Праздник Петра и Павла

Источник

12 июля – праздник апостолов Петра и Павла. Их называют еще святыми и первоверховными1. Обычно к этому празднику готовятся постом, который так и называется Петровский или апостольский. Его продолжительность бывает разная, в зависимости от дня Пасхи. Если Пасха ранняя, то пост будет длинный, если поздняя, то он может длиться чуть больше недели. Правда, так было не всегда, и еще в 12 веке Феодор Вальсамон (+ ок. 1195)2, знаменитый толкователь церковных правил, напоминал: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла… миряне и монахи обязаны поститься…»3. Значит, в его время продолжительность этого поста еще не была четко установлена, и во многих местах он мог начинаться только за неделю до самого праздника.

День памяти двух апостолов известен уже с глубокой древности и отмечался как на Востоке, так и на Западе 29 июня. Эта дата осталась и до сих пор. Только у юлианского календаря, которым по-прежнему пользуются в Русской Церкви, две недели разницы с нашим обычным гражданским календарем, григорианским. Вот почему и получается 12 июля.

Первые упоминания о празднике Апостолов Петра и Павла восходят к 4 веку. В царствование Константина Великого (+337) в Константинополе в их честь воздвигли величественный храм, а от знаменитых проповедников этого времени – Амвросия Медиоланского (+397) , Григория Богослова (+389), Иоанна Златоуста (407), блаженного Августина (+430) сохранились вдохновенные проповеди и поучения в честь апостолов.

К 6 – 7 веку входит в обычай отмечать этот праздник особенно торжественно. Сохранилось свидетельство некоего Феодора чтеца, который пишет:

«Один римский сенатор Фест, прибыв в столицу по делам к императору Анастасию (491–518), убеждал праздновать праздник верховных апостолов Петра и Павла с особой честью и благоговением. Хотя и до просьбы Феста этот день был праздничным, то теперь его стали проводить с гораздо более большей торжественностью»4.

Интересно, что многие песнопения праздника написал в 8 веке очень почитаемый в Церкви святой Иоанн Дамаскин. Их до сих пор поют на богослужении.

Чем же прославились эти два великих человека? Давайте посмотрим, что говорится о них в книгах Нового Завета и в ранней истории Церкви.

Петр носил имя Симон, и был родом из Галилеи небольшого городка Вифсаиды в окрестностях Тивериадского озера5. Святитель Иоанн Златоуст называет его человеком пламенным, простым бедным, богобоязненным и некнижным. Среди евреев тогда была необыкновенно популярна идея Мессии, Помазанника Божия, Который придет спасти свой народ. Увлекся ей и Петр и нашел её воплощение в Учителе из Назарета, и потому первым провозгласил Его Христом, Сыном Бога Живого, за что и удостоился назваться камнем, по-гречески Петр, на котором будет основана Церковь (Мф. 16:17–19). Он принадлежал к самым близким ученикам Христа, тем трем, которых Сын Божий посвятил в величайшие тайны своей богочеловеческой жизни. Вспомним хотя бы преображение на горе Фавор.

Однако в самый решительный и трагический момент жизни своего учителя Петр отрекся от Него, хотя за несколько дней до того клялся, что готов за Него положить и жизнь. Потом он «горько плакал» и был прощен воскресшим Христом. После Воскресения апостол Петр самоотверженно проповедует Евангелие от Вавилона до Рима, где около 67 года при императоре Нероне (+68) был распят головой вниз6.

В христианской иконографии его изображают седым старцем, с курчавыми волосами и бородой, часто с ключами, а иногда с рыбой – как намек на его рыбацкий промысл7.

Павел от лат. Paulusмаленький, незначительный, прославился как величайший проповедник христианства среди язычников. Он родился в зажиточной еврейской семье в городе Тарсе8, принадлежавшей к партии строгих ревнителей Моисеева закона – фарисеев и носил еврейское имя Савл или Саул (евр. «желанный», «вымоленый») в честь первого израильского царя Саула.

В школе известного ученого раввина Гамали`ила9 ему удалось основательно изучить весь закон Моисеев с его талмудическим толкованием и познакомиться с греческой литературой. По дороге в Дамаск, куда он шел гнать христиан, ему явился дивный свет, из которого он услышал голос Христа10 . Это произвело в нем чудесный переворот, превративший яростного гонителя Савла в великого проповедника христианства Павла. После своего обращения апостол посвящает всего себя проповеди Евангелия и совершает несколько миссионерских путешествий в разные части огромной Римской империи от городов Азии до Испании и Рима, где и был обезглавлен тоже около 67 г.11.

Апостолу Петру принадлежат два так называемых соборных послания, а апостолу Павлу целых 14, в которых они дают первую богословскую обработку христианского учения, очень самобытную и глубокую.

