Источник

XIII. ПОКРОВ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ В СУДЬБАХ РОССИИ

Помяну имя Твое во всяком роде и роде (Пс. 44:18)

Подобно православной Греции, и Россия в разное время испытывала очевидное заступление Небесной Ходатаицы рода христианского. Почти при самом начале государства Русского Царица неба и земли чудесно послала Свой икону в Киево-Печерскую обитель, как бы в благословение просветившемуся христианской верой всему отечеству нашему. Память многих других чудных событий записана в летописях истории, увековечена построением святых храмов и обителей74 и учреждением крестных ходов.

Подробный рассказ о благодатном покрове Божьей Матери над Россией потребовал бы целой книги. Здесь мы лишь вкратце приведём важнейшие случаи очевидного заступления Царицы Небесной и Её чудесные явления соотечественникам нашим – князьям, святителям, воинам, инокам, пастухам, нищим.

В 1155г. сын великого князя Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, удалился из Киевской области в Суздальскую, где он родился и был воспитан. Он взял с собой образ Божьей Матери, привезённый из Константинополя. В 10 вёрстах от Владимира, лошади княжеские, вёзшие святую икону, вдруг остановились и не шли вперёд; перепрягли других, и те стали, как вкопанные. Во время ночной молитвы князя Андрея (18 Июля), явилась ему Богоматерь и объявила, что икона Её должна быть во Владимире. Благоверный князь велел изобразить Благодатную в том виде, в каком явилась Она ему, а на месте видения велел строить обитель. Место это получило от него название Боголюбово, как ознаменованное знамением любви небесной. Скоро после того он сделался великим князем северной России и объявил Владимир столицей. Сам князь сподобился мученической кончины, признан к лику святых; нетленные мощи его открыты в 1702 году (память его 30 Июня).

Около 1160г. инок Киево-Печерского монастыря Эразм все средства свои употребил на украшение Печерской церкви; а потом, по внушению духа злобы, стал сетовать об этом. В тоске заболел тяжко и семь дней лежал без языка. На 8 день внезапно встал и поведал братьям: «видел я Пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и Она сказала мне: «Эразм, поскольку ты украсил церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в царстве Сына Моего; встань, покайся, облекись в ангельский образ, а на третий день возьму Я тебя к Себе, как возлюбившего благолепие дома Моего». Эразм встал, исполнил повеленное ему – и на третий день скончался (24 Февраля).

В 1170г Великий Новгород подвергся страшному нападению суздальцев и их многочисленных союзников. Но у новгородцев был защитник – архиепископ Иоанн, который молился денно и нощно (Память его Сентября 7). На третью ночь он слышит голос: «иди, возьми икону Богоматери, неси на стену города и узришь спасение». С наступлением дня архиепископ послал за иконой архидиакона своего с клирошанами, но икона не двинулась с места. Тогда святитель отправился сам с собором духовенства, совершил молебенное пение, повергнулся пред святой иконой на колени и, плача и рыдая, молился: «о Пречистая Мати, упование наше! грешные мы молимся Тебе со слезами – не предай нас»! С сими словами он взял её на руки; казалось, она сама о себе подвигнулась. Народ в умилении восклицал лишь: «Господи помилуй»! Икона перенесена была на городскую стену. Осаждавшие пустили целую тучу стрел на город и в молящихся. Одна ударилась в икону, и икона оборотилась к городу. Слезы потекли из очей Божьей Матери и падали на фелонь святителя: они были знамением Её молитв и плача пред Сыном и Богом. На суздальцев внезапно напал страх, и в суматохе они поражали друг друга; новгородцы стремительно ударили на них и нанесли им ужасное поражение. Своё спасение новгородцы отнесли к заступлению Пресвятой Богородицы, и святитель установил праздник Её честному Знамению, который доселе совершает вся Россия 27 Ноября. Тому же святителю Новгородскому Иоанну, строившему храм (в 1185г) явилась Владычица и обещала даровать средства для постройки храма, только бы люди молились с верой: и на другой день неизвестно от кого присланы были мешки с золотом и серебром.

Около 1212 года дочь князя-мученика Михаила Черниговского, Ефросиния,– дарована была родителям явлением и обещанием Пресвятые Богородицы. Достигнув совершеннолетия и уже обручённая суздальскому князю Мине, она со слезами молилась Богоматери, да соблюдёт её девство; Царица Небесная явилась ей, повелевая, да послушается родителей своих и идёт в Суздаль, ничтоже сумняшеся. И действительно, княжна не дошла ещё до Суздаля, как обручённый её скончался, а она постриглась в Суздальском монастыре Положения ризы Пресвятой Богородицы где потом была и игуменьей (Сентября 25).

