». В ответ на такое лжеучение святой Кирилл в бесчисленных местах своих сочинений, исповедует Пресвятую Деву истинной Богородицей. «Удивляюсь (пишет он в окружном послании к пастве своей), как можно спрашивать о том, должно ли называть Святую Деву Матерью Божьей? Ибо если Иисус Христос есть Бог, то как Пресвятая Дева, Его Матерь, не есть Матерь Божья»? В другом месте, рассуждая о воплощении Сына Божьего, святой Отец говорит: «братия, мы признаём, что от Святой Девы и Богородицы Марии родился один и тот же совершенный Бог и совершенный человек, одарённый разумной душой; почему и святую Деву именуем Богородицей: Бог Слово обитал в Ней существенно, не мнительно, но истинно». И в третьем месте: «Господь восприял собственное наше тело и сделался человеком от жены, не переставая быть Богом и Рождённым от Отца, но и по принятии плоти оставшись тем, чем был, этому учит повсюду слово правой веры; мы находим, что так думали святые Отцы: потому-то святую Деву дерзаем называть Богородицей». И в четвёртом месте: «кто не исповедует Еммануила истинным Богом и святую Деву, родившую плотски Божье Слово, сделавшееся плотью, Богородицей: да будет анафема!» Ефесский III Вселенский Собор осудил ересь Нестория и подтвердил почитание Богородицы; в деяниях Собора встречается множество указаний на древних Отцов – представителей православного учения, как о лице Господа, так и о лице Пречистой Матери Его, и каждый раз эти указания были одобрительно выслушиваемы присутствовавшими. Отцы Собора заповедали: – согласно с преданием, достодолжно почитать и проповедовать Господа нашего Иисуса Христа в одном и том же лице, а Пречистую и Приснодевстенную Матерь Его называть в собственном и истинном смысле Богородицей»68. Когда на Халкидонском IV Вселенском Соборе было прочитано послание святого Кирилла, то отцы воскликнули: «и мы, как Кирилл, веруем; так веровали, так веруем: анафема не так верующему»! V Вселенский Собор определил: «если кто коварно и не в собственном смысле называет святую, преславную Приснодеву Марию Богородицей, или же кто называет Её человекородицей или Христородицей, как будто Христос не был Бог, а не исповедует Её в собственном и истинном смысле Богородицей: таковый да будет анафема!» VI Вселенский Собор, между прочим, говорит: «двумя стам Богоносных Отец (III Вселенского Собора) изложенное учение, яко несокрушимую благочестия державу, согласием запечатлеваем, проповедуя единого Христа Сына Божьего воплотившегося и бессеменно родившую Его непорочную Приснодеву исповедуя собственно и истинно Богородицей» Отцы Никейского II (Вселенского VII) Собора с одобрением выслушали и своим согласием утвердили те места из посланий святого Тарасия, патриарха Константинопольского, и Феодора, патриарха Иерусалимского, где исповедуется Пресвятая Дева Богородица. Феодор, между прочим, говорит: «почитаем и поклоняемся иконе пречистой Матери Господа, святой Богородицы и Владычицы нашей, неизреченно родившей Его». Святой Отец VIII века Иоанн Дамаскин в составленном им изложении православной веры говорил: «мы исповедуем святую Деву Богородицей в собственном и истинном смысле; потому что как истинный Бог родившийся от Неё; так истинно Богородица родившая истинного и воплощённого Бога». Святой Феодот, епископ Анкирский, проповедовал: «если кто почитает себя христианином, и между тем не усвояет Божественной Деве достоинства и названия Богородицы в самом подлинном и собственном смысле, тот, противореча догматам, напрасно и ложно украшается святым именем»; или – как говорит святой Григорий Богослов – «кто не признаёт Марию Богородицей, тот отчуждён от Бога». Истина этого учения была поразительно укреплена свыше. Ересиарх Несторий был Вселенским Ефесским Собором лишён сана, осуждён, заточён в далёкую сторону, где ему живому богохульный язык изъели черви. О жестоком иконоборце императоре византийском Константине Копрониме церковные историки пишут, что он в жизни своей дерзал изрыгать хулы на Пресвятую Богородицу, а умирая, кричал: «ещё живой предан я огню неугасающему»! и призывал славить песнями и хвалами Богоматерь.

