Источник

ПРИЧАЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАЙН

Когда сделаны все приготовления к причащению Святых Тайн, вначале к нему приступают священнослужители в алтаре, потом прочие верующие.

Священнослужители причащаются в алтаре, отдельно от народа, закрытые от его взоров затворенными и занавешенными Царскими вратами, – по образу ближайших учеников и апостолов Иисуса Христа, которые одни из всех веровавших в Него сподобились получить Святое Причастие из Его рук на Тайной Вечери в Сионской горнице и в собрание которых в это время никто из сторонних не был допущен.

Иисус Христос на Тайной Вечери сперва преподал ученикам под видом хлеба Тело Свое, потом Чашу. По этому примеру священнослужители принимают Святые Тайны в разделенных видах – сначала Тело Христово, потом Пречистую Кровь. Из четырех частей раздробленного Агнца, после вложения одной из них в Чашу, для причащения священнослужителей назначается часть с знаком ХС (Христос).

Приступая ко вкушению Честнаго и Пресвятаго Тела Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, священник и от него дьякон приемлют оное в правою руку, подложив под нее левую и таким образом как бы соорудив, по слову святого Kирилла Иерусалимского, престол бессмертному Царю. Потом священник и дьякон, благоговейно преклонив главу к Агнцу, держимому в руке, исповедуют перед Ним веру в Искупителя и в Таинство Тела и Крови Его и молятся о неосужденном их вкушении, и, наконец, вкушают Тело Христово, наблюдая при этом, чтобы на ладони не осталось ни одной крупицы. «Ибо, – говорит святой Kирилл Иерусалимский, – если что (из Тела Христова) погубишь, тем как бы части собственного тела лишишься».

Исповедание и молитву перед Агнцем Божиим священник и дьякон выражают следующим образом: «Верую, Господи, и исповедую, что ты воистину Христос Сын Бога живого (Мф. 16, 16; Ин. 6, 69), пришедший в мир спасти грешников, из которых я – первый (1Тим. 1, 15). Верую также, что это есть Пречистое Тело Твое и это есть драгоценная Кровь Твоя. Поэтому молю Тебя, помилуй меня и прости согрешения мои произвольные или непроизвольные, в слове или в деле, ведением или неведением, и сподоби меня неосужденно причаститься Святых Твоих Тайн, в оставление грехов и в жизнь вечную». K этому присовокупляется следующая молитва: «Приими меня, Сыне Божий, причастником Таинственной Твоей вечери, ибо я не поведаю тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуй, как Иуда, но, как разбойник, исповедую Тебя: помяни меня, Господи, в Царстве Твоем. Причащение Святых Твоих Тайн, Господи, да будет мне не в суд или в осуждение, но в врачевство для души и тела».

Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда. Другими словами: «Я приступаю к Святым Твоим Тайнам с искренним желанием избежать греха Иуды: этот предавший Тебя Твой ученик, знавший Тайну Твоего пребывания в Гефсиманском саду, выдал ее Твоим врагам и, приведши их в это место, предал Тебя в их руки. Знаю и я, Господи, что Ты таинственно водворяешься в тех, которые вкушают Тело и Кровь Твою, и сам желаю во святых Твоих Тайнах принять Тебя в дом моей души и соделаться Твоею обителью; ибо Ты Сам сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6, 56). Но когда сподоблюсь принять Тебя под Kров души моея, то по благоговению к Твоему таинственному во мне пребыванию не буду разглашать об этой Тайне перед неверующими, с предубеждением и враждой относящимся ко всему таинственному в области веры, и не дам им повода к злому глумлению против того, что составляет для меня величайшую святыню. Я сохраню ее от поругания благоразумным о ней молчанием, следуя Твоему же внушению: не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7, 6). Иуда выдал Тебя врагам лицемерным поцелуем, злоупотребив знак любви и дружбы. Подобно Иуде поступил бы и я, Господи, если бы, приступая к Чаше спасения, наружно казался смиренным, благоговейным и преданным Тебе, а в душе питал предательское намерение – после выхода из храма по-прежнему служить враждебному Тебе миру, плоти и дьяволу. О нет, я ненавижу грех лицемерия, я не дам Тебе лобзания Иуды, я питаю твердое намерение сохранить залог благодати, который получу в общении с Тобой в Твоих Тайнах, и пребыть Тебе верным до самой смерти».

