Глава IX. История взаимоотношений Русской Православной Церкви с другими инославными церквами и нехристианскими конфессиями
1. Церковь и нехристианские религии. Религиозная статистика. Канонические принципы взаимоотношений христиан с иноверцами. Основные принципы отношений Русской Православной Церкви к инославию. 2. Правовой статус Русской Православной Церкви в современном Российском государстве. Конституционный статус Русской Православной Церкви. Статус Русской Православной Церкви в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». Экстремистская деятельность религиозных организаций, запрещенных на территории Российской Федерации. Борьба Русской Православной Церкви с сектантской деятельностью.
1. Церковь и нехристианские религии
Религиозная статистика. Христиане в совокупности составляют примерно одну четвертую населения Земли – около 1,5 млрд человек. Общие религиозные корни связывают христианство с иудейской религией, приверженцы которой относительно немногочисленны и насчитывают около 15 млн, а также с исламом, который объединяет более 1 млрд верующих.
Помимо монотеистических152, есть и политеистические153 религии, в том числе и мировые. К их числу принадлежат, например, буддизм (более чем 0,5 млрд человек), конфуцианство, являющееся в большей мере этической доктриной, чем религией, и потому вполне совместимое с буддизмом или синтоизмом. Множество последователей у разнообразных индуистских культов, которых придерживается, например, большинство граждан Индии. Развитые формы религиозного культа, богатая религиозная литература характерны и для таких религий, как даосизм, синтоизм, джайнизм. Существуют и синкретические религии; некоторые из них включают в себя отдельные элементы христианства, подобно возникшему уже в 20 столетии мунизму. Значительная часть населения Африки и ряд индейских племен Америки сохраняют традиционные племенные языческие культы.
В XX в. атеистов и агностиков насчитывалось около миллиарда человек, особенно много их было в Западной Европе, Китае и Японии. Большое количество неверующих при этом продолжают осознавать свою принадлежность к той или иной религиозной культуре и при социологических опросах (как это не парадоксально) называют себя, к примеру, неверующими в Бога католиками или иудеями.
Особенность современной религиозной карты мира заключается в том, что приверженцы разных религий живут на территории одной страны и бытовое общение между ними неизбежно.
Канонические принципы взаимоотношений христиан с иноверцами. Господь заповедовал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20). Поэтому на Церкви лежит богозаповеданная обязанность проповедовать истинную веру в Христа, распятого и воскресшего, в воплощенное Слово Божие всем народам Земли, ибо нет иного пути к вечному спасению как через веру во Христа.
История католической и протестантской миссии эпохи колониализма знает примеры и насильственных обращений, и подкупа ради обращения в христианство, которое подчас рассматривалось не как самоцель, а как одно из средств распространения европейской цивилизации и упрочения зависимости колониальных владений от метрополий. Однако такая недостойная христианства практика не умаляет самоотверженного подвижничества многих и многих миссионеров – католиков и протестантов, которые несли людям учение Христа не ради политических целей, а из любви к Богу и ближним.
Миссионерское служение совершают и православные церкви. Особенно много потрудились на данном поприще русские миссионеры, в течение XVIII–XIX вв. обратившие к Христу десятки народов Сибири и Дальнего Востока, с успехом подвизавшиеся и за пределами Российского государства – в Японии и Китае.
Проповедь Христа неверующим в Него, по заповеди Спасителя, совершается в духе любви. Любовные отношения христиане должны иметь ко всем людям, и к тем из них, кто остается глух к Евангелию. Дух человеколюбия должен царить в личных взаимоотношениях христианина с иноверцем. Взаимной любовью, сотрудничеством, общей заботой о мире, о сохранении целостности творения и священного дара жизни проникнуты межрелигиозные контакты на уровне представителей разных религий. В наш тревожный век, таящий серьезные опасности для продолжения самого существования человеческого общества, это жизненно необходимо.
Церковь, призывая христиан любовно относиться к иноверцам, в то же время ограждает своих чад от отпадения от Христа через общение с неверующими в Него. Каноны воспрещают всякое общение с иноверцами в священных обрядах.
А самое главное, канонический запрет бытового общения не отменяет долга деятельной христианской любви ко всякому человеку, к какой бы религии он ни принадлежал, каких бы взглядов ни придерживался. Христианин обязан оказать помощь любому, оказавшемуся в нужде или в трудном положении, независимо от его верований и убеждений.
Основные принципы отношений Русской Православной Церкви к инославию. Архиерейский Собор 2000 г. принял «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» (далее – «Основные принципы»). Готовила документ рабочая группа, а митрополит Кирилл редактировал его окончательный вариант, который был представлен Богословской комиссии. В документе сформулированы принципы, цели и задачи Русской Православной Церкви в ее отношениях с инославным христианством.
В ч. 1 «Единство Церкви и грех человеческих разделений» даны основополагающие экклезиологические154 положения. Здесь говорится о том, что Православная Церковь сознает себя Церковью в полном и абсолютном смысле слова, т. е. что она есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь, утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Она есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).
Далее раскрываются основания, аспекты и следствия данного единства, а также связь единства Церкви с другими ее свойствами, обозначенными в Символе веры, – святостью, соборностью и апостоличностью. Так, утверждается, что «единство Церкви превыше всякого человеческого и земного единства, оно дано свыше как совершенный и божественный дар» (1.3). Единство Церкви преодолевает все барьеры и границы: расовые, языковые, социальные или какие-либо иные (1.4). Выражения: «Церковь Христова», «Вселенская Церковь» и «Православная Церковь» в понимании «Основных принципов» тождественны. Это очень важно подчеркнуть, так как среди критикующих контакты нашей Церкви с инославием бытует миф, что их идеологическим основанием является экклезиологический релятивизм, т. е. понимание Православной Церкви как «части целого», осколка, ветви более всеобъемлющей Церкви, чем она сама. «Основные принципы» такой взгляд полностью опровергают.
Единство Церкви (подчеркивается в документе) находится в неразрывной связи с Таинством Евхаристии. Любой грех в той или иной мере удаляет человека от Церкви (1.10), которая знает немало примеров отпадения христиан от Церкви. (Заметим, что при их возвращении в лоно Церкви Таинство Крещения над ними не повторяется.) В течение веков заповедь Христа о единстве неоднократно нарушалась. В противоположность богозаповеданному кафолическому (вселенскому, соборному) единомыслию и единодушию в христианстве возникли разномыслия и разделения. Церковь всегда строго и принципиально относилась как к тем, кто выступал против чистоты спасительной веры, так и к тем, кто привносил в нее разделения и смуту. Всякий раскол, или схизма, приводят к отпадению от полноты церковной. Разделение, даже если оно происходит по причинам невероучительного характера, содержит в себе нарушение учения о Церкви и ведет к искажениям в вере (1.14). В «Основных принципах» говорится, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой, и всякое отпадение от нее вызывает нарушение благодатной связи с Церковью (1.15).
Утверждение о том, что Православная Церковь истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняются изначальное Предание Церкви и полнота спасительной благодати Божией (1.18), не означает того, что Православие есть неотъемлемая «национально-культурная принадлежность» Восточной Церкви (1.19). Православие является святыней, которую надлежит свято хранить, оставаясь бдительными в отношении неправомыслия.
Несмотря на то, что христианское разделение не могло нарушить единства Церкви, схизма привела к тому, что разъединившиеся христиане, вместо того, чтобы быть примером единства в любви по образу Пресвятой Троицы, превратились в источник соблазна. Разделенность христиан стала открытой и кровоточащей раной на Теле Христовом, препятствием в деле свидетельства миру о Христе (1.20).
В ч. 2 «Стремление к восстановлению единства» говорится, что важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием должно быть восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17:21). Это связано с тем, что единство есть божественный замысел, божественный императив, ибо оно – сама суть христианства (2.1). Однако не всякое единство – благо. Истинное единство возможно лишь в лоне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Все иные «модели» единства, как утверждается в документе, представляются неприемлемыми (2.3). В «Основных принципах» говорится и о неприемлемости «теории ветвей», утверждающей нормальность и даже провиденциальность155 существования христианства в виде отдельных «конфессий». Для православных неприемлема констатация того, что христианские разделения являются неизбежным несовершенством христианской истории. Православная Церковь не может признавать никакого «равенства деноминаций». Недопустимы предположения о том, что все разделения суть лишь трагические недоразумения; что несогласия кажутся непримиримыми только из-за недостатка любви друг к другу; что Православную Церковь отличают от инославия вопросы второстепенного характера, а не отсутствие единства в вопросах веры, церковного строя, принципов духовной жизни.
В «Основных принципах» подчеркивается, что разделение христианского мира есть разделение в самом опыте веры. Единство же сможет осуществиться только в тождестве благодатного опыта и жизни в Церкви, в полноте таинственной жизни в Духе Святом.
В ч. 3 «Православное свидетельство инославному миру» задача свидетельства обосновывается убеждением Православной Церкви в том, что она истинная хранительница Предания и благодатных даров Древней Церкви.
В ч. 4 «Диалог с инославием» указывается на то, что на протяжении уже более чем двух веков основной формой православного свидетельства является диалог с инославием (его формы разнообразны). Цель диалога – возвращение инославных к вероучению, устроению и нормам духовной жизни Православной Церкви.
Характерная особенность проводимых Русской Православной Церковью диалогов с инославием – их богословский характер. Задача богословского диалога – объяснить инославным партнерам экклезиологическое понимание Православной Церкви, основы ее вероучения, канонического строя и духовной традиции, рассеять недоумения и существующие стереотипы (4.2). В «Основных принципах» утверждается, что в рамках диалога недопустимы никакие догматические уступки и компромиссы в вере. Никакие документы и материалы богословских диалогов и переговоров не имеют обязательной силы для Православных Церквей до окончательного утверждения их всей Православной Церковью (4.3).
В ч. 5 «Многосторонние диалоги и участие в работе межхристианских организаций» формулируются критерии членства в международных христианских организациях.
В ч. 6 «Отношения Русской Православной Церкви с инославием на ее канонической территории» рассматривается специфика отношений Русской Православной Церкви с инославием на ее канонической территории. Специфика обусловливается общностью задач в отстаивании христианских нравственных ценностей, служении общественному согласию и в усилиях по прекращению прозелитизма156 на канонической территории Русской Православной Церкви, в примирении и нравственном возрождении общества, защите человеческой жизни и человеческого достоинства. Здесь же обращается внимание на различие между инославными исповеданиями157, признающими веру в Святую Троицу, Богочеловечество Иисуса Христа, и сектами, которые отвергают основополагающие христианские догматы.
В ч. 7 «Внутренние задачи в связи с диалогом с инославием» говорится не только об этих задачах, но и о недопустимости для православных оскорблений в адрес инославных. Кроме того, указывается, что Церковь осуждает тех, кто преднамеренно искажает задачи Православной Церкви, и тех, кто вносит соблазн в православную среду, вступая в канонически недопустимое сакраментальное общение с инославием.
В заключении документа звучат призывы ко всем тем, для кого благословенное имя Иисуса Христа выше всякого другого имени под небом (Деян. 4:12), и к обретению единства в Церкви158.
2. Правовой статус Русской Православной Церкви в современном Российском государстве
Конституционный статус Русской Православной Церкви. Правовой статус Православной Церкви в современной России устанавливается, в первую очередь, рядом положений Основного закона – Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Косвенным образом роль Православной Церкви, без прямого упоминания о ней, затронута уже в преамбуле Основного закона: «...многонациональный народ Российской Федерации» принимает Конституцию, «чтя память предков» и «возрождая суверенную государственность России». Этим декларируется преемственность новой Россией тех отношений к Православной Церкви, которые существовали в дореволюционной стране, когда Церковь пользовалась исключительно высоким статусом.
Согласно ст. 13 Конституции «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие», так что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Статья предполагает устранение правовых последствий монополии официального атеизма, который в своей марксистской разновидности и составлял мировоззренческую базу государственной идеологии.
Прямое отношение к статусу как Русской Православной Церкви, так и других Церквей и религиозных общин, имеет положение, содержащееся в ст. 14 Конституции: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Отсутствие государственной религии, разумеется, не создает препятствий тому, чтобы в своей политике органы государственной власти учитывали реальный общественный вес разных религиозных объединений в России, их неодинаковый вклад в духовное наследие российского народа.
Статья 19 провозглашает равенство прав «человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка...» и от «отношения к религии». Данной же статьей «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Подобные положения присутствовали и во всех советских конституциях, но для реальной юридической практики советской эпохи была характерна тотальная дискриминация верующих.
Статья 28 Конституции гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Право не исповедовать религии и свободно распространять соответствующие взгляды не может считаться тождественным праву вести пропаганду воинствующего атеизма в стиле советской эпохи, ибо такая пропаганда запрещена ч. 2 ст. 29: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Говоря о запрете пропаганды религиозного превосходства, законодатель не имел в виду запрет на утверждение абсолютной истины вероучения своей религии, ибо такое убеждение составляет основание почти всякой религиозности, и подобная интерпретация соответствующего положения означала бы косвенный запрет на публичное выражение религиозных взглядов и распространение большинства религиозных вероучений.
Статус Русской Православной Церкви в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». Принятие этого Закона сопровождалось острой дискуссией в печати. Его окончательная редакция встретила поддержку со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви, православного духовенства и церковного народа. Данный документ положительно оценили и представители других традиционных в России конфессий.
В Законе 1997 г. в основном повторяются нормы предыдущего Закона, но в его преамбуле содержится отсутствовавшее в Законе 1990 г. положение, в котором признается особая роль Православной Церкви, а также некоторых других вероисповеданий в истории России. Преамбула гласит: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон». В формулировке преамбулы, которая с содержательной стороны заслуживает позитивной оценки, можно обнаружить некоторую редакционную неточность: ее текст можно прочитать так, будто православие не принадлежит к числу христианских исповеданий. Получилось это, вероятно, потому, что законодатель не счел целесообразным дать исчерпывающий перечень других, помимо Православия, христианских конфессий.
В п. 2 ст. 4 Закона говорится: «В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства, государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания, не возлагает на религиозные объединения выполнения функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону, обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». При этом отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой никаких ограничений членов таких объединений в гражданских и политических правах, включая право участвовать в управлении делами государства.
Федеральный закон внес существенные изменения в само определение религиозного объединения. Согласно ст. 6 Закона религиозным признается такое добровольное объединение, которое создано гражданами Российской Федерации, иными лицами, постоянно и на законных основаниях проживающими на территории Российской Федерации, в целях совместного исповедания и распространения веры и обладает тремя соответствующими данной цели признаками: 1) наличие вероисповедания; 2) совершение богослужения; 3) обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
В силу п. 1 ст. 8 Закона полноту гражданской правоспособности может иметь только такая религиозная организация, которая зарегистрирована как юридическое лицо. Государственную регистрацию религиозных организаций осуществляют на основании п. 1 ст. 11 Министерство юстиции и органы юстиции субъектов федерации.
В Законе содержится запрет на создание религиозных объединений в органах государственной власти, государственных учреждениях, органах местного самоуправления, воинских частях, а также в государственных и муниципальных организациях. Проблематичным (с точки зрения основных конституционных прав человека и гражданина) представляется включение в данный перечень воинских частей, поскольку, во-первых, значительная часть военнослужащих находится в них не на добровольной основе, а по призыву, во-вторых, режимный характер воинских частей может затруднять возможность военнослужащего участвовать в богослужении вне своей части. Это положение противоречит ст. 2 Конституции, по которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», ст. 28 и 17, содержащим положение о том, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права», ибо ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков». Таким образом, гарантированная ст. 28 Конституции свобода совести в свете Всеобщей декларации включает и запрет ставить человека в такие условия, при которых он окажется ограниченным в праве на участие в религиозных обрядах, предписываемых вероучением, к которому он принадлежит.