В 1238 году во время приступа Батыева к Смоленску, благородный воин князя смоленского и благочестивый подвижник Меркурий слышал глас от чудотворной иконы Божьей Матери Одигитрии, повелевшей ему выйти на единоборство против татарского вождя – великана, который приводил в робость полки княжеские. Меркурий сразился с ним и одолел его, и сам потом приял венец мученика (24 Ноября).

Около 1240–1261г, когда иноки почаевские жили ещё в пещерах, один из них, взошедши на вершину горы, увидел Богоматерь, стоящую на скале, в огненном виде; то же явление увидел и житель с. Почаева, Иоанн Босый, пасший вблизи стадо овец. Когда пастух прибежал к монахам рассказать о своём видении, то услышал и от них, что Пресвятая Дева явилась в огненном столпе; и на том месте скалы, где Она стояла, отпечатался след правой стопы Её, и камень стал источать воду, которая в той стопе с тех пор не умаляется и не переливается.

В 1299 году митрополит Киевский Максим был принуждён татарами искать нового места для своей кафедры. В недоумении он проливал тёплые молитвы пред Богоматерью об указании ему воли Божьей. И благая Матерь страждущих успокоила святителя Своим явлением. Икона, современная святителю, изображает его приемлющим омофор из рук Богоматери. Это было знаком небесного благословения на перенесение митрополии из Киева во Владимир, по причине татарского ига (Декабря 6).

Около 1360г. преподобному Лазарю Мурманскому (на Онежском озере), молившемуся пред иконой Владычицы, стоявшей на воздухе, был глас от иконы: «призрю на смиренные рабы и на это место; повелеваю тебе – поставь на сем месте церковь во имя Успения Богородицы»,– и икона спустилась на его руки. В другое время, на том же самом месте, преподобный Лазарь видел Жену святолепную, в свете несказанном, сияющую золотом; Она благословляла место, где ныне стоит церковь Успения Богородицы. Все это рассказал сам преподобный в своём предсмертном завещании (Марта 8).

В 1380 году ополчился на Россию Ордынский хан Мамай и, подобно опустошительному потоку, грозил покрыть полчищами своими всю землю Русскую. Навстречу ему выступил великий князь Димитрий Иоаннович с отборным многочисленным войском. Присоединившиеся к великому князю на пути Донские казаки принесли икону Успения Богоматери. Во время знаменитой Куликовской битвы, происходившей в день Рождества Богородицы, эта икона находилась в стане православных воинов, для помощи им против врагов. Одержав силой и заступлением Царицы Небесной блистательную победу над неверными, великий князь принёс чудотворную икону Её в свой столицу; а благочестивая супруга Димитрия Донского, Евдокия, желая увековечить день Куликовой битвы и выразить свою благодарность Богоматери, положила соорудить храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1399 году, на месте деревянной церкви Воскресения Лазаря, она построила каменную, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, близ своего дворца. Летописец называет эту церковь чудной и говорит, что подобная ей была только во Владимире. Сам Димитрий Иванович, приписывая заступлению Богоматери победу свой над Мамаем, положил устроить обитель во имя Божьей Матери, и просил содействия преподобного Сергия. Святой Сергий нашёл для сего место на реке Дубенке, устроил храм в честь Успения Богоматери и вручил игуменство ученику своему Леонтию. Так основался Стромынский монастырь.

В 1383г., скоро после чудесного явления Тихвинской иконы, благоговейный клирик Георгий был послан оповестить по окрестным селениям день освящения церкви в память явления иконы и заповедал пост; на обратном пути он вдруг увидел Пречистую Матерь Божью, сияющую неизреченным светом, сидящую на сосновом бревне; Ей предстоял святитель Николай. Царица Небесная благоволила сказать, чтобы на ново-построенной церкви был поставлен деревянный крест, а не железный. Когда словам клирика не дали веры, внезапно сильная буря снесла с церкви мастера с железным крестом, без всякого вреда; после этого крест был поставлен деревянный, а на месте явления Божьей Матери создан молитвенный храм, во имя святителя Николая (26 Июня).

Около 1385г. преподобный Сергий Радонежский пел пред иконой Богоматери акафист и молил Небесную Царицу, да призрит Она на обитель его. Окончив, он сказал ученику своему Михею: «бодрствуй, чадо,– мы будем иметь чудное посещение». Едва произнёс он эти слова, как услышан был голос: «Пречистая грядёт». Он поспешил из кельи в сени, и его осиял великий свет, ярче солнечного. Он узрел Богоматерь, сопровождаемую Апостолами Иоанном и Петром... Сергий пал на землю. Благая Матерь коснулась его и сказала: «не бойся, избранник Мой! молитва твоя об учениках твоих и о месте сем услышана; при тебе и после тебя Я неотступна буду от обители твоей и буду покрывать её». Сказав сие, стала невидимой. Святой, придя в себя, нашёл ученика своего от страха полумёртвым и поднял его. Скажи, отче (спрашивал несколько пришедший в себя Михей), что это за чудное видение? Душа моя едва не разрешилась от тела». Но Сергий не мог ещё говорить, только лицо его сияло радостью. Спустя несколько минут, велел он призвать двух благоговейных братий и рассказал им что было. Все вместе совершили молебное пение Богоматери; святой же всю ночь пробыл без сна, размышляя о милости небесной. Это было в пост Рождества Христова, в пятницу.

