Источник

27. К слепым

(Из жизни преподобного Григория Синапта. Аф. Пат. ч. I, стр. 397–398).

К вам, братья, лишенные света чувственного, будет слово наше. Вот очи ваши закрыты. Мир– Божий со всеми красотами его, увы, чужд для вас. Положение грустное! Но знаете ли, что есть средство избежать его? Знаете ли, что можно и без глаз видеть не только духовно, но и естественно? Вас удивляет это? Не удивляйтесь. Мы самим делом докажем вам истину слов наших.

В жизни преподобного Григория Синаита пишется следующее. Ученик Преподобного Аарон был лишен телесного зрения; поэтому святой Григорий весьма много сострадал ему. Божественный Григорий объяснял Аарону, что слепота телесных очей не только очищает душевные, но и дарует вечный свет тем, которые переносят ее с благодарностью, надеясь во всем несомненно на Бога, и что когда мы, помощью и благодарностью Божьею очистим сердца наши, посредством горячей и постоянной молитвы, тогда просвещается наш ум и разум, которые в душе – как бы два ока. А если просветятся и отверзутся очи души нашей, то человек, сделавшись в Боге духовным, видит естественно, как видел и Адам прежде своего преступления. Слушая эти и подобные этим наставления, и слагая их в сердце своем, Аарон с глубоким сокрушением сердца, просил Бога так: „Господи Боже мой! низу склонившегося воздвигнувший, словом единым расслабленного стянувший и очи слепого разверзший, воздвигни и меня неизреченным Твоим благоутробием, и, погрязшую в тине греха, окаянную мою душу не презри, и не дай ей погрязнуть во рве отчаяния, но, как щедрый, отверзи очи сердца моего, всели в него страх Твой, дай мне разуметь заповеди Твои и творить волю Твою!» И не вотще была такая смиренная и из глубины души молитва слепца: он был услышан Богом, и очи души его просветились так, что он не нуждался более и в зрении телесном. Теперь не нужен уже стал ему и вожатый пути. Мало того, – он видел действия других даже на далеком от себя расстоянии. Раз он ходил с иноком Иаковом к одному монаху. Быв еще далеко от келии этого монаха, Аарон, просвещенный свыше, сказал Иакову: „монах, к которому мы идем, держит в руках своих священное четвероевангелие и читает такое то зачало Евангелия. « Пришедши в келью к монаху, и испытав с точностью, нашли, что предсказанное Аароном было истинно. Но это только малое из многого.

Итак, не правда ли, что можно и без глаз видеть и без глаз созерцать предметы даже мира чувственного? Да, как видите, кто святою жизнью и пламенною молитвою очистил ум от скерн греховных и приблизил его к Богу, тот настолько просвещается Духом Святым, что, сделавшись в Боге духовным, становится вместе способным видеть и естественно, хотя бы и без очей. Поэтому и просите Духа Святого Утешителя, чтобы в замену чувственных очей, дал вам просвещенна очеса сердца, да возможете разуметь со всеми Святыми, что есть широта и долгота и глубина и высота любви Божией (Еф. 1:18;8:18). Душа ваша с каждым днем будет становиться способнее к созерцаниям высшим и духовным, а чрез них и из земного вы будете в состоянии постигнуть то, что может быть нужным и спасительным для вас. Аминь.


Источник: Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, преемник И.С. Ефимов, 1912. - 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle