иерей Евгений Шилов

Католицизм: Хрестоматия по предмету «Сравнительное богословие»

Источник

Содержание

От составителя

Правила древней Церкви 45 правило Святых Апостолов 46 правило Святых Апостолов 65 правило Святых Апостолов 1 правило свт. Василия Великого 9 канонический ответ епископа Тимофея Александрийского 6 правило Лаодикийского Собора 7 правило Лаодикийского Собора 8 правило Лаодикийского Собора 19 правило I Вселенского Собора 7 правило II Вселенского Собора 95 правило VI Вселенского Собора Символы веры А) Апостольский Символ веры (Symbolum Apostolorum, Credo Apostolorum) Б) Никео-цареградский Символ веры (Symbolum Nicaenum Constantinopolitanum) В) Афанасиев Символ веры (Quicumque vult, Symbolum Quicumque) Г) Папа Пий IV. Professio fidei tridentinae (Тридентское исповедание веры) Символ веры, составленный по просьбе святого Вселенского Тридентского Собора I. Власть и авторитет римского епископа I.1. Евангельские тексты о власти ап. Петра I.2. Документы по истории разделения Церквей (1054 г.) А) Кардинал Гумберт «Хартия об отлучении от Церкви» (Charta excommunicatoria) Б) Кардинал Гумберт «Анафема» I.3. “Dictatus papae” Григория VII (1075 г.) I.4. Апостольская конституция “Unam sanctam” папы Бонифация VIII (18 ноября 1302 г.) I.5. Догматическая конституция I Ватиканского Собора “Pastor aeternus” (18 июля 1870 г.) Глава 1. Учреждение Апостольского первенства в блаженном Петре Глава 2. Постоянство первенства блаженного Петра в Римских Первосвященниках Глава 3. Власть и природа первенства Римского Понтифика Глава 4. Безошибочное учительство папы Римского I.6. Догматическая конституция Второго Ватиканского Собора О Церкви (“Lumen gentium”) Глава III. Об иерархическом строении Церкви и, в частности, о Епископате I.7. Катехизис Католической Церкви. № 874–896 Иерархическое строение Церкви Зачем нужно служение Церкви? Коллегия Епископов и глава его – Папа Миссия учить Миссия освящать Миссия управлять I.8. Ut unum sint («Да будут все едино») Энциклика Папы Иоанна Павла II об экуменическом служении. Епископ Рима в служении единству II. Filioque II.1. Окружное послание Свт. Фотия, Патриарха Константинопольского (867 г.) II.2. Свт. Марк Эфесский «Силлогистические главы против латинян» II.3. Катехизис Католической Церкви. №243–248. Откровение Отца и Сына Духом II.4. Документ Папского совета по содействию христианскому единству «Греческая и латинская традиции об исхождении Святого Духа» III. Католическая мариология III.1. Апостольская конституция папы Пия IX “Ineffabilis Deus” (8 декабря 1854 г.) Апостольская конституция О ДОГМАТИЧЕСКОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ ДЕВЫ БОГОРОДИЦЫ В ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ СОБЫТИЯ III.2. Апостольская конституция папы Пия XII “Munificentissimus Deus” (1 ноября 1950 г.) Епископ Пий раб рабов Божьих в напоминание для будущего АПОСТОЛЬСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ «НАИЩЕДРЕЙШИЙ БОГ» ОПРЕДЕЛЯЕТ ДОГМАТ ВЕРЫ, ЧТО БОГОРОДИЦА ДЕВА МАРИЯ ТЕЛОМ И ДУШОЙ БЫЛА ВОЗНЕСЕНА В НЕБЕСНУЮ СЛАВУ. III.3. Догматическая конституция II Ватиканского Собора о Церкви (“Lumen gentium”). Глава VIII. О Пресвятой Богородице Деве Марии в Тайне Христа и Церкви I. Вступление II. Об участии Пресвятой Богородицы Девы в домостроительстве спасения III. О Пресвятой Богородице Деве и Церкви IV. О почитании Пресвятой Богородицы Девы в Церкви V. Мария, знамение твёрдой надежды и утешения странствующему Народу Божию III.4. Катехизис Католической Церкви. № 963–972. § 6. Мария – Матерь Христа, Матерь Церкви 1. Материнство Марии по отношению к Церкви II. Почитание Пресвятой