Источник

СВЯТОЕ ВОЗНОШЕНИЕ

Пением Символа веры оканчивается приготовление к Святому возношению. Наступает время для самого возношения, т.е. для священнодействия Бескровной жертвы. Иначе Святое возношение называется Евхаристией (благодарением), потому что соединяется с благодарственными и хвалебными молитвами Богу Отцу, с исповеданием Его Божественных совершенств и великих к нам милостей. О важности этого времени в России принято давать знать даже тем, которые не присутствуют в храме, а остаются дома или находятся в пути, для того чтобы и они в эти минуты благоговейно мысленно участвовали в великом священнодействии.

Несколько ударов в колокол, напоминающих им об этом событии, называется благовестом к Достойно, т.е. благовестом перед пением: Достойно и праведно есть... А присутствующих в храме дьякон приглашает к участию в Святом возношении словами: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое возношение в мире приносити. «Будем стоять с соблюдением благочиния» (добреκαλωξ). Со страхом. «Будем бдительно хранить душу от всего, что может ее рассеять, смутить и потревожить». Чтобы в душевном мире приносить Богу Святое возношение, помня, что возносимая Богу жертва возносится не только за нас, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как сторонние зрители или слушатели, а как действующие лица. Предстоящие, изъявляя готовность к благоговейному участию в Святом возношении, на слова дьякона отвечают вместе с хором: Милость мира, жертву хваления. «Мы готовы в мире приносить Богу, как приятное Ему возношение, хлеб и вино, – эту милость мира. «Мы готовы приносить, вместе с этими вещественными дарами, и духовную жертву хваления Богу; готовы устами, от избытка сердца, прославлять Его (Евр. 13, 15)». Затем священнодействующий обращается лицом к предстоящим, осеняет их крестным знамением и, как изъявивших готовность участвовать в Святом возношении, ободряет их апостольским благожеланием: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами (2Кор. 13, 13). Услышав в ответ выражение того же благожелания ему самому: и со духом твоим, священнодействующий возглашает: горе имеим сердца. «Отрешим наши сердца от всякого земного помышления и устремим их к небесному». Народ отвечает: имамы ко Господу. «Мы имеем сердца, устремленные ко Господу». Тогда священнодействующий, сам готовый приступить к Святому возношению, приглашает и предстоящих вместе с ним начать оное благодарением Господу, по примеру Самого Иисуса Христа, который, при установлении священнодействия Бескровной жертвы, начал оное благодарением Богу Отцу (Мф. 26, 26). Благодарим Господа. «Принесем Господу благодарственные молитвы», – взывает священник. Народ отвечает пением: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней, – а по греческим древним русским служебникам это песнопение звучит несколько короче: Достойно и праведно.

Во время этого пения священник начинает читать про себя благодарственную молитву (Евхаристию), которая, как возношение духовной жертвы, составляет первую часть в чине Святого возношения; за ней в состав чина входят: 2) возношение Святых Даров, как вещественного приношения; 3) освящение их молитвой о ниспослании на них Святого Духа и о преложении их в Тело и Кровь Христовы, и благословением; 4) возношение молитв за членов Церкви, живых и усопших. Во всех молитвах Святого возношения священник обращается только к Богу Отцу, как служитель Иисуса Христа, Который, как вечный Первосвященник, Сам через него приносит Богу Отцу Бескровную жертву.

Рассмотрим эти составные части чина возношения Святых Даров сперва по чину литургии Иоанна Златоуста, затем по чину литургии Василия Великого.

1. В благодарственной молитве Богу Отцу священник:

а) Исповедует беспредельное Его величие с Сыном и Святым Духом и прославляет дела Его благости в отношении к человеку. «Достойно и справедливо Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте Твоего владычества, ибо Ты Бог несказанный, непостижимый, незримый, всегда существующий, неизменный, Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия призвал нас в бытие, и когда мы отпали от Тебя, Ты восстановил нас и не перестал все для нас делать, пока не возвел нас на небо и даровал нам Твое будущее (имеющее открыться) Царство. За все это благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все милости к нам, ведомые нам и неведомые, явные и сокровенные от нас. Благодарим Тебя и за то, что Тебе угодно было принять от рук наших эту службу (λειτουργιαν), хотя (и без нас есть кому служить Тебе, ибо) предстоят Тебе тысячи Архангелов и миллионы Ангелов, Херувимы и Серафимы, имеющие вид шестокрылых животных, многоглазых, высоко парящих, поющих, возглашающих, взывающих и говорящих песнь победы»56 , т.е. торжества над враждебными силами.

Слова: «поющих... песнь победы», священник возглашает вслух, давая знать певцам, чтобы они вслед за Небесными Силами воспели их песнь, – и своды храма оглашаются торжественным ее пением, представляющим подобие того, что некогда слышал в одном из своих видений пророк Исаия из уст Серафимов: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Воинств Небесных). Исполнь (полно) небо57 и земля славы Твоея. K этому небесному славословию, относящемуся ко всем Лицам Святой Троицы, поющие присоединяют земное приветствие одному из Лиц Святой Троицы – Христу Спасителю: осанна в вышних (спасение от Всевышнего, или: да спасет, да поможет Всевышний), благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. С этим приветствием, взятым из 117-го псалма (Пс. 117, 25), иудеи встречали Иисуса Христа, шедшего на вольные страдания в Иерусалим за несколько дней до Своей крестной смерти, желая Ему победы над врагами и успеха в приписываемом Ему предприятии восстановить престол Давидов (Мф. 21, 9–15; Мк. 11, 9–10; Ин. 12, 13). Повторяя то же приветствие Христу Спасителю при совершении чина возношения Святых Даров, предстоящие в храме христиане через это воздают Ему честь, как своему Царю, невидимо сходящему в храм, чтобы принести Себя на святом престоле в жертву Богу Отцу, и молят Бога Отца, да будет Ему угодна эта жертва, да соделает ее Всевышний спасительной для душ наших – осанна в вышних.

