XII. ИКОНЫ И ХРАМЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ В ПЕРВЫЕ ВЕКА; ПОЯС, РИЗА И ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПЕЛЕНЫ; ПОКРОВ ЕЁ В ЖИЗНИ СВЯТЫХ, В СУДЬБАХ КОНСТАНТИНОПОЛЯ И АФОНА
Под Твой милость прибегаем, Богородице Дево: молитв наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная.
По древнему преданию, принимаемому Православной Церковью, святой Евангелист Лука, ученик и сотрудник Апостола Павла, знал искусство живописи. Удовлетворяя благочестивому желанию верующих видеть лик Божьей Матери и по отшествии Её от земной жизни, он написал образ Её, и когда представил его Приснодеве, то Она изрекла: «благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с ним». Этот образ был послан сначала в Антиохию, где особенно умножились верующие и первые приняли название христиан, и где жил «державный Феофил», для которого святой Лука писал Евангелие и книгу Деяний Апостольских. Из Антиохии, по прошествии многих лет, этот образ был перенесён в Иерусалим, и потом Евдокией, супругой Греческого императора Феодосия младшего (408–450г), путешествовавшей по святым местам, отправлен в Константинополь к святой царице Пульхерии, как драгоценный дар христианской любви. В житии святого Панкратия, епископа Тавроменийского, ученика апостола Петра, неоднократно упоминается образ Пресвятой Богородицы, уже преставившейся в горние селения. В дальнейшие века образа Божьей Матери встречаются всё чаще и чаще и ознаменовываются благодатью чудотворения.
Основав в четвёртом веке Константинополь, благоверный император Константин Великий поручил его покрову Богоматери и построил в нём три храма в честь Её. Там же, и тогда же, при Константине Великом, построен был храм Богородицы одним сенатором. Вслед за тем императоры, императрицы, вельможи, жёны их усердно строили храмы и обители, мужские и женские, во славу Богородицы, как в городе, так и за городом. Замечательны названия некоторых храмов и обителей: Богородицы Благословенные, Благотворительницы, Всеблаженные, Пренепорочные, Всецарицы, Милостивые, скорбящих Радости, Нерукотворенные иконы Богоматери: так быстро и широко развивались любовь и благоговение к Ней в царском доме и народе.
Святая Пульхерия, дочь императора Аркадия, соцарствовавшая сначала брату своему Феодосию младшему, а потом супругу своему Маркиану, имела особенное благоговение к Пресвятой Богородице. В честь Её святая царица воздвигла в Константинополе три великолепных храма – в Халкопратеи, или на торжище медников, Одигитрии [Слово «Одигитрия» значит Путеводительница, и дано святой иконе по случаю исцеления двух слепцов, приведённых во храм указанием Богоматери] и Влахернский. Никифор Каллист замечает, что император Маркиан и императрица Пульхерия, как бы по соревнованию, не щадили издержек для последнего храма: он был чудно величественен и блистал самыми разнообразными украшениями. Но ещё многоценнее были священные сокровища, которыми наделила святая Пульхерия воздвигнутые ею храмы: в Халкопратейском положила она пояс Пресвятой Богородицы, принесённый из Палестины в Константинополь ещё при отце её Аркадии; в храме Одигитрии поставила образ Божьей Матери, писанный Евангелистом Лукой71; а во Влахернский пожертвовала погребальные пелены Богоматери, присланные из Иерусалима архиепископом Ювеналием. По влечению благочестивого сердца, святая царица установила в храмах всенощные бдения и молебствия: в Одигитрии – в среду, в Халкопратейском – в четверг.
Проследим судьбу пояса.
В IX веке Греческая императрица Зоя, супруга императора Льва философа, страдая от болезни, видела во сне, что исцелеет, если будет возложен на неё пояс Богоматери. Так и случилось: пояс был вынут из ковчега, где хранился, возложен на Зою, которая чудесно исцелилась, и опять положен в ковчег. В память этого чуда Церковью совершается праздник «Положение честного пояса Пресвятой Богоматери», 31 Августа. В настоящее время одна значительная часть пояса Богоматери находится на Афонской горе, в Ватопедском монастыре. Она вложена в богато устроенный сребропозлащённый ковчег, помещающийся в алтаре соборного храма; другая в Трирском монастыре (в Рейнской провинции в Пруссии), а третья в Грузии, в Зугдидской церкви, и поступила сюда по следующему обстоятельству. Дочь Греческого императора Романа Аргира, в исходе X века, вступив в брак с царём Грузии и Абхазии Багратом Куропалатом, взяла с собою и часть пояса Пресвятой Богородицы, и положила её сначала в обители Бедийской, а потом в Мартвиле, где она и находилась долгое время. Бывшая правительница Мангрелии Нина, дочь царя Георгия, при вступлении в подданство России, принесла этот драгоценный пояс в дар Императору Александру-I; но он, великолепно украсив пояс Богоматери драгоценными камнями, возвратил правительнице и повелел выстроить в Зугдиде каменный храм, где святыня хранится доныне пред иконостасом в особом киоте. На верхней части пояса, который походит на дьяконский орарь, сложенный вместе, виден древний лик Богоматери; нижняя часть его совершенно ветха. Жемчуг, изумруды, яхонты украшают эту святыню.
Император Лев Македонянин (во второй половине V века) украсил столицу свою новыми храмами в честь и славу Пресвятой Богородицы. Первый был сооружён для положения ризы Божьей Матери, принесённой в Константинополь патрициями, братьями Кандидом и Гальвием. Путешествуя по святым местам Палестины, они пришли в Галилею, и здесь у одной престарелой благочестивой девицы еврейки, увидели ковчег с ризой Богоматери, привлекавший на поклонение многих христиан, особенно больных. – Продолжая путь свой в Иерусалим, братья умыслили посредством хитрости овладеть бесценным сокровищем. Приготовив ковчег, во всём сходный с видимым, на возвратном пути они тайно поставили его на место заключавшего в себе ризу Пресвятой Богородицы, а этот поспешно принесли в Константинополь. Здесь сначала они укрыли своё приобретение в своей домовой церкви, а потом, когда слух дошёл до императора,– был воздвигнут особый храм во Влахерне. [Влахерна – место на берегу морском, где была пристань; название своё она получила от имени знаменитого вождя скифского, на том месте убитого. Валхернский храм сгорел в 1434 году; ныне виднеются только малые остатки его], в котором и положен ковчег с честной ризою. С того времени Православная Церковь 2 Июля празднует «Положение Ризы Богородицы», благодаря Пресвятую Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «необоримую стену, исцеления сокровище, чудес источник приснотекущий, пристанище спасительное обуреваемым». О самом храме замечается, что он сделался «врачеванием безмездным для болящих», и о ковчеге, что от него потекли «реки чудес». [Часть ризы Богоматери принесена в Россию князем Вас. В. Голицыным и хранится в Московском Успенском соборе, в Петропавловском приделе; другая в Благовещенском соборе, приобретённая в XIV в. Дионисием, архиепископом Суздальским. Третья в Никитском монастыре и четвёртая – в Риме, в кафедральном соборе Папы, подле дворца Латеранского].
