XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18, 20–33).
В сей паремии излагается ходатайство Авраама пред Богом о пощаде Содома и Гоморры.
Быт.18:20. Рече Господь [Аврааму]: вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело.
«Рече Господь». Излагаемая здесь речь Господа к Аврааму примыкает к рассказу бытописателя о посещении Авраама Господом с двумя ангелами под видом Странников. Странники были угощены гостеприимным Авраамом и по окончании трапезы поднялись и пошли по направлению к Содому. Авраам провожал их, и в это время один из Странников, Сам Господь, снова изъявил Аврааму Свое благоволение, как верному рабу своему, и открыл ему Свое намерение наказать Содом. «Вопль Содомский и Гоморрский, – сказал Господь, –умножися ко мне, и греси их велицы зело». Грехи жителей Содома и Гоморра известны (см. XXI паремию, ст. 13). Главный из этих грехов есть противоестественное любострастие (Быт 19, 5). Увеличиваясь все более, они наконец сделались вопиющими, т. е. такими, которые достигли крайней степени, так что превышают меру долготерпения Божия и, словно доносчики или обвинители, громко вопиют перед Богом о совершении над грешниками праведного суда Его. Этот обвинительный вопль назван Содомским и Гоморрским, потому что исходил преимущественно из этих городов, хотя вместе с ними за те же грехи погибли и другие окрестные города.
Быт.18:21. Сошед убо узрю, аще [n][действительно ли] по воплю их грядущему ко мне [n][грехи] совершаются: аще же ни, да разумею.
Речь Господа, как и в предшествующем стихе, человекообразная, соответственно тому, что Он в виде человека явился Аврааму. В предшествующем стихе Он является судящим о преступлениях в Содоме и Гоморре по слуху, издали, но здесь Он представляется недовольствующимся таким суждением: Ему хочется Своими глазами видеть то, о чем вопль дошел до Его слуха; Он, как свойственно беспристрастному судии, не спешит с приговором на преступников, но предварительно намерен на месте преступлений удостовериться в том, действительно ли они могут долее оставаться безнаказанными. Он пошлет в это место двух ангелов, и чрез них, как чрез Свои «очи», усмотрит, «действительно ли по воплю, грядущему к Нему из Содома и Гоморры, грехи совершаются». «Аще же ни, да разумею», т. е. если чрез ангелов откроется, что грехи Содомлян и Гоморрян не достигли крайней степени, тогда видно будет, что Мне нужно делать: дать ли им еще время на покаяние, или подвергнуть их исправительному наказанию. – Смысл слов Божиих, если обнажить его от человекообразной оболочки, таков: Господь, хотя по всеведению Своему знает все, что творится в преступных городах, и хотя правосудие Его требует казни им, но по долготерпению Своему Он хочет дать им еще последний случай показать, каковы они, – не для того, чтобы отягчить их вину, а чтобы никто после не дерзнул ни сказать, ни помыслить, будто наказание им слишком строго. «Скверный да осквернится еще» (Апок 22, 11), и тогда уже не будет ему пощады: мера его неправды и развращения переполнилась. Случай с ангелами, посланными Господом в Содом и здесь, в доме Лота, подвергшимися опасности сделаться жертвой тех преступлений, которые вопияли пред Богом о наказании преступникам, – показал, как безнадежно было их нравственное состояние (Быт 19, 8).
Быт.18:22. И обратившеся оттуду мужие, приидоша в Содом: Авраам же еще бяше стояй пред Господем.
Двое странников-ангелов, сопровождавших Господа, отделились от Него и вечером того же дня (Быт 19, 1) пришли в Содом не только для того, чтобы от лица Его быть непосредственными свидетелями преступлений Содомских, но вместе для того, чтобы спасти Лота с семейством и чтобы совершить казнь над нечестивыми гражданами. Отпустив спутников, Господь остался с одним Авраамом для того, чтобы дать ему случай выразить свое сострадание и любовь к людям, которым угрожает погибель. И Авраам стоял пред Ним, как пред верховным Владыкою мира и Судиею людей, в положении человека, готового ходатайствовать за людей.
Быт.18:23. И приближився Авраам, рече: погубити ли праведнаго с нечестивым, и будет праведник яко нечестивый?
То, что Авраам «приблизился», ближе стал к Господу для беседы с Ним, свидетельствует о его сыновнем дерзновении пред Богом и об уверенности, что Он благосклонно выслушает его речь. «Погубити ли праведнаго с нечестивым»: с этих слов начинается ходатайство Авраама за нечестивых жителей Содома. Он просит им пощады ради праведников, живущих с ними, иначе последние погибнут с первыми. Говоря о праведниках, Авраам ближайшим образом имеет в виду Лота с его семейством, но предполагает, что кроме Лота найдутся в Содоме подобные ему. Что Господь готов миловать многих нечестивых ради немногих, даже одного, находящихся между ними праведников, это видно из многих свидетельств слова Божия (Ис 65, 8. Иер 5,1. Деян 27, 24).