б) Продолжая молитву Евхаристии, священнодействующий вместе с Ангелами, поющими победную песнь, и в соответствие пению хора, исповедует святость Божию и потом прославляет бесконечную любовь к нам Бога Отца, по которой Он, Сам будучи бесконечно свят, не возгнушался нас, грешных, и послал для нашего спасения Единородного Сына Своего и по которой Сын Божий, для усвоения нам плодов

искупления, на конце поприща искупления совершил и завещал в воспоминание Его совершать Таинство Тела и Крови Его. «С этими блаженными Силами, – молится священник, – и мы, человеколюбивый Господи, взываем и говорим: свят и пресвят Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят и величественна слава Твоя. Ты так возлюбил мир (человеческий род), что Сына Твоего Единородного предал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Он, пришедши на землю и исполнив все, чего требовало домостроительство нашего спасения, в ту ночь,

в которую был предан, а точнее, Сам Себя предал за жизнь мира (человеческого рода), взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, благодарив (вознесши Богу Отцу благодарственную и хвалебную молитву), благословив (т.е. произнесши над хлебом имя Божие и призвав вседейственную силу Божию) (Мф. 14, 19), освятив (чрез благословение преложив хлеб в Тело Свое), разломив, дал святым Своим ученикам и апостолам со словами: приимите, ядите, это есть Тело Мое, еже за вы (в жертву за вас) ломимое во оставление грехов. Подобным образом преподал Чашу, по окончании вечери, говоря: пийте от нее все, эта (сия) есть Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливаемая во оставление грехов».

Слова Христовы: приимите, ядите... и: пийте от нея вси, – священнодействующий священник произносит вслух. На каждое из этих возглашений хор отвечает: аминь, выражая несомненную уверенность в том, что когда Спаситель произнес: сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя, тогда действительно в пречистых Его руках были Тело и Кровь Его под видами хлеба и вина. При словах о Теле дьякон орарем указывает на дискос; при словах о Крови – на Потир.

Этим заканчивается благодарственная (евхаристическая) молитва. Далее следует возношение Святых Даров и их освящение; но эти действия имеют необходимую связь с благодарственной молитвой лишь отчасти потому, что Сам Установитель Бескровной жертвы предварил ее освящение благодарением, а главным образом потому, что воспоминаемое в благодарственной молитве установление Таинства и слова Спасителя при этом установлении: приимите, ядите... и: пийте от нея... служат основанием совершаемого священнослужителем возношения и освящения Святых Даров. Священнодействующий не дерзнул бы приступить к этому, если бы на это не было воли Самого Христа Спасителя, который не только однократно преподал апостолам Тело и Кровь Свою как жертву, но и повелел творить это, т.е. священнодействовать и вкушать Тело и Кровь Его, в Его воспоминание до второго пришествия (1Кор. 11, 25–26). И слова Спасителя: сие есть Тело Мое и: сия есть Кровь Моя, не только относятся к священнодействию этого Таинства, Им Самим совершенному, но простирают свою силу на то же священнодействие во все времена, так что в этом отношении святитель Иоанн Златоуст (в слове о предательстве Иуды) уподобляет эти тайносовершительные слова словам творческого благословения Божия, сказанным при творении человека: раститеся и множитеся (Быт. 1, 26), данного людям на все времена, а святой Иоанн Дамаскин (Точное изложении Православной веры, книга 4, глава 15) – словам творческого благословения Божия растительному миру: да произрастит земля былие травное (Быт. 1, 11). Как люди и растения размножаются и до конца мира будут размножаться по силе этого благословения, изреченного однажды и навсегда, так и по слову Христа Спасителя: сие есть Тело Мое... сия есть Кровь Моя... на трапезах алтаря всегда будет Тело и Кровь Его. Если тайнодейственные слова Христовы имеют столь великую важность для совершаемого священником Таинства Бескровной жертвы, то они, и вообще воспоминание установления Евхаристии, составляют необходимый элемент в чине этого Таинства, хотя, как увидим далее, не от этих непосредственно слов, а собственно от слов призывания Святого Духа и от благословения зависит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы58, – подобно тому, как размножение растений и людей зависит не прямо от слов творческого благословения Божия (книга Бытия, 1-я и 2-я главы), а уже непосредственно – одних от тепла и дождя, других от брака.

2. После совершения евхаристической молитвы священник приступает к возношению Святых Даров и тайно молится: «Итак вспоминая эту спасительную заповедь и все, что было для нас, – Крест, гроб, тридневное воскресение, вознесение на Небеса, сидение одесную Бога Отца, второе славное будущее пришествие» – сказав это, священник возглашает: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся, – а предстоящие вместе с хором, завершая возглас священника, поют: Тебе поем (воспеваем), Тебе благо словим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш. При произнесении слов: Твоя от Твоих, дьякон, сложив руки крестообразно на груди, подъемлет дискос и Потир, или вместо дьякона это делает сам священник. Этому обряду в буквальном смысле соответствует название Святаго возношения, усвоенное всему чину священнодействия Евхаристии.