Тот же император построил и другой храм в честь Пресвятой Богородицы. Никифор Каллист повествует, что когда-то в окрестностях столицы было прекрасное место, осенённое рощей платанов и кипарисов и орошаемое чистым и светлым источником; но от времени оно засохло, и самый источник засорился. Лев, будучи ещё частным человеком, прогуливался в этом месте и встретил человека, слепого от самого рождения. От природы мягкий и сострадательный будущий император подал руку слепцу и повёл его; но солнце палило, и слепец жаловался на сильную жару. Напрасно Лев, посадив слепца в тени, прошёл всю рощу, отыскивая воду: воды не было видно. Но когда он, усталый, возвратился от бесполезного поиска к слепцу, вдруг услышал чудный голос с неба: «не печалься, Лев; вода подле тебя». Но и сам Лев стал как-бы слепым: осматривался вокруг, испытывал землю,– и воды не находил. И вот опять раздался кроткий и приятный голос, не только называющий его по имени, но предсказывающий ему императорское достоинство: «император Лев, войди в эту густую и тенистую рощу и, почерпнув воды, утоли жажду немощного, а илом помажь ему глаза. Кто Я, здесь живущая, ты скоро узнаешь. Устрой Мне на этом месте храм: в нём Я буду внимать молитвам и подавать желаемое всем, с усердием и верой сюда притекающим; ничто не сильно будет противиться власти Моей: демон ли, болезнь ли неисцельная, или что другое,– только бы просили Меня благоговейно». Повинуясь этому указанию Матери Божьей, Лев принёс слепому ил и воду и помазал ему глаза; глаза открылись, и слепорождённый получил способность ясно и отчётливо видеть.
Вступив на престол, Лев, повелел очистить чудный источник от наносной земли и сору, и воздвиг над ним великолепный храм. Изящной внешности вполне соответствовало внутреннее устройство его: «свод храма был роскошно украшен золотом, а стены – мрамором, так что свет, входя окнами и отражаемый сводом и стенами, осиявал весь храм, подобно молнии. Самый источник находился почти на средине храма; к нему вели двадцать пять ступеней, искусно устроенных архитектором; мраморная решётка сколько служила к украшению целого, столько же предохраняла от падения сходивших вниз по скользкому пути. Ширина источника простиралась до шести стоп, и четырёхугольное мраморное вместилище, удобно устроенное для почерпающих воду, окружало его со всех сторон. У верхней части источника было в мраморе круглое углубление, в которое прежде всего и втекала влага, и потом уже, чрез скважины, вливалась в мраморный бассейн. Наверху, посреди храма, стояла круглая каменная чаша; а другое вместилище, продолговатое и узкое, находилось у алтаря: из него-то приставленные к этому делу люди и почерпали священную и животворящую влагу сосудом, устроенным наподобие ложки». Этот храм получил название «Живоносного Источника», и воистину сделался неисчерпаемым источником чудных действий благодати Божьей, по молитвам усердной Заступницы христиан – Матери Божьей. Чудотворения, совершавшиеся здесь, были так многочислены, что Православная Церковь, в древнее ещё время, установила в пятницу Светлой недели совершать празднование в честь Божьей Матери и в воспоминание чудесных исцелений у Живоносного Источника Её. В церковных песнопениях прославляются следующие чудеса у святого источника: воскресение мёртвого, разрешение неплодной, исцеление немоты и глухоты, рака, проказы, воспаления, переломов, расслабления, и вообще замечается, что он «на кийждо день источает исцеления» «верным – царем, простцем, нищим, князем, убогим и богатым».
Сто лет спустя по основанию храма Живоносного Источника, император Иустиниан получил исцеление от жестокой каменной болезни, по гласу Богоматери, Которая в ночном видении послала его к Своему источнику, и соорудил здесь новый храм, ещё более великолепный, и обитель иноков. Этот храм не уступал красотой Влахернскому, но в последствие времени пострадал от страшного землетрясения. Один из могущественных властителей Василий Македонянин, достойно обновил святилище Льва и Иустиниана. Потом храм был разрушен до основания при взятии Царь-града турками. Однако, и после разорения своего царства и обители, православные не оставили Живоносного Источника под грудой его развалин: потому что от времени до времени совершавшиеся исцеления знаменовали его целебную силу даже самим туркам. Спустя несколько лет, дано было дозволение соорудить малую часовню над источником, и там поставлен был турецкий страж, чтобы собирать дань с христиан в пользу магометанской больницы. В бедственную эпоху Греческого восстания обрушилась и часовня, которую выжгли разбойники, и самый источник почти заглох было под грудою камней; но десять значительных исцелений (записанные на мраморной доске подле него) возобновили его древнюю славу; в числе исцелённых был один из разбойников турецких, ограбивший святилище и потом впадший в расслабление. Наконец, в 1830 году ревностный патриарх Константин испросил у султана позволение восстановить из развалин древнюю церковь и соорудил её вновь с благолепием, приличествующим святости места и древней его славе. При этом найдены были прежние основания храма, но, по своей обширности, не послужили чертежам для устройства нового, и только малая церковь агиасмы, т. е. самого источника, стоит на прежнем основании. Она и главный собор, празднующий Живоносному Источнику в пасхальную пятницу, украшены серым мрамором, с изящными изваяниями по иконостасу и мозаичным полом. Между новейшими зданиями Греческими ни одно не может сравниться с храмом Источника. Когда начали копать землю для фундамента, нашли в преддверии два древних гроба: один того Феттала, который, будучи болен, поплыл искать исцеления у Живоносного Источника и, умирая на пути, заклинал своих присных, хотя мёртвым, донести его до живительных струй и трижды облить ими тело его, прежде нежели предать земле. Он воскрес и потом избрал себе упокоение при жизни и по смерти в сей обители. Другой гроб был жены придворного сановника Магистриссы Елены, которая взяла себе две мозаичные иконы из святилища, во время землетрясения, и потом принуждена была, по тайному гласу, возвратить достояние церковное. Лишившись трёх своих детей, она с любовью предала из Господу и сама пожелала успокоиться, со всей семьёй, под сенью обители. Эти гробы и теперь находятся в преддверии храма. Замечательны чудные обстоятельства при строении настоящей церкви: огромный камень упал на ноги одного из работников, которого с трудом могли извлечь из-под тяжкого бремени; но как только полили его священной водой от источника – боль миновала и даже ноги остались совершенно невредимы. Ещё двое упали с высокой лестницы, во время постройки храма; но ни один и них не пострадал, так как оба заняты были живописью и ваянием в пользу церкви. Таково доныне благословение Божье над святым местом, издавна привлекающим к себе любовь и усердие благочестивых христиан и даже магометан.