В соответствии с Законом религиозные организации, в том числе и канонические подразделения Русской Православной Церкви, имеют право сооружать и содержать храмы и иные здания и помещения, предназначенные для богослужения, беспрепятственно совершать богослужения в них, а также в учреждениях и на предприятиях, принадлежащих Церкви, на кладбищах, в крематориях, в жилых домах. В п. 2 ст. 16 Закона содержится следующее положение: «Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей». Закон предоставляет религиозным организациям, включая и те, которые принадлежат Русской Православной Церкви, право производить, приобретать, распространять религиозную литературу и иные предметы религиозного назначения, причем они обладают исключительным правом учреждать организации, специализирующиеся на издании богослужебной литературы и производстве «предметов культа». Религиозные организации вправе заниматься разнообразной благотворительной и культурно-просветительской деятельностью как непосредственно, так и путем учреждения особых благотворительных организаций, причем на государственную власть Законом возлагается обязанность оказывать им в этом содействие.
За религиозными организациями признается право учреждать и содержать духовные образовательные заведения для подготовки «служителей и религиозного персонала». Студенты религиозных учебных заведений, имеющих государственную лицензию, пользуются законными льготами, например отсрочкой от призыва на военную службу. Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе с образовательными и паломническими целями.
В п. 4 ст. 5 Закона содержится следующее положение: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы». Религиозные объединения могут иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного и иного назначения, предметы религиозного назначения, включая те, которые отнесены к памятникам истории и культуры, денежные средства, а также пользоваться имуществом, которое предоставлено им государством, муниципальными, общественными организациями и частными лицами.
В ст. 27 Закона, содержащей заключительные положения, указывается, что «религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет, пользуются правами юридического лица при условии их ежегодной перерегистрации до наступления указанного 15-летнего срока». При этом до истечения 15 лет они не вправе, например, создавать образовательные учреждения, иметь при себе представительство иностранной религиозной организации, совершать богослужения в больницах, домах для престарелых и инвалидов, в местах лишения свободы, производить и распространять религиозную литературу и предметы религиозного культа.
Данное положение не распространяется на религиозные объединения, действующие менее 15 лет, но централизованные организации которых работают более этого срока, в частности на новые, не существовавшие ранее приходы Русской Православной Церкви. Иное толкование положения было бы неправомерно и абсурдно, ибо установленный отрезок времени (15 лет) необходим для того, чтобы государственные органы юстиции могли основательно ознакомиться не только с вероучением, но и с религиозной практикой нового вероисповедания, что, естественно, не требуется применительно к вновь открывающимся организациям уже известных и длительно существующих вероисповеданий.
Экстремистская деятельность религиозных организаций, запрещенных на территории Российской Федерации. Борьба Русской Православной Церкви с сектантской деятельностью. Россия – многоконфессиональное государство, где исповедуются различные религии, не только христианские. Одна из важнейших задач всех религий – борьба с проявлениями религиозного экстремизма в различных его формах.
В ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» говорится: «В Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности».
Под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается:
«1) деятельность общественных и религиозных объединений либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
подрыв безопасности Российской Федерации;
захват или присвоение властных полномочий;
создание незаконных вооруженных формирований;
осуществление террористической деятельности;
возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
унижение национального достоинства;
осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств» (ст. 1).
Под экстремистской организацией рассматривается «общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы» (ст. 1).
Верховный Суд Российской Федерации признал террористическими и запретил деятельность на территории России таких организаций, как «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Ас-бат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад», или «Египетский исламский джихад», «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Джунд аш-Шам»159.
Кроме того, был составлен Федеральный список экстремистских материалов, опубликованных в СМИ за 2000–2007 гг. В него вошли:
1. Музыкальный альбом «Музыка белых», автор – музыкальная группа «Order» (решение вынесено Первомайским районным судом г. Омска 23 ноября 2006 г.).
2. Книга «Книга единобожия», автор – Мухаммад ибн Сулейман ат-Татими, источник публикации – некоммерческое партнерство «Издательский дом „Бадр"» (решение вынесено Савеловским районным судом г. Москвы 2 апреля 2004 г.).
3. Письма Рады земли Кубанской духовно-родовой державы Русь, авторы – Н. М. Лозинский, В. М. Герасев (решение вынесено Первомайским районным судом г. Краснодара 20 марта 2006 г.).
4. Печатные материалы в газете «Для русских людей» № 1 (1), июнь 2002 г.; № 2 (2), август 2002 г.; № 3, октябрь 2002 г.; № 4, ноябрь 2002 г.; № 5, декабрь 2002 г.; № 6, 7, декабрь 2003 г. (решение вынесено Тихвинским городским судом Ленинградской области 25 мая 2004 г.).
5. Кинофильм «Вечный жид» (решение вынесено Тихвинским городским судом Ленинградской области 25 мая 2004 г.).