Сия спасительная заповедь – разумеется заповедь об упомянутом в конце евхаристической молитвы вкушении Тела и Крови и о священнодействии их освящения. Эта заповедь утверждена словами Христа при установлении Таинства Евхаристии: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). При этом главным предметом воспоминания должна быть смерть Христова. О ней собственно напоминают в разделенных видах Тело и Кровь Христовы. Поэтому апостол Павел сказал: всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет (1Кор. 11, 26). Но смерть Христова для нас спасительна и, следственно, достойна вечного памятования только потому, что она сопровождалась прославлением Его через воскресение и вознесение с телом на небо. Поэтому при возношении Святых Даров, перед совершением их освящения, священнослужитель вспоминает не одну смерть и погребение Христа Спасителя, но вместе с тем и Его воскресение, вознесение и сидение одесную Бога Отца и, кроме того, Его второе пришествие, потому что, по слову апостола Павла, смерть Христова в Таинстве Тела и Крови Его будет возвещаема, доколе приидет (1Кор. 1, 26). Итак все это – и установление Таинства Евхаристии, и смерть Христову за нас, и Его прославление, а в Его Лице и наше, священник вспоминает с благодарностию и от полноты благодарного чувства возносит в жертву Богу Отцу хлеб и вино со словами: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся (κατα παντα και δια παντα ). «Мы не имеем ничего собственного, чем бы достойно могли выразить Тебе, Боже, Отче, благодарность за Твои благодеяния, явленные нам в Единородном Сыне Твоем; поэтому в знак нашей благодарности приносим Тебе Твоя (τα σα), Твои же Дары, этот хлеб и это вино, – от Твоих (εκ των σων), т.е. из бесчисленно многих Твоих даров избранные, так как они избраны Самим Единородным Твоим Сыном при установлении Таинства Евхаристии, посвященные Твоему имени и Тебе приуготованные в Таинственную жертву». Приносим о всех (по всему). «По всем тем причинам, которые при этом были упомянуты». И за вся (для всего). «Для всех упомянутых целей».

Смысл песни Тебе поем... весьма обширен, но ближайшим образом должен быть соотнесен с предшествующей тайной молитвой, священническим возгласом и с последующим затем освящением Святых Даров, совершаемым во время ее пения, и потому должен быть изложен следующим образом: «Мы приносим Тебе, Боже Отче, в Святых Дарах жертву хваления, славословия, благодарения и умилостивления. Мы воспеваем, поем, Тебя, как Существо бесконечно великое и совершенное; мы славословим, благословим, Тебя, как дивного во всех делах, премудрого, всеблагого и всемогущего Творца и Владыку вселенной; мы благодарим Тебя, как высочайшего нашего Благодетеля, не пощадившего за нас возлюбленного Твоего Сына, и, уповая на Твое милосердие, умоляем Тебя, ради Его крестной жертвы на Голгофе и ради Таинственной Его жертвы на престоле алтаря; умоляем о помиловании нас от вечного осуждения и о благопоспешной помощи в духовных и телесных нуждах».

3. Христос Спаситель, повелевший совершать священнодействие Бескровной жертвы в воспоминание о Нем, Сам совершил это священнодействие в таком порядке: прияв хлеб, Он, по слову святителя Василия Великого в его литургии, показал его Богу Отцу и благодарил, потом благословил (хлеб) и освятил. Подражая Христу Спасителю, вечному Первосвященнику, и служитель его, священник, по Его примеру, вначале берет хлеб (на проскомидии) и потом после его перенесения на престол как бы показывает его Богу, т.е. поднимает Святую Чашу и дискос при словах: Твоя от Твоих, предварив это действие благодарственной молитвой. Затем, по примеру Христа Спасителя, священник благословляет и освящает хлеб и вино, для того чтобы эти принесенные Богу Отцу Дары явились жертвой полной и совершенной, тождественной с жертвой Самого Христа. Для этой полноты и совершенства недостаточно повторить над Святыми Дарами только тайносовершительные слова Христовы, как это признается в латинских служебниках. Тайносовершительные слова Спасителя, без сомнения, в этом случае имеют существенную важность, как заключающие в себе заповедь о совершении Таинства Евхаристии, как выражающие его сущность и служащие ручательством, подобно словам благословения: раститеся и множитеся, – в том, что в этом Таинстве Христос до скончания века будет присутствовать Своим Телом и Кровию под видом хлеба и вина. Но эти слова, приводимые в благодарственной молитве при исчислении многоразличных благодеяний к нам Божиих, составляют только предначинательное действие в порядке освящения Даров. Святые Дары и после произнесения этих слов, по чину нашей литургии, все еще остаются хлебом и вином и прелагаются в Тело и Кровь Христову только после сошествия на них Святого Духа, в призывании Его священником (επικλησιξ), в молитве о Его ниспослании и их благословением. Как земля без дождя не дает никакого плода, так и слова: приимите, ядите... и: пийте... – не совершают этого Таинства без сошествия Святого Дождя, т.е. без присутствия Святого Духа, и без осенения знамением Честного Креста (Новая Скрижаль). «Для этого нового делания, – говорит святой Иоанн Дамаскин о совершении Таинства Тела и Крови Христовой, – через призывание осеняющая сила Святого Духа делается дождем» (Точное изложение Православной веры, книга 4, глава 13). Поэтому во всех древних литургиях это призывание является главным и существенным действием в чине освящения Святых Даров, действием, без которого они не могли бы быть Телом и Кровию Христовою. В нашей литургии призывание Святого Духа на Дары, вместе с их благословением, совершается при пении: Тебе поем, в следующем порядке: «Еще приносим Тебе (Боже Отче), – тайно молится священник, – сие словесное (λογικην) и Бескровное служение (т.е. служение жертвы, тайно-совершительными словами, совершаемое без пролития крови) и просим, и молим, и униженно умоляем, ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие Дары и сотвори этот хлеб Честным Телом Христа Твоего, а то, что в этой Чаше, Честною Кровию Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым». Перед произнесением тайносовершительных слов: сотвори хлеб сей... дьякон, наклоняя голову и указывая орарем на дискос, произносит: благослови, владыко, святый хлеб, и священник, произнося тайносовершительные слова, благословляет хлеб на дискосе, т.е. осеняет его крестным знамением. Затем дьякон, указывая орарем на Святую Чашу, произносит: благослови, владыко, Святую Чашу, и священник, произнося тайносовершительные слова, благословляет вино в Чаше, т.е. осеняет ее крестным знамением. Благослови, владыко, обоя (то и другое вместе), – произносит дьякон, и священник полагает одно крестное знамение над хлебом и Чашей со словами: преложив Духом Твоим Святым. После благословения хлеба на дискосе дьякон говорит: аминь; после благословения вина в Чаше дьякон говорит: аминь; после благословения обоих дьякон говорит: аминь, аминь, аминь. Вслед за этим предстоящие перед престолом священнослужители повергаются на колени, делая земной поклон перед освященными Святыми Дарами, воздавая им боголепное поклонение, ибо Дары, освященные призыванием Святого Духа и благословением, перестают быть тем, чем они были доселе; но теперь они сохраняют только вид хлеба и вина, а в сущности являются Телом и Кровию Христовыми и таковыми остаются во веки веков на все последующие времена, доколе хлеб (Тело Христово) имеет вид хлеба, а вино (Кровь Христова) имеет вид вина (Послание Восточных Патриархов, глава 17)59.