Жития святых обильны рассказами о разнородном участии Божьей Матери во всех обстоятельствах их жизни: Она с небес сходила помогать людям, исполняла прошения матерей о рождении добрых детей, преподавала правила святой жизни, врачевала больных, спасала от бесов, от огня, от наглой смерти, даровала время для покаяния, являла Своё благоволение кающимся, являлась умирающим. В Четьих-Минеях святителя Димитрия Ростовского и в Житиях Святых архиепископа Филарета рассказываются более сорока явлений Богоматери наяву и во сне. Приведём хотя некоторые примеры Её благодатного участия и заступления.
В житии святого Григория Неокесарийского (память его 17 Ноября) читаем, что когда он в 240г., перед принятием епископства, занимался в уединённом изучении догматов святой веры и молился Богу и Божьей Матери о научении его, явилась ему Богоматерь, блиставшая светом небесным, с Апостолом Иоанном Богословом, и поручила Апостолу преподать святому изложение христианской веры. – Святой Григорий потом передал сей Символ всей Неокесарийской Церкви. По нём учились вере Василий Великий и брат его Григорий Нисский; им руководствовался Григорий Богослов; он не пространен, но полон точного учения о трёх лицах Божества. Замечательно в этом видении неизменное и на небе смирение Божьей Матери: не Сама Она изъяснила тайны веры, не взяла на Себя звание учительницы Церкви, а поручила это Апостолу.
А как строго Она хранила чистоту веры Православной, показывает случай из жизни преподобного Кириака (Июня 9, в житии святого Кирилла Александрийского). Он видел во сне Царицу Небесную с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом и просил Её войти в келью его: но Она уклонилась, сказавши: «Ты имеешь врага в келье». Пробудившись, святой Кириак строго осмотрелся вокруг себя и нашёл, что таким врагом могли быть только слова еретика Нестория, находившиеся в бывшей у него книге.
Святой Алексий, человек Божий (Марта 17), 17 лет простоял на паперти храма в ряду нищих, никем не признанный, и Богородица, на храмовой иконе изображённая, сказала пономарю: «введи в церковь Мою человека Божьего, достойного небесного царствия, ибо молитва Его, яко кадило, свободно восходит пред лице Божье».
Из неизреченного множества благодатных явлений Божьей Матери на Востоке отметим, в утешение песнопевцев Богородицы, особенно те, какими удостоила Она Своих певцов. Клирик Влахернской церкви, преподобный Роман (V века, сириец) не отличался умением петь и читать, какое требовалось в знаменитом храме; товарищи осыпали его насмешками и презрением. В навечерии Рождества Христова, особенно сильно осмеянный ими, Роман, по окончании Богослужения, пал в горьких слезах пред иконой Божьей Матери. Насытясь слезами, он не вкусил хлеба в своей келье и заснул. Тогда явилась ему Матерь Божья, подала свиток и этим сообщила дар творения песен. В день Рождества он взошёл на амвон и начал вдохновенно петь «Дева днесь пресущественного раждает» Изумлённый его чудным даром, патриарх поставил его в диакона, и преподобный Роман после того написал до тысячи кондаков. Память его 1 Октября.
Преподобная Мария Египетская (1 Апреля), ещё бывши нераскаянной грешницей, несколько раз пыталась войти во храм Иерусалимский, но каждый раз таинственная сила возбраняла ей вход. Поражённая Мария пролила слезы пред иконой Царицы Небесной, находившейся в притворе храма, обещая покаяться,– и после того свободно вошла в церковь и приложилась к Животворящему Кресту Господню; затем, возвратившись к иконе Богоматери, она снова молилась пред Нею и, услышав голос: «За Иорданом найдёшь себе покой», немедленно удалилась в пустыню и там молитвами и подвигами возвысилась до чистоты ангела небесного.
Вот дивное явление Царицы Небесной, которое открывает материнскую любовь Её к детям. Нам передаёт его святой Григорий Великий, папа римский (590–604) «Раб Божий Пров рассказывал мне о сестре своей, по имени Муза, малой отроковице. В одну ночь явилась ей в видении Пречистая Богородица Приснодева Мария, в сопровождении таких же малых отроковиц в белых одеждах. Муза желала присоединиться к ним, но не смела. И спросила её Владычица: «желаешь ли быть с ними вместе и служить Мне»? Муза отвечала – желаю. И Владычица заповедала ей, чтобы отселе не делала ничего детского и легкомысленного, воздерживалась от смеха и игр, зная, что в тридцатый день пойдёт на служение Ей и соединится с теми девицами. Проснувшись, Муза совершенно изменилась во всем своём поведении, бросила детские шалости и стала вести строгую жизнь. Родители удивились такой перемене и спрашивали о причине её. Муза им рассказала, как видела она Богоматерь, какую получила от Неё заповедь и объявила, в какой день отойдёт на служение Ей. Прошло 25 дней, Муза заболела. В 30 день, когда настал час её кончины, она увидела идущую к ней Богоматерь, с теми же отроковицами. На зов Богоматери она отвечала, благоговейно потупив очи, тихим голосом: «иду, Госпожа моя! иду, Госпожа моя». И с этими словами душа её вышла из девственного тела и присоединилась к лику святых отроковиц (Память блаженной Музы совершается в нашей церкви 16 Мая)
Анна, мать преподобного исповедника Стефана Нового (Ноября 28), до рождения его, стоя во Влахернской церкви, обратила взор свой к иконе Пречистой Владычицы, и к ней как к живой, говорила со слезами, моля Её даровать ей сына, обещаясь принести его в дар Богу. Долго молясь и много пролив слез, Анна задремала тут же и в дремоте увидела Пречистую Богородицу, сияющую невыразимою добротой; Царица Небесная сказала ей: «иди с миром: ты будешь иметь сына по прошению твоему» И родился сын, великий ревнитель о славе Божьей.