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. «Знаю, Господи, что по множеству моих грехов я недостоин общения с Тобой в Пречистых Тайнах. Но я верую в спасительную их силу. Верую, что она простирается не только на душу, но и на тело. За грехи мои я достоин отвержения от Тебя и осуждения, но ради этой моей веры сподоби меня приять Твое Пречистое Тело и Кровь не в осуждение, но в исцеление души от греховных недугов и тела от болезней, которым, по слову Твоего апостола, подвергаются недостойные причастники (1Кор. 11, 30)».

После вкушения Тела Христова, священник причащается из Чаши, и потом причащает дьякона Честные и Святые Kрове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в оставление грехов и в жизнь вечную. Эта Кровь растворена в Чаше с Телом Христовым, и потому, вкушая ее, причастники пьют ее как бы из пронзенного ребра Христова. Ощущаемая при этом теплота Крови, растворенной перед этим согретой водой, еще живее напоминает им истекшую из ребра Спасителя вместе с водой еще неостывшую Его Кровь.

Причастившись Крови Христовой, священник произносит: Се (сие) прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит. И, причастив дьякона, произносит: Се прикоснуся устнам твоим... – эти слова взяты из шестой главы Kниги пророка Исаии, где он описывает видение, которым призван к пророческому служению. Он видел Господа, сидящего на престоле и окруженного Серафимами. Вблизи престола был жертвенник с горящими углями. Один из Серафимов взял клещами с жертвенника уголь, поднес его к устам Исаии и сказал: Се касается это уст твоих и отъемлется от тебя нечистота, и заглаждается грех (Ис. 6, 7). Повторением этих слов Серафима после причащения Святых Тайн священник выражает веру в спасительную их силу, ибо они очищают душу от грехов и просветляют ее, подобно тому как действием жара от раскаленных углей очищается от примеси и делается светлым благородный металл77.

Причастившись сам и причастив дьякона, священник, если есть причастники из мирян, раздробляет для них части Агнца со знаками NI KA на мелкие частицы по числу причастников и влагает в Святую Чашу.

В то время когда причащаются священнослужители, вне алтаря поется краткий стих, именуемый причастным (по-гречески – киноник). Он поется для того, чтобы поддержать в предстоящих благочестивое настроение и занять их внимание на это время.

Причастен, подобно прокимну и аллилуарию, большей частью берется из псалмов и имеет прямое или косвенное отношение к службе дня или праздника и оттого называется причастен дня, причастен праздника или празднуемого святого. Пение причастна заключается троекратным пением аллилуиа.

Применение причастных стихов к дневной или праздничной службе можно видеть из следующих примеров.