Между молитвой о ниспослании Святого Духа: ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сии, и благословением Святых Даров есть вставка. Священник перед моментом благословения Даров, имея в сердце страх Господень и чувствуя свое недостоинство послужить видимым орудием к совершению великого Таинства, не только молится Богу Отцу: ниспосли Духа Твоего на ны, очищающаго от всякия скверны и все освящающаго, но, прерывая эту молитву, также обращается с молитвой к Богу Сыну. Он молится словами, взятыми из службы Третьего часа: Господи иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися. Эту молитву священник повторяет три раза, присоединяя к ней еще два стиха: Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей, и: не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене (Пс. 50, 12–13). Эти вставочные молитвенные слова хотя прерывают связь тайносовершительной молитвы и потому не упоминаются ни в древних и современных греческих служебниках, ни в древних славянских служебниках, однако же они согласуются с духом совершаемого священнодействия, предочищая и ободряя служителя, совершающего Таинство Евхаристии.

О присутствии Иисуса Христа Своим Телом и Кровию в освященных Святых Дарах и об образе этого присутствия первосвятители Востока учат: «Веруем, что в этом священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос не симмволически, не образно (как лжемудрствуют кальвинисты), не преизбытком благодати, как в прочих Таинствах, не одним наитием, как это некоторые отцы говорили о крещении, и не через проницание хлеба, так чтобы Божество Слова входило в предложенный хлеб существенно, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют60, но истинно и действительно, так что, по освящении хлеба и вина, хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется в само истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая во время Его страдания на Кресте излилась за жизнь мира» (Послание Восточных Патриархов, глава 17).

4. Освященные сошествием Святого Духа и благословением Святые Дары являются жертвой за нас полной и совершенной, имеющей такую же одинаковую силу, как и жертва крестная, с которой она по существу составляет одну и ту же жертву и от которой она отличается только тем, что первая есть Бескровная, бесстрастная, а вторая – кровавая, соединенная со страданием; первую приносит Христос через иерея, последнюю принес непосредственно Он Сам; первая совершается многократно для усвоения людям плодов последней, принесенной однажды. По уверенности в спасительной для людей силе Бескровной жертвы, священник после освящения Святых Даров ради этой жертвы молится Богу Отцу: а) за причастников; б) за усопших в вере; в) за живых.

а) За причастников священник молит Бога Отца, чтобы освященные Дары послужили для них к душевной трезвенности (к духовной бдительности), т.е. отпущению грехов, к общению Духа Святого, к достижению полноты блаженства в Царстве Небесном, к дерзновению (сыновнему) перед Богом Отцом, а не в суд или в осуждение.

б) За усопших, отшедших из этой жизни: «Еще приносим Тебе словесную эту службу за почивших в вере праотцев, отцев61, патриархов62, пророков и апостолов, проповедников (веры), евангелистов, мучеников, исповедников63, постников и за всякую праведную душу, достигшую конца земного поприща в вере, особенно же за Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, за святого Иоанна Предтечу и Крестителя, за святых славных и всехвальных апостолов, святого (дневного), которого и память совершаем, и за всех Твоих святых, молитвами которых приими нас Боже под Твой покров».

Моление за святых, уже прославленных, основывается на желании, чтобы ради Бескровной жертвы их блаженство возрастало более и более, чтобы те из них, которые стоят на низших степенях приближения к Богу, достигали высших степеней. Но главным образом святые вспоминаются при Бескровной жертве потому, что она есть хвалебная и благодарственная. Православная Церковь через нее прославляет и благодарит Бога за то, что они по Его милости не только сами блаженствуют в общении с Ним, но и по своей близости к Богу могут ходатайствовать за нас перед Ним своими молитвами. Кроме того, они поминаются при Бескровной жертве для того, чтобы их молитвы помогали нам усвоить ее спасительные плоды.

Поминая святых, священнодействующий, священник вслух всех предстоящих хвалебно и благодарственно вспоминает о Пресвятой Богородице, говоря: Изрядно о Пресвятей, Пречистей... и тем призывает их вместе с ним Ее возвеличить. И вслед за этим они величают Ее следующим песнопением: «Воистину достойно ублажать Тебя, Богородицу, вечно Блаженную, Всенепорочную, и Матерь Бога нашего. Величаем Тебя, как досточтимейшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, как родившую Бога Слово без утраты девства, поистине Богородицу». Вторая половина этого песнопения написана святым Kосьмой Маюмским в VIII веке, а в соединении с первой половиной (Достойно есть) стала употребляться в конце X века64. В некоторые праздники вместо Достойно поется ирмос 9-й песни утреннего канона с праздничным припевом или без припева, и в этом случае этот ирмос называется задостойником (т.е. заменяющим собой Достойно есть).