Девы III. Мария – эсхатологическая икона Церкви КОРОТКО IV. Чистилище IV.1. Документы Ферраро-флорентийского Собора относительно чистилища А) Главы латинян к грекам об очистительном огне, данные в письменном виде их представителям Б) Святейшего митрополита Ефесского Кир Марка Евгеника опровержение латинских глав, которые были представлены относительно очистительного огня В) Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне, прочитанный Виссарионом Никейским дня 14-го июня 1438 г. Г) Ответные тезисы латинян на представленный греками доклад касательно очистительного огня Д) Мудрейшего и ученейшего Ефесского Кир Марка Евгеника ответ латинянам второй, в котором он излагает также истинное учение Греческой Церкви Е) Его же ответы на трудности и вопросы, представленные ему со стороны кардиналов и прочих латинских учителей, в связи с высказанными речами Ж) Десять аргументов, показывающих, что не существует очистительного огня IV.2. Катехизис Католической Церкви №1030–1032 III. Последнее очищение, или чистилище IV.3. Документ Международной богословской комиссии «Надежда спасения некрещеных младенцев» О документе Введение 1. ИСТОРИЯ И ГЕРМЕНЕВТИКА КАТОЛИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ 1.1 БИБЛИЯ 1.2 ВОСТОЧНЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ 1.3 ЗАПАДНЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ 1.4 СРЕДНЕВЕКОВАЯ СХОЛАСТИКА 1.6 ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВАТИКАНСКОГО СОБОРА 1.7 ПРОБЛЕМЫ ГЕРМЕНЕВТИКИ 2. INQUIRERE VIAS DOMINI . БОГОСЛОВСКИЕ ПРИНЦИПЫ 2.1 УНИВЕРСАЛЬНАЯ СПАСИТЕЛЬНАЯ ВОЛЯ БОЖИЯ, РЕАЛИЗОВАННАЯ ЕДИНЫМ ПОСРЕДНИЧЕСТВОМ ИИСУСА ХРИСТА В ДУХЕ СВЯТОМ 2.2 ВСЕОБЩНОСТЬ ГРЕХА И ВСЕОБЩАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СПАСЕНИЯ 2.3. НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕРКВИ 2.4 НЕОБХОДИМОСТЬ САКРАМЕНТАЛЬНОГО КРЕЩЕНИЯ 2.5 НАДЕЖДА И МОЛИТВА О ВСЕОБЩЕМ СПАСЕНИИ 3. «SPES ORANS». ОСНОВАНИЯ НАДЕЖДЫ 3.1 НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ 3.2 ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОЕ МИЛОСЕРДИЕ БОЖИЕ 3.3 СОЛИДАРНОСТЬ СО ХРИСТОМ 3.4 ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕНИЕ СВЯТЫХ 3.5 LEX ORANDI, LEX CREDENDI 3.6 УПОВАНИЕ V. Современный диалог V.1. Совместная Декларация Римско-Католической Церкви и Константинопольской Православной Церкви по случаю снятия анафем (1965 г.). «Томос агапис» («Диалог любви») V.1.1. Совместное заявление Папы Павла VI и Патриарха Афинагора об их решении изгладить из памяти и из среды Церкви анафемы 1054 г. V.1.2. Послание Папы Павла VI «Ambulante in dilectione», изглаживающее из памяти Церкви анафему 1054 г. Да не прейдет память об этом событии V.1.3. Патриарший томос, в котором Патриарх Афинагор и его Синод изглаживают из памяти и из среды Церкви анафему 1054 Г. V.2. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию (документ Архиерейского Собора 2000 г.) 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 2. Стремление к восстановлению единства 3. Православное свидетельство инославному миру 4. Диалог с инославием 5. Многосторонние диалоги и участие в работе межхристианских организаций 6. Отношения Русской Православной Церкви с инославием на ее канонической территории 7. Внутренние задачи в связи с диалогом с инославием Заключение Приложение. ИСТОРИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА БОГОСЛОВСКИХ ДИАЛОГОВ С ИНОСЛАВИЕМ ОТНОШЕНИЯ С ДРЕВНИМИ ВОСТОЧНЫМИ (ДОХАЛКИДОНСКИМИ) ЦЕРКВАМИ ОТНОШЕНИЯ С РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ХРИСТИАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ДИАЛОГАХ С