В 1388г. благоговейный племянник святого Сергия, Феодор, святитель Ростовский, на молитве удостоен был таинственного видения, вследствие которого основал в Ростове обитель в честь Рождества Богородицы и написал икону Её, в память видения (Ноября 28)

Около 1394 года преподобный Кирилл, живя в старом Симонове, молился ко Пречистой, чтобы Она указала ему путь спасения. В глубокие вечера имел он обычай петь акафист Богоматери. В одну из таких ночей, когда молился он и пел акафист пред Её образом и когда дошёл до места: «Странное рождество видевше, устранимся мира»,– вдруг он услышал голос, говорящий ему: «Кирилл! иди отсюда на Белоозеро: там уготовано Мной тебе место, в котором ты можешь спастись». И вместе с тем озарилась вся его келья. Он отворил оконце и увидел свет великий, сияющий к полунощным странам Белоозера. Всю эту ночь провёл он в радости от сего голоса и видения, и была эта ночь для него светлым днём. Через несколько времени он с той же иконой Богоматери отправился на Белоозеро и увидел то место, которое в видении назначено было для его пребывания, и пал благодарной душой пред Пречистой. В 1397 году он построил храм в честь Успения Богоматери. И доныне цела та Смоленская икона Богоматери, с которой пришёл преподобный на Белоозеро (Июня 9)

В 1395 году Тамерлан вступил в пределы России, привёл её в смятение и распространил везде ужас. Направляя путь свой к Москве, он вошёл в княжество Рязанское и приближался к берегам Дона. При всеобщем унынии Россиян, ожидавших возвращения времён Батыя, великий князь Василий Димитриевич повёл свои войска для отражения сильного неприятеля, и остановился за Коломной, на берегу Оки. Между тем Москвитяне, устрашённые слухом о несметных силах и свирепости Тамерлана, молились усердно об избавлении их от нашествия иноплеменников, проливали слёзы пред алтарями и постились. В храмах непрестанно совершались молитвы о князе и воинстве. Митрополит почти не выходил из церкви: то поучал оставшихся в Москве, то молебствовал за идущих пролить кровь свою за веру и отечество. И великий князь, не надеясь на свои силы, прибёг к всесильной помощи Пресвятой Богородицы, и писал из Коломны к митрополиту Киприану, чтобы он послал во Владимир за иконой Богоматери, принесённой туда из Киева Андреем Боголюбским. Отправленное митрополитом во Владимир духовенство, 15 Августа, приняло в свои руки драгоценную святыню. Перенесение этой чудотворной иконы из Владимира в Москву было зрелищем умилительным. Народ в бесчисленном множестве, по обеим сторонам дороги, преклоняя колена, с воплем и слезами взывал: «Матерь Божья! спаси землю Русскую». В этом бесчисленном множестве народа нельзя было видеть человека – говорит летописец – который бы не плакал и не воссылал с упованием молений к Пресвятой Владычице. Митрополит, епископы и всё духовенство в ризах, с крестами и кадильницами, в сопровождении Великокняжеского семейства и бояр, торжественно встретили святыню вне города и, поставив в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, в радостном предчувствии благодарили Бога, даровавшего им в святой иконе залог мира и утверждения. И Матерь Божья спасла землю Русскую. Современники говорят, что в тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, Тамерлан оставил своё намерение идти на Москву. Он увидел во сне – пишут летописцы – великую гору и с вершины её идущих многих святителей со златыми жезлами, и над ними в воздухе величественную и благолепную Жену, с тьмами молние-образных воинов, которые все устремились на Тамерлана. Завоеватель затрепетал, проснулся и, созвав вельмож, спрашивал их о смысле своего сновидения. «Величественная Жена – отвечали мудрейшие из них – есть Матерь Иисуса Христа, Заступница христиан». «Итак, мы не одолеем их» – сказал Монгольский хан, и велел полкам своим идти из пределов России. С невыразимой радостью приняли в Москве известие об удалении Тамерлана. Исповедуя милость Божью, все восклицали: «не воеводы наши прогнали его, не воинства наши устрашили его; но сила невидимая послала на него страх и трепет. Гневом Божиим гонимый, он удалился из земли Русской». В память чудесного заступления Богоматери сооружён каменный храм в честь Её и монастырь Сретенский, и учреждено празднество 26 Августа, с крестным ходом из Успенского собора, через Спасские ворота, в Сретенский монастырь.

