иером. Филипп

Источник

IV. О таинствах Церкви Христовой

1. Почему христианин нуждается в благодатной помощи, подаваемой в церковных таинствах?

«Плоть желает противнаго духу, а дух – противнаго плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, чего хотели бы» (Гал.5:17).

2. Как описывает эту борьбу духа с плотию св. ап. Павел?

«Знаю, что не живет во мне, т.е., во плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующих закону ума моего и делающий меня пленником закона греховнаго, находящагося в членах моих. Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:18–24).

3. Кем избавляемся мы от этой власти плоти над духом?

«Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим.7:25).

4. Откуда получаем мы все необходимое для истинно христианской жизни и благочестия?

«От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2Пет.1:3).

5. Кому Господь дал власть совершать таинства и чрез них преподавать верующим благодать Св. Духа?

«Иисус сказал им (11-ти ученикам): дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:18–19).

6. Как поэтому называли себя Апостолы?

«Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1Кор.4:1).

7. Хотя в Евангелии и говорится кратко об установлении Христом Спасителем всех таинств, но когда же Господь дал подробное наставление Своим Апостолам о совершении их и вообще об устроении Царства Божия?

(По воскресении Своем) «… в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян.1:3).

8. Для напоминания Апостолам всего сказанного и для наставления их истине, что обещал Христос Спаситель сделать?

«Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же Дух Святый, Котораго пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:16, 26).

«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13).

1. Таинство Крещения

1. Как говорил Господь о необходимости и важности таинства Крещения?

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).

2. Какую заповедь дал Христос о Крещении после Своего воскресения?

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19).

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16).

3. Для чего совершается Крещение?

«Да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян.2:38)

4. Что происходит с нами при Крещении?

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху, ибо умерший освободился от греха» (Рим.6:3–6).

5. Все соединяющиеся со Христом в Крещении, что составляют вместе с Ним?

«Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. И вы тело Христово, а порознь члены» (1Кор.12:13, 27).

6. Откуда видно, что Крещение должно быть совершено непременно чрез погружение в воду?

«Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду – Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха…» (Деян.8:36, 38–39).

7. Всех ли приходящих ко Христу следует крестить?

«Приходящаго ко мне не изгоню вон» (Ин.6:37).

8. Призывал ли Христос к Себе детей?

«Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк.18:15–16).

9. Может ли кто войти в Царствие Божие без Крещения?

«Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).

10. Какой ветхозаветный обряд заменило Крещение?

«В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховнаго тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол.2:11–12).

11. А обрезание в Ветхом Завете совершалось над взрослыми или над младенцами?

«Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужескаго пола» (Быт.17:12).

12. Способны ли младенцы воспринимать благодать Божию?

«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк.1:13–15).

«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ея» (Лк.1:41).

«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к Ним» (Мк.10:13).

13. Есть ли в слове Божием примеры того, что благодать Божия по вере одних подавалась другим?

«Иисус, видя веру их (людей, принесших расслабленного), говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5).

По вере отца Христос исцелил бесноватого сына (Мк.9:20–27).

По вере жены хананеянки Христос исцелил ее дочь (Мф.15:22–28).

По вере сотника Капернаумского исцелен его слуга (Мф.8:5–13; Лк.7:9–11).

По вере начальника синагоги Христос исцелил его дочь (Мк.5:36–42).

По состраданию к вдове Наинской Христос воскресил ее сына (Лк.7:13–15).

14. Не называл ли Христос Спаситель детей верующими в Него?

«Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18:6).

15. Можно ли крещенных христиан перекрещивать, или же Крещение должно быть только одно?

«Одна вера, одно крещение» (Еф.4:5).

***

О том, что Крещение детей ведет свое начало от времен апостольских, свидетельствуют мужи апостольские, св. отцы и учители Церкви первых трех веков христианства.

Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла (Деян.17:34), пишет: «Божественным наставникам нашим угодно было допустить до Крещения и младенцев... думаю, что нет ничего странного в том, что младенец допускается до Крещения»33.

Св. Иустин мученик, живший во 2-м веке. У него мы находим следующие знаменательные слова: «Весьма много у нас, говорит он, шестидесяти и семидесятилетних людей обоего пола, которые, из детства приняв учение Христово, остаются чистыми и безбрачными» (Апология 2). В другом месте той же апологии, доказывая необходимость Крещения, он приводит и слова Спасителя о необходимости Крещения (Ин.3:3) для всех, не исключая и детей.