6. Брошюра «Мать-земля: чудо-чудное, диво-дивное. Введение в геобиологию», автор – А. А. Добровольский, источник публикации – КОГУП «Котельничская типография» (решение вынесено Котельничским районным судом Кировской области 9 марта 2005 г.).
7. Брошюра «Язычество как волшебство», автор – А. А. Добровольский, источник публикации – КОГУП «Котельничская типография» (решение вынесено Котельничским районным судом Кировской области 9 марта 2005 г.).
8. Брошюра «Кто боится Русского национал-социализма», автор – А. А. Добровольский, источник публикации – КОГУП «Кировская областная типография» (решение вынесено Первомайским районным судом Кировской области 29 июля 2005 г.).
9. Брошюра «Иудохристианская чума», автор – А. А. Добровольский, источник публикации – КОГУП «Кировская областная типография» (решение вынесено Первомайским районным судом Кировской области 29 июля 2005 г.).
10. Брошюра «Святославие», автор – А. А. Добровольский, источник публикации – типография завода «Маяк» (решение вынесено Ленинским районным судом г. Кирова 19 мая 2005 г.).
11. Статья «Однажды мы придем с гнилыми помидорами...», автор – А. А. Николаенко, источник публикации – газета «Беловская копейка» № 1 от 11 ноября 2002 г. (решение вынесено Беловским городским судом Кемеровской области 26 декабря 2006 г.).
12. Статья «СС стучится в Вашу дверь, сволочи...», автор – А. А. Николаенко, источник публикации – газета «Курс» № 49 от 6 декабря 2002 г. (решение вынесено Беловским городским судом Кемеровской области 26 декабря 2006 г.).
13. Статья «Исполняющий обязанности властителя дум», автор – А. А. Николаенко, источник публикации – газета «Курс» № 8 от 21 февраля 2003 г. (решение вынесено Беловским городским судом Кемеровской области 26 декабря 2006 г.).
14. Статья «Самая конструктивная партия», автор – А. А. Николаенко, источник публикации – газета «Курс» № 43 от 22 октября 2004 г. (решение вынесено Ведовским городским судом Кемеровской области 9 сентября 2005 г.).
15. Книга «Сквозь призму ислама», автор – Абд-аль Хади ибн Али (решение вынесено Нальчикским городским судом 15 января 2004 г.).
16. Печатные материалы, источник публикации – газета «Я русский. Нижнее Поволжье» № 1, 2 2005 г. (решение вынесено Знаменским городским судом Астраханской области 3 июля 2007 г.).
17. Брошюра «Церберы свободы», 2005 г. (решение вынесено Знаменским городским судом Астраханской области 3 июля 2007 г.).
18. Информационные материалы – отклики на материалы по событиям в Харагуне на сайте «Народный контроль», с. 4; источник публикации – газета «Русское Забайкалье» № 7 от 11 сентября 2006 г. (решение вынесено Центральным районным судом г. Читы 18 апреля 2007 г.).
19. Журнал «Вихрь» № 1. Национально-социалистическое издание ОАО «Дом печати – ВЯТКА (решение вынесено Шабалинским районным судом Кировской области 3 июля 2007 г.).
20. Печатные материалы, автор – А. А. Вострягов, источник публикации – газета русского государства «Весть», издавалась в ООО «Сандерс» (средство массовой информации) (решение вынесено Заволжским районным судом г. Ульяновска 12 июля 2007 г.).
21. Брошюра «Русское государство», автор – А. А. Вострягов, источник публикации – ООО «Сандерс» (средство массовой информации) (решение вынесено Заволжским районным судом г. Ульяновска 12 июля 2007 г.).
22. Брошюра «Государство – это мы», автор – А. А. Вострягов, источник публикации – ООО «Сандерс» (средство массовой информации) (решение вынесено Заволжским районным судом г. Ульяновска 12 июля 2007 г.).
23. Брошюра «Каббала», автор – А. А. Вострягов, источник публикации – ООО «Сандерс» (средство массовой информации) (решение вынесено Заволжским районным судом г. Ульяновска 12 июля 2007 г.).
24. Брошюра «Каббала-2», автор – А. А. Вострягов, источник публикации – ООО «Сандерс» (средство массовой информации) (решение вынесено Заволжским районным судом г. Ульяновска 12 июля 2007 г.).
25. Брошюра «Правда о происхождении Иисуса Христа и Девы Марии», автор – А. А. Вострягов, источник публикации – ООО «Сандерс» (средство массовой информации) (решение вынесено Заволжским районным судом г. Ульяновска 12 июля 2007 г.).
26. Брошюра «Русский народ и Конституция РФ», автор – А. А. Вострягов, источник публикации – ООО «Сандерс» (средство массовой информации) (решение вынесено Заволжским районным судом г. Ульяновска 12 июля 2007 г.).
27. Брошюра «Это должен знать каждый русский», автор – А. А. Вострягов, источник публикации – ООО «Сандерс» (средство массовой информации) (решение вынесено Заволжским районным судом г. Ульяновска 12 июля 2007 г.).
28. Брошюра «Что делать...», автор – А. А. Вострягов, источник публикации – ООО «Сандерс» (средство массовой информации) (решение вынесено Заволжским районным судом г. Ульяновска 12 июля 2007 г.).
