С. Девятова

Источник

Протоиерей Иоанн Букоткин (1925 – 2000)

Митрофорный протоиерей Иоанн сорок восемь лет прослужил священником, в конце земного пути удостоился стать духовником Самарской епархии. Протоиерей Иоанн Букоткин похоронен в Иверском женском монастыре, в центре Самары.

Протоиерей Иоанн Букоткин родился в 1926 году в бедной крестьянской семье в деревне Полухино Саратовской области Аркадакского района.

Из воспоминаний протоиерея Иоанна Букоткина: «Нас было у родителей три брата, потом один в младенчестве умер. Родители были верующими людьми, отец – очень незлобивым человеком. За все годы я ни разу не слышал, чтобы они поругались, ни разу. Мы жили бедно. Одежды не было, школа далеко – в другом районе... Я в детских играх не участвовал. Стеснялся. И в этом был Промысл Божий. Дома я любил играть в священника: сделал себе епитрахиль, соорудил из консервной банки кадило. Соседи обо мне говорили родителям: «Он у вас будет попом».

У нас безбожников не было, ни одного. Сам председатель, выводя комбайн на поле, начинал работать, перекрестившись. Посты в среду и пятницу все соблюдали и в храм ходили, пока в тридцатые годы его не закрыли. После стали собираться у рабы Божией Христины, а на праздник ходили в соседнюю деревню Крутец. Тогда я стал свидетелем чуда. Христинина сестра ухаживала за больным четырехлетним сыном: у Миши ручки и ножки не двигались. Бедная женщина все время молилась Николаю Чудотворцу, и вот на зимнего Николу после молебна великому Чудотворцу мальчик встал и пошел! Я свидетель – это было чудо.

Окончил только семь классов школы. Началась война. Отправили учиться на связиста. Воевал на Третьем Белорусском фронте, в Восточной Пруссии. 7 ноября 1944 года там состоялся парад наших войск. В этом параде мы участвовали вместе с моим отцом, но не знали об этом. Я узнал об этом позже, уже из письма матери. Отца убили под Берлином...

Я непрестанно молился всю войну... Под Инстинбургом мы отбили две атаки немцев, а в третью они пошли без единого выстрела и только с близкого расстояния открыли минометный огонь. Мины ложились в шахматном порядке, головы не поднять... Меня ранило в ногу, а уже на самой горке пулей раздробило левое плечо. Подобрали меня свои уже, когда стемнело. Оперировали в полевом госпитале...

После войны меня отправили дослуживать в штаб Московского военного округа. В Москве я ходил в православные храмы, а внутренний голос настойчиво повторял: «Ищи духовную литературу». Как можно в то время искать духовную литературу? И вот я познакомился с Анной Самойловной Климовой. Она мне давала читать книжечки, а потом познакомила с удивительной рабой Божией Параскевой. Она имела дар прозорливости. Как-то я ей написал домой, что она маленькая перед людьми, но большая перед Богом. А когда пришел к Параскеве, еще и словом не обмолвился, получил нагоняй, зачем такое пишу... У Пашеньки никогда не было денег, боялась их на ночь оставить – все раздавала: «А вдруг умру в эту ночь, и с деньгами?!"».

В 1948 году Иоанн Букоткин поступил в Саратовскую духовную семинарию. Из воспоминаний протоиерея Иоанна: «В то время правящим архиереем был владыка Борис. Он жил в епархиальном здании, часть которого отдал нам. Мудрый был архиерей! Какие только о нем слухи не ходили... На Крещение вышли все верующие на Волгу освящать воду. За это владыке Борису велели в двадцать четыре часа покинуть Саратов, сослали его в Оренбург, а воду освящать запретили. Ночью он приехал в семинарию, отслужил молебен, попрощался. Все плакали. Отправляли его с конной милицией, а в поезд провели через багажный вагон…

На второй год учебы в семинарию приехал иеромонах отец Иоанн Снычев, будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Его приняли сразу в третий класс. Он жил в бывшей комнате владыки Бориса. Поскольку я привык вставать без будильника, то приходил со свечой в руках будить отца Иоанна в пять утра. Только свет упадет ему на лицо, он тут же встает, спускается в крестильную церковь и в алтаре совершает свое монашеское правило. Уже тогда у отца Иоанна были больные ноги, и уже тогда он вел строгую жизнь...»