Ну а для нас их жизнь – пример прямого общения человека с Богом, и той силы, которую оно дает человеку.

Об этом очень хорошо сказал блаженный Августин:

«Петр был избран из числа немощных мира, чтобы посрамить сильных, ибо до апостольства был рыбаком; а в Павле преизобиловал грех, да умножится благодать, ибо он гнал Церквь Божию. Первый предостерегает нас от надменности, а второй от отчаяния. Будем помнить об этом, и не будем гордиться мирским величием, равно как и отчаиваться в милосердии Божиим, когда вспомним о своем недостоинстве»12.

* * *

1

Святитель Григорий Палама (+ 1359) поясняет, почему их так называют в Церкви и описывает их как служителей божественной славы:

«Если память всякого святого…совершается нами с гимнами и…песнословиями, то насколько более – память Петра и Павла…, которые являются общими отцами и вождями всех носящих имя Христово: апостолов, мучеников, преподобных, священников, иерархов, пастырей и учителей, а также всех, кого они пасут и учат, как архипастыри и строители…благочестия и добродетели; как светильники, несущие слово жизни.

Их добродетели сияют и отражаются в других…, как солнце отражается в других светилах…Они являют нетленный и предвечный Свет, выводят к Нему из мрака (погибели) и делают других причастниками и чадами этого совершенного Света так, чтобы каждый во время пришествия Подателя Света и Богочеловека, мог просиять как солнце…

Они оба в равной степени приобщились Христа, …Источника вечного Света, и обладают равной высотой, славой и сиянием…» (Григорий Палама, святитель. Омилия 28, произнесенная в праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла. Беседы. Т. 2. Монреаль, 1975. С. 32–33).

2

Вальсамон, Федор, греческий канонист. Он родился в Константинополе в 1140 году, получил блестящее юридическое образование и занимал важные церковные должности при императорах Мануиле Комнине (+1181) и Исааке Ангеле (+1194). Около 1191 года становится греческим патриархом Антиохии, но остается жить в Констатинополе, поскольку Антиохия вошла в состав Латинского патриархата, учрежденного крестоносцами. Его важнейшим сочинением является Толкование (Схолия) на Номоканон (сборник церковных канонов и императорских конституций) патриарха Фотия (+895), где он объясняет, как следует применять гражданское законодательство, когда оно вступает в противоречие с церковными канонами (The Oxford Dictionary of the Christian Church. Edited by F. L. Cross. Oxford, 1985. P. 124).

3

Дебольский Григорий, протоиерей. Дни Богослужения Православной кафолической восточной церкви. Изд. Харвист, 2002. С. 599.

4

Там же. С. 272.

5

«Имя Петр (греч. Petros, арамейское Kefa, в греческо транскрипции Kefas) не было первоначально именем, а только прозванием, которое Иисус дал Симону (Мк. 3, 16; Лк. 6, 14; Ин. 1, 42; Мф. 16, 18). Симоном Петром он назван в: Мф. 16, 16; Лк. 5, 18; Ин. 1, 40; 6, 8, 68 и др.) Причина, побуждение и смысл такого именования остается неизвестным, поскольку указание на камень(Petra)- скалистый массив, как основание Церкви (Мф. 16, 18), получает значение только в греческом языке, где имеется такая игра слов. Выражение «Моя Церковь», которое предполагает существование иного, чем Израиль сообщества, приобретает смысл только после Воскресения Христова. Petros и Kefa означали вначале камень вообще, а не скалистый массив, и уж тем более, не основание Церкви. Возможно, Иисус назвал так Симона, потому что он первый был призван к апостольскому служению, он был поэтому как бы «драгоценным камнем» в кругу учеников. Симон – греческое имя, которое в эллинистическую эпоху воспринималось евреями как вариант имени патриарха Симеона (Ср. Деян. 15, 14; 2Пет. 1, 1 в греческом тексте)» (Lexikon fuer Theologie und Kirche 8. Band. Freiburg – Basel- Rom – Wien, 1999. S. 90–91)

6

Христианство. М., 1995, т. 2. С. 334–335.

«Подвижничество и мученическая смерть Петра в Риме – источник многих легенд. С начала 3-го века у церковных писателей встречаются упоминания легенды о состязании Петра с самарянским магом Симоном, который с демонской помощью показывал римлянам чудеса магии, выдавая себя за бога, и был посрамлен Петром…

Согласно апокрифам Петр, отвращая своей проповедью многих женщин от брака и порочной жизни, навлекает на себя ненависть римских властей ( обычный для древней агиографии мотив). Поддавшись уговорам учеников, предупредивших его об опасности, Петр ночью покидает Рим. За городскими воротами он встречает Иисуса Христа, обращается к Нему с вопросом: «Куда идешь, Господи?» (лат.vadis, Domine?) и слышит в ответ: «В Рим, чтобы быть снова распяту»

С этими словами Христос возносится на небо, а Петр, поняв, что этим предрекается его собственная мученическая смерть, возвращается в Рим. Здесь он схвачен и приговорен к кресту. Не желая оскорбить Бога, уподобившись Ему в роде смерти, Петр просит распять его головой вниз.