29. Брошюра «Сарынь на кичку», автор – А. А. Добровольский, источник публикации – ОАО «Дом печати – ВЯТКА» (решение вынесено Ленинским районным судом г. Кирова 22 августа 2007 г.).
30. Брошюра «Язычество: закат и рассвет», автор – А. А. Добровольский, источник публикации – ОАО «Дом печати – ВЯТКА» (решение вынесено Ленинским районным судом г. Кирова 22 августа 2007 г.)160.
Последнее время на территории России оживили свою деятельность и сектантские религиозные общества. Некоторые из них еще в советское время были запрещены и преследовались в соответствии с законом.
В список современных сект, проповедующих конец света, включены:
1. «Адвентисты» (от лат. adventus – пришествие). Это общее название протестантских сект, предсказывающих второе пришествие Иисуса Христа. Конец света, по мнению адвентистов, должен состояться уже в обозримом будущем. Все секты называют точные даты второго пришествия: одни готовятся встретить Господа уже сейчас, другие – через несколько лет.
Адвентисты доказывают близость Судного дня тем, что Иисус Христос по просьбе апостолов указал на признаки Своего пришествия и кончины мира. Все эти знамения, как считают адвентисты, уже сбылись. Однако апостолы называют еще один признак: перед пришествием Господа должен прийти Антихрист.
В нашей стране наиболее активно действуют «Адвентисты седьмого дня». По их учению в скором времени должны пасть все Церкви, за исключением их собственной. Известны в России и другие секты: «Адвентисты-реформисты», «Церковь Бога». Проповедники играют на музыкальных инструментах и весело поют стихи из своих молитвенных сборников.
2. «Белое братство» (юсмалиане). Секта основана Ю. Кривоноговым и М. Цвигун на Украине. «Белые братья» верят, что Мария Цвигун (Мария Деви) приходила ранее на Землю под именами Евы, Моисея, Девы Марии и Елены Рерих (Кривоногов довольствовался в прошлых воплощениях ролью Адама и Иоанна Крестителя). По учению секты, «космическая дуада» Цвигун–Кривоногов вместе с Иисусом Христом составляет «Верховную Божественную Личность Юсмалос, которая проявится в эпоху Матери Мира». Последователи учения (юсмалиане) – это те самые «144 тысячи в белых одеждах», которые указаны в Откровении, и «будущие планетарные логосы».
Конец света изначально планировался основателями секты на 1993 или 2002 г. (сумма крайних цифр в обоих случаях дает четверку). Мария Деви вывела своих приверженцев на площадь перед киевским собором Святой Софии. Конец света не наступил, а Цвигун и Кривоногов были арестованы. После этого «Белое братство» фактически прекратило свое существование. И все же горстка сектантов сохранила верность «Матери Мира», их и сегодня можно встретить в Петербурге.
3. «Бертоновцы» (официальное название – Fellowship of friends,, т. е. «Содружество»). Секта создана в Калифорнии Робертом Бертоном, бывшим инструктором по теннису. Бертон называет себя Учителем в традиции Гурджиева (Георгий Иванович Гурджиев – Калиостро XX века – родился в Армении. Много странствовал по Востоку, встречался с некими «учителями». Вынес из своих странствий оригинальное учение, согласно которому души у человека нет и ее надо «построить». Это учение активно распространялось в первой половине XX в. самим Гурджиевым, его учениками, например писателем П. Успенским, в Америке и Европе).
Учение Гурджиева Бертон дополнил доктриной о переселении душ, учением о типах тела, о 44 ангелах, о девяти жизнях, которые проживает человек (и только в одной ему дается шанс встретить школу, подобную школе Роберта Бертона), и о конце света. Первые события, за которыми последует конец света, Бертон датировал 1998 г. – под воду должна была уйти часть Калифорнии. Окончательный конец света он предрекал в 2006 г., когда разразится мировая война... Спастись смогут только ученики Бертона, которые к тому времени все соберутся в местечке Аполло в Калифорнии. В ожидании конца света бертоновцы строили Аполло, где им предстояло пережить мировую войну, готовились возрождать цивилизацию – возделывали виноградники, учились кустарным способом изготовлять бумагу и т. д.
Основное мероприятие бертоновцев – встреча. Все усаживаются в круг, в центр ставят букет цветов. На встрече обсуждаются вопросы «внутренней работы», практикуется особый вид медитации – так называемое разделение внимания, или самовоспоминание: часть внимания необходимо удерживать на себе, а часть – на каком-либо внешнем объекте. По мнению бертоновцев, это помогает им жить в высших состояниях сознания и «создавать» душу.
Бертоновцы считают Учителя Роберта человеком № 7 (особый вид совершенного человека). Христос, по Бертону, – человек № 8 и один из 44 ангелов, которые помогают его школе. В число ангелов, кроме Христа и апостолов Петра и Павла, входят... легендарный основатель даосизма Лао-цзы, президент США Авраам Линкольн, композитор Вивальди, художник Леонардо да Винчи, ветхозаветный пророк Иезекииль, английский писатель Льюис Кэрролл, Будда, английская королева Елизавета, русский писатель-мистик Петр Успенский и пр. В России «филиалы» секты есть в Петербурге, Москве, Пензе, Нижнем Новгороде, Новосибирске.
В ближайшее время, по словам Бертона, должны погибнуть все люди на земле, за исключением учеников его «школы». Они-то и возродят земную цивилизацию.