Св. Ириней Лионский, живший во 2-м веке и замученный в 202 г., писал: «Христос пришел спасти всех, говорю, которые чрез Него возрождаются в Бога: младенцев, детей, отроков, юношей, старцев. Поэтому Он прошел чрез все возрасты, сделался младенцем для младенцев, и освятил их, сделался малым для малых и освятил имеющих такой возраст, вместе с тем подал им пример благочестия, правоты и послушания; сделался юношею для юношей, являясь образцом и освящая их для Господа» (Против ересей, кн. 2, гл. 22, стр. 212). Что слова св. Иринея возрождаться в Бога означают Крещение, это видно из следующего места творений Иринея: «Господь, давая ученикам власть возрождать в Бога, говорит им: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»34.

Ориген, христианский писатель, умерший в 270 году, называет Крещение младенцев преданием апостольским: «Церковь, говорит он, получила от апостолов предание крестить детей... Младенцы крещаются во оставление грехов... Так как чрез таинство Крещения очищаются скверны рождения: то крещаются и младенцы»35.

Св. Киприан, замученный в 256 г., в послании к Африканскому епископу Фиду писал так: «Что же касается дела о младенцах, которых, по словам твоим, не должно крестить во второй или третий день со дня их рождения, а должно сообразоваться с законом древнего обрезания, и рожденного, как ты думаешь, ни крестить, ни освящать прежде восьмого дня; то это обстоятельство представилось нам на нашем соборе совершенно иначе. Никто не согласился с твоим мнением об этом деле; напротив все мы за лучшее почли ни одного родившегося человека не лишать милосердия и благодати Божией. Если Сам Господь в Евангелии говорит, что Сын Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лк.9:56); то, сколько это от нас зависит, ни одна душа не должна погибнуть, если то возможно. Притом же, если и величайшим грешникам, много грешившим прежде против Бога, когда они потом уверуют, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется прощение и благодать; то тем более не должно возбранять это младенцу, который едва родившись ни в чем не согрешил, а только происшедши по плоти от Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи. И потому, возлюбленные Мои братия, на соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем; то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление»36.

Подобные же свидетельства находим в постановлениях апостольских, у Климента Александрийского, Исидора Пелусюта, св. Амвросия, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других.

О том, что в первохристианское время были сподобляемы св. Крещения и младенцы, свидетельствуют также надписи над могилами первых христиан в Римских катакомбах. Одна из таких надписей гласит: «Флоренций сделал эту надпись над могилою своего дорогого сына Апрониана, который жил год и десять месяцев и пять дней. Его очень любила бабка, и когда она увидала, что ребенок должен умереть, просила церковь отпустить его из сей жизни сподобив св. Крещения».

2. Таинство Миропомазания

1. Как предсказал Господь о получении благодати Св. Духа в таинстве Миропомазания?

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды Живой» (Ис.12:3; Иоиль.3:18). Сие сказал Он о Духе, Котораго имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:37–39).

2. Как первоначально совершалось это таинство?

«Находящиеся в Иерусалиме; Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго; ибо Он не сходил ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян.8:14–17, 19:1–6).

3. Каким благодатным действием Апостолы заменили руковозложение?

«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21–22).

"Вы имеете помазание от Святаго и знаете все... Сие помазание учит вас всему» (1Ин.2:20–27).

4. Почему руковозложение Апостолы заменили Миропомазанием?

Это сделано было Апостолами потому, что с умножением верующих, Апостолам было не по силам лично возлагать на всех руки. Миро же издревле употреблялось для низведения на людей даров Духа Святаго.

5. Как говорит слово Божие о священнодействии Миропомазания в Ветхом Завете?

«Сделай миро для священнаго помазания, масть составную, искусством составляющаго масти: это будет миро для священнаго помазания... Помажь и Аарона и сынов его, и посвяти их, чтобы они были священниками Мне» (Исх.30:25–30).

«Взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его, и сказал: вот Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего» (1Цар.10:1).

«И сказал Господь Самуилу: наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину; ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя... И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почил Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1Цар.16:1–13).

