Источник

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ПРИЧАЩЕНИЮ СВЯТЫХ ТАЙН

Господь Иисус Христос не только принес за нас на Кресте в жертву Богу Отцу Свое Пречистое Тело и Кровь, но еще питает нас Своим Телом и Кровию и через это теснейшими узами соединяет нас с Собою; творит нас единокровными Себе, а через Себя вводит нас в общение с Богом Отцом, делая нас причастниками Его милости и любви. Поэтому престол, на котором освящаются Тело и Кровь Христовы, имеет значение не только жертвенника, но и трапезы, к которой Ипостасная Премудрость Божия, предавшая Себя на заклание, до скончания века будет приглашать своих чад словами: прииди те, ядите Мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам (Притч. 9, 1–5). Приимите, ядите, сие есть Тело Мое; пийте, сия есть Кровь Моя.

В чинопоследовании литургий верных причащение предваряется приготовительными действиями, подобно тому, как возношение и освящение Святых Даров соединяется с предварительными действиями.

Верующие готовятся к причащению Святых Тайн: 1) тайной молитвой священника о неосужденном причащении, читаемой во время дьяконской ектении; 2) молитвой Господней: Отче наш; 3) молитвой главопреклонения к Богу Отцу и молитвой к Иисусу Христу; 4) возглашением: Святая Святым. Затем следует приготовление Святых Даров к употреблению для причастников.

1. «На Тебя, человеколюбивый Господи, – говорит тайно священник в своей первой приготовительной к причащению молитве, – возлагаем всю нашу жизнь и надежду, и просим, и молим, и униженно умоляем: сподоби нас причаститься Небесных и Страшных Тайн этой священной и духовной трапезы с чистой совестью, во оставление грехов, в прощение прегрешений, в общение Святого Духа, к получению в наследие Царства Небесного, не в суд или в осуждение».

Святые Тайны, к неосужденному приятию которых священник готовит себя и предстоящих этой молитвой, именуются небесными в том смысле, что имеют одинаковое значение и составляют одно и то же с пребывающим на Небесах прославленным человечеством Господа Иисуса Христа; именуются страшными, потому что в них сокрыта Божественная сила, попаляющая, подобно огню, души недостойных людей и грозная для духов злобы; именуются Тайнами трапезы духовной, потому что питают и насыщают преимущественно дух и служат к возрастанию и утверждению в нас духовной жизни.

С этой молитвой сходна тайная молитва, занимающая то же место в литургии святителя Василия Великого. Она читается так: «Боже наш, Боже спасения (т.е. Спаситель), научи нас достойно благодарить Тебя за Твои благодеяния, которые Ты сотворил и творишь для нас. Боже наш, приявший эти Дары, очисти нас от всякой (греховной) скверны плоти и духа и научи совершать святыню в страхе Твоем (2Кор. 7, 1)69, чтобы мы, с чистым свидетельством совести нашей приемля часть святынь Твоих70, соединились со Святым Телом и Кровию Христа Твоего и, прияв их достойно, имели Христа, живущего в сердцах наших, и соделались храмом Святого Духа Твоего. Так, Боже наш, никому из нас не приведи быть виновным перед этими Страшными и Небесными Твоими Тайнами и быть немощным по душе и Телу от недостойного причащения их (1Кор. 11, 27, 29–30), но даруй нам до последнего нашего издыхания достойно принимать часть святынь Твоих, в напутствие к жизни вечной, в благоприятный ответ перед страшным судилищем Христа Твоего, чтобы и нам вместе со всеми святыми, искони благоугодившими Тебе, соделаться участниками в вечных Твоих благах, которые Ты, Господи, приготовил любящим Тебя».

Эту тайную молитву священник читает в то самое время, когда дьякон на амвоне возглашает ектению, часть которой также служит приготовлением к причащению.

а) Вся святые помянувше, паки и паки миром Господу помолимся, т.е. после того, как мы вступили в ближайшее общение со святыми, которых поминали пред Бескровной жертвой, снова помянем их как наших молитвенников и их молитвами подкрепим наши немощные молитвы, которые снова будем возносить к Богу в мире.

б) О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся. В каком же именно отношении должно молиться о принесенных и освященных Дарах, это объясняется в следующем за этим возглашении дьякона.

в) Яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый и Пренебесный и мысленный свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся. Христос Спаситель, принесший за нас жертву на Кресте, как вечно живущий Первосвященник, вошел с ней в Небесное Святое Святых пред Лице Бога Отца (Евр. 9, 12–24), по подобию ветхозаветных первосвященников, входивших в Святая Святых с жертвенной кровью. Господь Иисус Христос вечно ходатайствует за нас перед Богом Отцом (Евр. 7, 25; Рим. 8, 34), вечно напоминает Ему о нас следами язв на Своей прославленной Плоти и ими Его умилостивляет. Таким образом, со времени вознесения Иисуса Христа на небо с Пречистой Плотию, перед Лицом Бога Отца вечно стоит как бы жертвенник, на котором жертвой является и приносит ее Сам Иисус Христос. Этот жертвенник называется в ектение пренебесным, потому что Христос вознесся со Своей жертвой превыше всех Небес, и мысленным, потому что может быть предметом только духовного созерцания через веру и не должен быть понимаем чувственным образом. И на этот-то пренебесный и мысленный жертвенник Бог Отец приемлет Святые Дары, принесенные Ему в жертву и освященные в Тело и Кровь Христовы на земных жертвенниках. Он взирает на них, как на равносильные с той жертвой, которую Господь Иисус Христос принес на Кресте и которую доселе возносит на Пренебесный жертвенник, как Примиритель человека с Богом. Он приемлет их в воню благоухания духовнаго (Еф. 5, 2)71, т.е. так же ими благоугождается, как была Ему благоугодна Крестная и Пренебесная жертва, равносильная с ними.

Но как ни угодна Богу Отцу сама по себе Бескровная жертва, она может остаться без спасительного действия на наши души, если не находит в них желания и готовности воспользоваться ею для спасения. Благодать Святого Духа, сошедшего на Святые Дары и соделавшая их Телом и Кровию Христа, может совсем не коснуться наших сердец, если в них нет надлежащего усердия к ее усвоению, – ибо не может же Он действовать на нас без участия нашей свободной воли. Поэтому необходимое условие с нашей стороны для привлечения благодати Святого Духа, сокрытой в Бескровной жертве, есть молитва. Поэтому Святая Церковь учит нас, устами дьякона, молить Бога Отца, приявшего освященные Дары в Пренебесный Свой жертвенник, чтобы Он с высоты его ниспослал на всех нас, особенно же на причащающихся, Свою Божественную благодать, милующую нас, и дар Святого Духа к нашему просвещению и освящению.

За этим прошением следуют обычные возглашения просительной ектении: о избавитися нам от всякия скорби... заступи, спаси, помилуй... дне всего совершенна... В заключение дьякон возглашает: Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим, т.е. будем просить у Бога, да поможет Он нам Своею благодатью блюсти единение между собою в вере, да сподобит Он нас общения со Святым Духом, и затем отдадим себя всецело под покров милосердного и всемогущего Искупителя нашего Христа Бога.

2. По окончании ектении священник возглашает: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе Небеснаго Бога Отца и глаголати. Этим возгласом, составляющим заключение тайной молитвы, которую читал священник во время ектении, он испрашивает благословения у Бога к пению, к глаголанию, молитвы Господней, называемой так потому, что Сам Господь Иисус Христос преподал ее Своим ученикам как неизменное правило и образец молитвы. Обращаться в этой молитве к Богу издревле предоставлено одним верным, потому что лишь они, как соделавшиеся чрез крещение чадами Божиими по благодати, могут называть Бога своим Отцом. Но часто столь великому праву не соответствует наше недостоинство, ибо никто из нас не может сказать, что являет в своей жизни достаточные плоды духовного возрождения. Поэтому Святая Церковь устами священника учит нас перед произнесением молитвы Господней просить Бога, да сподобит Он нас неосужденно произнести ее с сыновним дерзновением, без смущающего страха за наше недостоинство. Молитва Господня введена в состав подготовительных к святому причащению действий ради содержащегося в ней прошения о хлебе насущном, ибо это прошение древние отцы и учители Церкви толковали не только буквально как о простом хлебе, необходимом для поддержания телесной жизни, но и таинственно – как о пище Евхаристии, питательной для души72.

Представим краткое изъяснительное изложение молитвы Господней.