Преподобному Козьме (иерусалимиту, VIII в), явившись во сне, Божья Матерь выразила благоволение за его песнь «Честнейшую Херувим», признавая её приятнее всех других. (Обзор песнопевцев, 1860, стр. 227)
Преподобному Иоанну Дамаскину (сириянину, VIII в) Она явила дважды собственную милость. Святой Иоанн, сильно поражавший – и письменно и устно – иконоборную ересь, за свой ревность в этом святом деле был оклеветан Греческим императором Львом Исаврянином пред эмиром Дамаска, где святой Иоанн занимал важную должность. Эмир, не разобрав дела и поверив клевете, велел отсечь у него руку, будто-бы писавшую ко Льву изменнические письма. Отсечённая рука, в страх всем, была вывешена на торжище. Под вечер, когда утих гнев князя Дамасского, святой Иоанн ходатайствовал пред ним, через друзей своих, чтобы позволено было взять ему вывешенную на позор кисть его усечённой руки. Князь склонился на ходатайство своих придворных, друзей Иоанновых, и кисть руки была возвращена страдальцу. Когда наступила ночь, святой Иоанн затворился в молитвеннице и, приложивши мёртвую кисть руки к составу её, пал пред иконой Богоматери, горько зарыдал и всей силой сердечной веры и любви просил у Неё исцеления руки своей, в защиту православия и на поражение усиливающейся иконоборческой ереси. По долгой молитве, святой Иоанн задремал и в тонком сне увидел Богоматерь, светлыми и милостивыми очами взиравшую на него. «Вот твоя рука теперь здорова – сказала Богоматерь Иоанну – не скорби более». Иоанн проснулся, ощупывая свой руку и едва верил собственному чувству: рука, как и прежде, цела; ни следа болезни; и только, как бы во свидетельство события, там, где она была отсечена, наподобие нити остался признак кровавого усечения. Тронутый чувством невыразимой признательности к Богоматери за Её милость, Иоанн воспел «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», вычеканил из серебра кисть руки и приложил её к иконе, отчего она впоследствии и получила название Троеручицы. Скоро после того Иоанн вступил в обитель святого Саввы, близ Иерусалима; строгий старец, которому он был отдан в духовное руководство, запретил ему составлять свои духовные песни. Но Богоматерь немедленно явилась старцу во сне и внушила ему, чтобы он отнюдь не запрещал Иоанну писать церковные песни, и при этом назвала Иоанна Своим источником: «Не заграждай источника Моего» (память святого Иоанна 4 Декабря).
По смерти преподобного Иосифа Песнописца (Апрель 4), одному из друзей его было видение, что круг небесный раздвоился, и из него исходили лики святых, и Дева неизреченной красоты и славы повелела им принять душу Иосифа, воспевшего их деяния и подражавшего их жизни.
Покровительство Божьей Матери христианскому роду особенно ясно было показано в видении в Константинополе, около половины X века, в царствование Льва Премудрого, святому Андрею Юродивому и ученику его Епифанию. – Вот как об этом рассказывается в житии святого Андрея: «Некогда, во время совершения всенощного славословия в храме во Влахернах (где хранилась риза Богоматери с омофором и частью пояса), пришёл туда блаженный Андрей. Был там и Епифаний и один из его слуг с ним. По обычаю своему он стоял, как доставало сил, иногда до полуночи, иногда до утра. В четвёртый час ночи блаженный Андрей видит величественную Жену, идущую от царских врат со страшной свитой, из коей честный Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Её своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали Ей, иные последовали, поя гимны и духовные песни. Когда Она приблизилась к амвону, преподобный, придя к Епифанию, сказал «Видишь ли Госпожу и Царицу мира»? – Вижу, отец мой духовный, отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами Своё Боговидное и пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с Себя, наподобие молнии блиставшее, великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью пречистыми руками, распростёрла его над всем стоящим народом. Святые Андрей и Епифаний довольное время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую на подобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим там. Жители Царьграда, услышав об этом чуде исполнились радости и упования; а Церковь Российская, с самого основания своего, установила праздник в воспоминание Покрова Пресвятой Богородицы, и доныне благоговейно воспевает: «Дева днесь предстоит во храме и с ликами Святых невидимо за нас молится Богу».
В том же житии святого Андрея говорится, что душа его ещё при жизни была водима по небесному раю; там он увидел пресветлого мужа, который сказал ему: «ты хочешь здесь видеть Пресвятую Царицу Небесных сил, Её нет здесь: Она отошла в многобедственный мир помогать людям и утешать скорбящих.
Для преподобного Нифонта (Декабрь 23), бывшего впоследствии епископом Кипрским, Царица Небесная была особенной помощницей и заступницей. В молодости своей, после нескольких лет грешной жизни, он, наконец, стал пламенно молиться пред иконой Божьей Матери, и Её изображение показалось Ему светлым и улыбающимся. Но однажды, идя в церковь, он осудил мысленно какого-то преступника – и увидел лик Богородицы на той же иконе суровым и отвращающимся от него. Уразумев свой вину, Нифонт начал молиться и плакать, и увидел лик Её по-прежнему кротким и ласковым. – Подобно Андрею Юродивому, он видел однажды Пречистую Богородицу, пришедшую в церковь с Апостолами и множеством святых, простёршую руки к Богу и молившуюся о спасении всех. Однажды, почерпая воду, он упал в колодезь и, летя вниз, вскричал – “Владычице, помоги мне”: и вдруг стал ногами на дерево нимало не повреждённый.
Эконому Феофилу (Июня 23), отрёкшемуся от Христа и потом 40 дней каявшемуся в посте и плаче, в затворённой церкви, явилась милостивая Владычица и повелела ему исповедать грех свой и не сомневаться в милосердии Божьем; исполнив Её повеление, он, по Её ходатайству, был чудесно прощён Богом.
В XII веке Богоматерь явилась во сне Иоанну Кукузелю (болгарину), славному певцу афонскому, особенно любившему петь акафист пред Её иконой, и сказала ему: «радуйся Иоанне, чадо Мое; пой, Я не оставлю тебя», и дала ему златницу. Так видимо повсюду возлюбила Царица Небесная Своих певцов за их живую и действенную любовь к Ней.