Так, в понедельник, в который совершается служба бесплотным Силам, причастен прославляет Господа, творящаго Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 4). Во вторник положена служба величайшему праведнику, большему всех рожденных женами, святому Иоанну Предтече, и потому в причастном стихе ублажается праведник: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится (Пс. 111, 6), т.е. память праведника благословляется людьми и после его смерти, да и при жизни ему не страшны недобрые слухи о его чести, порицания и клевета, распространяемые его врагами и завистниками, – он уповает на Бога, который, рано или поздно, выведет на свет его правду, к посрамлению его недоброжелателей. В праздник Рождества Избавителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, поется причастен: Избавление посла Господь людем Своим (Пс. 110, 9). На Богоявление празднуется торжественное излияние обильных благодатных даров Святого Духа на Богочеловека Иисуса Христа и через Него на все человечество. Поэтому для причастного стиха избраны слова святого апостола Павла: явися благодать Божия, спасительная всем человекам (Тит. 2, 11). Во дни Пасхи и до ее отдания слышится причастен: Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите. Этот причастен потому усвоен этим дням, что приятие Бессмертных и Животворящих Христовых Тайн есть наилучшее средство общения в эти дни с Тем, Кто воскресением из мертвых соделал эти Тайны бессмертными и животворящими, а нас всех, причащающихся от них, причастниками жизни и нетления. Во все Богородичные праздники поется причастен: Чашу Спасения прииму и имя Господне призову (Пс. 115, 4). Если христианин, произнося или слыша эти слова псалмопевца, должен помышлять о спасительной Чаше Нового Завета, из которой он причащается Крови Христовой, то нетрудно понять, почему эти слова приурочены к праздникам Богородицы и также поются в среду каждой седмицы, посвященную Святому Кресту и Богородице: Кровь Христа Спасителя, подаваемая нам из Чаши, тождественна с той, которую вместе с Плотию Он восприял от девственных кровей Богоматери. И таким образом воспоминание о Чаше Спасения имеет некоторое отношение к славе Богоматери.

После причащения священнослужителей отверзаются Царские врата, и дьякон, держа в руках Чашу и обратясь к народу, приглашает желающих причаститься Святых Тайн, приступить к ней со страхом Божиим и верою. На это приглашение хор поет: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам, прославляя этими псаломскими словами Христа Спасителя, являющегося в Пречистых Тайнах, и выражая радость о Его явлении.

В древней Церкви миряне приступали к причащению Святых Тайн за каждой литургией.

В Правилах апостольских полагается отлучение от общения церковнаго (т.е. от причащения) тех, кто, присутствуя на литургии, без серьезной причины оставляли собрание, не приняв Святых Тайн (правило 9). Святой Киприан, изъясняя Таинство Евхаристии, о хлебе насущном в молитве Господней говорит: «Просим ежедневно даровать нам этот хлеб, дабы нам, сущим во Христе, ежедневно приемлющим Евхаристию в пищу спасения, в случае какого-либо тяжкого падения, после которого необходимо удержаться и не приобщаться небесного хлеба, не отделиться от Тела Христова» (De oratione Domin). Святитель Василий Великий говорит о современных ему христианах Kесарийской Церкви, что они причащаются четыре раза на каждой неделе: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память особо чтимого святого (Письмо к Kесарии, жене патриция). С течением времени ревность к многократному причащению Святых Тайн стала охладевать, так что еще святитель Иоанн Златоуст с глубокой скорбью не раз упоминал, что некоторые из его современников только однажды в год приступают к Божественной трапезе (Беседа 5, на Первое послание к Тимофею; Беседа 17, на Послание к Евреям). В наше время многие по нескольку лет не причащаются. Сама Церковь теперь не настаивает, чтобы ее чада так же часто причащались, как древние христиане. Она лишь завещавает исповедываться и причащаться ревнующим о благоговейном житии четырежды в год или каждый месяц, а всем непременно однажды в год. Если же, однако, за каждой литургией дьякон обращается к присутствующим с приглашением приступить к Чаше Спасения, то как должны относиться к этому приглашению те, которые пришли в храм только для участия в церковной молитве, а не для причащения? Они должны смиренно исповедать перед Господом свою неготовность Его принять, в Его Пречистом Теле и Крови, в дом своей души, и желание, чтобы Он не лишил их, по крайней мере, Своего духовного общения с ними и сподобил их ощутить прикосновение к их сердцу Его благодати и через это ощущение предвкусить сладость тех минут, когда они будут готовы принять Его в Святых Тайнах.

После причащения священнослужителей Царские врата отверзаются, чтобы вне алтаря допустить к причащению Святых Тайн мирян и вообще всех, которым воспрещен вход в алтарь, отчасти для того, чтобы зрелищем открытого алтаря и следующего за отверстием Царских врат двукратного явления Святых Даров народу обрадовать всех присутствующих в храме, подобно тому, как подданные радуются явлению среди них царя.