Будучи распят, Петр обращается с проповедью тайны креста: крест обращенный, (перевернутый) – символ Адама, грехопадение которого извратило божественный строй, а прямостоящий – символ Христа, восстановившего этот изначальный порядок; вертикальый устой крестного дерева символизирует логос, слово, божественное (начало) в Богочеловеке, а горизонтальная перекладина – человеческую природу в Нем. Окончив проповедь, Петр испускает дух.

Мученичество Петра относят обычно к эпохе нероновских гонений. Римское (как и антиохийское) предание рассматривало Петра как основателя местной епископии… (См. подробнее: Житие славного и всехвального апостола Петра. Жития святых. Книга десятая (июнь). М., 1908. Репринт. С. 642–648; 649–651) .

Христианская иконография часто совмещает образы Петра и Павла. К 4-му веку окончательно складывается иконографический тип, в соответствии с которым Петр изображается с широким лицом, курчавыми волосами округлой бородкой( в отличии от узколицего, лысого и длиннобородого Павла).

Одиночные изображения Петра в восточной иконографии почти не встречаются, зато постоянны на Западе. Западное средневековье, видящее в Петре основоположника западной церкви, изображает его в папском облачении, а позже в тиаре… Древний атрибут Петра –пастырский посох с крестом – с начала 5-го века вытесняется ключами, обычно двумя ( от райских и адских врат)…

В отличие от византийской и древнерусской иконографии, в основном ограничивающей себя при изображении деяний Петра и Павла пределами новозаветных эпизодов, западное искусство широко использует апокрифические мотивы, такие, как борьда Петра с Симоном магом, встреча с Христом в момент бегства из Рима…, распятие… Используются и новозаветные сюжеты: сон учеников и слезы раскаявшегося в отступничестве Петра…, освобождение Петра ангелом из темницы…, воскрешение Тавифы и др.» (Мифы народов мира, Энциклопедия. Т. 2. М., 1988. С. 308–309).

7

Висфаида (Дом рыбной ловли) (Мф. 9, 21; Мр. 6, 45; Лк. 9, 10; Ин.1:44). Под этим именем в Священном Писании упоминаются два города в Иудее:

а) Один из них был расположен на восточном берегу Иордана, около места его впадения в Тивериадское озеро. За городом тянулась степь, или пустыня Вифсаидская, где пятью хлебами и двумя рыбами Господь напитал 5. 000 тысяч мужей, кроме же и детей ( мф. 15, 17–21); здесь же Он исцелил слепого (Мр. 8, 22). Город этот иначе назывался Вифсаида –Юлия, в честь Юлии, дочери Августа Цезаря (+14 по Р. Хр.). Следы его находятся в развалинах местности Эт-тель, при впадении Иордана в Геннисаретское озеро.

• б) другой город назывался Вифсаидою Галилейской и был расположен на северо-западе Галииейского озера около Капернаума и Хоразина (Мф. 9, 21). Этот городок и был родиной апостолов Андрея, Петра и Филиппа (Мр. 14, 70; ИН. 1, 44; 12, 21). Господь часто посещал этот город и сотворил здесь много чудес. В настоящее время на месте города – одни развалины (Никифор, архимандрит. Библейская энцилопедия. Труд и издание. М., 1891. Репринт. С. 128;

См. также: Jerusalemer Bibel-Lexikon, herausgegeben von Kurt Hennig. Neuhausen –Stuttgart, 1990. S. 130).

8

Тарс (II Макк, 30; Деян. 9, 11; 21, 39 и др.) – главный город древней Киликии и место рождения апостола Павла. Он был расположен при реке Кидне, около 16 километров от её устья, и подобно Александрии, славился своей торговлей и ученостью. Когда Киликия сделалась Римской провинцией, Тарс получил от императора Августа привилегии Римской колонии. Потому – то Павел и говорит о себе, как о Римском гражданине, родившемся в этом гражданстве (Деян. 22, 27 – 28) , и в другом месте как о гражданине небезызвестного Киликийского города (Деян.21:39) ( Библейская энциклопедия. Укаэ. соч. С. 688).

Римское гражданство первоначально получали только свободные жители Рима, а затем его могли получить физические лица и общины во всей империи. Солдаты из провинций получали его автоматически. Новый гражданин получал от чиновника два первых имени (Praenomen и Nomen) и удерживал свое собственное имя, под которым он был наиболее известен, как третье- Cognomen). Имя Павел и являлось таким Cognomen, и было, вероятно избрано по созвучию с еврейским именем Савл. Новый гражданин получал документ, который назывался «дипломом гражданина Рима (diploma civitatis Romanae). Торговцы и солдаты пользовались им за границей в качестве удостоверения. Павел – Римский гражданин от рождения, тоже мог иметь с собой метрику о рождении как удостоверение личности.