Щедро изливая на верующих дары Своей благодати, Пресвятая Богородица явилась непреоборимой защитницей и всего Греческого православного царства от нападавших на него врагов. В 626 году, при императоре Ираклии, воевода Персидского царя Хозроя Сарвар вторгся в пределы империи и, как опустошительная буря, никем не удерживаемый, достиг Халкидона, разрушая на пути города и умерщвляя жителей. К большему несчастью, каган Скифский также устремился на Константинополь и покрыл Чёрное море своими ладьями. Но в то время как градоначальник укреплял стены города, «патриарх Сергий – говорит древний повествователь – взяв священные иконы Богоматери, обошёл с ними по стенам, приготовляя городу безопасность, а врагам – страх, гибель и бегство». Скифы, высадившись на берег, сделали приступ к тому месту, где находился храм Живоносного Источника; но «Военачальница христиан и Защитница, скорейшая Помощница призывающих Её, через избранных воинов потребила множество Скифов, и в то же время показала им, что это поражение служит залогом совершенной погибели, угрожающей врагам». В то время, как каган наполнил залив Рога ладьями, а посредством сухопутного войска старался разрушить стены города, на суше приступ был отражён, на море же враги, нападавшие на город против Влахернского храма, вместе с ладьями были потоплены бурей. «Морские волны – говорит сказание – воздымались, как горы, и море свирепствовало и бушевало, как дикий зверь, с яростью нападало на врагов Богоматери, и немилосердно поглощало их». Радость и сила, пробудившиеся в народе, и страх, объявший врагов, были столь велики, что даже дети и жёны нападали на них и преследовали до самого лагеря. Когда же скрылось солнце и наступила ночь, варвары все свои машины, привезённые ими на колесницах для разрушения городских стен, предали огню. После этого каган Скифский и воевода Персидский отступили с бесчестием и большими потерями.
Спустя 36 лет после первого избавления, Константинополь вторично был спасён заступлением Пресвятой Богородицы от Агарян, при императоре Константине IV Погонате и Льве Исавре (VIII в). Враги на большом флоте подплывали к Константинополю, и целых семь лет производили опустошения в окрестностях столицы, каждый раз возвращаясь в своё отечество с огромными потерями. Наконец они вздумали осадить город. Православный народ, взяв пречистое древо Креста Господня и святую икону Пречистой Девы, обходил стены и слёзно молил Бога о помиловании. Агаряне отделили часть войска для покорения Болгарии, но этот отряд был разбит и с большой потерей возвратился к Константинополю. Здесь Агарянские корабли, стеснённые в узком месте, у пристани Состенийской, частью были изломаны сильной бурей, а частью сожжены Греками; остальные корабли, пытаясь выйти в Эгейское море, были встречены ужаснейшим градом и также потонули, так что из 1800 судов, пришедших вначале к Царьграду, уцелело только 10.
При императоре Михаиле III, в 866 году, Константинополь в третий раз был сохранён силой Царицы Небесной от Агарян и от Русских витязей Аскольда и Дира. Эту троекратную помощь Богоматери верующим Святая Церковь вспоминает в субботу пятой недели Великого поста, совершая за утренним Богослужением «акафистное» или неседальное пение, которое православные должны слушать стоя72. Это акафистное пение, составленное из самых возвышенных похвал Божьей Матери, начинается стихом, известным каждому православному: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная»! Древний писатель, изложив историю чудесного спасения Константинополя от врагов, обращается к Божьей Матери с таким воззванием: «Владычица Богородица! Ты, имея по естеству человеколюбие, не престаёшь помышлять о нас; но как общая, чадолюбивая и сердобольная Мать всех христиан, изливаешь на нас Твои благодеяния, спасая, покрывая, охраняя, освобождая от опасностей и избавляя от искушений. Мы благодарим Тебя, превозносим Твои милости, возвещаем благодеяния, воспеваем торжественно Твои чудеса, прославляем Твоё попечение, величаем Твоё промышление, песнословим Твоё предстательство, почитаем Божественную Твой помощь, славословим Твоё милосердие».
И в последующее время православные Греки приписывали успехи своего оружия заступлению Божьей Матери. Император Иоанн Цимисхий, одержав победу над Скифами, возвращался в Константинополь; патриарх и народ вышли ему навстречу, приготовив для торжественного въезда победителя колесницу, запряжённую четырьмя конями. Но император поставил на колесницу икону Божьей Матери и сам сопровождал её до главной площади, где было совершено благодарственное молебствие. Также император Иоанн Комнин, после подобной же победы над Скифами, возвращаясь в столицу, поставил на великолепной колеснице икону Божьей Матери, вельможи управляли конями, а сам победитель нёс крест; по прибытии в храм Святой Софии, было принесено Богу благодарение.
По воле Того, Который «положи времена и лета во Своей власти», Который «мертвит и живит, низводит во ад и возводит, убожит и богатит, смиряет и высит», православная Греческая империя пала под ударами магометан; но, милосердным заступлением Пресвятой Богородицы земной Её удел – святая Афонская гора, принадлежавшая Греческой империи, осталась и поныне остаётся непоколебимым оплотом Православия на Востоке. Святой Афон населён одними лишь православными иноками, которых в настоящее время более 10 000. «История Афона – говорит Муравьёв,– есть как-бы летопись посмертного жительства на земле Пречистой Девы; на каждом шагу, в каждой обители есть чудотворная Её икона и какое-либо предание о видимом Её предстательстве». С материнской любовью назирая Святую гору, Богоматерь в некоторых случаях являлась и является на помощь требующим Её заступления; в иных же случаях давала знамения, для всех вразумительные, от Божественного лика Своего, изображённого на святых иконах.
В Хиландарской обители хранится святая икона Божьей Матери Троеручницы, по преданию – та самая, пред которой молился и исцелел святой Иоанн Дамаскин. После того, как эта святая икона принесена была в обитель, поставили её в алтарь. Неизвестно точно, через сколько времени случилось следующее обстоятельство: в Хиландаре умер настоятель; избрание нового породило в братстве сильные смуты и несогласия. Но Богоматерь Сама вступилась в спорное дело и мирно решила его. Собравшиеся во храме к утрени, братия увидели икону Троеручницы не на своём месте, а на игуменском. Отнесли её в алтарь – и на другой день опять нашли её на месте настоятеля. Поставив опять в алтарь, запечатали двери церкви – и на третий день икона в третий раз была на месте настоятеля. Тогда уразумели, что Сама Богоматерь желает занять это место Своей иконой; и с того времени там не выбирается более игумен, а есть только наместник.
В чудесах, о которых память и доселе живёт в благочестивых обителях святой Афонской горы, Пресвятая Богородица оказывается то Защитницей и Помощницей против злоумышлений внешних врагов, то заботливой Попечительницей об удовлетворении житейских нужд и благоустройстве иноческой жизни.
Иверская обитель обязана предстательству Приснодевы своим спасением от нашествия врагов. Персияне, под предводительством Амиры, на пятнадцати кораблях пристали к берегу Святой горы и обступили монастырь Иверский. Устрашённые иноки, взяв из храмов священные сосуды и святую икону Иверскую, укрылись в одной крепкой башне; а враги ворвались в монастырь, опустошили его, опутали канатами столпы соборной церкви и усиливались обрушить их, и вместе с ними весь храм, хотя и не могли того сделать. Монахи, видя это, из глубины сердца со слезами вопияли к Пречистой Деве, и всесильная Владычица не отвергла молений их: Её велением вдруг восстала сильная буря, от которой все корабли Персидские и все враги, на них бывшие, потонули в пучине морской. Остался жив военачальник Амира; но видя погибель своих воинов и судов, он раскаялся в своей дерзости и, посыпав пеплом свой голову, просил иноков умолить истинного Бога об избавлении его от погибели и вручил им множество золота и серебра на построение новых стен вокруг монастыря, которые и были воздвигнуты гораздо выше прежних.