В 1952 году после окончания семинарии Иоанн Букоткин женился на восемнадцатилетней сироте. Мария Дмитриевна Гаврюшева тогда пела в Вознесенском храме города Аркадага, она окормлялась у священника высокой духовной жизни  отца Александра Ильина. По благословению духовника молодые обвенчались. В этом же году Иоанн был рукоположен в священника в Саратове. Первое время отец Иоанн служил в Астрахани, потом в Камышине, в 1953–1954 годах служил епархиальным ревизором. Тринадцать лет служил в городе Боровичи Новгородской области, был настоятелем и благочинным. (В Боровичах у Букоткиных родились дочка и сын, третья дочь родилась в Самаре.)

В Боровичах  отец Иоанн познакомился с блаженным Василием. Прозорливый блаженный называл иеромонаха Иоанна (Снычева) митрополитом Питерским.  Из воспоминаний протоиерея Иоанна: «Как-то, еще в Боровичах, Васенька подошел ко мне и весело пропел: «Хорошо на Волге жить, ходят пароходики, незаметно пролетят молодые годики!» И действительно, вскоре перевели меня в Самару. Туда же переселился и Васенька блаженный. (К тому времени отец Иоанн Снычев был правящим архиереем Самары.) И уже здесь, в Самаре, через 17 лет, тихо пропел: «Хорошо на Волге жить, ходят пароходики, незаметно пролетели молодые годики!».

В Самаре блаженный часто приходил в людные места, буянил и оказывался в психбольнице, а там всегда находился человек, который ждал помощи. Сам Василий Иванов в прошлом был офицером, фронтовиком, образованным человеком, владевшим в совершенстве немецким, знавшим польский, литовский, украинский, эстонский, хорошо разбирался в живописи, и он же грязный «безумец». Умер блаженный Василий в Томашевской психиатрической больнице 16 августа 1991 года со словами: «Умирая в аду, легче оказаться в раю»».

Семья Букоткиных была тесно связана с еще одной блаженной – Марией Ивановной, прожившей в их доме восемь лет. Около сорока лет батюшка отец Иоанн Букоткин прожил в Самаре и служил в храме во имя святых апостолов Петра и Павла, последние годы он был духовником Самарской епархии.

В книге  «Самарский батюшка» приведено много воспоминаний духовных чад старца Иоанна, свидетельствующих о великих духовных дарованиях подвижника. О  прозорливости отца Иоанна рассказала раба Божия Людмила – старцу было открыто, что молодым людям пришедшим в храм венчаться  следует задать вопрос – в который раз они венчаются. Когда батюшка задал этот вопрос, выяснилось, что,  так как родители ранее не благословляли их брак, они решили тайно обвенчаться по чужим паспортам. Так они однажды уже  венчались, но под другими именами. Когда родители, наконец, благословили молодых венчаться, последние пришли в храм с намерением  венчаться вновь. Узнав о случившемся, мудрый батюшка сказал: «Венцы даются один раз, и вы их уже получили, хотя и под другими именами, Господь знал ваши имена. Так что второй раз вам венчаться не нужно».

Из воспоминаний Марии Курбатовой: «С батюшкой мы общались в основном духовно. Что-нибудь подумаю, а когда подхожу к нему под благословение, он меня благословляет и сжимает своей рукой сильно-сильно мои руки, сложенные крестом. Я чувствую, он уже все знает, что у меня болит, о чем я переживаю. Все, что у человека в душе творится, он чувствовал и видел. Очень проницательный был батюшка. Я чувствовала, что он за меня молится. Даже молча, не говоря ему ничего, я получала от него помощь. В основном только так мы общались с ним. Сижу, переживаю. Подойду к нему – сожмет мне руку, и мне легче становится, все, я получила исцеление...»