В 1408 году осадил Москву Едигей. Угрожая великими бедствиями, народ со слезами прибегал к чудотворной иконе Богоматери, вопия к ней: «милосердная Госпоже Дево Богородице! Пресвятая наша Владычице и Заступнице всегдашняя! не предай нас в руки врагам нашим, но избави нас, на Тебя надеющихся». Митрополита тогда не было в Москве, так как бывший митрополит Киприан незадолго пред тем отошёл к блаженной вечности. Но в стенах кремлёвских тогда был святой муж Иоанн, архиепископ Суздальский; и в то время, как в отверстых храмах священники пели молебны, он в пределе храма Успения молился пред иконой Богоматери. Усердные молитвы спасли город; к Едигею пришла весть о возмущении в Орде; взяв откуп с города, он поспешил удалиться в свои пределы.

Около 1420г. основатель обители Коневской преподобный Арсений отправился на Афонскую гору – испросить молитв и благословения для новой обители своей. Без него братия терпели во всём недостаток и готовы были оставить обитель; но старец обители Иоаким крепко молился за них. Ему явилась во сне Богоматерь и сказала: “скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие”. И точно, скоро затем преподобный Арсений возвратился и привёз с собой богатые запасы всего нужного, на двух судах (память его Июня 12)

В 1451 году подступил к Москве Ногайский царевич Мазовша, с войсками отца своего Седи-Ахмета. Великий князь удалился из столицы; главным защитником её остался святитель Иона. Подойдя к городу Июля 2, в день Положения ризы Пресвятой Богородицы, Татары зажгли посад и начали приступ. Время было сухое и жаркое; ветер нёс густые облака дыма прямо на Кремль, где воины, осыпаемые искрами и пылающими головнями, задыхались. Под зноем этого страшного пожара, в облаке дыма, святитель Иона совершил крестный ход по стенам Кремля. Между тем, стрелы татарские искали своих жертв. Один инок Чудова монастыря, Антоний, уважаемый святителем за святость жизни, пал перед его глазами, успев только сказать, что Господь, ради молитв святительских, спасёт Свой город. Вечером Москвитяне сделали вылазку и бились с Татарами до ночи. Несмотря на усталость, никто в Кремле не думал отдыхать; ждали нового приступа; готовили на стенах пушки, самострелы, пищали. Но восходит солнце – и Москвитяне не видят неприятеля. Всё тихо и спокойно. Посылают лазутчиков к неприятельскому стану, и там нет никого; стоят одни телеги, наполненные железными и медными вещами; поле усеяно оружием и разбросанными товарами. Неприятель ушёл ночью, взяв с собой только лёгкие повозки, а всё тяжёлое оставил в добычу осаждённым. Татары – по сказанию летописца – услышав вдали необыкновенный шум, вообразили, что великий князь идёт на них с сильным войском и в смятении устремились в бегство. Великий князь, узнав о спасении города, исповедал пред всеми, кто была Взбранная Воевода, обратившая в бегство врагов. Прибыв в столицу, он поспешил прямо в храм Богоматери, к Её чудотворной иконе Владимирской, и с умилением славил Заступницу Москвы; а святой митрополит Московский Иона повелел создать на своем дворе церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, в память избавления от врагов молитвами Её, так как в Её праздник Москва освободилась от осады неприятельской.

Около 1480 года на р. Яхроме, преподобному Козьме является на дереве икона Успения Богоматери; он слышит от неё глас, повелевающий ему быть иноком и устроить монастырь. Поступив в Киево-Печерскую обитель, он потом, следуя воле Богоматери, идёт с явившеюся ему иконой на р. Яхрому и сооружает храм в честь Успения Богоматери. Явившаяся преподобному икона, ознаменованная чудесами, существует доныне (Февраль 18).

В 1480 году двинулся на Россию Татарский хан Ахмат. Великий князь Иоанн III решился дать отпор ему в открытой битве. Русские войска стали против полчищ Татарских: их разделяла только река Угра, которую Русские называли «поясом Богоматери», охраняющим пределы наши. Две недели Татары и Русские смотрели друг на друга через эту реку. Иоанн медлил вступить в битву. Наступили морозы; Угра покрылась льдом. Иоанн велел отступать своим войскам. И воины оробели. Думая, что Иоанн страшится битвы, они не отступали, а бежали от неприятеля, который мог на них ударить с тылу. Но совершилось чудо: Татары, видя левый берег Угры оставленным Русскими, вообразили, что их манят в засаду. Объятый странным ужасом, хан спешил удалиться, не сделав России никакого зла. Летописцы славят милость Божью и говорят: «да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас Россию». По этому случаю был установлен крестный ход в Сретенский монастырь, 23 Июня. Великий князь Иоанн III выразил своё почитание к Богоматери построением в честь Её Успения величественного храма, в котором с тех пор и доныне венчаются на царство Русские самодержцы.