В давнее время шайка разбойников подступила к святой горе Афонской с намерением, на рассвете дня, как только растворится дверь одного из лучших монастырей – Ватопедского, ворваться внутрь избить монашествующих и разграбить богатство монастырское. Разбойники, выступив к вечеру на берег, скрылись до утра в принадлежащих монастырю кустарниках. Но Назирательница всей Святой горы, Пресвятая Дева Богородица, не допустила совершиться варварскому замыслу безбожников. На следующий день, по отходу утрени, когда вся братия разошлась по своим кельям на временный отдых, настоятель того монастыря, оставшись в церкви, занялся совершением своего утреннего правила; и вдруг он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы: «не отверзайте сего дня врат обители, но взойдите на стены монастырские и прогоните разбойников». Смутившийся игумен устремил свои глаза на икону Богоматери, от которой слышался этот голос, и ему открылось поразительное чудо: он увидел, что лик Богоматери оживился, равно как и держимого Ею Младенца Иисуса. Предвечный Младенец, простёрши Свою десницу (правую руку) и закрывая ею уста Своей Божественной Матери, обратил на Неё лицо Своё и сказал: «нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся!» Но Богоматерь, стараясь удержать Своей рукой руку Сына Своего и Господа и уклоняясь лицом он Него направо, снова произнесла двукратно те же самые слова: «не отверзайте сего дня врат обители, но взойдите на стены монастырские и прогоните разбойников». Поражённый ужасом от этого чуда, игумен тогда же собрал всю братию, пересказал им случившееся и слова Божьей Матери к нему, и самые слова Господа Иисуса, произнесённые к Ней; и все заметили с крайним изумлением, что лицо Богоматери и Господа Иисуса в вообще очертание той иконы сделалось в другом положении против прежнего своего вида,– лик младенца Иисуса принял грозный вид. В чувствах живой признательности, они прославили заступление в промысл о них Пресвятой Богородицы и Её ради милующего их Господа; тогда же взошли на монастырские стены и имевшимися в монастыре орудиями отразили нападение разбойнической шайки.
В тяжкое время Восточной империи, когда Рим, пользуясь бессилием Византийских императоров, старался подчинить своей власти святую Церковь, уединённо подвизался вблизи Зографского монастыря старец. Раз, когда в старческих устах звучал привет Пресвятой Деве: «радуйся», вдруг он услышал от Её иконы слова: «радуйся и ты, старец Божий»! Старец затрепетал от испуга. «Не бойся – кротко продолжал Богоматерний голос от иконы – но иди поскорее в монастырь и объяви братии и игумену, что враги Мои и Сына Моего уже близко. Кто слаб в духе, пусть скрывается, пока пройдёт искушение; но желающие страдальческих венцов пусть остаются. Поспешай же! Послушный воле и гласу Пренепорочной Владычицы, старец в то же мгновение оставляет келью и что есть сил бежит в монастырь, чтобы дать братии возможность и время собраться с духом и подумать каждому о предстоящей опасности. Но едва старец вступил в ворота монастыря, как увидел, что его келейная икона Богоматери, пред которой он только что читал акафист и слышал голос, и которая осталась в келье, уже при дверях монастыря. Он пал пред нею в умилительном благоговении, и с нею вместе явился к настоятелю. Весть о близкой опасности сильно потревожила братию. Слабые из них немедля скрылись в горы и пропасти, а двадцать шесть человек остались в монастыре и заперлись в башне, в чаянии врагов. Латиняне не замедлили. Сначала всей силой западного красноречия они убеждали иноков отпереть дверь монастыря и признать папу главой вселенской Церкви, обещая милость его и груды золота... «А кто вам сказал, что ваш папа глава Церкви – спросили с башни иноки латинян – у нас глава Церкви – Христос! Скорее мы умрём, чем дозволим осквернить святость этого места вашим насилием: не отопрём монастыря. Прочь отсюда»! – «Так умирайте же»! завопили неистово пришельцы и, обложив башню хворостом, зажгли. Пламя вспыхнуло и высоко разлилось по воздуху; но иноки не потеряли присутствия духа: благословляя Господа, в молитве за врагов своих, они тихо предали Ему свои чистые души: это было 10 Октября 1276г. В Зографском синодике в Болгарских святцах обозначены и самые имена этих страстотерпцев. Икона, от которой старец слышал голос Богоматери, предварявшей зографских иноков известием о приближении врагов, оставалась в башне; но её нашли впоследствии неповреждённой под развалинами и пеплом пожарища.
Нежной Попечительницей о житейских нуждах иноков Святой горы Пресвятая Богородица явилась великому старцу Афанасию, строителю лавры. В один год сделался в лавре такой голод, что братия святого Афанасия, не вынося постигшего их искушения, один по одному разошлись. Как ни был силен в подвигах, как ни был твёрд в духе терпения святой Афанасий, но голод превозмог и его; твёрдость духа поколебалась: он решился оставить лавру и идти куда-нибудь в другое место. На утро святой Афанасий, со своим железным жезлом, в смутном расположении духа, уныло шёл по дороге к Кареи. Два часа он прошёл этим путём, наконец, утомился, и только что хотел присесть, как вдруг некая Жена, под голубым воздушным покрывалом, показалась идущей ему навстречу. Святой Афанасий смутился и, не веря собственным глазам перекрестился. «Откуда взяться здесь женщине? спросил он сам себя – вход женщинам сюда воспрещён». Удивляясь видению, святой Афанасий пошёл навстречу Явившейся. «Куда ты, старец»? – скромно спросила Она святого Афанасия, повстречавшись с ним. Святой Афанасий, осмотрев Её с ног до головы, в невольном чувстве почтительности, потупился. Скромность одежды, тихий девственный взор, трогательный голос – всё показывало в Явившейся не простую женщину. «Ты кто, и как зашла сюда? – спросил Её старец,– и к чему Тебе знать – куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок. Чего ж более?» – «Если ты инок – отвечала Неизвестная – ты должен иначе, нежели обыкновенные люди, отвечать и быть простодушным, доверчивым и скромным. Я желаю знать – куда ты идёшь; знаю твоё горе, и всё, что с тобою делается, могу тебе помочь; но прежде желаю услышать – куда ты идёшь»? Удивлённый беседой таинственной Жены, святой Афанасий рассказал Ей беду свой. «И этого-то ты не вынес? – возразила Явившаяся. Ради куска хлеба ты бросаешь обитель, которая должна быть в роды родов славной? В духе ли это иночества? Где же твоя вера? Воротись – продолжала Она – Я тебе помогу; всё будет с избытком даровано, только не оставляй твоего уединения, которое прославится и займёт первое место между всеми возникшими здесь обителями» – «Кто-де Ты?» – спросил Афанасий. «Та – отвечала Она – имени Которой ты посвящаешь твою обитель, Которой вверяешь судьбы её и твоего собственного спасения. Я Матерь Господа твоего». Святой Афанасий недоверчиво и сомнительно посмотрел на Неё, и потом сказал: «боюсь поверить, потому что и враг преобразуется в Ангела светла. Чем ты убедишь меня в справедливости слов Твоих»? прибавил старец. «Видишь этот камень? – отвечала Явившаяся: – ударь в него жезлом твоим, и тогда узнаешь, Кто с тобою говорит! Ведай, что с этой поры Я навсегда остаюсь Домостроительницей твоей лавры». – Афанасий ударил в камень. Как молнией разразился камень, и из трещины заструился шумный источник воды, запрыгал по скату холма и унёсся вниз до самого моря. Поражённый таким чудом, святой Афанасий обернулся, чтобы броситься к ногам Божественной Жены, на Её уже не было: Она мгновенно скрылась от его удивлённых взоров. Возвратившись в лавру, святой Афанасий нашёл истощённые сосуды и кладовые наполненными всем потребным. А источник тот и поныне целительно и обильно струится в диком пустынном лесу. С одной стороны источника пристроена к скале небольшая каменная церковь во имя “Богоматери Живоносного Источника”.