Между тем священнослужитель, помянув святых, продолжает молиться за прочих отошедших из этой жизни: «Помяни (т.е. вспомни Твоей милостью, приими в Твое блоговоление) всех почивших с надеждой воскресения для жизни вечной (при этом священник поименно поминает усопших) и упокой их, Боже наш, там, где все озаряется светом Лица Твоего (т.е. где на все простирается Твой светлый, благоволительный взор)». От этого поминовения усопших, совершаемого по вере в умилостивительную силу Бескровной жертвы, бывает великая отрада отшедшим душам, если они перешли в другой мир с верой во Христа, с надеждой на Его милосердие, с сердечным покаянием, но не успели принести плодов покаяния при жизни65.

в) Молитва за живых – за всех тех из них, которые обыкновенно исчисляются в ектениях мирной и сугубой, а именно: «Еще молим тебя, Господи, помяни всех епископов православных, верно преподающих слово Твоей истины (2Тим. 2, 15), всех пресвитеров, во Христе дьяконов и весь священнослужебный чин. Еще приносим Тебе эту словесную службу (жертву) за весь мир (да распространится повсюду истинная вера), за святую, соборную и апостольскую Церковь (да процветает она всюду и да торжествует над всеми врагами), за всех тех, которые проводят жизнь чистую и святую; о богохранимой нашей стране, ее властях и воинстве. Даруй им, Господи, мирное правление, дабы нам в спокойствии проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (2Тим. 2, 2). В первых (прежде) помяни, Господи, Святейшего Патриарха (при этом произносится его титул и имя) и местного преосвященного архиерея (при этом произносится его титул и имя) и даруй, чтобы они для блага церквей (вверенных их управлению) пребывали в мире, невредимы, почитаемы, здравы, долгоденствовали, верно преподавали слово Твоей истины». Эту часть моления священнослужитель произносит вслух. Предстоящие в дополнение к его словам поют: и всех и вся (κατα παντα και πασων)». Священник продолжает тайную молитву: «Помяни, Господи, этот город, в котором мы живем, и всякий город и область, и верных, живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, болящих, тяжко страждущих, пленных (избавляя их от временных напастей), и спасение их (даруй им вечное спасение). Помяни, Господи, плодоносящих (жертвующих припасы, необходимость для богослужения), споспешествующих благолепию в святых Твоих церквях, тех, которые помнят бедных, и на всех нас ниспошли богатые Твои милости».

При чтении священником молитвы за членов Церкви живых и усопших дьякон тайно поминает тех и других поименно. При этом имена усопших он иногда читает по поминальным запискам, которые по-гречески называются диптихами (складными таблицами).

Весь чин возношения Святых Даров оканчивается двумя возгласами священника. В первом он просит Бога даровать верующим единодушие к прославлению Его Великого имени: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое – Отца и Сына и Святага Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь, ответствуют предстоящие. Последним возгласом священник, обратившись к народу, с крестным знамением преподает ему благословение от имени Иисуса Христа: И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами. Народ отвечает: и со духом твоим.

Теперь рассмотрим чин Святого возношения на литургии святителя Василия Великого в русском переводе. Он отличается от чинопоследования Иоанна Златоуста большей продолжительностью и еще некоторой особенностью в поминовении членов Церкви. На литургии Иоанна Златоуста священнослужитель совершает службу наряду со всеми благочестно усопшими за всех святых, изрядно же за Пресвятую Богородицу, а на литургии Василия Великого положено умолять Господа, чтобы Он даровал всем нам благодать и милость со всеми святыми, наипаче же с Пресвятой Богородицей, и их молитвами помянул и упокоил всех прежде усопших в надежде воскресения для жизни вечной.