Иго татарское было свергнуто Россией. Но окружённая с юго-восточных границ ордами Монгольскими, Россия часто подвергалась их нападениям. В 1521 году, предводимые Крымским ханом Махмет-Гиреем, Крымские и Ногайские Татары, в соединении с Казанскими, двинулись к Московским пределам с такой поспешностью, что великий князь Василий Иоаннович едва успел выслать войска свои на берега Оки. Разбив воевод Русских, враги предали огню все селения от Нижнего до Москвы, пленили несметное число жителей, продавали невольников целыми толпами, слабых и престарелых морили голодом и оскверняли святыню храмов Божиих. Июля 29 дня, Махмет, среди облаков дыма, под заревом пылающих деревень, стоял уже в нескольких вёрстах от Москвы, куда стекались беззащитные жители окрестностей со своими семействами и имуществом. Улицы заперлись обозами; пришельцы и граждане, жены, дети и старцы искали спасения в Кремле, толпились в воротах и теснили друг друга. Всё предвещало жалкую участь городу и жителям. Митрополит Варлаам усердно молился с народом, и Бог утешил бедствующих откровением. В это время один из жителей Москвы, юродивый старец, по имени Василий, молясь ночью со слезами у дверей соборной церкви Успения Богоматери, внезапно услышал внутри храма сильный шум, и вместе с тем увидел церковные двери отверстыми, и бывшую в том храме чудотворную икону Владимирской Богоматери поднявшейся со своего места. От иконы слышан был глас: «выйду из града с Российскими святителями»,– и вся церковь наполнилась пламенем, который потом мгновенно исчез. В это время другому лицу открылось как-бы продолжение того же видения. В Вознесенском женском монастыре была в это время одна престарелая и лишившаяся зрения инокиня. При вести о нашествии врагов, вознося вместе с другими усердную молитву об избавлении от надлежащей скорби, вдруг услышала она как-бы великий шум, страшный вихрь и звон. Будучи восхищена духом, она обрелась как-бы вне ограды, и отверзлись вместе очи её мысленные и чувственные, и она увидела, что из Кремля в Спасские ворота идёт сонм святителей и других свято-лепных мужей, в священных одеждах; шествие имело вид крестного хода. Между святителями можно было признать святителей Петра, Алексия, Иону, митрополитов Московских, и других. И вот в то время как это шествие выходило из ворот кремлёвских, навстречу ему от торга ильинского устремился великий угодник Сергий, с другой стороны – преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, припав к ногам святителей, вопрошали их: «зачем они идут вон из города и на кого оставляют его в настоящее нашествие врагов»? Святители отвечали со слезами: «много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби; Бог же не только повелел нам выйти из града сего, но и вынести с собой чудотворный образ Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; вот попустил Бог прийти варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу». Святые подвижники стали умолять отходящих, чтобы они умилостивили своим ходатайством правосудие Божье,– и начали обще с ними петь молебен, произнося молитву Пречистой Богородице, и по совершении отпуста, осенив град крестообразно, все возвратились в Кремль с чудотворным образом Богоматери. После этого видения ещё два года прожила благочестивая инокиня, видя свет Божий, дотоле невидимый для неё, и вместе с тем с радостью увидела, что опасность, угрожавшая Москве, действительно была устранена: Крымский хан отступил от Москвы, не сделав ей никакого вреда и удовольствовавшись только обязательством платить ему дань по прежнему уставу. Летописцы повествуют, что Татары хотели выжечь Московские посады, но увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили о том хана, который, не поверив им, послал других удостовериться в справедливости их донесения: но и эти видели то же. Наконец и доверенный вельможа то же засвидетельствовал, говоря: «хан, зачем ты медлишь? на нас идёт бесчисленное войско из Москвы». И побежали. Это видение, устрашившее врагов, было следствием заступления Божьей Матери, неоднократно уже в прежние времена спасавшей столицу Русского православного царства он неприятельских нападений.

Около 1532г. Александр Свирский удостоился видения Божьей Матери, Которая обещала святому старцу не забывать Свирской обители и умножить число братий её (Август 30).

Около 1540 года, за оградой обители преподобного Павла Обнорского, лежал некто Симон в расслаблении не один год. Раз ночью молился он. Внезапно хижина его осветилась светом дня. Входит Пречистая,– от лица Её исходили лучи солнечные, ризы Её блистали молнией. За Нею в глубоком благоговении шёл старец, держа рукой клобук. Расслабленный трепетал. Пречистая, став у одра, сказала больному: “что ты лежишь? Иди в церковь и молись; здесь не следует лежать, а надобно молиться и работать”. Старец говорит: подними его, Владычица, и пусть идёт в церковь. Она взяла за два пальца правой руки и потянула. Больной вскочил и побежал совершенно здоровый (Января 10)

В 1579г. в Казани явилась в видении Богоматерь одной девице Матроне, повелевая возвестить властям духовным и мирским, чтобы они вынули из земли икону Её, и указала место, где икона была в земле. Это видение повторилось несколько раз, и девица рассказывала о нём матери своей, но мать не давала значения. Видение повторилось с угрозой,– мать и дочь пошли к архиепископу и воеводам и объявили им о чудесных видениях. Власти не поверили им. Тогда сама мать начала копать на указанном месте, копали и другие,– и ничего не находили. Когда же стала копать девица, она скоро откопала икону Пречистой Богородицы с предвечным Младенцем. С торжеством понесли икону в церковь, и ряд чудесных исцелений от неё излился по всей России.