Отче наш, Иже ecи на Небесех. «K Тебе, Господи, возносим нашу молитву, с сыновним дерзновением и вместе с благоговением. С сыновним дерзновением, ибо Ты – наш Отец. Ты запечатлел в нас образ и подобие Твое и через это соделал нас сродными Тебе. Ты с отеческой любовью промышляешь о нас. Ты из чад гнева соделал нас чадами Твоими по благодати возрождения в Таинстве Крещения и с отеческим милосердием прощаешь наши грехи. С благоговением, потому что Ты – Отец, сущий на небесах (Мф. 6, 9; Лк. 11, 2). Ты хотя вездесущ, но преимущественно любишь являть Свое присутствие там, куда не проникло зло греха – на Небесах, и с высоты Твоей святости простираешь на весь Твой мир беспредельную власть и силу. Твоя отеческая близость к нам пробуждает в нас дерзновение перед Тобою, но Твое величество, как Царя Небесного, исполняет нас благоговением к Тебе. Если на Небесах со страхом и трепетом предстоят Тебе и славословят Тебя сонмы безгрешных и чистых духов, то с каким страхом и благоговением, с каким смирением, с каким глубоким чувством нашего недостоинства должны молиться Тебе мы, существа земные и, несмотря на Твое беспредельное милосердие к нам, оскорбляющие Тебя нашими грехами!»

Да святится имя Твое. «Тебе единому, Отец наш Небесный, принадлежит имя истинного Бога. Тебе единому подобает Божественная слава, честь и поклонение. Но есть люди и целые племена и народы, сидящие во тьме и сени смертной, которые не ведают Тебя и подобающую Тебе единому Божественную честь воздают творениям. Есть люди и целые народы, которые хотя не почитают твари вместо Творца, но не воздают Тебе тройческого поклонения, не просвещены верой в Отца и Сына и Святого Духа (каковы мусульмане и евреи), не приняли евангельской истины. Но и из тех, которые веруют в Евангелие, не все православно веруют в Тебя (каковы еретики и разные лжеучители), не все благоговейно чтут Тебя. А есть и такие, которые по гордости ума и ослеплению сердца совсем не имеют веры в Бога и дерзко проповедуют безбожие. Молим Тебя, Боже, сотвори, да святится, – да свято чтится, да с благоговением всюду призывается и прославляется пречестное и великолепое имя Твое, как имя единого истинного Бога, и светом истинного богопознания разгони мрак языческого многобожия, магометанских и иудейских заблуждений. Сотвори, да святится имя Твое и между самими христианами, да не будет между ними разномыслия в познании и чествовании Тебя, да все они единомысленно, единым сердцем и едиными устами исповедуют веру в Тебя и славят Тебя. И так как для распространения истинного боговедения и богопочтения потребны проповедники учения истины, то воздвигни их, Господи, из среды нас, изведи их на жатву Твою в потребном количестве и одушеви их неослабевающей ревностью к прохождению их служения. Сподоби и всех нас самой нашей жизнью святить, прославлять Тебя и тем побуждать других, неведущих Тебя или неправославно в Тебя верующих и перед Тобой неблагоговеющих, к прославлению Тебя, – содействовать распространению между ними истинной веры и истинного богопочитания. Внуши нам, Отец Небесный, благоговение к самому звуку имени Твоего, да не всуе оно будет произноситься нами».