Т. Н. «ЭКУМЕНИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЕМ» V.3. Документы Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической и Православной Церквами V.3.1. Международная Смешанная богословская комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической и Православной Церквями. Второе пленарное заседание. Мюнхен, 30 июня – 6 июля 1982 г. «ТАЙНА ЦЕРКВИ И ЕВХАРИСТИИ В СВЕТЕ ТАЙНЫ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ» I II III V.3.2. Международная Смешанная богословская комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической и Православной Церквями. Бари, 9–16 июня 1987 г. «Вера, таинства и единство Церкви» Предисловие Введение I. Вера и общение в таинствах 1. Истинная вера – Божественный дар и свободный ответ человека 2. Литургическое выражение веры 3. Святой Дух и таинства 4. Вера выраженная и явленная в таинствах: символы веры 5. Условия общения веры 6. Истинная вера и общение в таинствах 7. Единство Церкви в вере и таинствах II. Таинства, вводящие в христову Церковь их связь с единством Церкви V.3.3. Международная Смешанная комиссия по богословскому диалогу между Католической и Православной Церквами «Таинство священства в структуре таинств Церкви. ВАЖНОСТЬ АПОСТОЛЬСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЛЯ ОСВЯЩЕНИЯ И ЕДИНЕНИЯ НАРОДА БОЖЬЕГО» НОВЫЙ ВАЛААМ, 1988 г. Введение I. Христос и Святой Дух II. Священство и домостроительство спасения III. Служение епископа, пресвитера и диакона IV. Апостольская преемственность V.3.4. Баламандская декларация «Униатство как метод единения в прошлом и нынешний поиск полного общения» (1993 Г.) Введение Экклезиологические принципы Практические правила V.3.4.1. Официальный ответ Русской Православной Церкви на баламандскую декларацию. Комментарий Синодальной богословской комиссии к документам диалога между Русской Православной и Римско-католической Церквами V.3.5. «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви. Церковное единство, соборность и власть» Равенна, 13 октября 2007 г. Введение 1. Основы соборности и власти 1. СОБОРНОСТЬ 2. ВЛАСТЬ II. Тройственная актуализация соборности и власти 1. МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ 2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 3. ВСЕЛЕНСКИЙ УРОВЕНЬ. Заключение V.3.6. «Синодальность и первенство в первом тысячелетии. Путь на пути к общему пониманию в служении единству Церкви» Кьети, 21 Сентября 2016 г. Местная Церковь Региональное общение Церквей Церковь на универсальном уровне Заключение V.4. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла (12 февраля 2016 г.). Приложение Приложение 1. Bomifacius VIII. “Unam Sanctam” Приложение 2. Анафема кардинала Гумберта (1054 г.) Приложение 3. Dictatus рарае (1075) Приложение 4. Pius IX. Ineffabilis Deus. Litterae Apostolicae De Dogmatica Definitione Immaculatae Conceptionis Virginis Deiparae LITTERAE APOSTOLICAE DE DOGMATICA DEFINITIONE IMMACULATAE CONCEPTIONIS VIRGINIS DEIPARAE AD PERPETUAM REI MEMORIAM Приложение 5. Чин, како приимати приходящих ко Православней Церкви от римско-латинского вероисповедания Приложение 6. Римские папы 1. Папство в период становления Церкви 2. Признание и начало становления Папства 3. Папы раннего Средневековья 4. Папы Римские как предстоятели Римо-Католической Церкви. Возвышение папства 5. Папство на вершине власти 6. От Авиньонского пленения пап до Констанцского собора 7. Папы эпохи Ренессанса 8. Папы Реформации и Контрреформации 9. Упадок Папства. Эпоха Просвещения и буржуазных революций 10. Папство в Новейшее время Приложение 7. Католические наименования «докторов» – учителей Церкви  