В 1581г, во время нашествия польского короля Стефана Батория на Псков, было чудесное видение Богоматери благочестивому старцу Дорофею: Она явилась ему грядущая по воздуху и сопутствуемая преподобным Антонием Печерским и Корнилием, игуменом Псково-Печерским. Вошедши в Покровскую церковь, Она подозвала Дорофея, повелела ему объявить людям, чтобы они молили Бога о прощении грехов и указала средства для избавления от осады,– и Псков был спасён.

В царствование Феодора Иоанновича, в 1591 году, Шведы вторглись в пределы Новгородской области, а Крымские Татары, под предводительством Казы-Гирея, проникли к Москве. Царь Феодор Иоаннович, устрашённый внезапным вторжением врагов и не надеясь восторжествовать над многочисленностью Крымцев по причине разделения войск своих, прибегнул с усердной молитвой о помощи к Взбранной Воеводе, Донской Богоматери, и повелел, совершив крестный ход вокруг города, поставить икону Её среди воинских рядов. Ночью, во время усердной молитвы, благочестивый царь получил известие от скорой Помощницы христиан, что по Её предстательству, силой Христа Спасителя, он одержит победу над врагами. В самом деле, уже целые сутки горела битва, неприятели дрались с ожесточением; но вдруг, устрашённые невидимой силой, побежали. Православные воины устремились за ними, многих положили на месте, других взяли в плен и овладели всем станом неприятельским. В благодарность к усердной Заступнице верных, государь в том же году, на месте, где во время битвы в рядах православного воинства стоял чудотворный образ, основал Донской монастырь. В нём поставлена святая икона и учреждён ежегодный праздник в честь Божьей Матери, бывшего ради милосердия от святой Её Донской иконы, Августа в 19 день; с того же времени учреждён и крестный ход в эту обитель.

Наступали смутные времена неурядиц и самозванства. Москва была в руках Поляков; в северных областях господствовали Шведы. Верные отечеству Москвитяне приглашали Русских грамотами к освобождению Москвы. «Здесь – писали они – корень царства, здесь знамя отечества, здесь Богоматерь, изображённая Евангелистом Лукой». Первое ополчение для освобождения Москвы было безуспешно. Но вот в Нижнем-Новгороде составилось новое ополчение. «Станем за святую Русь, за дом Пречистой Богородицы; продадим жён и детей, но освободим отечество»! – воскликнул Косьма Минин, истинный сын отечества. Образ Казанской Богоматери был взят вождём Пожарским в средину новой священной рати. Казалось, что и это последнее усилие к освобождению отечества должно было остаться тщетным: войско не имело средств содержания, даже оружия; в воинах и вождях не было единодушия. Но мольбы верных вознесены были к престолу Божьему Само́ю Преблагословенной Девой. И когда все земные надежды пали, небесная помощь обнаружилась в своей непререкаемой очевидности. Среди осаждённой Москвы, между врагами, в тяжком плену и ещё тягчайшем недуге, томился один из маститых первосвятителей – Арсений. И он-то избран был вестником небесного милосердия к России. Среди полночной тишины, вдруг келья его наполняется светом необыкновенным, и он видит пред собой преподобного Сергия Радонежского. «Арсений! – сказал преподобный болящему – ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд об отечестве положен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». Как бы в подтверждение пророчества, болящему старцу вдруг возвратилась крепость сил. Радостная весть, переходя из уст в уста, немедленно проникает за стены города к воинству православному и воспламеняет его мужеством непреодолимым. Дерзая об имени Богоматери, христолюбивое воинство устремилось на освобождение Кремля; враги, несмотря на своё ожесточение, не могут более сопротивляться – и Кремль в руках Русских. Благоговея пред небесной помощью, благодарное воинство в следующий воскресный день совершает торжественное молебное вшествие в возвращённую столицу. Навстречу ему выходит тот самый святитель, который удостоился приять весть о помощи свыше. Изнесённая им священная икона Богоматери казалась для всех зрящих на неё живым изображением Взбранной Воеводы, о имени Которой одержана победа. Падая на землю и проливая слезы, всякий стремился освятить себя прикосновением к чудотворному лику. В память этого освобождения Москвы от Поляков, постановлено праздновать Октября 22, в честь Казанской иконы Богоматери.