Да приидет Царствие Твое. «Слава имени Твоего, Отец Небесный, требует от нас не только поклонения Тебе, как единому истинному Богу, но и беспрекословного повиновения Тебе, как Царю всяческих творений. Царственная власть Твоя простирается на весь мир, потому в область Твоего Царства входят все люди, даже непризнающие Тебя Своим Царем. Но Ты хочешь быть Царем над нами не так, как Ты царствуешь над неразумными и неодушевленными существами. Ты хочешь, чтобы мы, как существа, одаренные разумом и свободой, свободно признавали Твою царственную власть и покорялись ей. Особенно Ты хочешь видеть эту добровольную покорность в христианах, как подданных Твоего благодатного Царства. Но как многого недостает нам, детям твоим, чтобы быть верными подданными Твоего Царства. Как Царь, Ты имеешь над нами власть верховного законодателя, но для всех ли из нас священны Твои законы, содержащиеся в святом Твоем слове, всеми ли прилежно они изучаются и исполняются. Как наш Царь, Ты – наш верховный судья. Но все ли страшатся Твоего суда за пренебрежение Твоих законов и этим страхом удерживаются от грехов? Как наш Царь, Ты – верховный Владыка и распорядитель наших судеб, но все ли с покорностью, смирением и благодарностью принимают от Твоей руки все, что Тебе угодно послать на их долю, все ли безропотно переносят лишения и скорби, по воле Твоей их постигающие? Признаем, Отец наш Небесный, что не имеем надлежащего отношения к Тебе, как Царю. Но вместе с тем признаем и то, что без благодатной Твоей помощи мы не можем быть верными Твоими слугами. Потому молим Тебя: да приидет Царствие Твое, – Сам своей благодатью водвори среди нас Царство Твое во всей его силе, так чтобы сами наши дела, вся наша жизнь свидетельствовали о нас как о верных Твоих подданных, ревнующих об исполнении Твоих законов, благоговеющих перед Твоим судом, покоряющихся Твоим распоряжениям. Даруй, чтобы и в земных царствах были признаваемы Твои царственные права, чтобы цари земные взирали на себя как на Твоих слуг, чтобы все гражданские отношения были запечатлены духом верности Тебе, чтобы, наконец, сами международные отношения были устрояемы по Твоим законам. Тогда все будет показывать, что грядет Царствие Твое. Господи, скорее бы оно пришло во всей силе!»

Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. «Отец наш Небесный, на нас лежит долг не только творить волю Твою, как нашего Царя, но творить ее так, как творят ее на Небесах, достигать в исполнении ее равноангельского совершенства. Как соединенные под одной Главой – Христом – с небожителями (Еф. 1, 10), мы должны быть соединены с ними в единой верности Тебе, всеобщему нашему Царю. Но Ты знаешь, Отец наш Небесный, как нам трудно достичь равноангельского совершенства в исполнении святой Твоей воли. Небожители, Ангелы и прославленные на Небесах человеки уже утвердились в повиновении святой Твоей воле, так что для них уже невозможно противление ей. Но нам еще предстоит бороться с нашей ослабленной грехом волей и многоразличными искушениями, чтобы наконец привыкнуть с такой же ревностью и постоянством творить Твою волю, как творят ее на Небесах. Мы не можем без Твоей благодатной помощи, с успехом вести эту борьбу. Не лиши нас этой помощи, научи и укрепи нас достигать равноангельского совершенства в исполнении заповедей Твоих. Веруем, что грядут новое небо и новая земля, на которых будет обитать одна правда (2Пет. 3, 13). Но сотвори, чтобы уже и на нынешней земле начиналось это, подобное небесному, торжество правды: да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли».

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. «Ты даровал нам жизнь, Отец наш Небесный; не лиши нас средств к ее поддержанию. Для этого многое потребно, но преимущественно пища. Она есть необходимое условие для здоровья, а при здоровье мы можем трудиться и трудами добывать себе все нужное для нынешней жизни. Если у нас совсем нет хлеба, даруй нам его, помоги нам добыть его, чтобы нам не умереть с голоду. Если же у нас запасено много хлеба, то благослови употреблять его во славу святого имени Твоего, ибо без Твоего благословения мы можем лишиться и того, что имеем, ибо ничто без Твоего благословения не послужит нам во благо. Мы не просим у Тебя хлеба чужого, даруй нам и благослови употреблять хлеб наш, на который мы имеем право, как на приобретенный с Твоею помощью, нашими трудами. Мы не просим у Тебя обильной и роскошной пищи, ибо боимся впасть в грех сластолюбия, – даруй нам хлеб насущный, необходимый для поддержания нашей жизни, даруй нам хлеб в такой мере, чтобы поддержать телесные силы и здоровье. Даруй нам хлеб днесь, на текущий день, и чрез это утверди нас в уповании на Твое благоволение к нам в будущее время, чтобы нам, при уповании на Твой премудрый Промысел, не нужно было изнурять себя чрезмерными заботами о заготовлении пищи на будущее. Но благослови нас искать Царства Божия и правды его. Но прежде всего не лиши нас, Отец наш Небесный, пищи, необходимой для поддержания духовной жизни, той Таинственной пищи, о которой сказано: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 53)».