***

Святые отцы и учители Церкви первых трех веков с несомненностью убеждают нас в апостольском происхождении таинства Миропомазания.

Св. Дионисий Ареопагит. Изложив священнодействие таинства Евхаристии, он ясно говорит: «Есть и другое, равносильное сему (т.е. Евхаристии) священнодействие, которое наставники наши (т.е. Апостолы) именуют таинством мира», и затем подробно раскрывает, как совершается самое освящение мира, как преподается Миропомазание крестившимся, какие имеет действия в них и замечает: «Это совершительное помазание миром преподает удостоившемуся святейшего таинства возрождения – излияние Богоначального Духа»37.

Св. Феофил Антиохийский: «Имя Христа значит помазанник... Мы потому называемся христианами, что помазываемся Божественным елеем»38.

Тертуллиан: «Вышед из купели, мы помазываемся благословенным помазанием, по древнему чину, как обыкновенно помазываемы были на священство елеем из рога... Телесно совершается на нас помазание, но духовно плодоносит, как и в самом Крещении телесно действие, когда погружаемся в воду, но духовны плоды, когда очищаемся от грехов. Затем возлагается рука призывающая и низводящая чрез благословение Св. Духа»39.

Св. Киприан: «Крестившемуся необходимо еще быть помазанным, чтобы, приняв хрисму, т. е. помазание, он мог быть помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову. Крещенные же помазываются елеем, освященным на алтаре, где совершается евхаристия; но кто не имеет ни алтаря, ни церкви, тот не может освятить и вещества елея. А если, как известно, у еретиков не возможно ни освящение елея, ни совершение евхаристии; то не может у них быть и духовного помазания. Кто может дать то, чего сам не имеет? Или как может совершать духовное сам потерявший Духа Святаго?40

С тою же неопровержимой ясностью говорят о таинстве Миропомазания и все позднейшие отцы Церкви: св. Кирилл Иерусалимский, св. Григорий Богослов, св. Амвросий Медиоланский, св. Иоанн Златоуст, блаж. Августин и другие, а также 7 и 48-е правило отцов Лаодикийского Собора.

3. Таинство Причащения

1. Как говорит Господь о плодах приобщения Его Пречистого Тела и Крови?

«Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин.6:54).

2. Откуда видно, что именно чувственный хлеб и настоящее вино нужно приносить для Причащения?

"Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: это есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26–28; Лк.22:17–20).

3. Как говорит о совершении этого великого таинства ап. Павел?

«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1Кор.10:16).

4. До каких пор будет совершаться в Церкви Христовой таинство Причащения?

«Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» (т.е. до второго пришествия) (1Кор.11:26).

5. Что говорит Апостол о недостойном приобщении Тела и Крови Господа?

«Кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:27–29).

6. Можно ли иметь жизнь вечную и быть в общении со Христом, не приобщаясь Тела и Крови Его?

«Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческаго и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинная есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем; как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною; сей есть хлеб сшедший с небес... ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин.6:53–58).

***

Согласно со словом Божиим св. отцы и учители первых трех веков христианства учат, что в таинстве евхаристии мы приобщаемся истинного тела Христова и истинной Крови Христовой.

Св. Игнатий Богоносец, обличая еретиков, отвергавших действительность Плоти и страданий Христовых, и вместе с этим отвергавших евхаристию, замечает: «Они удаляются от евхаристии и молитвы по той причине, что не признают, что евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи, которую воскресил Отец по Своей благости; почему противясь дару Божию, они умирают в своих изысканиях, (между тем) полезнее было бы им участвовать в евхаристии, чтобы и воскреснуть»41.

Св. Иустин мученик: «Мы приемлем сие (евхаристию) не как простой хлеб, и не как простое питие: но, как Иисус Христос – Спаситель наш, воплотившись Словом Божиим, имел для спасения нашего плоть и кровь, таким же образом, научены мы, и пища сия, над которою произнесено благодарение молитвою слова Его, посредством предложения питающая нашу плоть и кровь, есть Плоть и Кровь Того же воплотившегося Иисуса Христа»42.

