Обзор пособий по Пастырскому Богословию

Как отдельная, самостоятельная научная и образовательная дисциплина Пастырское Богословие сформировалось сравнительно недавно. Однако это не значит, что прежде вопросам, рассматриваемым в рамках данного направления богословия, со стороны Церкви не уделялось надлежащего внимания.

Основы учения о пастырском служении были представлены верующим уже в апостольские времена. В последующем вопросам о священстве, о пастырском служении, о формах взаимодействия пастырей и мирян, о формах осуществления пастырской проповеди и др. посвящалось немало литературных трудов, как то: «Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию» святителя Василия Великого, «Об обучении оглашаемых» блаженного Августина Иппонского, «О священстве» святителя Иоанна Златоуста, «Правило пастырское или о пастырском служении» святителя Григория Двоеслова и др.

В России научная богословская школа и система духовного образования были созданы в XVII-XVIII веках. С развитием российской богословской науки стала развиваться и такая её отрасль как «Пастырское Богословие».

В конце XVIII века в свет вышло пособие «О должностях пресвитеров приходских». Авторство этой книги небезосновательно приписывают архиепископу Георгию (Конисскому) и епископу Парфению (Сопковскому). Значимость данного произведения, для своего времени, была настолько высока, что оно выдержало множество переизданий и долгое время использовалась в российских духовных школах в качестве образовательного пособия.

На протяжении десятилетий Пастырское Богословие преподавалось в духовных учебных заведениях совместно с другими дисциплинами, например, с Нравственным Богословием, Литургикой, Гомилетикой, Педагогикой. Этому есть объяснение, ведь Пастырское Богословие тесно с ними сопряжено. Однако благодаря развитию данной отрасли знания всё больше и больше выкристаллизовывались его специфические черты, и уже к началу XX века Пастырское Богословие приобрело статус самостоятельной образовательной дисциплины.

В XIX веке пасторологические вопросы нередко освещались в духовных журналах, как то: «Христианское чтение» (изд. с 1821 г. под эгидой СПб православной духовной акадмии), «Воскресное чтение» (изд. стараниями Киевской духовной академии с 1837 года), «Творения св. отцов» (изд. МДА с 1843 года), «Православный Собеседник» (изд. Каз.ДА с 1855 года). Разумеется, журнальные статьи касались лишь отдельных сторон учения о пастырстве. В частности они знакомили своих читателей с творениями св. отцов, посвященными тем или иным аспектам пастырского служения.

С 1860 года в Киеве печаталось специальное издание «Руководство для сельских пастырей». В этом журнале учение о пастырстве освещалось более обстоятельно и широко.

В XIX веке стали появляться всё новые и новые пасторологические учебные пособия и руководства, например: «Пастырское богословие» архимандрита Антония (Амфитеатрова), «Пастырское богословие» архим. Кирилла, лекции архиеп. Сергия (Ляпидевского). Перечень пособий постоянно увеличивался и продолжил увеличиваться в XX веке. Достойны внимания такие, к примеру, пособия: «Моя жизнь во Христе» праведного Иоанна Кронштадтского, «О пастырском призвании», «Пастырское богословие» митрополита Антония (Храповицкого), «Письма по Православно-пастырскому богословию» протоиерея Евгения Попова, «Евангельский идеал христианского пастыря» священника В. Сокольского, «Библейское и Святоотеческое учение о сущности священства» В. Экземплярского, курс лекций «Из чтений по Пастырскому богословию (Аскетика)» еп. Феодора (Познеевского), «Лекции по пастырскому богословию» С. М. Зарина, «Лекции по пастырскому богословию с аскетикой» иеромон. Вениамина (Федченкова), «Пастырское богословие с аскетикой» еп. Вениамина (Милова), «Пастырское богословие» схиархимандрита Пантелеймона (Агрикова), «Лекции по пастырскому богословию» схиархимандрита Иоанна (Маслова), «Православное пастырское служение» архимандрита Киприана (Керна), «Пастырское Богословие» архимандрита Константина (Зайцева).

По мере умножения пособий по системному изложению Пастырского Богословия не утратилась значимость пособий, концентрирующих внимание на отдельных аспектах пастырской деятельности. Такого рода произведения создаются и теперь. Отметим следующие работы: «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния» архиепископа Платона (Фивейского), «Братский совет новорукоположенному в сельский приход священнику» священника А. Недельского, «Святое, высокое служение иерея Божия – добровольное мученичество» игумена Тихона, «Священник. Приготовление к священству и жизнь священника», «Пастырские заметки касательно борьбы с материализмом» В. Ф. Певницкого, «О пастырском призвании» митрополита Антония (Храповицкого).

Комментарии для сайта Cackle