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. «Долги нашы – это наши грехи (Лк. 11, 4). Дары природы и благодати мы получили от Тебя, Отец наш Небесный, с обязательством употреблять их во славу святого Твоего имени. Не употребляя их согласно с их назначением или злоупотребляя ими, мы нарушаем свое обещание, грешим против Тебя. Наши грехи делают нас неоплатными должниками пред Тобою, ибо ничем не можем их искупить или за них заплатить, ничем не можем удовлетворить Твоему святому правосудию. Несостоятельного должника заимодавец имеет право предать суду и законному наказанию. И мы за грехи наши против Тебя подлежим строгой ответственности перед Тобою. Но не войди в суд с должниками Твоими, ибо кто устоит перед судом Твоим? Не взыскивай с нас долгов наших по закону правосудия, но прости их единственно по милости Твоей, подобно тому, как заимодавец прощает долги несостоятельных должников. Сами мы не заслуживаем Твоей милости. Но мы веруем, Боже Отец Вседержитель, в великую силу ходатайства за нас Единородного Твоего Сына, который за тем и сошел с Небес на землю, чтобы тяготевшее на нас праведное осуждение за грехи наши принять на Себя одного. Яви нам Твою милость по этой нашей вере и прости нам грехи, как и мы прощаем нашим должникам, т.е. тем, которые в чем-либо против нас виновны».

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. «Ежеминутно мы находимся в опасности впасть в грех, вследствие многообразных искушений от дьявола, существа лукаваго, злого. Он вводит нас в грех возбуждением в нас греховных помыслов и желаний. Усиливает в нас ростки страстей, возникающих от нашего произвола. Нападения его для нас тем опасней, чем неприметнее источник их происхождения, чем меньше мы подозреваем присутствие дьявола около нас. Исповедуем перед Тобою, Отец наш Небесный, нашу немощь в борьбе с врагом нашего спасения, и отнюдь не надеясь победить его нашими силами, взываем к Твоей всесильной помощи. Избавь нас от этого пагубного искушения и вместе с тем от власти над нами лукавого. Молим Тебя, не допусти нас до встречи с дьявольским искушением, так чтобы оно совсем не коснулось нас, не приблизилось к нам; но если Тебе угодно испытать нашу веру и любовь к Тебе борьбой с искушениями и соблазнами, то подай нам потребную для противоборства силу, не попусти нам быть искушенными сверх сил, но при искушении дай и облегчение, так чтобы мы были в силах перенести (1Кор. 10, 13) и осторжествовать над кознями сатаны».

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков73.

«Уповаем на Тебя, Отец наш Небесный, и веруем, что Ты услышишь нашу молитву и сможешь исполнить наши, выраженные в ней желания, потому что Тебе принадлежит Царство – владычество над всем, и все в Твоей власти. Ты обладаешь всемогущей силой исполнить все, что Тебе благоугодно, и сама слава Твоего имени побуждает Тебя к благосклонному вниманию к нашей молитве». Эти заключительные слова молитвы Господней произносит священник. Аминь, – произносит народ, выражая одинаковое со священником желание и упование в том, что молитвы услышаны.

3. После молитвы Господней приготовлением к причащению Святых Тайн служат главопреклоненная молитва к Богу Отцу и молитва к Господу Иисусу Христу. Эти молитвы произносятся священником тайно.

а) Первую молитву священник читает, преподав мир всем, вслед за тем, как присутствующие после возгласа дьякона преклонят головы. «Благодарим Тебя, Царь невидимый, все устроивший неизмеримой Твоей силой и по обильной милости Твоей все призвавший из небытия в бытие. Сам же Ты, Владыка, призри с неба на преклонивших перед Тобой главы: они преклонили их не перед плотью и кровью (не перед людьми), но перед Тобою, страшным Богом. Итак, сотвори, Владыка, чтобы эти предлежащие Дары послужили всем нам во благо соразмерно с потребностью каждого. Плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, болящих исцели, Врач душ и тел наших, – благодатью и щедротами Единородного Сына Твоего, с которым Ты благословен вместе со Всесвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, сегодня и непрестанно и во веки веков». Последние слова: Благодатию и щедротами... священник говорит вслух. Народ отвечает: аминь.