 
От составителя

Хрестоматия представляет собой собрание ключевых текстов по предмету «История западных исповеданий и сравнительное богословие», который изучается в духовных школах Русской Православной Церкви. Представлены как уже ранее переведенные на русский язык тексты, так и новые, выполненные составителем1. Большая часть текстов отражает разные аспекты догматического учения Римо-Католической Церкви и представляет собой ее официальные документы. В этом случае приводятся переводы на русский язык без поправок в отношении чинов святости и традиционных западных наименований отцов и учителей Церкви, которые в Православной Церкви не признаются святыми либо имеют иное наименование. Также сохраняются ссылки, сделанные переводчиками. Особо выделяются ссылки, сделанные составителем. Представлены и полемические сочинения православных авторов.

Хрестоматия состоит из введения, пяти частей и семи приложений. В вводной части приводятся правила Древней Церкви, на которые наиболее часто ссылаются церковные авторы и которые касаются отношения к иноверцам, а также основные толкования этих правил (Зонары, Вальсамона, Аристена, Книги правил, Славянской кормчей). Представлены три Символа веры, используемые Католической Церковью: апостольский, Никео-Константинопольский и Афанасьев, а также Тридентское исповедание веры папы Пия IV.

Первая часть посвящена власти и авторитету Римского епископа. Здесь приводятся основополагающие документы, начиная с евангельских текстов о власти апостола Петра, на которые ссылаются западные богословы, и заканчивая догматическими конституциями Первого и Второго Ватиканского Соборов, статьями Катехизиса Католической Церкви и фрагментом энциклики папы Иоанна Павла II.

Во второй части приводятся тексты, касающиеся учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque). Представлена первоначальная православная реакция на это учение (святителя Фотия, патриарха Константинопольского, и святителя Марка Эфесского), а также современное католическое понимание этого учения в новом документе Папского совета по содействию христианскому единству «Греческая и латинская традиции об исхождении Святого Духа» (1995).

Тексты третьей части освещают католическую мариологию. Приводятся две ранее не переводившиеся на русский язык апостольские конституции: о Непорочном зачатии Девы Марин и о Ее телесном вознесении на Небо.

В четвертой части представлены тексты о чистилище: документы Ферраро-Флорентийского Собора, на котором данный вопрос был одним из ключевых, и современный документ Международной богословской комиссии «Надежда спасения некрещенных младенцев» (2007).

Последняя пятая часть посвящена современному диалогу Православной и Католической Церквей. Приводится важнейший документ, принятый на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», документы Смешанной комиссии по богословскому диалогу, Совместное заявление папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла 2016 г.

Приложения содержат наиболее труднодоступные тексты на языке оригинала, «Чин, како приимати приходящих ко Православней Церкви от римско-латинского вероисповедания», а также список Римских пап и католические наименования «докторов» (doctores) – учителей Церкви.

* * *

1

Среди новых переводов на русский язык впервые публикуются Апостоль­ские конституции папы Пия IX “Ineffabilis Deus” и папы Пия XII “Munificentissimus Deus”, отражающие мариологические догматы Католической Церкви, а также до­кумент последней Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Римо-Католической и Православной Церквами «Синодальность и Первенство в пер­вом тысячелетии. На пути к общему пониманию в служении единству Церкви» (Кьети, 21 сентября 2016 г.). Кроме того, составителем заново переведены Анафе­ма кардинала Гумберта и “Dictatus papae” Григория VII.


Источник: Католицизм: Хрестоматия по предмету "Сравнительное богословие" / Сост. иерей Евгений Шилов. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2020. - 572 с. (Независимый альянс).

Комментарии для сайта Cackle