Вторая истина, именно о приснодевстве Богородицы, столь же ясно и определённо, как и первая, исповедуется Православной Церковью. Древние Отцы и учители единогласно утверждают, что Пресвятая Богородица пребыла Девой до рождества, в рождестве и по рождеству Господа Иисуса Христа. Приснодевство, по мысли святых Отцов, есть неотъемлемая черта достоинства Богородицы; а потому, исповедуя Пресвятую Марию Богородицей, они в то же время признавали Её Девой. «Возможно ли – говорит святой Епифаний – чтобы кто, когда-либо, и в каком-либо народе, дерзнул произнести имя Святой Марии, не произнеся в то же время слово: Дева»? «Если бы Матерь не пребыла Девой – говорит святой Прокл – то Рождённый был бы простой человек, и неудивительно рождение». В доказательство приснодевства Богоматери мы можем сослаться на свидетельства мужей II и III веков: святого Иринея, святого мученика Иустина философа, Оригена, святого Мефодия; IV и V веков: святого Григория Нисского, святого Афанасия Великого, святого Григория Богослова, святого Василия Великого, святого Иоанна Златоустого, святого Ефрема Сирского, святого Амвросия, блаженного Августина, святого Кирилла Александрийского, святого Феодота Анкирского, святого Прокла, святого Андрея Критского и других. Отец III века, святой Григорий Неокесарийский, обращая речь свой к Господу, так изъяснялся: «Ты, родившийся от Девы Марии, как Сам благоволил и как Ты Один знаешь, не разрушил Её девства, но и это соблюл и Её удостоил имени Матери, так что ни девство не воспрепятствовало Твоему рождению, ни Твоё рождение не нарушило девства; но сочетались и соединились вещи совершенно противоположные, т. е., рождение и девство: потому что это легко и удобно для Тебя, как Творца природы». «О чудо! – (говорил Емесский епископ Павел в Александрийском храме) о чудо! Дева рождает и пребывает Девой, становится Матерью и не испытывает всего свойственного матери: потому что Дева родила, как свойственно жёнам, а осталась Девой, как несвойственно рождающим жёнам». Народ, слушая эти слова, прерывал проповедника восклицаниями: «вот истинная вера! кто не говорит так,– анафема! хорошо, православный епископ»! Чтобы объяснить, по возможности, для человеческого ума приснодевство Божьей Матери, святые Отцы указывают на всемогущество Божье, на горящий и несгорающий терновник, на происхождение человеческой мысли. В одной из церковных песней читаем о рождении Господа Иисуса: «тако из ложесн пройде, якоже слухом вниде и неизреченно изыде». С самого древнего времени мы встречает у святых Отцов названия, усвоенные Божьей Матери: «Матерь-Дева» и «Приснодева». Максим Грек пишет, что на V Вселенском Соборе император Юстиниан сильно просил Отцов Собора, дабы предписали в Символе веры, вместо “Девы Марии”, читать “приснодевы Марии”; но Отцы Собора не согласились ввести эту перемену в Символ, как ни казалась она благочестивой; они сказали: «III Вселенский Собор запретил прибавлять или убавлять что-нибудь в Символ, и его определение должно быть выполняемо свято».