Св. Ириней Лионский; «Как они (еретики) могут признавать, что хлеб, над которым совершено благодарение, есть Тело Господа, и сия чаша есть чаша Крови Его, если не признают, что Он Сын Творца мира... Если и растворенная чаша и приготовленный хлеб приемлют Слово Божие и бывает евхаристия Тела и Крови Христовой, которыми питается и поддерживается существо плоти нашей: то как говорят, что та плоть, которая питается Телом и Кровию Господа и есть член Его, не участвует в даровании Божием, которое есть жизнь вечная»43.

Так же учили все отцы и учители позднейшего времени, а равно и вселенские Соборы: первый, третий и седьмой.

4. Таинство Покаяния

1. Выло ли исповедание грехов и отпущение их в Ветхом Завете?

«Если же он (человек) виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой… и очистит его священник от греха его... в чем согрешил по неведению... и прощено будет ему» (Лев.5:6–7, 18).

2. О чем проповедовал Иоанн Креститель?

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите достойный плод покаяния» (Мф.3:1–2, 8; Мк.1:4).

3. Почему необходимо покаяние и отпущение грехов и в Новом Завете?

«Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1:8).

4. Какое обетование оставил Господь Апостолам о таинстве Покаяния?

«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18).

5. Когда Христос Спаситель дал власть эту Апостолам, а в лице их и всем преемникам их?

«Иисус же (явившись после Своего воскресения) сказал им вторично: мир вам. Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21–23).

6. Как говорит слово Божие об устном покаянии верующих в апостольское время?

«Многие из уверовавших приходили (к Апостолам), исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18).

***

О Божественном установлении таинства Покаяния, его необходимости и важности очень ясно и определенно говорят мужи апостольские и св. отцы первых трех веков христианства.

Св. Климент Римский (жил в первом веке) в своем первом послании к Коринфянам пишет: «Лучше исповедать грехи пред человеком, нежели ожесточать сердце» (гл. 51). «Господь владеет всем, ни в чем не нуждается, кроме того, чтобы мы исповедовали (свои грехи) пред Ним» (гл. 52). «Покоритесь пресвитерам и получите внушение в покаяние» (гл. 57). «Господь всех Своих возлюбленных хочет сделать участниками покаяния и утвердил это всемогущею Своею волею» (гл. 8).

Св. Игнатий Богоносец в послании к Филадельфийцам пишет о покаянии так: «Бог прощает грехи всем кающимся, если они прибегнут к единению со Христом и в собор епископа. Верую в благодать Иисуса Христа, Который разрешит вас от всяких уз» (гл. 8).

Св. Киприан Карфагенский: «И по вере более и по страху лучше те, которые не сделали никакого важного преступления, а только лишь помыслили о нем, исповедают однако же это с сокрушением и в простоте пред иереями Божиими, раскрывают совесть свою, полагают пред ними бремя души своей, ищут спасительного врачевства, хотя малым и неопасным ранам... Прошу вас, возлюбленнейшая братия, да исповедуем каждый свой грех, доколе согрешивший еще находится в сей жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно пред Господом» (О падших, гл. 28, 29). Падшие в случае крайней опасности для жизни могут, пишет Киприан, «исповедать свой грех пред всяким, какой случится, пресвитером, или, если не будет пресвитера, то даже пред диаконом, чтобы по возложении на них руки в покаянии они отошли ко Господу с миром» (Письмо 12 к клиру). «На небе может быть разрешено только то, что разрешено здесь в Церкви» (Письмо 49).

5. Таинство Брака

1. Как говорит слово Божие о благословении Богом брака при создании первых людей?

«Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:27–28).

2. Как Христос подтвердил это первоначальное установление брака?

«В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их; посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10:6–9; Мф.19:4–6).

3. Чему уподобляет Христос тесную связь между мужем и женою?

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и Себя предал за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего либо подобнаго, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:22–28).

4. Как выясняет Господню заповедь о неразрывности супружеской жизни св. ап. Павел?

«Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа» (Рим.7:2–3).

«Муж, оказавый жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей» (1Кор.7:3–5, 10–11).

5. Какую строгую заповедь дал Господь Бог еще в Ветхом Завете, воспрещающую сожительство с чужой женой?

«Не желай жены ближняго твоего» (Исх.20:17).

«Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближняго своего, да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев.20:10).

6. Какую еще более строгую заповедь дал нам Христос Спаситель?

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй» (Исх.20:14). А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (Мф.5:27–28).

7. Можно ли разводиться без причины прелюбодеяния и жениться на разведенной?

«Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так; но Я говорю вам, кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние, и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф.19:8–9).

8. Какая участь ожидает блудников?

«Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф.5:5).

9. Как предсказывал ап. Павел о появлении еретиков, которые будут уклоняться от брака не по воздержанию, а гнушаясь им, как чем-то нечистым?

«Дух же ясно говорит, что в последния времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим.4:1–5).

10. Когда Христос Спаситель и Его Пречистая Матерь освятили брак Своим присутствием?

«Был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак» (Ин.2:1–2).

11. Как говорит ап. Павел о спасительности чадородия?

«Жена спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:15).

12. Откуда ведет свое начало обычай возлагать на брачующихся венцы?

«Радостию буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис.61:10).

***

Что брак должно признавать за таинство, об этом свидетельствуют также и древнейшие церковные писатели – св. отцы и учители Церкви.

Св. Игнатий Богоносец писал: «Подобает женящимся и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, – да будет брак о Господе, а не по вожделению»44.

Тертуллиан: «Счастливый брак совершается Церковью, утверждается приношением молитв и запечатлевается благословением, свидетельством ангелов, утверждением Отца»45.

Собор Карфагенский I (398): «Жених и невеста, когда имеют быть благословляемы от священника, да приводятся родителями своими или споручниками»...

Св. Иоанн Златоуст, поясняя слова ап. Павла о браке «Тайна сия велика есть», говорит: «Поистине это великое таинство, заключающее в себе сокровенную мудрость. Поэтому брачься с целомудрием только в Церкви»46.

6. Таинство Елеосвящения

1. Совершали ли Апостолы таинство Елеосвящения еще при жизни Христа Спасителя на земле и, значит, по Его повелению?

«Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк.6:12–13).

2. Какое ясное и прямое повеление есть в слове Божием о совершении над больными таинства Елеосвящения?

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и, если он сделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14–15).

***

Не может быть никакого сомнения в том, что таинство Елеосвящения совершалось в Церкви от времен апостольских, ибо Церковь не могла забыть, а тем более нарушить заповедь, так ясно преподанную Апостолами и столь спасительную для верующих. Но сохранились и некоторые свидетельства о нем у древнейших отцов и учителей Церкви.

Св. Ириней Лионский. В рассказе этого святого отца о гностических священнодействиях есть несомненные косвенные указания на то, что православная Церковь с самых первых времен совершала над болящими елеопомазание и смотрела весьма высоко на это священнодействие47.

Ориген. Перечислив разные средства к отпущению грехов, каковы: крещение, мученичество, пламенная любовь к Богу и т.п., он продолжает: «есть еще седьмое, впрочем, тяжкое и трудное, отпущение грехов чрез покаяние, когда грешник омывает слезами ложе свое, и бывают ему слезы день и нощь (Пс.41:4), и когда он не стыдится исповедать грех свой пред священником Господним и просить врачевства, по слову сказавшаго: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и ты оставил еси нечестие сердца моего. В сем исполняется и то, что сказал ап. Иаков: болит ли кто в вас да призовет пресвитеры церковныя и да возложат на него руки, помазавше елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак.5:14–15).

* * *

33

О церковной иерархии, гл. 7, §11.

34

Против ересей, кн. 3, гл. 17.

35

Догматическое богословие митрополита Макария, с. 338.

36

Творения, с. 187, 190

37

О церковной иерархии, гл. 4, 1, §11.

38

Догматическое богословие митрополита Макария, с. 350.

39

О крещении, гл. 7; О давности против еретиков, гл. 37; Против Маркиона, кн. 3, гл. 22)

40

Письмо к Януарию и прочим епископам нумидийским о крещении еретиков, с. 276.

41

Послание к смирнянам, гл. 7.

42

Апология 1, гл. 61.

43

Сочинения, кн. 4, гл. 18, §4; кн. 5, гл. 2, §2.

44

Послание к Поликарпу, л. 44.

45

Послание к жене, кн. 2, гл. 9

46

Беседа 20 на Послание к ефесянам.

47

Сочинения, кн. 1, гл. 21.


Источник: Утверждение истины / иером. Филипп. - 2-е издание, значительно дополненное. Киев : Типография Киево-Печерской Лавры, 1914. - 168 с.

Комментарии для сайта Cackle