Около 1636г. смиренный подвижник благочестия и образованный защитник святой веры Афанасий Филиппович (потом игумен Брестский) видел в небе образ Пресвятой Богородицы, в кресте изображённый, и советовал царю Михаилу Фёдоровичу изобразить на военных хоругвях образ, по его видению. Положив себе за правило – читать каждую субботу акафист Матери Божьей, он с точностью выполнял его. И Матерь Божья утешила подвижника. «Иди, слуга Мой, сказала Она блаженному, смело говоря сенату и королю (польскому), дабы не тревожили святой православной веры: иначе они навлекут на себя суд Божий – преданы будут во власть сильного царя и народа». Праведника не послушали, и слово Царицы Небесной сбылось! (Сентября 5).

В 1678г. турки, поляки и татары окончательно опустошили южную часть киевской земли и распространили свои набеги почти до самого Киева. Киев избавляется от них, благодаря заступлению Божьей Матери, чудотворную икону Которой из Лавры с крестным ходом три раза обнесли вокруг города. Это было при архимандрите Лавры Иннокентии Гизеле. С той поры вера народа южно-русского в сильное и непрестанное ходатайство Божьей Матери стала выражаться даже в народных песнях, из коих иные и доселе поются и слушаются с восторгом и умилением, например, «Пречистая Дево, Мати русского краю»...

Святителю Тихону Задонскому в 1778г. было тонкое видение: Богоматерь стояла на облаках, и около Неё Апостолы Пётр и Павел; сам он на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. В следующем году он опять видел Богоматерь на воздухе и около Неё несколько лиц; он упал на колени и просил Пречистую за кого-то. Владычица отвечала: “будет по просьбе твоей” (Август 13).

В 1812 году, Европа, соединённая под властью Наполеона I, внесла в Русские пределы все бедствия войны, и Матерь Божья явилась снова Защитницей православного царства. 1812 года, Августа 5 дня, при оставлении Русскими войсками Смоленска, была взята полками и чудотворная икона Одигитрии. Накануне Бородинского сражения её носили по лагерю, и воины, взирая на неё с верой и молитвой, приготовлялись к страшной битве. При одержании важных побед постоянно совершаемы были Божьей Матери благодарственные молебствия, как Взбранной и необоримой Воеводе. Отсутствие святой иконы из Смоленска продержалось ровно три месяца, и 5 Ноября она «возвратилась в дом свой» – соборный храм Успения.

Преподобный Серафим Саровский († 1833), бывши ещё десятилетним отроком, заболел. Ему явилась во сне Божья Матерь и обещала посетить его и исцелить. Отрок рассказал сон матери. Скоро после того, мимо дома их, совершался крестный ход с чудотворным образом Знамения Божьей Матери; в это время шёл сильный дождь, грязь помешала нести святую икону улицей и заставила переходить через двор Серафима на другую улицу: таким образом Царица Небесная посетила болящего отрока; мать его поняла чудное посещение и поспешила вынести больного к иконе Божьей Матери: отрок приложился и получил чудесное и совершенное исцеление. Потом, во время пребывания своего в Саровской пустыни, около 1783г., в новой болезни своей, которой он страдал три года ещё до пострижения, он опять был удостоен посещения Царицы Небесной во славе и свете и исцелён Ею. На месте явления он воздвигнул потом храм. В 1804г. он был избит ночью до полусмерти недобрыми людьми, думавшими найти у него много денег; никто не надеялся видеть его в живых, но явлением Божьей Матери он опять получил исцеление.

В памятной книжке митрополита Московского Филарета, под 7 числом Августа 1840г., читаем: «ученик покойного пустынножителя о. Арсения (Свенского, Орловской епархии), по его благословению, был у меня и повествовал о последних днях его. Видение Божьей Матери предварило его о кончине, а видение святого Василия Великого было ему исповедью и разрешением».

Во время войны между Россией и союзными державами, в сражении 19 Ноября 1853 года между Александрополем и Карсом, при Баш-Кадык-Ларе Русский отряд, в числе 9 000 человек, поразил 36 000 турок, при 46 орудиях. Турки оставили на месте сражения 24 орудия и множество разных военных припасов. Такая блистательная победа объяснилась показанием пленных турок; они говорили, что когда сражение сильно разгорелось, и весь русский отряд был введён в дело, турки увидели сходящую с неба светлую Жену, держащую знамя в руке и сопровождаемую двумя воинами. Свет от Неё был столь ярок, что подобен был солнечному сиянию, и никакой глаз не мог выдержать его. Это явление навело ужас в рядах сражающихся, и было причиной того, что турки, видя явное заступление Бога за Русь, обратились все в бегство и проиграли сражение. Русские этого явления не видели. По Божьему Промыслу о том свидетельствовали иноплеменные враги наши. Турки уверяют, что в армии их все это видели с ужасом и все о том знают; но начальство их, под опасением смертной казни, запретило о том говорить и старалось затмить это событие. Из некоторых частных писем из армии узнали мы, что многие турки после того громогласно исповедали Христа, просили крещения и запечатлели мученической кровью признание всё просвещающего света – Христа. [Из писем экзарха Грузии преосвященного Исидора к митрополиту Московскому Филарету, напечатано в Церковных Ведомостях 1892г., № 46 стр. 1619].