В этой молитве священник молится преимущественно о причастниках, чтобы им послужили во благо Святые Дары. Между причастниками упоминаются, в частности, плавающие, путешествующие, болящие. Это свидетельствует, что в древности не только болящие искали врачевания и утешения в причащении, но и собиравшиеся путешествовать напутствовали себя Святыми Тайнами. Некоторые даже брали в путь или хранили у себя дома запасные Дары для причащения – на случай, если не было возможности причаститься в церкви вследствие дальности ее местонахождения.

На литургии святителя Василия Великого главопреклонненная молитва читается так: «Владыко Господи, Отец щедрот и Боже всякого утешения, преклонивших перед Тобой главы благослови, освяти, соблюди, укрепи, утверди, от всякого злого дела отведи, ко всякому благому делу привлеки и сподоби неосужденно причаститься этих Пречистых и Животворящих Тайн, в оставление грехов, в общение Святого Духа, благодатью Единородного Сына Твоего... (далее как у Иоанна Златоуста)».

б) В следующей молитве к Господу Иисусу Христу священник просит Его, чтобы Он Сам преподал ему и сослужащим с ним Тело и Кровь Свою, и через них всему народу. «Услышь нас, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святого жилища Твоего и от престола славы Царства Твоего, и приди, чтобы освятить нас, Седящий с Отцом на Небесах и здесь невидимо с нами присутствующий, и сподоби державной Твоей рукой преподать нам Пречистое Тело Твое и драгоценную Кровь, а через нас и всему народу Твоему».

4. Приготовительные к святому причащению действия заканчиваются тем, что священник берет в руки Святой Агнец и, поднимая его над дискосом, возглашает: Святая святым, и народ на это отвечает исповеданием святости единого Господа Иисуса Христа.

В древности, когда за каждой литургией все присутствующие в храме верные приступали к причащению Святых Тайн, было в обычае Святой Агнец не только поднимать, но и показывать всему народу74, готовящемуся к причащению, для того чтобы народ воздал боголепное поклонение Агнцу и был утвержден в благоговейном духовном настроении, потребном для достойного принятия Святых Тайн. Возглас: Святая святым, который был при этом произносим, еще более утверждает в присутствующих это настроение. Впоследствии, когда обычай причащаться всем присутствующим в храме терял силу и к присутствию на литургии верных стали допускаться неправославные и тяжкие грешники, чего прежде не было, то великую Святыню перестали показывать всем присутствующим; в силе остался лишь обычай поднимать ее со словами: Святая святым, т.е. к великой Святыне могут приступать для причащения только те, кто блюдут себя чистыми от всякой скверны плоти и духа, помня о своем христианском достоинстве.

Народ отвечает: Един Свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, аминь, смиренно исповедуя, что никто из людей сам собой не может быть святым, – свят в собственном смысле, имея ни от кого не заимствованную святость, только Господь Иисус Христос, – и что Он один над всеми господствует во славу Бога Отца (Флп. 2, 11), и, следовательно, только Он может сделать нас причастниками Своей святости. Возглас:

Святая святым, в соединении с поднятием Агнца, как действие весьма важное в порядке приготовления к Святому Причащению, предваряется поклонением священника перед Дарами и молитвой: Боже, очисти меня грешнаго. Вместе с ним поклоняется на амвоне и ту же молитву творит дьякон. Равно и все присутствующие, как это видно из древних служебников, тоже должны поклоняться. Вслед за тем завеса в алтаре задергивается, и алтарь на время причащения священнослужителей становится подобием той замкнутой горницы, в которой прияли причастие от рук Самого Христа апостолы, без посторонних зрителей.

5. Приготовление верующих к причащению окончено, остается приготовить Святые Дары к употреблению. Это приготовление состоит из раздробления Святого Агнца, соединения Тела и Крови Христовой и вливания в Чашу теплоты.