Третья истина, последовательно вытекающая из первых двух, указывает на величие и превосходство Божьей Матери не только над всеми земнородными, но и над самыми высшими чинами ангельскими. Сюда относятся все те места из писаний святых Отцов и учителей Церкви, где Пресвятая Дева прославляется самыми возвышенными похвалами, приложимыми только к Ней. Мы указываем на творения святого Иринея, Тертуллиана, Оригена, святого Епифания, святого Амвросия, блаженного Августина, святого Кирилла Александрийского и многих других, и особенно на древнейшие литургии, доселе употребляемые Православной Церковью, святого Иоанна Златоустого, святого Василия Великого, святого Григория Двоеслова. «О чудо, высшее всех чудес! восклицает святой Иоанн Дамаскин – Жена сделалась высшей серафимов»! В другом месте он называет Её «Госпожой и Владычицей всех творений». На VII Вселенском Соборе было читано послание святого Германа, патриарха Константинопольского, где он говорит: «мы почитаем и величаем Её (т. е. Деву Марию) в собственном и истинном смысле Матерью истинного Бога, и признаем Её высшей всей видимой и невидимой твари». Этот же Собор определил почитать «иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочные Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, такожде и честных Ангелов и всех Святых и преподобных мужей». Со времени VI Вселенского Собора, в Православной Церкви (в Греции) появилось много искусных и мудрых песнописцев, составлявших богослужебные гимны: и как часто, с какой теплотой чувства воспевается в этих гимнах Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Кроме особенных канонов, например, в Богородичные праздники, девятая песнь всех вообще канонов в Богослужении Православной Церкви посвящена прославлению Божьей Матери.

Четвёртая истина, столь утешительная для рода человеческого, что Божья Матерь есть первая по Богу и пред Богом Заступница и Помощница наша, доказывается многими праздниками, учреждёнными с первых веков христианства, в воспоминание и честь разных событий из жизни Богоматери – Её Рождества, Входа во храм, Благовещения, Успения и прочих. После III Вселенского Собора, бывшего в V веке, уже во всём христианском мире установились праздники в честь Богоматери, и в храмах, посвящённых Её памяти, в часы всенощных бдений читались прообразования и пророчества о Ней в так называемых Паремейниках на Востоке и Лекционариях на Западе. Очевидно, что не все праздники явились в одно время и не все древнейшие сказания о них дошли до нашего времени; приведём хотя некоторые уцелевшие известия, в порядке жизни Честнейшей херувим.

Празднование Зачатия Богородицы (9 дек) началось не позже VII века, ибо святой Андрей Критский († 712) написал уже канон на сей праздник. В Царь-граде был собор Богородицы, где храмовой праздник совершался именно в этот день.

Сведения о празднике Рождества Пресвятой Богородицы восходят в некоторых местах к IV, а в других к V веку. В честь этого события уже в IV веке строили храмы. Все памятники восточные и западные согласно показывают празднование его 8 Сентября. Есть предание, что день сей, как день рождения Богоматери, открыт был одному подвижнику. Праздник сей прославили канонами – в VII веке святой Андрей, архиепископ Критский (который в каноне именно говорит, что весь мир празднует рождение Пресвятой Девы), а в VIII веке – святой Иоанн Дамаскин. Праздник продолжается в Церкви пять дней: отдание праздника 12 Сентября.

Указания на праздник Введения во храм уцелели от VIII века; день праздника определён 21 Ноября. В Иерусалиме, в ограде Омаровой мечети, указывают здание, где в V или VI веке был храм в честь Входа Пресвятой Богородицы, и говорят, что этот храм стоял на месте притвора Соломонова, где некогда жила Приснодева. Каноны на сей праздник написаны Георгием, митрополитом Никомидийским (IX в) и Василием, архиепископом Кесарийским (XI в). Праздник Введения есть для нас как бы та великая звезда-путеводительница, которая ведёт нас поклониться Рождеству Христову; со дня Введения начинают петь во храмах: “Христос раждается, славите!” Праздник продолжается пять дней: отдание праздника 24 Ноября.