1. Благодарственная молитва при пении Достойно и праведно есть: «Присносущный, Владыка Господи, Боже Отец, поклоняемый Вседержитель! Поистине достойно и справедливо, и с величием Твоей святости сообразно Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе покланяться, Тебя благодарить, Тебя прославлять, как единого истинного Бога, и сердцем сокрушенным и духом смиренным Тебе приносить словесную эту службу нашу, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины, и кто способен изречь могущество Твое, возвестить во всеуслышание все, что относится к хвале Твоей, или поведать все чудеса Твои во все времена, владычествующий над всем, Господи неба и земли, всей тверди видимой и невидимой, седящий на престоле славы и проницающий взором бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неограниченный, неизменный, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Великого Бога и Спасителя, упования нашего, который есть Образ Твоих совершенств, печать, точными чертами показывающая в Себе Тебя Отца66, Слово вечно живущее (1Ин. 1, 1), Бог истинный, предвечная Мудрость. Жизнь, освящение, сила. Свет истинный, от которого Дух Святой пришел (в мир), Дух истины, дар усыновления (Рим. 8, 15), залог будущего достояния (Еф. 1, 14), предначинание вечных благ, животворящая сила, источник освящения. Тобой укрепляемая, Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие всякая словесная и разумная тварь: ибо все Тебе служит. Тебя восхваляют Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы и многоглазые Херувимы. Тебя окружают Серафимы – у каждаго по шести крыл, – двумя они покрывают лица свои, двумя ноги и на двух летают и восклицают друг против друга незнающими покоя устами, несмолкающими славословиями». Возглас, произносимый вслух: победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. Хор: Свят, свят, свят Господь Саваоф... «С этими блаженными Силами, – продолжает тайно молиться священник, – человеколюбивый Господи и мы грешные вопием и глаголем: поистине Ты свят и всесвят, и безмерно величие святости Твоей, и праведен Ты во всех делах Твоих, ибо по правде и по истинному суду Ты во всем поступил с нами. Создав человека из брения, взятого из земли, и почтив образом Твоим, Боже, Ты водворил его в сладостном раю и за соблюдение заповедей Твоих обещал ему бессмертную жизнь и наслаждение вечными благами. Но когда он не послушал Тебя, истинного Бога, сотворившего его, и был увлечен обольщением змия и своим собственным грехопадением умерщвлен, тогда праведным Твоим судом Ты, Боже, изгнал его из рая в этот мир и возвратил в землю, из которой он взят, предприготовляя ему, через возрождение, спасение в Самом Христе Твоем. Ибо не до конца отвратился Ты от создания Твоего и не забыл сотворенных Твоими руками, но по сострадательному милосердию Твоему многообразно посещал. Ты посылал пророков, творил чудеса через святых Твоих, благоугождавших Тебе в каждом поколении. Ты говорил нам устами рабов Твоих пророков, предвещая нам грядущее спасение. Ты дал в помощь закон, поставил в хранители Ангелов. Но когда пришла полнота времен, Ты говорил нам в Сыне Твоем, через которого и времена сотворил (Гал. 4, 4; Евр. 1, 2). Он, будучи сиянием славы Твоей и образом существа Твоего, держа все словом силы Своей (Евр. 1, 3), не почитал хищением быть равным Тебе Богу и Отцу (Флп. 2, 6), но будучи предвечным Богом, явился на земле и с людьми обращался, и воплотившись от Девы, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, в сообразность с нашим уничиженным телом, дабы нас соделать подобными Ему по образу славы Его. Так как через человека грех вошел в мир и через грех смерть (Рим. 5, 12), то Единородный Твой Сын, существующий в Твоем Бога и Отца недре (Ин. 1, 18), благоволил, родившись от женщины, святой Богородицы и Приснодевы Марии, и подчинившись закону (Гал. 4, 4), осудил грех во Плоти Своей (Рим. 8: 3), чтобы умирающие в Адаме ожили в Самом Христе Твоем (1Кор. 15, 22). И пожив в этом мире, Он дал нам спасительные заповеди, избавил нас от идольского обольщения (идолопоклонства) и привел нас к познанию Тебя истинного Бога и Отца, стяжав нас Себе, как людей избранных, царственное священство, народ святой (1Пет. 2, 9). И очистив нас водой и освятив Духом Святым, Он предал Себя взамен (за нас) на смерть, под владычеством которой содержались мы, проданные (порабощенные) греху (Рим. 7, 14). Потом, нисшедши через Крест в ад, дабы наполнить Собой все (Еф. 4, 10), Он расторгнул узы смерти, и, воскресши в третий день и открыв всякой плоти (всем людям) путь к воскресению из мертвых, – потому что невозможно было Виновнику жизни быть удержану тлением (Деян. 2, 24), соделался начатком умерших (1Кор. 15, 20), первенцем из мертвых, чтобы во всем иметь Ему первенство (Кол. 1, 18). Потом, восшедши на Небеса, воссел одесную (справа) величества (престола) Твоего на высоте (Евр. 1, 3) и придет воздать каждому по делам его (Откр. 22, 12). Но в память Своего спасительного страдания Он оставил (завещал) нам то, что мы предложили по Его заповедям. Ибо готовясь пойти на вольную, приснопамятную и животворящую смерть Свою, в ту ночь, в которую предал Себя за жизнь мира, прияв хлеб в Свои святые и пречистые руки, показав Тебе Богу и Отцу, благодарив, благословив, преломив». Возглашение вслух: Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Хор: аминь. Подобным образом и Чашу от плода винограднаго прияв, растворив (с водою), благодарив, благословив, освятив. Возглашение вслух: Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Хор: аминь. Священник продолжает слова Спасителя тайно: «Сие творите в Мое воспоминание, ибо всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьете Чашу эту, Мою смерть возвещаете (1Кор. 12: 26), Мое воскресение исповедуете».

2. Возношение Святых Даров: «Так и мы, вспоминая, Господи (Отче), Его спасительные страдания, Животворящий Крест, тридневное погребение, воскресение из мертвых, восшествие на Небеса и сидение одесную Тебя Бога и Отца, и славное и страшное Его пришествие». Возглашение вслух: Твоя от Твоих, Тебе при носяще (с греческого: приносима) о всех и за вся. Хор: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся Боже наш.

3. Освящение Святых Даров: «Поэтому (по заповеди Христа творить воспоминание о Нем), Пресвятой Владыка, и мы, грешные и недостойные рабы Твои, удостоившиеся служить перед святым Твоим жертвенником и не за праведные дела наши (ибо ничего доброго не сотворили на земле), но ради обильно Тобой излиянных на Нас милостей и щедрот Твоих, – с дерзновением приближаемся к святому Твоему жертвеннику и, предложив приношения, представляющие образ (αντιτνα) Святого Тела и Крови Христа Твоего, Тебе молимся и к Тебе, Святой из Святых, взываем, чтобы по благословению Твоей благости пришел Дух Твой Святой на нас и на эти предлежащие Дары и чтобы Ты благословил, и освятил, и показал этот хлеб67 самым Честным Телом Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (аминь, говорит дьякон), Чашу же эту – Честной Кровию Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (аминь, говорит дьякон), излиянную за жизнь мира и спасение (аминь, говорит дьякон), преложив Духом Твоим Святым (аминь, аминь, аминь, говорит дьякон)».