Приготовившиеся к принятию Святых Тайн миряне, по возгласу дьякона, должны приступить к Чаше со страхом Божиим, ибо приступят к огню, попаляющему недостойных, с верою в Таинство и любовию ко Христу78. Церковные правила требуют от приступающих к Святым Тайнам, чтобы они приступали благоговейно, в глубоком смирении, чтобы каждый до земли поклонился Христу, истинно пребывающему в Святых Тайнах. Затем, сложив крестообразно руки на груди и исповедуя распятого Христа, со страхом подходит к Чаше (Учительное известие). Это исповедание, по церковному обычаю, миряне выражают теми же словами, как и священнослужители перед причащением: Верую Господи и исповедую... и еще: Вечери Твоея Тайныя... затем приемлют в уста с лжицы из рук священника Честное и Святое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во грехов и в жизнь вечную. В это время поется стих: Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите. Приняв и поглотив Святые Тайны, причастники, – по требованию церковного правила, устами, после отирания уст платом рукой священника или дьякона, лобзают край Святой Чаши, как само ребро Христово, из которого истекла Кровь и вода, и, отступивши немного, делают поясной поклон, но не земной, ради хранения приятых Святых Тайн (Учительное известие).

В древние времена миряне принимали Святое Причастие, как и священнослужители, в разделенных видах. Сперва было преподаваемо им в руки Тело Христово, потом им давали прямо из Чаши Кровь Христову. Поэтому святой Амвросий, живший в V веке, преграждая вход в церковь одному из высокопоставленных лиц, виновному в убийстве, сказал: «Как прострешь ты эти руки, с которых еще каплет Кровь невинно убиенных? Как прижмешь этими руками Пресвятое Тело Господне? Как поднесешь к устам своим бесценную Кровь Его, – ты, словом ярости твоей проливший неправедно кровь столь многих человеков?» (Феодорит. 5, 17). Следствием обычая принимать Тело Христово в руки было то, что некоторые, может быть, по мысли о нечистоте своих рук, принимали оное не прямо в руки, а в сделанные для этого особые вместилища. У иных к этому примешивалась суетность, – и они делали вместилища из золота с драгоценными камнями и разными украшениями. Трулльский Собор в VII веке строго осуждает употребляющих эти вместилища как предпочитающих Божьему образу бездушное вещество и повелевает всем принимать Пречистое Тело крестообразно сложенными руками (правило 101). Женщины для принятия в руки Тела Христова имели у себя особую пелену, которая называлась Господнею. Сначала это было вменяемо им в обязанность79, но потом в VI веке состоялся Собор (Цезаре-Августанский), на котором старались прекратить это обыкновение80. Трудно определить, с какого времени прекратился обычай преподавать мирянам Святое Причастие в разделенных видах и заменен обычаем причащать мирян Телом и Кровию Христовой совокупно, посредством лжицы81. Можно сказать, что эта замена произошла для предотвращения случаев неосторожного пролития Святой Крови и для искоренения злоупотреблений, которым иногда подвергалось Святое Причастие со стороны людей, принимавших Пречистое Тело нечистыми руками, и суеверных82.