Праздник Благовещения совершался в Восточной Церкви уже в IV в; о нём упоминают святой Афанасий Александрийский и святой Иоанн Златоуст; но есть свидетельство, что он установлен самими Апостолами, как состоящий в неразрывной связи с праздником Рождества Христова, и был сближаем со временем празднования Рождества. Собор Трулльский (691г) положил правило о дне Благовещения, что в сей праздник, даже и в четыредесятницу, должна быть совершаема литургия святого Златоуста, а не преждеосвященных Даров. Канон на Благовещение принадлежит отчасти святому Иоанну Дамаскину, отчасти блаженному Феофану начертанному, митрополиту Никейскому, жившему в IX веке. Но во всех местах сначала праздновали Благовещение в одно время, но с XI в. везде отнесли его на 25 Марта. Праздник продолжается один день, не имеет ни предпразднства, ни попразднства.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы считают установлением Апостольским. Сказания о чудесном восшествии Богоматери с плотью на небо восходят к IV веку; о нём упоминают блаженный Августин и Иероним. Ювеналий, патриарх Иерусалимский (420–458), утверждал пред императором Маркианом достоверность этих сказаний. Император Маврикий (592–602) установил день празднования Успения 15 Августа. Блаженную кончину Богоматери прославили канонами святой Козьма Маиумский и святой Иоанн Дамаскин. Празднику Успения с древних времён предшествует пост, который соединяет в себе два древних поста: некогда христиане постились – иные пред праздником Преображения Господня, а другие – пред праздником Успения Богоматери; но в XII в, на Константинопольском соборе, при патриархе Луке, положено для всех христиан – соблюдать Успенский пост с 1 по 15 Августа. Праздник продолжается девять дней: отдание его совершается 23 Августа. В Иерусалиме, у гроба Божьей Матери, на Афоне – в Русике, в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, празднование Успения совершается с особой торжественностью; отпевание над гробом Богоматери совершается такое, как над гробом Спасителя в Великую Субботу, и самый праздник считается Второй Пасхой69

Праздник Рождества Богородицы, Введения во храм, Благовещения и Успения принадлежат к великим, так называемым двунадесятным праздникам и считаются наравне с Господними.

26 Декабря празднуется Собор Пресвятой Богородицы, т. е. всенародное торжественное собрание для прославления Матери Божьей. В Церкви нашей издавна установлено – на другой день великих праздников чтить память тех лиц, которые главным образом послужили празднуемому событию; таким образом 26 Декабря празднуем Божьей Матери, как послужившей рождеству во плоти Господа нашего Иисуса Христа; 7 Января – Иоанну Предтече, крестившему Господа; 26 Марта архангелу Гавриилу, благовестившему Пресвятой Деве; на другой день Троицына дня – Святому Духу, сошедшему в праздник Пресвятой Троицы; 9 Сентября – праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Девы...

2 Июля празднуется положение честные ризы Богоматери в Константинополе, в особом храме, построенном императором Львом Македонянином в половине V века. Подражая византийскому государю, преподобный Стефан Печерский соорудил в Киеве монастырь на Клове и в нём церковь во имя Пресвятой Богородицы, в память положения честные ризы Её. Подобные же храмы явились в Суздале и Москве.

31 Августа установлено празднование – Положение честного пояса Богоматери, по тому случаю, что императрица Зоя, супруга Льва Мудрого, получила исцеление от сей святыни. Канон сего празднования написан Иосифом песнописцем († 883), а другой канон – современником Иосифа – Георгием, митрополитом Никомидийским (IX в).