4. Моление за членов Церкви: «Нас же всех, от единого хлеба и Чаши причащающихся, со едини друг с другом в едином общении Святого68 Духа и сотвори, чтобы никто из нас не причастился Святого Тела и Крови Христа Твоего в суд и в осуждение, но чтобы мы обрели милость и благодать со всеми святыми, и искони Тебе благоугодившими, с праотцами, патриархами, пророками, апостолами, проповедниками, евангелистами, мучениками, исповедниками, учителями и со всяким духом праведным, достигшим конца земного поприща в вере». Возглашение вслух: «преимущественно же с Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицей нашей Богородицей и Приснодевой Марией». Тайно: «со святым Иоанном пророком, предтечей и крестителем, со святыми и славными апостолами, со святым (дневным), которого память совершаем, и со всеми святыми, молитвами которых призри на нас, Боже, и помяни всех прежде усопших с надеждой воскресения для жизни вечной, и упокой их там, где зрится свет Лица Твоего. Еще молимся, помяни, Господи, святую Твою соборную и апостольскую Церковь, распространенную от края до края земли, и даруй мир этой Церкви, которую Ты приобрел драгоценной Кровию Христа Твоего, и святой храм этот утверди до кончины века. Помяни, Господи, тех, которые принесли Тебе эти Дары, и тех, за кого, через кого и за что они принесли их. Помяни, Господи, плодоносящих и благоукрашающих в святых Твоих церквях, и тех, которые помнят бедных. Воздай им обильными Твоими и небесными дарами; вместо земного даруй им небесное, вместо временного – вечное, вместо тленного – нетленное. Помяни, Господи, находящихся в пустынях, горах, пещерах и ущельях земли. Помяни, Господи, пребывающих в девстве, в благоговении, в подвижничестве и в честной жизни. Помяни, Господи, страну нашу и власти ее, увенчай их оружием истины, оружием благоволения, осени их в день брани, укрепи их мышцу, возвысь их десницу. Даруй глубокий и невозмутимый мир, вложи в их сердце доброе расположение к Церкви Твоей и ко всем людям Твоим, чтобы и нам в спокойствии проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. Помяни, Господи, всякое начальство и власть, и все воинство. Добрых соблюди в доброте, злых соделай добрыми по благости Твоей. Помяни, Господи, предстоящих людей и по уважительным причинам отсутствующих и помилуй их и нас по множеству милости Твоей. Kладовые их наполни всяким добром, супружества их сохрани в мире и единомыслии, младенцев воспитай, юность наставь, старость поддержи, малодушных утешь, расточенных собери, обольщенных обрати и соедини с Твоей соборной и апостольской Церковью, угнетаемых духами нечистыми освободи, плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, за вдовиц заступись, сирот защити, пленных избавь, болящих исцели. Помяни, Боже, тех, которые томятся в судилищах, в рудокопнях, в заточении, во всяком утеснении и озлоблении и беде, и всех имеющих нужду в великом Твоем милосердии, также любящих нас и ненавидящих, и заповедавших нам недостойным молиться за них. И всех людей Твоих помяни, Господи Боже наш, и на всех излей обильную Твою милость, подавая всем, по их прошениям, потребное к их спасению. И тех, которых мы не помянули по неведению, либо по забвению, либо по множеству имен, Сам Ты, Боже, помяни, потому что знаешь возраст и название каждого, – каждого знаешь еще от чрева матери его. Ты, Господи, помощь беспомощным, надежда безнадежным, спасение терпящим стужу, пристань плавающим, врач болящим. Сам для всех будь все, ведая каждого, и чего он просит, и дом его, и нужду. Избавь, Господи, этот город, и всякий город, и область от голода, мора, землетрясения, наводнения, огня, меча, нашествия иноплеменников и междуоусобной войны». Возглашение вслух: В первых помяни, Господи, Патриарха... и прочее. Хор поет: И всех и вся. Священник тайно продолжает: «Помяни, Господи, всех епископов православных, верно преподающих слово Твоей истины. Помяни, Господи, по множеству щедрот Твоих, и мое недостоинство, прости всякое согрешение вольное и невольное, и за мои грехи не возбрани (действию) благодати Святого Духа от предлежащих Даров. Помяни, Господи, пресвитеров, во Христе дьяконов и все священнослужебное сословие и не посрами никого из нас, окружающих святой Твой жертвенник. Воззри на нас в благости Твоей, Господи, явись нам в обильных щедротах Твоих. Даруй нам благорастворенные и полезные ветры, подавай тихие дожди к плодородию земли, благослови венец (круг) года благости Твоей, прекрати распри между Церквями, подави (враждебный Церкви) движения язычников, восстания еретические быстро разрушь силой Святого Твоего Духа. Всех Ты приими в Царство Твое, соделав нас сынами света и дня, Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш, ибо все Ты нам дал».

Весь чин Святого возношения оканчивается двумя возгласами, как и в литургии Иоанна Златоуста. После возгласа: Изрядно о Пресвятей, на литургии святого Василия Великого вместо Достойно есть поется следующая песнь в честь Богородицы: «О Тебе, Благодатная (т.е. обретшая благодать у Бога), радуется все творение, сонм Ангелов и род человеческий. Ты – освященный храм и рай духовный, Ты – похвала девственная, от которой воплотился Бог и младенцем родился прежде всех веков Сущий Бог наш. Утробу Твою Он сотворил престолом и чрево Твое (Его вместившее) соделал пространнейшим Небес. О тебе, Благодатная, все творение радуется. Слава Тебе».

* * *

56

Т.е. все эти Небесные Силы, окружающие престол Вседержителя, славословят Его разными голосами. В их славословии слышны голоса орла (поюще – αδοντα), тельца (вопиюще – βοωντα), льва (взывающе –κεκραγοτα), человека (глаголюще –λενονια) – животных, в образе которых видел их новозаветный тайнозритель Иоанн Богослов. Он же слышал, как они взывали: Свят, Свят, Свят Господь Вседержитель (Откр. 4, 7–8). Конечно, они взывали голосами тех животвых, вид которых имели. В древних списках литургии слова: вопиюще, взывающе и глаголюще не имеются, а есть только поюще.