Быт.18:24–25. Аще будут пятдесят праведницы во граде, погубити ли я? Не пощадиши ли всего места пятидесяти ради праведных, аще будут в нем? Никакоже Ты сотвориши по глаголу сему [n][никак Ты не сделаешь такого дела], еже убити праведника с нечестивым: и будет праведник яко нечестивый: никакоже, судяй всей земли не сотвориши ли суда?
Авраам, умоляя Господа о пощаде нечестивых ради праведных, да не погибнут последние с первыми, – взывает к правосудию Божию, не в том смысле, что праведные не заслуживают гнева Божия, – совершенно праведных пред Богом и безгрешных нет на свете, – но в том, что праведные не заслуживают «одинаковой» участи с нечестивыми. Авраам как бы так говорит: праведники, живя с нечестивыми, много зла терпят от них и немало страдают душею, смотря на их преступления: неужели и от Тебя, Господи, они должны пострадать заодно с ними? Нет, Господи, Ты не попустишь сего. Хотя пред лицом правды Твоей никто не постоит, но сравнительно праведные все же лучше нечестивых. Ради этого различия Ты не накажешь тех и других безразлично, иначе скоро перевелся бы род правых на земле и некому было бы противодействовать нечестию словом и примером; Ты не только пощадишь праведных, но ради их, как ни мало их в Содоме, может быть, не больше пятидесяти, – Ты помилуешь нечестивых.
Быт.18:26. Рече же Господь: аще будут в Содомех пятьдесят праведницы во граде, оставлю весь град и все место их ради.
Господь готов пощадить Содом и все место, т. е. соседние с ним нечестивые города, ради пятидесяти праведников, если только наберется такое количество их. Эта условность обещания, выраженного, вероятно, тоном сожаления, что едва ли наберется пятьдесят праведников, – побудила Авраама продолжать ходатайство о пощаде нечестивых ради меньшего числа праведников – 45, 40, 30, 20, наконец 10. Вот это ходатайство, с ответами на оное Господа:
Быт.18:27–32. И отвещав Авраам, рече: ныне начах [n][теперь я решился] глаголати ко Господу моему, аз же [n][хотя я] есмь земля и пепел: аще же умалятся пятьдесят праведницы в четыредесят пять, погубити ли ради четыредесяти пяти весь град? И рече: не погублю, аще обрящу тамо четыредесят пят. И приложи [n][продолжал Авраам] еще глаголати ко Господу и рече: аще же [n][если же] обрящутся тамо Четыредесять? И рече: не имам погубити четыредесяти ради. И рече [n][Авраам], что, Господи, [n][ничего Господи], аще возглаголю [n][еще]? Аще же обрящется тамо тридесять? И рече: не погублю тридесяти ради. И рече [n][Авраам] понеже [n][еще] имам глаголати Господу Богу моему: аще же обрящутся тамо двадесять? И рече: не погублю, аще обрящутся тамо двадесять. И рече [n][Авраам]: что, Господи, [n][ничего Господи], аще возглаголю еще единою? Аще же обрящутся тамо десять? И рече: не погублю десятих ради.»
В беседе Авраама с Господом открывается, с одной стороны, великое смирение: он чувствует и исповедует, что он – «земля и пепел», существо ничтожное пред Тем, с Кем беседует, – но, с другой стороны, великое дерзновение пред Ним в ходатайстве за людей, угрожаемых погибелью, в числе которых был Лот, его племянник. Это дерзновение, эта настойчивость Авраама возрастает с каждым благосклонным ответом Господа на его ходатайство. Господь Иисус требует, чтобы с подобною святою настойчивостью или «неотступностью» люди всегда умоляли Бога о своих нуждах, и говорит: «просите и дано будет вам,.. стучите, и отворят вам» (Лук.11– 10, 18– 8). Господу угодно, чтобы люди, не стесняясь мыслию о беспредельном расстоянии, отделяющем их от Творца, прямо устремлялись к сердцу Его с молитвой веры и не ослабевали в подвиге сей молитвы. Господь поставил Себя в такое отношение к людям, что не только Сам действует на них Своею благодатью, но и людям допускает действовать на Него силой веры.
Быт.18:33. Отыде же Господь, яко [n][когда] преста глаголати ко Аврааму: и Авраам возвратися на место свое.
Господь оставил Авраама, не дав ему продолжать свое ходатайство, чтобы не опечалить его открытием, что кроме Лота с семейством в Содоме нет больше праведников, и чтобы самому событию – погибели Содома – имеющему за сим последовать, предоставить договорить волю Божию, не вполне открытую в беседе с Авраамом. Авраам возвратился на «место свое», т. е. к мамврийскому дубу, и уже отсюда в следующее утро видел дым и пламень от погибающих городов (Быт 19,28). Праведность Лота была такова, что, при ходатайстве Авраама, ее достаточно было только для спасения его одного с семейством от участи, постигшей нечестивых.