Рассказывает духовная дочь отца Иоанна Букоткина алтарница Петропавловской церкви г. Самары раба Божия Нина: «Отец Иоанн не любил, когда я уезжала в паломничества: «Вот у нас тут все в храме – и Иерусалим, и все-все. И преподобные (иконы)... Царствие Божие внутри нас. Ну, поезжай ты на любое святое место, но если в душе у тебя ничего нет, ты приедешь мертвая, ничего не привезешь». В Иерусалим его самого еле выпроводили. Он говорил: «А мне и здесь Иерусалим». Ехать в паломничество я у него выпрашивала – «Тут оставайся!». Дорога сама по себе отвлекает. Ну, как быть около огня и не обжечься? Владыка Иоанн всегда говорил: «Крестите постоянно глаза, дабы не видеть. Крестите уши». Крестишь глаза, и правда не видишь эти непотребства наши уличные, будто тебя это и не касается, только деревья мелькают на ходу, и все. Поэтому крестить глаза в теперешней жизни просто необходимо! Хотя бы из-за наружной рекламы…Отца Иоанна спрашиваю: «Батюшка, посмотри, так ли я крещусь?» – «Крестное знамение должно быть такое, чтобы перекрестился – и на воздухе осталось»...

Он видел все, но не показывал. Вернее, он просто был добрый. Он как человек и как священник был уравновешенный, спокойный. Вот мы же не можем быть спокойными, не с той ноги встали, и пошло. А почему не с той ноги? Потому что не попросили благословения на день. Нет у нас благодарности Богу. Как только глаза открыл, сразу говори: «Благодарю Тебя, Господи, что воздвиг меня от ночи. Благослови, Господи, на грядущий день, благослови день сей и меня в этот день, помоги его провести в молитве и добрых делах, сохрани от врагов видимых и невидимых». Вышел на землю, только за ручку двери взялся – «Господи, благослови, милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, Матерь Божия, сохрани». Идешь – «благослови, Господи, пройти по земле Твоей во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Ты можешь упасть, все что угодно может случиться, а земля – Божья, это сейчас ее присваивают, а она как была и есть – Божья.

Батюшка был очень простой, доступный, иначе бы люди к нему не шли. Они – как дети, их же не обманешь, они же выбрали его. Как-то одна старушка, Царствие ей Небесное, подходит к отцу Иоанну и говорит: «Батюшка, сноха-то меня за упокой записала живую, говорит, долго живу, квартира нужна». А он отвечает, да так спокойно: «Да ведь Бога-то не обманешь», чем и успокоил ее...

С отцом Иоанном было легко, я благодарю Бога, что был такой пастырь...

Отец Иоанн часто говорил: «Господи, хоть сзади, но в Твоем быть стаде».

Когда однажды я его спросила, что мне при моей греховности просить у Бога, а я ничего и не прошу, я недостойна, батюшка так мне ответил: «Проси чего хочешь, только потом не забудь сказать: «Господи, да будет Твоя святая воля, а не мое желание»...

Я у него спросила: «Как спастись?» Вот пришло мне на ум такое – как мне спастись. Он мне строго сказал, обычно он не говорил так: «Стой на страже сердца, стой на страже сердца. Стой на страже сердца!» Три раза. И вот когда что случается, я вспомню: «Стой на страже сердца!» Чтобы в сердце мир был. По Евангелию, «ибо из сердца исходят злые помыслы» (Мф., 15, 19). И еще он сказал: «Любить всех»....  «Докажи любовь. Твоя любовь и вера, как два крыла, перенесут через любую опасность». Так мне сказала и блаженная Мария Ивановна*. Я ей говорю: «Мария Ивановна, я всем верю». – «Как верила, так и верь». Каждый человек – образ Божий. Пусть он затуманен, пусть испорчен, а ты развороши – добро-то в каждом есть. Я иду по лестнице в подъезде, а там ребята сидят, и один мне раз – навстречу, и рука протянута. Рука протянута – пожимай руку. Я пожала ему руку, и они сразу смягчились. А то если мы начнем сомневаться, впадем в гордыню. Пусть она явная или тонкая. Всех любить и жалеть надо, и алкоголиков, и всех.  (*Схимонахиня Мария (Матукасова) (1908–2000))

Батюшка, хотя он и был мой духовный отец, мне сам никогда ничего не советовал. Ведь Господь нам дал свободную волю. Я думаю: батюшка, что мне ничего не говоришь. Он молчит. А вот когда спросишь, он скажет: «Да лучше этого не делать», в мягкой форме. Все это я потом поняла.