Римский гражданин, независимо от своей социальной принадлежности всегда находился под охраной закона. Его не могли бичевать, он имел право обратиться к суду Цезаря, причем ему нельзя было воспрепятствовать поехать в Рим для подачи кассационной жалобы. Потому Павел так решительно протестовал в Филиппах (Деян.16:37), где его без суда подвергли бичеванию. В случае смертного приговора Римского гражданина усекали мечем, и никогда не распинали. Кроме того, Римский гражданин мог сам выбирать себе жену и профессию, его договоры с другими лицами имели в суде юридическую силу.

Римский гражданин имел также и обязанности. Важнейшей из них была необходимость брать на себя должностные повинности и нести ответственность за сбор императорских налогов. Кроме того, он должен был платить налог на наследство в размере 5 процентов от сумм, завещанных родственниками. В более ранний период Римской истории гражданин обязан был нести ещё и воинскую повинность, которая отпала, когда Римская армия стала формироваться из добровольцев.

Однако преимущества Римского гражданства далеко превосходили неудобства, с которыми оно было связано, и потому его так высоко ценили современники апостола Павла, да и сам он (Faszinierende Welt der Bibel. Herausgegeben von M. Metzger, George L. Collord, David Goldstein, John Ferguson. Verlag Herder Freiburg im Breisgau, 1988. S. 171).

9

Гамалиил. Ученый раввин, внук знаменито Гиллеля, выходца из Вавилонии, который вел свою родословную от самого Давида. Выдающейся чертой в характере Гиллеля было то голубиное добродушие, которое ни на минуту не дает вспыльчивому гневу господствовать над душой. Свой мирный характер Гиллель доказывал всякий раз, как только встречал противодействие своим взглядам. Теоретически последовательный, он в практическом отношении постоянно был уступчив, даже по отношению к младшим. О нем рассказывают, что одному разорившемуся наследнику богатого рода он не только оказал необходимую помощь, но еще дал ему в услужение раба и даже купил лошадь для езды. После Ездры Гиллель считается величайшим восстановителем учения, которое он вывел из состояния упадка. Он обогатил содержание устного учения древними преданиями, которые в Вавилонии долго сохранялись между пленниками и кодифицировал определения устного предания. Его влияние в иудействе чувствуется до сих пор (Лопухин А. П. Библейская история при свете новейших исследований… Ветхий Завет. Т. 2. От пророка Самуила до Рождества Христа. С П б., 1890. С. 988– 991).

Гамалиил вполне усвоил черты характера своего выдающегося деда и тоже отличался «не только глубиною и обширностью своей учености, но и замечательным духом терпимости к мнениям, несогласным с установившимися воззрениями людей» (Лопухин А. П. Библейская история при свете новейших исследований. Новый Завет. С П б. 1895. С. 618) .

«Когда в синедрионе возник вопрос о том, что делать с заключенными в темницу апостолами за проповедь о Распятом Иисусе, Гамалиил, «законоучитель, уважаемый всем народом», настаивал на веротерпимости. «Если, – говорил он, – это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками» (Деян.5:34–39). Апостолы были отпущены. Полагают, что Гамалиил умер за восемнадцать лет до разрушения Иерусалима. С его личностью связывают различные христианские предания. По одному из них, он был крещен апостолами Петром и Павлом» ( Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1993. С. 399).

10

Это явление Христа в свете по пути в Дамаск оставило на апостоле неизгладимый след в виде воспали тельного состояния глаз и слабости зрения – недуг, на который он часто жаловался и который был тем самым «жалом во плоти» (2Кор. 12, 7), доставлявший ему столько страданий.

«Павел сам говорил, что лишился зрения от внезапной славы света, так что с открытыми глазами он никого не видел, и если потом зрение ему было даровано, всё же слабость в нем могла остаться. Путешествие в полдень под жгучим сирийским солнцем, блеск света, превозшедшего даже этот полуденный свет и слепота, постигшая апостола, могли произвести воспаление и ослабление его глаз.

Его пребывание в пустыне и Дамаске, где многие страдают глазами, могло поддерживать эту слабость зрения, а порою и усиливало её. Слова Павла в послании к Галатам: «Вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им…Свидетельствую о вас, что если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал.4:14–15), достаточно ясно намекают на повреждение зрения, которое имело по временам припадки и сопровождалось головной болью» (Житие славного и всехвального апостола Павла. Жития святых. Указ. соч. С. 670–671)

11

Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1995.. С. 266.

12

Дебольский Гр. Указ.соч. С. 271–272.

Комментарии для сайта Cackle