На все эти праздники святые Отцы и учители Церкви и даже цари составляли в честь и славу Пресвятой Девы молитвы, каноны, поучения и слова, в которых просили Её заступления. В доказательство мы должны сослаться на те же досточтимые имена, которые уже были приводимы нами не раз: святого Афанасия Александрийского, святого Иоанна Златоустого, блаженного Августина, святого Прокла, святого Иоанна Дамаскина, святого Тарасия, патриарха Константинопольского и других. Божья Матерь есть поистине «Мать живых», как называет Её святой Епифаний, и щедрая Раздаятельница духовных благодеяний. «Причастен ли кто Богознанию? чрез Тебя, Всесвятая! – говорит святой Герман, патриарх Константинопольский: спасается ли кто? чрез Тебя, Дева Матерь! Милуется ли кто туне? чрез Тебя, Богоблагодатная»! Трогательны молитвы, с которыми святые Отцы обращаются к Пресвятой Деве, испрашивая Её ходатайства у престола Божьего: эти молитвы вошли в состав православного богослужения. Святой Ефрем Сирский так начинает одну из своих молитв ко Пресвятой Богородице: «человеческий род получил в Тебе, Богородица, Предстательницу и Посредницу к рождённому Тобою Богу, всегда имеет нужду в Твоей помощи и признает Тебя единым прибежищем и защитой, как имеющую дерзновение к Нему». Вера Святой Церкви в несравненную силу ходатайства и помощи Божьей Матери выражается многими священными песнопениями, особенно следующими: «Не имамы иные помощи, ни имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози; на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы рабы, да не постыдимся».– «Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево: но просит благодати, и приемлет дарование к полезному прошению». – Последнюю песнь на Афоне поют ежедневно по отпусте вечерни. И повсюду Святая Церковь всякое богослужение оканчивает обращением к Богоматери: «Пресвятая Богородице, спаси нас»! – и дневные службы заключает прошением: «Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наши»70

При всём благоговении к Богоматери, заметить подобает, что лицо Её хотя и превознесено выше всего сотворённого, однако не есть равновестно лицу Божества. Святая Церковь учит нас говорить: “Спасе, спаси нас”, т. е. Твоею Божественной благодатью; а моление: “Пресвятая Богородице, спаси нас” Церковь разумеет в смысле: спаси Твоими молитвами и благодатью Христовой [Письма Московского митрополита Филарета к архимандриту Антонию. М. 1878, часть 2, стр. 456]. Это ясно сказывается в том молитвенном воззвании, с которым мы обращаемся к Ней в дни Великого поста: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных». Итак, мы поклоняемся Богородице не как Богу, но как Матери Божьей по плоти: – “Ты иже от Тебе рождшагося моли Богородице Дево: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки”.

* * *

68

Собор, на котором установлено догматическое учение о Божьей Матери, был третий Вселенский, состоявший из 200 отец и происходивший в Эфесе, в 431 году. Начался он после Пасхи, окончился 27 Июня. Воспоминание о нём совершается в нашей Церкви 9 Сентября. Исследование о нём см. в Христианском Чтении 1842г., III, 34, в Душеполезном Чтении 1871г., № 1. Деяния собора изданы при журнале Православный Собеседник 1859г.