Кроме этих чудес, выражающих попечение Царицы Небесной о благосостоянии всего православного царства, обширная Россия, во многих своих городах и весях, хранит честные иконы Приснодевы, составляющие неисчерпаемый источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, притекающих к покрову Её с верой и усердием. Ещё в 1654 году архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, путешествующий по России со своим патриархом Макарием, писал в путевых записках: «В этой стране нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери; мы видели своими собственными глазами как святые иконы, так и чудеса, совершавшиеся от них»

* * *

74

Указывая Богородичные обители, мы на сей раз полагаем только начало списка. На Афоне посвящены Богоматери соборные храмы: в монастыре Хиландаре в честь Введения; в лавре святого Афанасия, в Ватопеде, в Филофее и в скиту Ксенофонском в честь Благовещения; в Карее, в Ивере и в скиту Ксилургу в честь Успения; в Русике в честь Покрова; в скиту Андреевском в честь чудотворной иконы Её «Утешение в скорбях и печалях».

Известнейшие обители в России в честь Богоматери: лавры – Киево-Печерская; Почаевская (обе Успенские).

Монастыри: Благовещенский в Новгороде; Боголюбский во Владимире; Богородичный Назарет в Нежине; Боровский в Калужской епархии; Введенский-Толгский близ Ярославля, в Нежине, Серпухове и Сольвычегорске; Богородицкий-Зачатийский или Высоцкий в Серпухове; Донской в Москве; Елецкий в Чернигове; Задонский в Воронежской епархии; Зачатиевский в Москве; Знаменский в Курской епархии; Иверский близ Валдая; Игрицкий (Песоченский), в Костромском уезде, 1624; Казанский в Казани; Казанский Нижнеломовский, Пензенской епархии; Лужецкий близ Можайска; Новодевичий в Москве; Покровский во Владимире; Покровский в Москве 1655г., в Хотькове 1309; Ризположенский в Суздале; Рождественский в Москве; Рождественский-Сямский, в Вологодской епархии, Рождественско-Думницкий и Гамальевский, в Черниговской епархии; Рождественский-Сторожевский-Звенигородский; Симонов в Москве; Страстные иконы Богоматери, в Москве; Сырков, близ Новгорода; Успенский-Тихвинский, в Новгородской епархии; Успенский-Волоколамский в Московской епархии; Успенский в г. Александрове, Владимирской епархии; Успенский Желтиков, близ Твери; Успенский Каменский, в Черниговской епархии, Новозыбковского уезда; Успенский Кирилло-Белозерский при г. Кириллове, Новгородской епархии; Успенский Свияжский, в Свияжске, Казанской епархии; Успенский Свенский, в Брянском уезде, Орловской епархии; Успенский Святогорский, в Харьковской епархии; Училищный монастырь, в Смоленске, XII в.

Пустыни: Гинская и Софрониева в Курской епархии; Гефсиманский скит 1844, близ Сергиевской Лавры; Оптина пустынь в Калужской епархии, Седмизерская, в Казанской епархии 1613; Раифская, в Свияжском уезде; Саровская и Дивеевская, в Тамбовской епархии; Вышенская, в Тамбовской епархии.

Знаменитейшие храмы и соборы: Благовещенский в Москве, в Казани; Казанский в Москве и в Петербурге; Покровский в Москве, в Запорожье (Запорожская община всегда почитала Божью Матерь своей покровительницей); Рождественские – в Киеве – Десятинный; в Козельце, Черниговской епархии, построенный по плану Растрелли; – в Суздале, Костроме, Саввином монастыре; Софийские – в Киеве, Новгороде, Пскове (в Киеве празднуется 8 Сентября, в других местах 15 Августа); Успенские – в Астрахани, Вильне, Витебске, Владимире – XII в., Костроме, Москве (три: в Кремле, на Покровке и в Симоновом монастыре); Пицунде, Полтаве, Ростове, Рязани, Сергиевой Лавре, Смоленске XII в., Тобольске, Харькове, в Переяславле, Полтавской епархии, (где присягал Богдан Хмельницкий); Положения Ризы Богоматери – в Москве. Из заграничных храмов во имя Пресвятой Богородицы назовём только Собор в Милане, дивное произведение готического зодчества, строившееся несколько столетий.


Источник: Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. - [Репринт. воспроизведение изд. 1904 г.]. - М. : Пересвет, [1991]. - 378,[6] с., [8] л. ил.

Комментарии для сайта Cackle