Но и строгий он был. Как-то раз у меня было благословение на одно дело, а я захворала: «Батюшка, не могу». – «Нет, благословение выполняй». Все, выполняй...»

Многие тяжелобольные исцелялись по молитвам отца Иоанна. Многие духовные чада батюшки отмечали его мудрую простоту и доброту. Духовным отцом протоиерея Иоанна Букоткина в своё время был старец протоиерей Александр Ильин (1895–1971).  (*Протоиерей Александр Ильин в течение долгих лет был настоятелем одного из древнейших русских храмов, новгородского Николо-Воздвиженского собора. Протоиерей Александр был сыном петербургского рабочего, но в юных лет отличался глубокой духовностью. Он закончил семинарию и духовную Академию в Петербурге, в 1922 году принял священнический сан

Во второй половине 30-х годов отец Александр  был арестован и несколько лет провел в северных лагерях.

Ильин был убежденным сторонником частого приобщения Христовых Тайн не только для монашествующих, но и для простых мирян. В 1958 году отец Александр защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Причащение Святых Тайн в жизни православного человека». В 1966 году протоиерей Александр Ильин по болезни ушел за штат...  Никто никогда не видел его в гневе, в раздражении, вышедшим из себя. Отец Александр был крайне молчалив, лишь по необходимости отвечал на вопросы.)

Рассказывает иерей Сергий Гусельников: «Окончив семинарию и рукоположившись (рукополагал его Саратовский владыка Филипп), отец Иоанн служил в Астрахани, в кафедральном соборе. С первых дней он старался быть добрым пастырем, со вниманием относился к прихожанам. Вскоре они его полюбили и чаще обращались к нему, чем к настоятелю, который был резок в общении с людьми. Дьявол посеял в сердце настоятеля зависть к молодому священнику. Он стал притеснять его и даже клеветать на него владыке. Отец Иоанн с терпением все переносил и лишь молился за обидчика.

Климат Астрахани не подходил для здоровья отца Иоанна, он плохо себя чувствовал. Поэтому вынужден был проситься в другую епархию. Но тогдашний владыка Леонид ценил молодого священника и не хотел отпускать из собора. Пришлось батюшке во время своего отпуска ехать в Саратов. Там он договорился с правящим архиереем Сергием (Лариным), тот сделал запрос на отца Иоанна Астраханскому владыке. Только тогда он отпустил его. Прихожане плакали, расставаясь с любимым батюшкой. Раскаялся перед ним и настоятель.

Господь привел подвижника в городок Боровичи Новгородской области...

В Боровичах, преодолевая с Божией помощью препоны безбожных властей в лице уполномоченного по делам религии, отец Иоанн отремонтировал храм, куда его вскоре поставили настоятелем. Новгородский владыка Сергий (Голубцов) поставил его благочинным округа, и он много лет нес этот крест, из-за которого так и не смог закончить Ленинградскую Духовную Академию.

Некоторое время батюшка служил в Новгороде с отцом Александром Ильиным, своим духовным наставником... Когда в Куйбышеве правящим архиереем после кончины митрополита Мануила (Лемешевского) стал семинарский товарищ отца Иоанна владыка Иоанн (Снычев), он несколько раз звал батюшку к себе. В конце концов отец Иоанн переехал в Куйбышев... До конца своих дней батюшка служил в Петропавловской церкви, которую очень полюбил. Владыка Иоанн так и звал его «отец Иоанн Петропавловский». В Самаре отец Иоанн духовно общался с известными подвижниками: блаженным Василием Ивановичем, блаженной Марией Ивановной.

Первый раз я пришел к отцу Иоанну домой Великим постом 1995 года. Он был на духовном подъеме – духовные чада свозили его в Иерусалим...