а) Дьякон подходит к престолу и говорит священнику: Раздроби, владыко, святый хлеб, т.е. Тело Христово, которое сохраняет вид хлеба и для причащающихся от него служит хлебом жизни (Ин. 6, 48–51). И священник, по примеру Иисуса Христа, преломившего таинственно освященный в Его Тело хлеб, преломляет Тело Христово, – именно раздробляет на четыре части по крестообразному разрезу, сделанному на Агнце при совершении проскомидии, и при этом произносит: раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый, и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй. Агнец есть раздробляемый и неразделяемый, ибо Господь Иисус Христос всецело, не только Телом, но и Своим Божеством, присутствует в каждой части и в каждой капле Святых Даров, как в каждом осколке разбитого зеркала видно все отражаемое ими солнце. По учению Православной Церкви, хотя в одно и то же время бывает много священнодействий по всему земному шару, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно. «Тело Господа, находящееся на Небесах, не спускается на жертвенники, но хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквях и претворяемый в Таинстве Евхаристии, делается одним и тем же с Телом Христовым, пребывающем на Небесах. Ибо у Господа всегда одно Тело, а не многие тела, находящиеся во многих местах» (Послание Восточных Патриархов, глава 17). Агнец есть всегда ядомый, и никогдаже иждиваемый, подобием чего служили прообразовавшая его ветхозаветная манна, которая в продолжение странствования народа Божия никогда не оскудевала, и пять хлебов, от которых, после чудесного насыщения ими более пяти тысяч человек, остались еще избытки.

б) После раздробления Агнца одна из его частей погружается в Потир. Это соединение Тела и Крови Христовой совершается для того, чтобы представить целость состава Христова, чтобы наглядно показать сходство Бескровной жертвы с Телом Христовым, висевшем на Кресте, которое не оставалось без Крови. Священник погружает в Потир часть Агнца после возгласа дьякона: исполни (наполни), владыко, святый Потир75, т.е. соедини Тело и Кровь для изображения полноты состава Христова. Погружая эту часть, священник говорит: исполнение (полнота) Духа Святаго76, т.е. благодать Святого Духа, преложившего хлеб в Тело Христово и вино в Кровь Христову, всей своей полнотой присутствует в соединенных Теле и Крови.

в) Наконец, в Потир вливается теплота, т.е. согретая вода, для изображения животворящей силы Таинства и в подобие воды, истекшей из ребра Спасителя с Кровию; ибо вода и Кровь истекли еще из неостывшего Тела Спасителя и, следственно, сохранили теплоту. Держа сосуд с теплотою, дьякон говорит: благослови, владыко, теплоту. Священник осеняет ее крестообразно со словами: благословенна теплота святых Твоих, т.е. святынь Твоих, Тела и Крови Христовых под видами хлеба и вина. Дьякон, вливая в Потир благословенную теплоту, произносит: теплота веры исполнь Духа Святаго, т.е. животворной силе Таинства, изображаемой теплотою, должна соответствовать живая, теплая вера, исполненная благодати Святого Духа.

* * *

69

Т.е. научи нас достигать совершенства в святости, так чтобы мы боялись прогневать Тебя не только плотскими делами, но и гнездящимися в душе мыслями и нечистыми желаниями, от которых отвращается чистое Твое око.

70

Часть святынь – это служащие к нашему освящению Тело и Кровь Христовы, подаваемые причастникам под видом раздробленных частиц хлеба и каплей вина.

71

Человекообразное выражение: принять жертву в воню благоухания, сходно с употребленным в книге Бытия о жертве Ноя: обоня Господь воню благоухания (Быт 8, 21). Это значит, что жертва Ноя была приятна Богу, как человеку приятно обонять благовоние.

72

Так, святой Киприан говорит: «Христос есть хлеб наш, и хлеб этот не всем принадлежит, но наш есть, Христос есть наш хлеб, поколику мы принимаем Тело Его» (De oratione Domin). Tepтуллиан говорит: «Прося у Бога хлеба насущного, мы просим Его, чтобы вам всегда быть причастными Тела Христова и пребывать с Ним неразлучно» (De oratione Domin).

73

Слова: Отца и Сына и Святага Духа, внесены Церковью в текст заключительных слов молитвы Господней с той целью, чтобы мы, относя ее к Богу Отцу, в то же время помышляли о Его Сыне и Святом Духе, ибо все Лица Святой Троицы, будучи единосущны, принимают нераздельное участие в попечении о людях.

74

Дионисий Ареопагит. Церковная иерархия. Гл. III. (И толкование на него преподобного Максима Исповедника.)

75

По другим греческим спискам: Святыя Потиры. Это указывает на древний обычай причащать верующих не из одного, а из нескольких Потиров, если причастников было много.

76

В других греческих списках литургии: в полноту Духа Святаго (ειξ πληρωμα πωευματοξ του αγιου).


Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Комментарии для сайта Cackle