Ватопедская и Пантократорская обители доселе хранят память об умножении елея милостью Богоматери; Иверская – об умножении муки, вина и елея, по предстательству Той, же неусыпающей Заступницы.
Во всех обителях Афона находятся благоговейно чествуемые чудотворные иконы Пресвятой Богородицы; но особенно чтится икона, именуемая “Достойно есть”, по следующему обстоятельству. Недалеко от Кареи, на отлогом месте, между иноческими хижинками стоит одна келья с небольшой церковью Успения Божьей Матери. В этой келье жил некий священно-инок с послушником. Случилось так, что старец, пожелав выслушать всенощное бдение на воскресный день в Карейскам храме, отправился туда; а благочестивый ученик получив от него заповедь совершить службу дома, остался стеречь келью. При наступлении ночи он вдруг услышал стук в двери кельи и, отворив, увидел незнакомого инока, которого и принял с приветливостью и почтительностью. Когда настало время совершения службы, они оба начали со страхом и благоговением возносить к Господу Богу молитвенные песнопения; ночная служба текла своим порядком. Оканчивая канон, став пред иконой Божьей Матери, они начали воспевать Честнейшую херувим и Славнейшую серафим. Домашний инок, полный сердечного благоговения ко Всепетой, пел обычную древнюю песнь святого Косьмы, епископа Маиумского: «Честнейшую херувим» и прочее до конца; но дивный гость его, делая умилительному гимну иное начало, ангельским голосом пел так: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего» – и к этому прибавлял: «Честнейшую херувим» и проч. «Чудно! – воскликнул домашний певец, растроганный до слез новой песней и вместе с тем удивлённый необычайностью слышанного в первый раз напева,– чудно! Но мы поем только: Честнейшую, а такой песни: Достойно есть, ни мы, ни предки наши не слыхали до этого времени. Впрочем – говорил он дивному незнакомцу – прошу тебя, напиши мне эту песнь, чтобы я мог таким же образом величать Богородицу». – Хорошо, отвечал незнакомец: дай мне бумаги и чернил,– я напишу тебе для памяти эту песнь». – «Прости, брат! – говорил в духе смирения и простоты домашний инок. Мы, занимаясь молитвой и рукоделием, редко нуждаемся в бумаге и чернилах, а потому теперь нет ни того ни другого». – «Так принеси мне, по крайней мере, какую-нибудь каменную плиту», продолжал явившийся. Когда инок подал ему плиту, то незнакомец перстом своим начал писать на ней всю вышеупомянутую Богородичную песнь. Начертав на камне чётко и ясно все слова песни, он подал его иноку и сказал: «отныне навсегда так пойте и вы, и все православные христиане»,– и мгновенно стал невидим. Это был Архангел Гавриил. Радостный трепет объял смиренного инока при виде чудесно исписанной каменной доски. Несколько раз перечитывая слова священной песни, он вытверживал их, и на рассвете новая песнь звучала в устах благочестивого отшельника. Старец, возвратившийся домой, был поражён новостью песни и спрашивал своего послушника: откуда он научился так петь? Тогда он рассказал старцу всё случившееся, показал и самую доску с чудесным начертанием. Старец внимательно выслушал необычайный рассказ ученика своего о явлении в келью незнакомого посетителя, долго и с изумлением рассматривал исписанную Архангелом плиту и несколько раз перечитывал чудесные письмена. Потом оба они, взяв камень, показали его собору старцев и известили их о подробностях чудного события. Тогда все едиными устами и единым сердцем прославили Господа и Пречистую Матерь Его и воспели Ей новую песнь. С этой поры Ангельская песнь «Достойно есть» вошла в Православной Церкви в общее употребление; а та икона, пред которой она была воспета Архангелом перенесена в соборный Карейский храм, где она и доселе видима в алтаре на горнем месте. Каменная плита, на коей начертана была Ангельская песнь, доставлена была в Константинополь патриарху и царю, при донесении о случившемся. Келлия, в память этого чудесного события, и поныне известна на Святой горе под именем «Достойно», а самое событие воспоминается и празднуется на Афоне 11июня73
* * *
Впоследствии святая икона Одигитрии была приносима в императорский дворец, где оставалась от половины пятой недели Великого поста до дня святой Пасхи; сами императоры имели обыкновение встречать и провожать её. В XIV веке Дионисий, епископ Суздальский, привёз из Константинополя в Россию два списка с чудотворной иконы Одигитрии. В XVIII веке, в 1799 году, при императоре Павле I, которого мальтийские рыцари избрали магистром своего ордена, образ Одигитрии, писанный евангелистом Лукою, перенесён из Мальты в Гатчину, а отсюда в С.-Петербург, в собор Зимнего дворца.