4. «Божьи дети» (другие названия – «Семья», «Союз независимых христианских миссионерских обществ»). Секта основана бывшим пастором из Калифорнии Дэвидом Брандтом Бергом. После разговора с Богом в 1969 г. прежнее занятие перестало его удовлетворять и вскоре он провозгласил себя Моисеем Давидом. Еще раньше собрал группу хиппи и организовал «Молодежный клуб во имя Христа». Клуб стал основой церкви Берга, которую журналисты назвали «Божьи дети». Они стали быстро распространяться, через десять лет в 70 странах уже существовало 75 общин.
Берг проповедует «скорое наступление конца света и гибель человечества», кроме тех, кто принадлежит к его секте. Это характерно для всех протестантских сект, где учат, что достаточно прочитать коротенькую молитву, попросить Иисуса: «Войди в мое сердце», и Христос действительно там поселится. «Божьи дети» пошли дальше всех: «Если ты однажды уверовал во Христа, то потом никакие грехи не смогут лишить тебя Царствия Небесного, ты просто обречен на спасение». Вновь завербованные дают письменное свидетельство о передаче своего имущества и заработков в пользу секты.
Основная миссия секты – «всеобщая революция любви». Берг изобрел эффективный метод вербовки под названием «флирт-рыбалка». Молодые сектантки выступают в роли «святых проституток». Их негодующих мужей «пророк» наставляет словами: «Придет день, когда так полюбите Господа и ближних своих, что будете рады положить жену свою в постель ближнего своего». Когда в 1993 г. полиция одновременно атаковала десятки центров, «Моисей» ушел в подполье. По данным Комитета по спасению молодежи от псевдорелигий, секта действует и в России.
5. «Виссарионовцы» («Церковь последнего завета», «Община единой веры»). Секта основана милиционером из г. Минусинска Сергеем Торопом (Виссарионом). Члены секты верят, что конец света уже наступил, что человек начал перерождаться. Человечество ждет гибель. Спасутся только те, кто окажется в решающий момент на Тибер-Куле (между Абаканом, столицей Хакасии, и Байкалом, недалеко от Минусинска). Именно поэтому все члены секты стремятся продать квартиры и переехать в указанное Виссарионом место, где строится «город Солнца». С. А. Торопа (род. 1961 г.) его последователи считают вторым воплощением Христа. Верят в его утверждение, что человек живет «семь жизней». Почитают камень на вершине горы Сухой, на котором якобы Виссарион общался с «небесным отцом». Главный обряд – взявшись за руки и образуя круг, виссарионовцы медитируют, проводят собрания, благословляют еду.
6. «Иеговисты» (официальное название – «Свидетели Иеговы»). Секта основана американцем Чарльзом Расселом. В 1870 г. он создал кружок по изучению Библии, который избрал его своим пастырем. Рассел стал возвещать истины, которые, по его словам, открыл ему «глас Божий». В 1931 г., через 15 лет после смерти Рассела, общество исследователей Библии было переименовано в «Свидетелей Иеговы».
Иеговисты считают Христа не Богом, а лишь «совершенным человеком», отрицают Троицу. Они проповедуют учение об Армагеддоне – глобальной войне, в которой Христос с армией ангелов уничтожит «всех плохих людей», не поверивших в истины свидетелей. Армагеддон должен состояться со дня на день, поскольку в 1914 г. сатана, изгнанный с неба, укрылся на земле. Второе пришествие Христа уже невидимо произошло. Иеговисты учат, что их руководители составляют «малое стадо» и после смерти сразу же воскресают и попадают в небесную часть Царства Божьего, где входят в «правительство Христа». Всего таких избранных будет 144 тыс. Другим «овцам» Иеговы обещается вечная жизнь в земном раю после Армагеддона.
7. «Мормоны» («Церковь Иисуса Христа святых последних дней»). Секта основана Джозефом Смитом, жителем одной из деревень американского штата Нью-Йорк. В 1830 г. он опубликовал «Книгу Мормона», якобы найденную и переведенную им под непосредственным Божественным руководством. В ней рассказывалось об индейских племенах нефитов и ламанитов – прямых потомках некоего семитского племени, переселившегося в Америку в 600 г. до н. э. Книга эта, по утверждению Смита, была написана пророком Мормоном (последним из нефитов, истребленных ламанитами) и доставлена ему ангелом Мороном, сыном Мормона.
Вероучение секты – смесь измышлений Смита, элементов ислама, буддизма, античных религий, первобытных верований и христианства. В «Книге Мормона» рассказывается, как обитатели Америки в 33 г. н. э. увидели «человека, сходящего с небес», облаченного в белую мантию. «Он простер Свою руку и обратился к народу, говоря: „Я Иисус Христос... Я Бог Израилев и Бог всей земли, преданный смерти за грехи мира"». После проповеди своего учения в Америке Иисус вернулся на небо. Однако племена индейцев не смогли сохранить веру. И вот теперь мормоны должны собрать новый «американский Израиль» и приготовить всех людей к тысячелетнему Царству, которое откроется именно в Америке.
Мормонская столица – г. Солт-Лейк-Сити в штате Юта. В последнее время мормоны активно проповедуют свое учение в России.