Преподавание мирянам Святого Причастия под двумя видами есть обычай собственно Восточной Православной Церкви, резко отличающий ее от Западной, в которой миряне причащаются одного Тела Христова, не принимая Крови Христовой. Лишая мирян Крови Христовой, Западная Церковь поступает: а) вопреки ясной заповеди Самого Установителя Таинства – Иисуса Христа. Он ясно сказал: пийте от нея (от Чаши) вси, и: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53); б) поступает вопреки апостольскому учению. Апостол Павел внушает всякому человеку, а не одним членам священноначалия: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от Чаши да пиет (1Кор. 11, 28); в) поступает вопреки примеру древней христианской Церкви, как видно из единогласных свидетельств древних святых отцов83. То же свидетельствуют древние Римские Папы, а один из них (Геласий, V век) уклонение некоторых христиан от причащения Крови Христовой называет даже «суеверием и поруганием святыни»84. Обычай Западной Церкви лишать мирян Чаши сделался господствующим и обратился в закон не ранее XV века со времени Базельского Собора. Главная причина узаконивания этого обычая, с предоставлением права причащения под двумя видами одним священнослужителям, скорее всего, заключается во властолюбивом стремлении латинской иерархии возвысить клир над мирянами, так чтобы было заметно преимущество одного перед другим.

В Православной Церкви для причащения мирян назначаются две части от одного и того же Агнца, от которого причащаются священнослужители. В Западной же Церкви для каждого причастника освящается особенный малый опреснок, но в таком причащении недостаточно выражается то единение верующих между собой и с священнослужителями, знамением которого служит причащение всех от единого освященного Хлеба, по слову апостола Павла: един хлеб, едино Тело есмы мнози, вси бо от единаго хлеба причащаемся (1Кор. 16, 17).

В Православной Церкви вместе со взрослыми причащаются и младенцы. Хотя младенцы не имеют понятия об этом Таинстве, но в этом нет препятствия допускать их к нему, как не может служить препятствием к их крещению отсутствие в них полного осмысления Таинства: в обоих Таинствах благодать Божия сообщается младенцам по вере, в одном случае, их восприемников, в другом – тех, которые подносят их к Чаше (Учительное известие). Как не имеющим возможность вкушать твердой пищи, младенцам преподается одна Кровь Христова, впрочем уже растворенная в Чаше с Телом Христовым. Обычай причащать младенцев первоначально существовал и в Римской Церкви и лишь в позднейшее время был отменен, так что младенцы в ней умирают ни разу не причастившись Святых Тайн, служащих источником жизни вечной. Эта отмена причащения младенцев имеет связь с отнятием у мирян Крови Христовой, потому что младенцы способны приниять только одну Пречистую Кровь.

Причастив себя, дьякона и мирян, священник поставляет Потир на престол и тайно читает благодарственную молитву: «Благодарим Тебя, Владыка человеколюбивый, Благодетель душ наших, за то, что Ты и в настоящий день сподобил нас Твоих Небесных и Бессмертных Таинств. Управь наш путь, укрепи нас всех в страхе перед Тобою, сохрани нашу жизнь, утверди стопы наши молитвами и молениями славной Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых». Святые Тайны называются Небесными и Безсмертными, потому что таинственно освященные в Тело и Кровь Христовы хлеб и вино действенно представляют Самого Христа, седящего на Небесах в воскресшем, нетленном и бессмертном Теле, хотя в то же время Он благоволит являться среди нас в Бескровной жертве. Управь путь, утверди стопы. «Научи нас и помоги нам неуклонно ходить путем заповедей Твоих, или устроить нашу жизнь по заповедям Твоим».

С этой молитвой на литургии святителя Иоанна Златоуста сходна молитва, занимающая то же место на литургии святителя Василия Великого: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, за причащение Пречистых, Бессмертных и Животворящих Твоих Тайн, которые Ты даровал нам для облагодетельствования и освящения и врачевания душ и тел наших. Ты Сам, Владыка над всем, даруй, чтобы причащение Святого Тела и Крови Христа Твоего послужило нам к сохранению непостыдной веры, нелицемерной любви, к приумножению мудрости, к уврачеванию души и тела, к удалению от всего противного этому, к соблюдению заповедей Твоих, к благоприятному ответу перед страшным судилищем Христа Твоего».