69

Приводим несколько священных песнопений над гробом Богоматери, воспеваемых на Востоке: «Во гробе, о чудесе! положилася еси, Чистая, неизреченно заченшая на земли и вместившая во утробе Бога«Мариам, како умираеши? како во гробе обитаеши, рождшая Подателя жизни»? «Тобою сотрено бысть жало смерти, Всечестная, и тления избавихомся: како убо умираеши и вменяешися мертвых»? «О чудес странных, о вещей новых! Подателя дыхания моего Зачавшая лежит бездыханна»! «Цвет нетления и Матерь Божию Тя познахом и проповедуем, Всенепорочная, аще и во гробе зрим Тя, яко мертву». «Ангел Господень прежде трех дней приходил к Тебе, предвозвещая Твое преставление» «Слезами и плачем и рыданиями о Тебе сокрушахуся другини Твоя, не терпяще преставления Твоего». «Якоже они тогда, и мы днесь тепле молим, да не оставиши сиры рабы Твоя, Владычице, преставльшеся». «Приклонися от небес и к нам, сущим на земли, и ниспосли безмерную милость чтущим Твое успение, Чистая». «Приидите вси вернии, стецемся и мы благоговейне к погребению Владычицы, вземлемые от земли на небо». «Величаем Тя, Богородице Чистая, и чтим святое преставление Твое, и восхождение от земли к небеси» «Взята еси от нас, Всечестная Дево Мати, но благословение Твое и благодать остави с нами, благочестиво чтущими Тя». «Пения и песни исходные, яко миро погребальное, приносяще Тебе, Дево, просим оставления прегрешений». «Витии славнии, ниже Ангелы могут Тя достойно пети, о Дево Мати, Честнейшую Матерь Божию». «Причастницы нетленные и вечные жизни Твоим рождеством соделахомся вси, темже поем Тебе: Радуйся, Всечестная». «Якоже убо мы преклоняем Ти колена сердца, сице и Ты преклони к нам ухо, Владычице» «Иные бо Заступницы не вемы, Чистая, разве Тебе, рождшия Создателя, к Немуже Тя предлагаем ходатаицу теплу». «Царице всего, Твоими ходатайствы умилостиви Господа всем Твоим рабом, егда имать судити вся смертные». «Время поста, егоже привведохом ко гробу Твоему, Дево, приими вместо смирны и даруй нам умерщвление страстей». «Умоли Творца со всеми святыми и родители Твоими, да вся православные достойны сотворить неизреченные радости». «Вси просят, Дево, Твоего покрова и Твоего заступления». «Кто изрещи возможет, Едина Мати Дево, божественные добродетели Твоя? Кто же исчислит Твои благодеяния, яже подаеши всем?» «Живым и умершим на Тя уповающим заступление даруеши, елика бо хощеши, творяши всяческая, могущи яко Матерь Всевышняго».

70

Приводим несколько указаний, кем составлены известнейшие священные каноны и молитвы Божьей Матери.

1. Плач Пресвятой Богородицы при кресте (канон на малом повечерии, в Великую Пятницу) написан Симеоном Метафрастом († 940).

2. Канон на Светлую Седмицу (в конце Дамаскинского) – творение Феофана начертанного и Иосифа песнописца.

3. Канон на акафист Божьей Матери – песнописца Иосифа.

4. Каноны, которые поются по средам Божьей Матери, на всех восьми гласах, – песнописца Иосифа.

5. Каноны Богородице, которые читаются на повечериях – Иоанна Дамаскина.

6. Канон Живоносному Источнику – Никифора Каллиста.

7. Канон молебный (Многими содержим напастьми) монаха Феостерикта, IX в.

8. Канон молебный во исповедание грешника (Како восплачу), Евфимия монаха Сингелла.

9. Канон Одигитрии – митрополита Никейского Игнатия († около 960).

10. Канон с тропарями и стихирами, об утолении бед, – никейского императора Феодора Дуки Ласкаря (1255–1259).

11. Догматики Богородичные на 8 голосов – Иоанна Дамаскина.

Молитвы (по алфавиту)

1. Богородице Дево, радуйся – Кирилла, архиепископ Александр († 444).

2. Все упование мое – Иоанна Дамаскина VIII в.

3. Достойно есть – отцов III Вселенского Собора.

4. Дева днесь – Романа сладкопевца.

5. К Тебе, пречистей Божьей Матери – Петра Студита.

6. Милосердия двери отверзи нам – Иоанна Дамаскина.

7. Многая множества моих, Богородице, прегрешений, – И. Дамаскина.

8. Нескверная, неблазная, нетленная – Ефрема Сирина.

9. О тебе радуется – И. Дамаскина

10. Преславная Приснодево – монаха Антиоха, VII в. (Профессор Царевский приписывает Дамаскину).

11. Твоих даров достойны сотвори ны – Константинопольского патриарха Фотия.

12. Честнейшую Херувим – Космы, епископа Маиумского.

13. Яже небес высшая – Констинопольского патриарха Антония († 458).


Источник: Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. - [Репринт. воспроизведение изд. 1904 г.]. - М. : Пересвет, [1991]. - 378,[6] с., [8] л. ил.

Комментарии для сайта Cackle