8. «Мунисты» («Церковь объединения»). Секта основана корейским пророком Сан Мен Муном. Его последователи верят, что Мун в 16 лет встретился на некой горе в Корее с самим Иисусом Христом, который поручил ему бороться с «грешным миром». Каждый праведник должен следовать за ним, если, конечно, хочет выжить в третьей мировой войне (между сатаной и Богом).
Члены организации попрошайничают на улицах, продают восточные безделушки и вовлекают новых людей в секту, останавливая прохожих и предлагая посетить «лекцию по философии». Главная «достопримечательность» «Церкви объединения» – «обряд благословения» – одновременная свадьба нескольких тысяч сектантских пар, подобранных с помощью компьютера лично Муном или его помощниками.
«Церковь объединения» появилась в России в 1992 г. Для привлечения в свои ряды молодежи было организовано несколько массовых поездок в Крым. С тех пор мунисты с каждым годом активизируют свою деятельность. Они завязывают контакты с чиновниками, развивают свой бизнес, стремятся глубже внедриться в политическую и экономическую жизнь России.
9. «Новые апостолы» (официальное название – «Новоапостольская церковь»). Секта появилась в первой трети XIX в. в Англии. Как повествует ее рекламный буклет, в «среде религиозных христиан зародилось течение, проникнутое горячим стремлением к возрождению первоначального учения Иисуса Христа. Люди молились о новом излиянии Духа Святого и возобновлении деятельности апостолов. И вот были призваны первые апостолы...». Ныне духовные лица организации – апостолы и священники, одетые в одинаковые синие костюмы с черными галстуками, – появились и у нас. Богослужение состоит из проповеди хорового пения прихожан под аккомпанемент пианино. В какой-то момент священник провозглашает: «Объявляю вам радостную весть – ваши грехи прощены!». Затем всем раздают тоненькие желтые кружочки – причастие.
Новоапостолы проповедуют второе пришествие Христа перед приходом Антихриста.
10. «Рериховцы». Это оккультисты, последователи учения Е. Рерих и Е. Блаватской. Предсказывают объединение народов и мир на земле. Ждут прихода «эры Водолея», которая принесет теософское «счастье миров». Рериховцы – офиты161 XX в.: они поклоняются всему тому, с чем боролись пророки и апостолы.
Учение рериховцев изложено в «Агни-йоге». Оно содержит наукообразные теории об устройстве невидимого мира, об иерархиях невидимых существ, об устройстве человека, о будущем вселенной, о подземельях Шамбалы и т. д. Основатели движения не скрывали своей приверженности сатане. Е. Рерих писала о «прекрасном имени Люцифера», которое порочили «невежественные церковники». Е. Блаватская в «Тайной доктрине» утверждала, что «тот, на кого священство указывает как на сатану, врага Бога, в действительности является высочайшим Божественным Духом – оккультною мудростью на земле». Современные же последователи Елены Рерих любят называть себя «истинными православными христианами», утверждают, будто оптинский старец Нектарий предсказывал, что «в конце века сего многие люди придут к истинному православию через учение Рериха».
11. «Сайентологи» (отделения секты – «Центр Дианетики», «Церковь Сайентологии», «Хаббард-колледж», «Нарконон», «Центр детоксикации», «Центр религиозной технологии»). Сайентология – одна из самых страшных тоталитарных сект. Сперва вас приглашают на «бесплатный тест». Результат его, независимо от того, как вы ответите на вопросы, один: вам скажут, что у вас страдает сфера общения, и пригласят на курсы. Если вам повезет, вы когда-нибудь найдете в себе силы уйти с этих «курсов»...
Основатель секты – Рон Хаббард, заурядный писатель-фантаст, состоял членом сатанинской секты Джека Парсонса. Учение Хаббарда – смесь вульгарно истолкованного фрейдизма, гностических учений и сатанизма. На высших уровнях посвящения в секту вы узнаете, что Хаббард и есть Антихрист. В своем завещании он обещал вернуться на Землю как политический лидер и объявил, что приход к власти сайентологов поможет не допустить второго пришествия Иисуса Христа.
Необходимо отметить, что людей, принадлежащих к одной из мировых религий – христианству – объединяет общее понимание нравственных ценностей и принципов, а адептов новых деструктивных религиозных организаций – более всего авторитет «учителя». Отсюда некоторая организационная рыхлость мировых религий и противостоящая им железная, всепронизывающая организованность деструктивных религиозных организаций, их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все его свободные связи с миром. Такого рода тоталитарность есть культивирование слепого подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни адептов. Поэтому религиозная безопасность российского общества – важный приоритет национальной безопасности, наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной.
* * *
Политеизм – религия, признающая существование множества богов.
Экклезиоло́гия – отрасль христианского богословия, изучающая природу и свойства Церкви.
Провиденциа́льность – объяснение хода исторических событий не их внутренней закономерностью, а волей провидения (божества).
Прозелити́зм – стремление обратить других в свою веру; горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям.
Исповеда́ние веры – открытое признание принадлежности к какому-либо вероучению.
Иларион (Алфеев), архиепископ Волоколамский. Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание. М, 2009. С. 161–165.
Рос. газ. 2006. 28 июля.
Рос. газ. 2007. 14 июля. 24 окт.
Офи́ты – гностические секты, почитавшие змею как символ высшего знания.