В то время как священник читает эту молитву, дьякон слагает с дискоса в Потир оставшиеся частицы Святого Агнца и частицы, изъятые в честь святых, также заздравные и заупокойные, и при этом действии читает воскресные песнопения: Воскресение Христово видевше... Светися, светися, Новый Иерусалиме... О Пасха велия и священнейшая Христе... В греческих чинопоследованиях литургии эти песнопения не встречаются, но они весьма не излишни в том месте литургии, которое занимают в наших служебниках. Чтением этих песнопений, составленных во славу Воскресшего Господа, дьякон от лица причастников исповедует перед Ним, что вкушение Тела и Крови Христовой составляет светлый пасхальный праздник; что, вступив в ближайшее общение со Христом через это Таинство, верующие на самих себе увидели исполнение обетования, изреченного Христом во время одного из Его явлений после воскресения: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20); что Тело и Кровь Христовы соделались для них животворящими, как Тело и Кровь не только пострадавшего, распятого и умершего, но вместе с тем и прославленного воскресением Христа. Если бы Христос не воскрес, то и смерть Его на Кресте не была бы для нас спасительна и мы не имели бы Животворящих Тайн. Но каким бы тесным ни было бы для нас общение со Христом в Святых Тайнах, все же оно не может быть ощущаемо нами в этой жизни с такой же полнотой, как в Царстве Славы, – ибо теперь мы причащаемся Бессмертной Пищи под покровом хлеба и вина, тогда же будем иметь непосредственное общение со Христом. Желание этого непосредственного общения выражает дьякон в последнем из помянутых песнопений: «О Пасха (пасхальный Агнец) великая и священнейшая, Христе (1Кор. 5, 7)! О Премудрость, Слово Божие и Сила! Даруй нам совершеннее приобщаться Тебя в безвечерний день Твоего Царства (1Кор. 13, 12)». Наконец, дьякон, отирая дискос после сложения в Потир частиц, произносит: отмый Господи грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих. Эти слова имеют отношение к погружению в Чашу просфорных частиц, изъятых в честь святых, также за живущих и усопших. Через это погружение частиц и соединение их с Агнцем, все члены Церкви Христовой, за которых они изъяты, как бы входят в состав единого Тела Христова, и одни из них, несовершенные, при молитвах за них других, совершенных и святых, очищаются и освящаются Кровию Христовою. В этом-то и состоит значение изъятия частиц за живых и усопших. Частицы вынимаются из просфор для того, чтобы через погружение их в Кровь Христову сообщить благодать очищения и освящения тем лицам, за которых они изъемлются.

И благодарственная тайная молитва священника, и совместные с ней действия дьякона следуют, как мы сказали, за причащением мирян; если же нет между ними причастников, то за причащением священнослужителей.

* * *

77

Спасительное в отношении к душе действие Пречистых Тайн выражено в одном из стихов канона к Святому Причащению (песнь 5).

78

По греческим служебникам дьякон возглашает: со страхом Божиим, верою и любовию приступите.

79

Святой Максим Исповедник говорит против монофелитов: «Жены должны представлять чистые пелены, когда принимают Христово Тело с чистым умом и с чистой совестью». Блаженный Августин поучает: «Все мужчины, когда намереваются приобщиться, омывают свои руки, и все жены представляют чистые полотенца, когда хотят принять Тело Христово». Архиеп. Филарет Черни говский. Луг духовный. Примечания. 1871. С. 258–259.

80

Там же

81

Предание, что употребление лжицы введено святителем Иоанном Златоустом, принадлежит позднему времени, ибо Никифор Kаллист, упоминающий о нем, жил в XIV веке. Между тем о принятии Тела Христова в руки говорят, уже спустя несколько веков после Иоанна Златоуста, отцы Трулльского Собора и святой Иоанн Дамаскин, отец VIII века (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Kн. IV. Гл. 14).

82

Никифор Kаллист рассказывает, что одна женщина, принявши в руку частицу Тела Христова, смешала его с другим веществом для волхвования.

83

Митр. Макарий. Православное Догматическое Богословие. Изд. I. Ч. IV. С. 224–221.

84

Там же.


Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Комментарии для сайта Cackle