57

Слово небо прибавлено к тексту серафимской песни, – в ней читается только: исполнь вся земля славы Твоея (Ис. 6, 3).

58

И в Учительном известии (при служебнике) сказано, что если священник после освящения Святых Даров усмотрит несовершенство хлеба, то должен взять свежую просфору и начать Тайнодействие снова со следующих слов благодарственной молитвы: в нощь, в нюже предан бываше, и повторить: словеса Господни, яже над хлебом. Подобным образом в случае усмотренного несовершенства или отсутствия вина он начинает снова со слов: такожде и Чашу по вечери, глаголя: пийте от нея вси. Таким образом, по Учительному известию, слова Господни существенно нужны к совершению Таинства, хотя уже были произнесены прежде усмотрения недостатков в веществе Таинства.

59

Латинские писатели, утверждая, что Святые Дары освящаются тайносовершительными словами Спасителя, толкуют в том же смысле чин освящения Даров в греческих служебниках. Поэтому служащие по этим служеб никам униатские священники осеняют Дары крестным знамением при прознесении слов: приимите, ядите... и: пийте... как положено в латинских служебниках, и потом воздают Дарам честь поклонением, как уже освященным. Следующую же за тем в греческом чинопоследовании молитву о преложении латиномудрствующие относят собственно к причащающимся. «Этой молитвой, – говорят они вопреки ее прямому смыслу, – будто бы испрашивается, чтобы Дух Святой сошел на причащающихся и в них сотворил хлеб и вино Телом и Кровию Христовой (!)». Латинское учение о времени освящения Даров явилось не раньше половины XI века и в XIV веке принято на всем Западе. В XV веке на Флорентийском Соборе оно было навязано грекам. В XVII веке оно появилось сначала на юге России, с водворением здесь унии, потом нашло защитников и в Москве. Здесь против него восстали греки братья Лихуды. Наконец, после сношения с Восточными Патриархами оно было осуждено на Московском Соборе 1689 года при Патриархе Иоакиме, а его преемник Патриарх Адриан православное учение о времени преложения Святых Даров включил в Чин Православия и в архиерейскую присягу.

60

Они учат, что в этом Таинстве хлеб и вино остаются во всей своей неизменности и что Христос только сопребывает с ними.

61

Праотцами и отцами Церковь почитает живших от Адама до Авраама прародителей (см. службу в Неделю праотцев).

62

Патриархи – предки избранного народа от Авраама до Моисея.

63

Исповедники – это мученики за веру, но не замученные до смерти.

64

Архиеп. Филарет Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. С. 128. В одном из афонских монастырей сохраняется икона Богоматери под названием «Достойно есть». Такое название дано ей потому, что перед этой иконой впервые пропета была Ангелом эта песнь в настоящем полном составе, и этим же Ангелом была записана на каменной плите пальцем. Там же, С. 296.

65

Здесь приведен рассказ святителя Григория Двоеслова об одном умершем монахе, получившем пользу от поминовения на литургии. Тот же святитель в одной из своих проповедей рассказывает слушателям уже известное им удивительное происшествие: «Недавно, – говорит он, – как вам известно, один человек был пленен врагами и уведен в далекую страну в неволю. И как он долгое время не возвращался из плена, то его жена, считая его уже умершим, просила совершать еженедельно литургию об отпущении его грехов. И его узы вследствие церковной молитвы всякий раз во время этой молитвы на литургии ослаблялись и спадали с него в плену. Спустя много лет, возвратившись из плена, он с удивлением рассказывал своей жене, что в известные дни и часы спадали с него узы. Благочестивая жена, сопоставив эти дни и часы, узнала, что это было то самое время, в которое по ее прошению была приносима Бескровная жертва об отпущении его грехов» (Беседа 57).

66

Филипп сказал Иисусу: Господи! покажи нам Отца. Иисус сказал ему: видевший Меня видел Отца (Ин. 14, 8–9).

67

Обстановка этих слов благословения та же, что и на литургии Иоанна Златоуста.

68

Слова: преложив Духом Твоим Святым почти, не встречаются в древних греческих и славянских списках литургии святителя Василия Великого. Опущены и в новейших греческих изданиях той же литургии – Венецианском 1862 года и Афинском 1865 года. В подстрочном примечании первого даже прямо сказано, что слова: преложив Духом Твоим Святым, по словосочетанию, в связи с предыдущими словами, не должны иметь место. Ибо получается, будто Дух Святой призывается преложить Духом Святым. Эти слова, говорят, перенесены в литургию Василия Великого из литургии Иоанна Златоуста, где они находятся в правильном словосочетании. Но кажущаяся трудность удовлетворительно объяснить пререкаемое место, мы полагаем, устраняется в представленном нами воспроизведении или русском переводе этого места. При таком воспроизведении прибавление к словам освящения Святых Даров выражения: преложив Духом Твоим Святым, является не только не излишним, не только не нарушающим догматического смысла речи, но и вполне приличным и нужным. Также добавим к вышесказанному, что слова: преложив Духом Твоим Святым, читаются в списке литургии Василия Великого, находящемся в принадлежавшем преосвященному Порфирию Евхологионе, написанном в конце VII или в начале VIII века. Из списков литургии Василия Великого в Евхологии Гоара, в одних эти слова не упоминаются, в других хотя имеются, но благословение Даров начинается, как и в литургии Иоанна Златоуста, словами: сотвори убо хлеб сей... преложив Духом Твоим Святым.


Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Комментарии для сайта Cackle