Приблизительно за год до этого я стал свидетелем дара провидения отца Иоанна. Моя мама в тяжелом состоянии попала в больницу, ей должны были отнять правую ногу. Сестра поздно вечером позвонила батюшке и попросила его благословения на операцию. Он, как обычно, выдержал паузу и сказал: «Благословляю». На следующее утро я стоял на левом клиросе, а отец Иоанн служил литургию в правом приделе и не мог меня видеть. В конце службы на клирос вышел молодой алтарник Димитрий с просфорой. С удивлением посмотрев на меня, он проговорил: «Батюшка просил передать вам». Просфору я отвез маме в больницу, у которой в этот день отняли правую ногу. Батюшка молился за нее...

Когда отец Иоанн говорил в храме проповеди, то чувствовалось, что в нем дышит Святой Дух, он касался сердца каждого человека. Мне приходилось видеть, как люди плакали, слушая его...

Общаясь со мной, батюшка называл меня то Сережей, то Сергеем Владимировичем, а во время последней беседы у него дома, прощаясь, назвал меня отцом Сергием. А вот однажды вижу я сон. В каком-то незнакомом мне храме идет исповедь перед рукоположением. Вижу отца Иоанна в красном пасхальном облачении. Подхожу к нему, исповедуюсь, он благословляет меня на рукоположение. Беседовали с батюшкой мы в мае 1996 г., а зимой 1998 г. владыка Сергий благословил меня рукополагаться. Пришел уже наяву к отцу Иоанну на ставленническую исповедь. Он мне говорит: «Давно ждал, что вы ко мне придете, вам нужно быть священником».

После рукоположения я стал окормляться у отца Иоанна как у духовника. Исповедь у него всегда была праздником, после нее появлялась необычайная легкость, будто летишь назад на крыльях. Как и многие, я всегда находил у батюшки утешение и мудрый совет.

Отец Иоанн всегда старался скрывать свои духовные дары и часто говорил, что он всего лишь немощный старик. Но Господь отмечал его и прославлял перед людьми... Однако благодать отца Иоанна часто открывалась другим людям. Один мальчик на всенощной, когда батюшка помазывал елеем молящихся, видел, как над ним висел огромный светящийся крест, верхним концом достигавший церковного свода. Другой юный отрок наблюдал, как отца Иоанна поддерживали под руки ангелы, когда он прихрамывая на раненую во время Отечественной войны ногу, шел по храму с кадилом.

Батюшка имел обыкновение при встрече склонять правой рукой голову человека и прижимать к своей груди или стучать правой рукой по лбу для вразумления. После этого всегда ощущалась легкость и душевная радость.

Последний раз я исповедывался у отца Иоанна Великим постом. Он с сокрушением мне сказал: «Придется мне скоро уходить на покой. Однажды повернулся от Престола со Святыми Дарами и чуть не упал – так в спину вступило. Боюсь уронить Святую Чашу». А после Пасхи его не стало...

Во время наших долгих бесед с отцом Иоанном он не раз говорил мне, что у него лежит материя на подрясник, подаренная ему отцом Кукшей Одесским (ныне святым Украинской Православной Церкви). В глубине души я всегда мечтал, чтобы это материал достался мне: вот бы сшить из него подрясник. Но милость Божия оказалась еще больше. Когда после смерти батюшки стали раздавать его облачение и практически все уже раздали, алтарница Нина вдруг обнаружила подрясник отца Иоанна, сшитый из материи Святого Кукши Одесского. Она стала думать, кому же его отдать и вспомнила про меня, что я тоже невысокого роста, как отец Иоанн. Так этот благодатный подрясник батюшка и подарил мне, исполнив через несколько лет мое заветное желание...

В лице отца Иоанна мы имели великого подвижника, который слышит нас и теперь, предстоя у Престола Небесного Царя. И то, что Господь открыл в начале служения отца Иоанна его астраханским чадам, исполнилось. Пройдя через глубокую реку жизни, он достиг Небесного Иерусалима. Отче Иоанне, моли Бога о нас, грешных!»


Источник: Старцы и подвижники XX-XXI столетий : [жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. С. Девятова]. - Москва : Артос-Медиа, 2011. - 393, [3] с. (Современный патерик). ISBN 978-5-9946-0176-1

Комментарии для сайта Cackle