Богородичных акафистов в наше время существует 22, и некоторые из них имели уже по 14 изданий: так любит народ русский «Заступницу усердную», так жаждет он всё более и более славословий Ей. Из этих акафистов одни касаются событий из благодатной жизни Богоматери, другие написаны в честь некоторых чудотворных икон Её. По времени составления своего, они являются в следующем порядке:
1. Акафист ко Пресвятой Богородице (Благовещению) написан по случаю неожиданно счастливой войны греков с персами и аварами; он составлен в VII веке диаконом великой константинопольской церкви Георгием Писидийским. На Афоне, в монастыре Дионисиате, показывают и ныне святую икону Божьей Матери, пред коей в первый раз был читан акафист патриархом Сергием в 626 году. Сначала он читался только в Константинополе, но в IX веке вошёл в уставы монастырей святого Саввы и Студийского и потом распространился по всей Восточной церкви. На Афоне, в монастыре Павловском, акафист Пресвятой Богородице написан красками на стене паперти, а в монастыре Иверском – на потолке притвора. В монастыре Кутлумушском, вокруг акафистной иконы Божьей Матери изображён весь акафист в лицах и все пророки, глаголавшие о Ней. У нас, в Московском Кремле, в церкви Положения Ризы Богоматери, весь акафист изображён на стенах; олицетворённые песни его встречаются и в соборах Успенском и Благовещенском. Рукописный перевод акафиста уцелел от XI-XII в. В печати на славянском языке он известен с 1495г. Замечательная греческая рукопись акафиста, с 24 изображениями по золотому полю, находится в Московской Синодальной библиотеке; она прислана в Москву царю Алексею Михайловичу в 1662 году из Константинополя и некогда составляла собственность царя Алексия Комнина. Рукопись эта относится к X веку. В ней все икосы и кондаки выражены в живописных рисунках. Замечательно ещё, что в ней Спаситель и Архангел Гавриил изображены с именословным перстосложением. В прошлом веке униаты издавали акафист Благовещению на славянском языке польскими буквами, с латинским переводом. На русском языке есть два перевода его: один митрополита московского Филарета, другой – профессора СПб. Духовной Академии Е. Ловягина, Припев акафиста: Радуйся Невесто (Святого Духа) неневестная (несочетанная браком с человеком).
2. Акафист Успению Пресвятой Богородицы, сочинение константинопольского патриарха Исидора († 1349) Славянский перевод его является в печати с 1625г. Изданий его – несчисленное множество. Припев: Радуйся, Обрадованная, во успении Твоём нас не оставляющая. Все следующие за сим Богородичные акафисты написаны в России.
3. Рукописный акафист, сочинение Иеромонаха Чудова монастыря Каргона Истомина († 1713), писанный в 1695г. посвящённый царице Прасковье Феодоровне (супруге царя Иоанна Алексеевича). Где он ныне хранится – не знаем; в каталоге Синодальной библиотеки его не видим.
4. Акафист Зачатию Богородицы, изданный во Львове, между 1740–1750г.; перепечатан в Почаевском Акафистнике 1798г., исключительно униатский.
5. Акафист Покрову Божьей Матери; нам известны два его издания в прошлом веке, одно – в селе Рузаевке, Струйское тож, 1796г., другое в Почаеве, в Акафистнике 1798.
6. Полвека спустя, явился новый акафист Покрову Пресвятой Богородицы, сочинение преосвященного Иннокентия Херсонскаго, 1847. Потом его было очень много изданий. Припев: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором.
7. Акафист пред иконой Божьей Матери «Утоли моя печали», 1860, 1862, 1871. Припев: Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякого зла и утоли наша печали
8. Акафист пред Иверской иконой Божьей Матери, сочинение П. С. Казанского, 1861; издание 4, 1881 Киев 1888, СПб. 1892. Припев: Радуйся, благая Вратарница, двери райские верным отверзающая.
9. Акафист Пресвятой Богородице «Всех скорбящих радости» сочинение П. С. Казанскаго, 1863; девятое издание 1872; издание 14 СПб. 1890. Припев: Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.
10. Акафист в честь иконы Пресвятой Богородице Казанская, сочинение П. С. Казанского, 1869; пятое издание 1872; издание 14 СПб. 1890. Припев: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского.
11. Акафист пред Почаевской иконой Божьей Матери, 1883 и 1888г., составленный протоиереем А. Ф. Хойнацким. Припев: Радуйся, Похвало Почаевская, Надежда наша и Утешение.
12. Акафист пред Тихвинской иконой Божьей Матери, 1883 и 1887г., Припев: Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице.
13. Акафист пред иконой Божьей Матери Неопалимая купина. Соч. А. Ф. Ковалевскаго, 1884. Припев: Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненного запаления нас избавляющая.
14. Акафист пред иконой Божьей Матери Троеручицы. Соч. А. Ф. Ковалевского. М. 1884, Издание 3, 1890 Припев: Радуйся, Помощнице наша, троеручною иконою Твоею нам помогающая.
15. Акафист пред иконой Божьей Матери Томской, сочинение его же. 1884 и 1888. Припев: Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.
16. Акафист явления ради чудотворной иконы Феодоровская, яже во граде Костроме, составленный ключарём Костромского кафедрального собора, протоиереем Павлом Остромским, 1885. Припев: Радуйся, Мати Божья, Предстательнице и Заступнице наша усердная.
17. Акафист пред иконой Божьей Матери Владимирская, 1886, составлен А. А. Шишковой, Припев: Радуйся, Пресвятая Владычице Богородице, благодать и милость иконою Твоею нам являющая.
18. Акафист в честь чудотворной иконы Божьей Матери Боголюбивая. 1886 Составлен Аркадием, архиепископом Олонецким, в бытность его настоятелем Боголюбского монастыря Припев: Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.
19. Акафист в честь и память явления чудотворной иконы Божьей Матери Скоропослушница. Сочинение А. Ф. Ковалевского. 1887 Припев: Радуйся, Всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая.
20. Акафист в честь и память явления чудотворной иконы Божьей Матери Милостивая или Достойно есть, сочинение его же 1887. Припев: Радуйся, милостивая христианам Помощнице.
21. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице, честному Её знамению. СПб. Три издания 1892–1895г. Припев: Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.
22. Служба и Акафист Пресвятой Богородице, ради чудотворного Её образа Нечаянной Радости, 32 стр. М. 1893–1896г. Три издания. Припев: Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Песнь «Достойно есть» составлена ещё отцами III Вселенского Собора в Ефесе (431г), потом повторена в одном из догматиков преподобного Иоанном Дамаскиным (VIII в), а в состав литургии вошла уже в X веке, в царствование Василия Порфиророднаго; тогда же она распространилась по всем молитвенным кельям Афона, вследствие этого чудесного видения одному из святогорцев. (Первое путешествие на Афон, архимандрита Порфирия. Киев 1877г., часть 2, отдел 1, стр. 453–454).